Педагогический Альманах |
2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |
1/98 | 2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |
1/98 | 2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |
1/98 | 2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |
Номер посвящен памяти
франко-еврейского философа и педагога
Эммануэля Левинаса,
уроженца Литвы,
современного интерпретатора Талмуда
и выдающегося деятеля еврейского образования.
Александр Львов (СПб). Наше "сегодня" в истории.
Размышление об уникальном духовном опыте, приобретенном евреями СССР за десятилетия советского режима, и о месте этого опыта в контексте еврейской истории и современности. Статья содержит анализ проблем еврейского образования в СНГ, важнейшая из которых - неэффективность импортных подходов к образованию, которые плохо приживаются на местной почве и гасят мотивацию к учебе. Автор предлагает подход, основанный на собственных культурных традициях евреев бывшего СССР и близкий ученикам, педагогам и родителям.
Рав Шмуэль Вигода (Израиль). Между Литвой и Афинами. Эммануэль Левинас: Философ и педагог.
Новая статья одного из ближайших учеников выдающегося философа и педагога Эммануэля Левинаса. Рав Шмуэль Вигода, ректор педагогического колледжа им.Герцога при иешиве "Алон Шевут", анализирует педагогические воззрения своего учителя, видя в них основу современной философии и идеологии еврейского образования. Статья переведена с авторской рукописи.
Эммануэль Левинас. Три статьи о еврейском образовании.
Подборка статей Эммануэля Левинаса, посвященных проблемам и перспективам еврейского образования в диаспоре и Израиле. На эти работы ссылается в редакционной статье А.Львов, их широко цитирует Ш.Вигода. Перевод осуществлен с подстрочника, предоставленного Евгением Кушнером, под редакцией Александра Львова и Арье Ротмана.
Эммануэль Левинас. Язык веры и страх Божий. Урок Гемары. Брахот.
Одна из восьми лекций Эммануэля Левинаса, посвященных анализу важнейших талмудическим фрагментов. Текст адресован французским интеллектуалам, не сведущим в Талмуде. Это позволяет читателю, обладающему европейским культурным багажом, проникнуться философской глубиной Талмуда и ощутить его актуальность в наши дни. Текст може послужить основой для ознакомления с Талмудом старшеклассников еврейских нерелигиозных школ.
Наталия Гуткина (Нижний Новгород). Литература таннаев. Мидраш, Мишна, Тосефта.
Поурочная методическая разработка по теме. Материал подан так, что его интересно читать не только педагогу-предметнику, но и любому читателю.
Марина Фалькенштейн (Рига). Еврейское воспитание через эмоциональное восприятие: празднование Шаббат в начальной школе.
Автор - учитель начальных классов. Содержание статьи отражено в названии. Статья богато иллюстрирована.
Анатолий Подольский (Киев). Еврейская история в киевском педагогическом колледже. Программа учебного курса.
Автор - ведущий украинский методист по преподаванию еврейской истории. Программа для IV курса, составленная им, отличается полнотой и профессионализмом. Она может лечь в основу программы по истории в старших классах еврейской школы.
Анна Молчанова (СПб). Мир еврейской традиции на уроках чтения.
Методическая разработка по теме: преподавания еврейской традиции с помощью детской художественной литературы. Автор - ведущий методист СНГ по преподаванию еврейской литературы в младших классах, член педагогического клуба "Новая еврейская школа" в СПб.
Гисиана Величко (Днепропетровск). Преподавание темы "Цдака".
Программа курса и поурочная методическая разработка, основанная на книге Шошаны Клигман "Цдака". Работа Гисианы Величко позволяет использовать книгу израильского автора, переведенную на русский язык, в качестве школьного учебника.
Александр Львов (СПб). До свидания, Левиафан. Чистый случай.
Два рассказа-эссе. В одном из них трактуется символический образ Левиафана в еврейских источниках и современном сознании. Другой рассказ - философская притча о свитке Торы, выкинутом за ненадобностью на свалку и подобранном там героем рассказа - евреем, вернувшимся к Торе. Герой пытается вернуть жизнь растерзанному свитку...
Ирина Берент (Нижний Новгород). Семейный семинар в Нижнем Новгороде.
Рассказ молодой воспитательницы о семинаре для дошкольников и их родителей, на котором была сделана попытка сформировать ядро еврейского детского сада. Успехи и неудачи организаторов семинара помогут всем, кто занят дошкольным и неформальным (семейным) воспитанием.
1/98 | 2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |
Арье и Хана Ротман. С Днем учителя!
Раби Моше бен МАЙМОН (РАМБАМ). Законы чуждого служения. Фрагменты.
С. Бродоцкая. Поэма А. С. Пушкина "Медный всадник" в контексте библейских ассоциаций.
В. Антокольский. Российские евреи в годы революций и войн (1917—1920). Экспериментальная учебная программа.
С. Митрофанов. Образовательные стандарты по истории еврейского народа. Второй год обучения.
М. Мандель. Время действовать. Отчет Комиссии по еврейскому образованию в США и Канаде.
Х. Ротман. Летняя педагогическая студия "Новой еврейской школы".
М. Эпштейн. Идти за ребенком?
О. Самарина. Что такое "зеленый дом".
А. Чернина. Почта "Новой еврейской школы". Обзор писем за первое полугодие 1999 г.
1/98 | 2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Г. Коэн. Судить ли нам героев писания? Сара, спутница Авраама.
ЕВРЕЙСКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
З. Рохлин. Праздник на Болотной улице. Детский сад "Хая Мушка".
С. Ефремова. Дети приводят родителей. Еврейское воспитание родителей в детском саду.
А. Ротман. Крик воздушного змея.
Е. Шешолин. Паломник в страну востока.
А. Чернина. Почта НЕШ. Обзор писем за второе полугодие 1999 — начало 2000 г..
А. Фондман. "Мужчиной и женщиной сотворил их".
М. Карпова. Климат доверия — северо-запад России.
З. Рохлин. Петербургский долгожитель. К 120-летию со дня основания ОРТ.
1/98 | 2/98 | 3/98 | 4/99 | 5/99 | 6/00 | 7/00 | 8/00 | 9/01 | 11/02 | 12/02 | 13/04 |