|
Педагогический Альманах |
|
Ирина ШУСТЕРМАН (Харьков) ИВРИТ С 1 ПО 11 КЛАССУчебная программаОбучение ивриту в средней школе включает в себя овладение следующими видами речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод. Обучение ивриту имеет коммуникативную направленность и строится на устной основе. В начале обучения предусматривается устный вводный курс, обеспечивающий прочное усвоение языкового материала, необходимого для обучения чтению и письму. На продвинутом этапе устная речь, чтение, письмо и перевод функционируют самостоятельно на ранее созданной базе. Аудирование занимает важное место в учебном процессе. Оно предполагает умение понимать речь других лиц при непосредственном общении и аудируемые тексты, произносимые учителем и в звукозаписи. В конце школьного курса владение диалогической и монологической речью должно быть доведено до уровня, обеспечивающего свободное и экспромтное употребление изученного языкового материала в новых ситуациях, в пределах тематики, определенной программой. Задачи в области чтения заключаются в понимании впервые предъявленных текстов. При этом чтение вслух выступает как вспомогательное средство и методический прием. При обучении чтению учащиеся овладевают тремя видами чтения про себя: ознакомительное, изучающее и просмотровое. Программа предусматривает обучение учащихся умению пользоваться двуязычным словарем. Письмо является одной из целей обучения и выступает как вид речевой деятельности. Процесс обучения ивриту строится по системе упражнений в аудировании, говорении, чтении, письме и переводе.
1 классРечевые уменияУСТНАЯ РЕЧЬМонологическая речь Учащиеся должны уметь высказываться в связи с предложенной темой или ситуацией, используя простейшие фразы. Объем высказывания — не менее 3-х фраз. Диалогическая речь Уметь обмениваться вопросами и ответами в связи с предложенной ситуацией. Часть реплик должна состоять из 2-х фраз — ответа на вопрос и последующего вопроса. Объем диалога — 3—4 реплики. Понимание речи на слух Понимать распоряжения учителя по ходу урока, небольшие его высказывания, состоящие из 1—2-х фраз, построенные на устно отработанном материале, а также речь сверстников. ЧТЕНИЕ Знать таблицу огласовок и на базе знания ее и знания букв алфавита языка иврит читать легкие тексты и слова с огласовками. Чтение должно быть не быстрое, но правильное, обдуманное и с пониманием. ПИСЬМО Уметь самостоятельно писать слова и отдельные буквы, воспроизводить в письме ивритские слова со слуха. ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
Языковой материалЛЕКСИКА Словарный запас около 200 слов и фразеологических словосочетаний, в том числе:
ГРАММАТИКА Морфология
Синтаксис
ФОНЕТИКА Звуки
Интонация Правильная постановка ударения.
ГРАФИКА И ЗВУКО-БУКВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ Название букв ивритского алфавита.
2 классРечевые уменияУСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь высказываться в связи с предложенной темой или ситуацией, используя простые фразы. Объемы высказывания не менее 5-ти фраз. Диалогическая речь Уметь обмениваться вопросами и ответами в связи с предложенной ситуацией. Вслушиваться и понимать речь товарища. Половина реплик должна состоять из 2-х фраз — ответ на вопрос и последующий вопрос. Объем диалога не менее 5-ти реплик. Понимание речи на слух Понимать распоряжения учителя в классе, небольшие его высказывания длительностью звучания до 1 минуты, построенные на устно отработанном материале. ЧТЕНИЕ Правильно, обдуманно читать текст с огласовками, понимая смысл во время чтения. Уметь работать с учебником: прочитать текст или вопрос; составить ответ или вопрос, используя слова из прочитанного текста. ПИСЬМО Писать слова, без труда списывая их с доски и воспринимая их со слуха. ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
Языковой материалЛексика Словарный запас около 450 слов и фразеологических сочетаний, в том числе:
ГРАММАТИКА Морфология
Синтаксис Правильное построение словосочетаний:
3 классРечевые уменияУСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь высказываться в связи с предложенной темой или ситуацией, используя простые фразы, построенные по различным моделям. Объем высказываний — не менее 5—6-ти фраз. Диалогическая речь Строить разговор в связи с предложенной ситуацией. Большая часть реплик должна состоять из 2-х фраз — ответа на вопрос и последующего вопроса. Объем диалога — 6—7 реплик. Понимание речи на слух Понимать рассказы учителя продолжительностью 1,5—2 минуты и распоряжения учителя, построенные на предварительно отработанном материале. Понимать речь сверстников. ЧТЕНИЕ Правильно, вдумчиво читать вслух текст с огласовками, понимать прочитанное. Наиболее легкие или часто употребляемые по ходу урока слова должны читаться без огласовок. Работа с учебником: составлять фразы и отвечать на вопросы, используя слова и выражения из самостоятельно прочитанного текста. Языковой материалГРАММАТИКА Морфология
