Педагогический Альманах

Содержание
2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться переход на главную страницу
1/98
Название Автор Аннотация
Начало Гаскалы Мордехай Броер, крупнейший израильский историк образования О реформе еврейского образования в свете идей Гаскалы.
Адресована всем учителям еврейских школ, интеллигенции, специалистам по истории образования.
Статья позволяет понять тенденции развития еврейского образования и существующие в нем направления
Избранные стихотворения Бялика Зоя Копельман,
Евр. Ун-т в Иерусалиме, преподаватель
Методическое пособие по поэзии Бялика (четыре известных стихотворения).
Адресована преподавателям еврейской литературы, интеллигенции.
Материал для урока.
Сказки евреев восточной Европы с комментариями Автор комментариев В. Дымшиц Идишный фольклор, пять сказок с комментариями.
Адресована преподавателям еврейской литературы, фольклористам, этнографам, широкому кругу читателей.
Материал для преподавания по еврейской литературе (идиш).
Урок по ТаНаХу Цви Адар, ведущий израильский методист Методический практикум по преподаванию ТаНаХа с примерами тематических разработок.
Адресована преподавателям ТаНаХа, традиции.
Методические разработки по темам ТаНаХа.
Иврит с 1 по 11 класс Ирина Шустерман, преподаватель и методист, Харьков Учебная программа.
Адресована преподавателям иврита и завучам.
Первая полная программа для дневной школы, содержащая список знаний, умений и навыков, а также лексических и грамматических тем для каждого класса.
Заочная школа для детей среднего и старшего возраста Юрий Линец, бывший директор школы «Рацон латет», Москва Опыт создания заочной школы в центральном регионе России.
Адресована организаторам еврейского образования, учителям.
Опыт единственной заочной школы должен быть распространен, чтобы найти новых сторонников.
Союз сердец Григорий Шойхет, директор школы, Харьков Опыт еврейской молодежной благотворительной организации.
Адресована организаторам образования, воспитателям, классным руководителям, деятелям общин.
Опыт первой подобной организации должен послужить остальным и привлечь внимание деятелей общин.
Литературная страница Арье Ротман Стихи на библейские темы.
Адресована всем читателям.
Литературное творчество служит главным выразителем самосознания русских евреев и их культурной идентификации.
Еврейская история в российской школе Валерий Столов, директор школы "Бейт Менахем", Петербург Обзор еврейской темы в российских учебниках.
Адресована учителям истории и организаторам образования.
В рамках обсуждения рекомендаций российским образовательным инстанциям по отражению истории евреев в школьных учебниках.
Хроника
Отчеты о текущих учительских семинарах


1/98 2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться переход на главную страницу
2/98
Название Автор Аннотация
Избрание и избранность. Миссия Израиля в Библейских текстах Мартин Бубер Понятие «избранный народ» в иудаизме.
Адресована преподавателям литературы, истории, ТаНаХа, традиции, еврейской интеллигенции.
Необходимость правильного понимания термина «избранный народ» - понимания, свободного от национализма.
Истории рабби Нахмана из Браслава, комментарии Рав Адин Штейнзальц Очерк о личности рабби Нахмана и популярный каббалистический комментарий к одной из главных сказок. Адресована преподавателям литературы, традиции, интеллигенции.
Комментарий позволяет ввести в школьные программы преподавание сказок рабби Нахмана.
Мидраш о мидраше: «Разлученные» Агнона Елена Римон, университет им. Бен Гуриона Статья о творчестве Агнона и путях еврейской литературы.
Адресована преподавателям литературы, интеллигенции.
Материал для преподавания творчества Агнона и еврейской литературы.
Система планирования уроков традиций в еврейских школах Роман Карачун, директор школы в Кишиневе, Михаэль Пас, преподаватель Программа и календарный план по традиции с примерами уроков.
Адресована преподавателям традиции, директорам, завучам.
Первая полная программа преподавания традиции и план воспитательной работы еврейской школы.
Модель школы: структура и учебный процесс Семен Каплунский, директор школы, Днепропетровск Рассказ о работе школы.
Адресована организаторам образования.
Опыт крупнейшей в Европе еврейской школы.
Курс «Семейная история» Елена Давыдова, бывший директор воскресной школы, Петербург Отчет о реализации курса. Отрывки из экспедиционных дневников детей.
Адресована преподавателям истории, организаторам внеклассной работы.
«Семейная история» – дети вместе с родителями изучают историю семьи и через это приобщаются к судьбе, культуре и традициям своего народа.
Перейти в еврейскую школу. Владимир Линниченко, социолог, Григорий Шойхет, директор школы, Харьков Социолого-психологическое исследование мотивации учащихся.
Адресована организаторам образования, деятелям общин.
Анализ мотивации и психологический портрет ученика еврейской школы.
Литературная страница Ася Шнайдерман, Геннадий Беззубов, Римма Маркова Стихи на еврейские темы.
Адресована всем читателям.
См. эту рубрику в первом номере.
Знак судьбы Татьяна Ланина, филолог, театровед Биографическое исследование.
Адресована всем читателям.
Рассказ автора о том, как изучение семейных корней привело человека, далекого от еврейства, к возвращению к своему народу.
Новая книга по истории еврейской литературы Михаэль Фальк, журналист, педагог Рецензия на учебник Семена Парижского по поэзии «Золотого века» в Испании.
Адресована преподавателям литературы, библиотекарям, организаторам образования.
Информация о новом учебнике.


1/98 2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться переход на главную страницу

3/98

Название Автор Аннотация
Маараль из Праги. Спор о пилпуле и проблемы еврейского образования Александр Львов, преподаватель еврейских классических текстов, Петербург Философия еврейского образования. Публикация фрагментов из Маараля, вводная статья и анализ.
Адресована преподавателям ТаНаХа, истории, интеллигенциии.
Привлекает интеллигенцию к еврейскому образованию, расширяет кругозор преподавателей.
Педагогические фрагменты Раби Йеуда Лива бен Бецалель (Маараль из Праги)  
Долгая жизнь. Фрагменты воспоминаний Моше Трескунов, прадедушка Моше-Мендла Трескунова, преподавателя традиции, Петербург История еврейского образования в воспоминаниях. Казенные еврейские училища.
Адресована всем читателям, историкам образования.
Дает представление о формах и путях развития еврейского образования в России.
Учитель Торы Моше Гринберг, ведущий израильский методист Профессиональный портрет учителя Торы: критерии проф. пригодности.
Адресована преподавателям Торы и традиции, организаторам образования.
Далекий от сегодняшней российской реальности идеал учителя Торы, который может, тем не менее, служить маяком.
Знак Каина Елена Римон, преподаватель, ун-т им. Бен Гуриона. Становление новой литературы на иврите.
Адресована преподавателям литературы, интеллигенции, историкам литературы.
Материал для самообразования и преподавания истории израильской литературы.
Поэзия Бялика и Черниховского на уроках литературы Елена Слоним, учитель литературы в школе 1311, Москва Методические разработки уроков.
Адресована преподавателям литературы.
Готовые уроки по еврейской литературе для старших классов.
ТаНаХ в начальной школе. Заметки учителя Марина Голосовкер (псевдоним) Методические рекомендации по преподаванию ТаНаХа детям младшего возраста.
Адресована учителям младших классов.
Обобщает опыт и помогает избежать ошибок при преподавании ТаНаХа в начальной школе.
Праздник общения Григорий Шустерман, бывший директор воскресной школы, Петербург Рассказ об опыте воскресной школы.
Адресована организаторам и историкам образования.
Обмен опытом.
Власть и цимцум Юджин Боровиц Каббалистическая концепция педагогического процесса и роли учителя-лидера.
Адресована всем читателям.
Статья воспитывает учителя в духе еврейской традиции образования.
Встреча поколений Илья Вайсельбух, директор института подготовки социальных работников, бывший директор школы, Кишинев Рассказ о работе детской благотворительной организации и программа ее работы. В приложении – пьеса для детского театра.
Адресована организаторам образования, воспитателям, классным руководителям, деятелям общин.
См. публикацию Григория Шойхета на эту тему в первом номере.
Литературная страница: новелла «Арон из Штернберга» Роман Рабич, Ташкент Историческая новелла о кровавом навете.
Адресована всем читателям.
История еврейского народа в литературных произведениях.


1/98 2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться переход на главную страницу

4/99


Номер посвящен памяти
франко-еврейского философа и педагога
Эммануэля Левинаса,
уроженца Литвы,
современного интерпретатора Талмуда
и выдающегося деятеля еврейского образования.

  1. Редакционная статья

    Александр Львов (СПб). Наше "сегодня" в истории.

    Размышление об уникальном духовном опыте, приобретенном евреями СССР за десятилетия советского режима, и о месте этого опыта в контексте еврейской истории и современности. Статья содержит анализ проблем еврейского образования в СНГ, важнейшая из которых - неэффективность импортных подходов к образованию, которые плохо приживаются на местной почве и гасят мотивацию к учебе. Автор предлагает подход, основанный на собственных культурных традициях евреев бывшего СССР и близкий ученикам, педагогам и родителям.

  2. Еврейская педагогическая мысль

    Рав Шмуэль Вигода (Израиль). Между Литвой и Афинами. Эммануэль Левинас: Философ и педагог.

    Новая статья одного из ближайших учеников выдающегося философа и педагога Эммануэля Левинаса. Рав Шмуэль Вигода, ректор педагогического колледжа им.Герцога при иешиве "Алон Шевут", анализирует педагогические воззрения своего учителя, видя в них основу современной философии и идеологии еврейского образования. Статья переведена с авторской рукописи.

    Эммануэль Левинас. Три статьи о еврейском образовании.

    Подборка статей Эммануэля Левинаса, посвященных проблемам и перспективам еврейского образования в диаспоре и Израиле. На эти работы ссылается в редакционной статье А.Львов, их широко цитирует Ш.Вигода. Перевод осуществлен с подстрочника, предоставленного Евгением Кушнером, под редакцией Александра Львова и Арье Ротмана.

  3. Педагогический университет

    Эммануэль Левинас. Язык веры и страх Божий. Урок Гемары. Брахот.

    Одна из восьми лекций Эммануэля Левинаса, посвященных анализу важнейших талмудическим фрагментов. Текст адресован французским интеллектуалам, не сведущим в Талмуде. Это позволяет читателю, обладающему европейским культурным багажом, проникнуться философской глубиной Талмуда и ощутить его актуальность в наши дни. Текст може послужить основой для ознакомления с Талмудом старшеклассников еврейских нерелигиозных школ.

  4. Открытый урок

    Наталия Гуткина (Нижний Новгород). Литература таннаев. Мидраш, Мишна, Тосефта.

    Поурочная методическая разработка по теме. Материал подан так, что его интересно читать не только педагогу-предметнику, но и любому читателю.

  5. Обмен опытом

    Марина Фалькенштейн (Рига). Еврейское воспитание через эмоциональное восприятие: празднование Шаббат в начальной школе.

    Автор - учитель начальных классов. Содержание статьи отражено в названии. Статья богато иллюстрирована.

  6. Методический кабинет

    Анатолий Подольский (Киев). Еврейская история в киевском педагогическом колледже. Программа учебного курса.

    Автор - ведущий украинский методист по преподаванию еврейской истории. Программа для IV курса, составленная им, отличается полнотой и профессионализмом. Она может лечь в основу программы по истории в старших классах еврейской школы.

    Анна Молчанова (СПб). Мир еврейской традиции на уроках чтения.

    Методическая разработка по теме: преподавания еврейской традиции с помощью детской художественной литературы. Автор - ведущий методист СНГ по преподаванию еврейской литературы в младших классах, член педагогического клуба "Новая еврейская школа" в СПб.

  7. Школа и община

    Гисиана Величко (Днепропетровск). Преподавание темы "Цдака".

    Программа курса и поурочная методическая разработка, основанная на книге Шошаны Клигман "Цдака". Работа Гисианы Величко позволяет использовать книгу израильского автора, переведенную на русский язык, в качестве школьного учебника.

  8. Литературная страница

    Александр Львов (СПб). До свидания, Левиафан. Чистый случай.

    Два рассказа-эссе. В одном из них трактуется символический образ Левиафана в еврейских источниках и современном сознании. Другой рассказ - философская притча о свитке Торы, выкинутом за ненадобностью на свалку и подобранном там героем рассказа - евреем, вернувшимся к Торе. Герой пытается вернуть жизнь растерзанному свитку...

  9. Хроника

    Ирина Берент (Нижний Новгород). Семейный семинар в Нижнем Новгороде.

    Рассказ молодой воспитательницы о семинаре для дошкольников и их родителей, на котором была сделана попытка сформировать ядро еврейского детского сада. Успехи и неудачи организаторов семинара помогут всем, кто занят дошкольным и неформальным (семейным) воспитанием.


1/98 2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться переход на главную страницу

5/99

  1. От редакции

    Арье и Хана Ротман. С Днем учителя!

  2. Еврейская педагогическая мысль

    И. Коэн Размышления о разумном понимании нравственного и привычке к нему. "Законы чуждого служения" Маймонида как педагогическая парадигма.

    Раби Моше бен МАЙМОН (РАМБАМ). Законы чуждого служения. Фрагменты.

  3. Педагогический университет

    С. Бродоцкая. Поэма А.  С. Пушкина "Медный всадник" в контексте библейских ассоциаций.

  4. Методический кабинет

    В. Антокольский. Российские евреи в годы революций и войн (1917—1920). Экспериментальная учебная программа.

    С. Митрофанов. Образовательные стандарты по истории еврейского народа. Второй год обучения.

  5. Еврейское образование за рубежом

    М. Мандель. Время действовать. Отчет Комиссии по еврейскому образованию в США и Канаде.

  6. Литературная страница

    А. Ротман. Авраам и Нимрод. Восточная еврейская сказка.

  7. Книжное обозрение

    В. Дымшиц. Энциклопедия народной жизни.

  8. Хроника

    Х. Ротман. Летняя педагогическая студия "Новой еврейской школы".

  9. Письма в редакцию

    М. Эпштейн. Идти за ребенком?

    О. Самарина. Что такое "зеленый дом".

    А. Чернина. Почта "Новой еврейской школы". Обзор писем за первое полугодие 1999 г.


1/98 2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться переход на главную страницу

7/2000

  1. От редакции

    Учитель, научи себя сам.

  2. Еврейская педагогическая мысль

    Б. Бернштейн. Еврабмол

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

    М. Эпштейн. Еврабмол — новая школа (еврейская)?

  3. Педагогический университет

    Г. Коэн. Судить ли нам героев писания? Сара, спутница Авраама.

    Т. Шиммель. Растения в еврейском календаре. Связь истории и традиции народа Израиля с растительным миром Эрец Исраэль.

  4. Открытый урок

    ЕВРЕЙСКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

    Х. Ц. Энох. Книга "Дварим" в школе.

  5. Обмен опытом

    Г. Грабарник. Обучение дошкольников ивриту через театр.

    А. Злобинская. О вреде арбуза.

  6. Школа и община

    З. Рохлин. Праздник на Болотной улице. Детский сад "Хая Мушка".

    С. Ефремова. Дети приводят родителей. Еврейское воспитание родителей в детском саду.

  7. Литературная страница

    СТИХИ

    А. Ротман. Крик воздушного змея.

    Е. Шешолин. Паломник в страну востока.

  8. Книжное обозрение

    А. Файн. Еврейский интернет — учителю.

  9. Письма в редакцию

    А. Чернина. Почта НЕШ. Обзор писем за второе полугодие 1999  — начало 2000 г..

  10. Учительская раздевалка

    А. Фондман. "Мужчиной и женщиной сотворил их".

  11. Хроника

    М. Карпова. Климат доверия — северо-запад России.

    З. Рохлин. Петербургский долгожитель. К 120-летию со дня основания ОРТ.


1/98 2/98 3/98 4/99 5/99 6/00 7/00 8/00 9/01 11/02 12/02 13/04
подписаться