Синтаксис
5 классВЛАДЕНИЕ ВИДАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИАУДИРОВАНИЕ Понимать на слух текст, предъявляемый в естественном темпе учителем или в звукозаписи, построенный на программном языковом материале 1—5-х классов и содержащий до 1% незнакомых слов и отдельные грамматические явления, о которых учащиеся могут догадаться по контексту. Длительность звучания текстов — до 4 минут. УСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь без подготовки делать развернутое сообщение по теме, передавать своими словами содержание прочитанного или прослушанного в форме повествования, описания, давать ему свою оценку. Объем высказывания — не менее 12 фраз, построенных на программном материале 1—5 классов. Диалогическая речь Уметь без предварительной подготовки участвовать в диалоге, обмениваться информацией, выражать свое мнение о конкретных фактах и событиях, используя при этом все виды вопросов (общие, специальные, альтернативные), а также следующие типы диалогических единств: приглашение-благодарность; согласие (или отказ и объяснение причины); предложение-контрпредложение; приказание-вопрос об условиях выполнения приказания или о его причине. Объем диалога — не менее 6 реплик каждого собеседника, правильно оформленных в речевом отношении. ЧТЕНИЕ Уметь читать и понимать тексты, построенные на программном языковом материале и содержащие до 2% незнакомых слов, которые объясняются в комментариях или о значении которых можно догадаться. ПИСЬМО Уметь написать сочинение по пройденной теме (не менее 10 фраз) и изложить кратко услышанное или прочитанное. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛЛексика 1100 лексических единиц, в том числе местоимения, наречия, предлоги, союзы. Словообразование Образование существительных.
ГРАММАТИКА
ТЕМАТИКА для чтения и развития устной речи
6 классВладение видами речевой деятельностиАУДИРОВАНИЕ Понимать на слух иноязычную речь в естественном темпе, описательные и фабульные тексты, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи, построенные на языковом материале 1—6 классов. Тексты могут содержать до 2% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Длительность звучания тестов — до 5 минут. УСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь логично и последовательно в соответствии с учебной ситуацией делать развернутое сообщение по теме в связи с прослушанным или прочитанным, сочетая элементы описания, повествования и рассуждения; сделать подготовленное сообщение в виде информации или рассказа о реальных событиях и фактах. Объем высказывания — не менее 14 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. Диалогическая речь Уметь обмениваться информацией и мнениями в соответствии с учебной ситуацией или в связи с услышанным или прочитанным; убеждать друг друга в правильности поступков, предложений, оценок, употребляя при этом разнообразные краткие реплики и развернутые высказывания. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 7 реплик, построенных на программном материале 1—6 классов и правильно оформленных в языковом отношении. ЧТЕНИЕ Уметь читать и понимать тексты, построенные на программном языковом материале и содержащие до 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, и до 2% слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом. ПИСЬМО Уметь составить письменный рассказ о минувших событиях в пределах усвоенного языкового материала (объемом до 12 фраз). ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛЛЕКСИКА 1600 лексических единиц, в том числе местоимения, наречия, предлоги, союзы. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Суффиксы существительных и прилагательных, префиксы. ГРАММАТИКА
ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ:
7 классВладение видами речевой деятельностиАУДИРОВАНИЕ Понимать на слух иноязычную речь в естественном темпе, в том числе объяснения учителя относительно изучаемого материала, а также описательные и фабульные тексты, впервые предъявляемые учителем и в звукозаписи, построенные на языковом материале 1—7 классов. Тексты могут содержать до 2% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, а также до 1% слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом. УСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться по теме, увязывая ее со своим жизненным опытом, а также делать сообщения на основе прочитанного, услышанного, увиденного, сочетая повествование с описанием и рассуждением; делать подготовленное сообщение в связи с самостоятельно прочитанным, выражая при этом личную оценку и аргументируя ее. Объем высказывания — не менее 16 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. Диалогическая речь Уметь без предварительной подготовки вести беседу на основе учебной ситуации, темы, прослушанного или прочитанного текста; комментировать увиденное и услышанное, выражая свою точку зрения; побуждать собеседника к участию в обсуждении, используя как отдельные реплики, так и более развернутые связные высказывания. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 8 реплик, построенных на программном материале 1—7 классов. ЧТЕНИЕ Уметь читать про себя (без словаря) с целью ознакомления с основным содержанием тексты, построенные на программном языковом материале и содержащие до 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, и до 2% слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом. Скорость чтения — не менее 50 слов в минуту. ПИСЬМО Уметь написать план прочитанного или прослушанного текста (объемом до 15 фраз), а также небольшую заметку в стенгазету. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛЛЕКСИКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ГРАММАТИКА
ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ:
8 классВладение видами речевой деятельностиАУДИРОВАНИЕ Понимать на слух иноязычную речь в естественном темпе, в том числе объяснения учителя относительно изучаемого материала, а также описательные и фабульные тексты, впервые предъявляемые учителем и в звукозаписи; тексты могут содержать до 2% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, а также до 2% слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом. УСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь без подготовки делать развернутое сообщение по теме в связи с прослушанным, прочитанным, давая оценку фактам и событиям, характеризуя сверстников и персонажей из текста. Учащиеся должны также уметь делать самостоятельно подготовленные информативные сообщения. Объем высказывания — не менее 18 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. Диалогическая речь Без предварительной подготовки участвовать в диалоге-споре, диалоге-планировании, используя различные диалогические единства. Отдельные реплики должны сочетаться с более развернутыми высказываниями, в которых выражается личное отношение к высказыванию собеседника и к предмету беседы, содержится рассуждение, аргументация. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 9 реплик, правильно оформленных в языковом отношении. ЧТЕНИЕ С целью ознакомления читать про себя художественные тексты, построенные на программном языковом материале и содержащие до 3% незнакомых слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом, и до 3% слов, о значении которых можно догадаться. ПИСЬМО Уметь составить план или тезисы устного сообщения, составить реферат на основе прочитанного. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛЛЕКСИКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ГРАММАТИКА
ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
9 классВладение видами речевой деятельностиАУДИРОВАНИЕ Понимать на слух иноязычную речь в естественном темпе, а также тексты различного характера, впервые предъявляемые учителем. Тексты могут содержать до 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, а также до 2% слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом. УСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь без предварительной подготовки делать развернутое сообщение по теме, ситуации, проблеме; выступать в связи с увиденным, прослушанным, прочитанным, полемизируя с автором, отстаивая свою точку зрения. Объем высказывания — не менее 20 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. Диалогическая речь Участвовать в беседе, дискуссии, в совместном решении проблем, требующих предварительного сбора фактов, чередуя обмен диалогическими единствами с достаточно развернутыми монологическими высказываниями. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 10 реплик, правильно оформленных в языковом отношении. ЧТЕНИЕ С целью ознакомления читать про себя несложные оригинальные тексты. Уметь читать про себя с максимально полным и точным пониманием содержания оригинальные тексты. Уметь пользоваться одноязычным (толковым) словарем. Уметь быстро (без словаря) просмотреть тексты, чтобы получить общее представление об их содержании. ПИСЬМО Уметь написать аннотацию и реферат на основе прочитанного. ПЕРЕВОД Уметь устно переводить без словаря с иностранного языка на родной и с родного на иностранный в пределах программного языкового материала, подлежащего усвоению в устной речи. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛЛЕКСИКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Суффиксы существительных . Различия в образовании женского и мужского родов. ГРАММАТИКА
ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ:
10—11 классВладение видами речевой деятельностиАУДИРОВАНИЕ Понимать на слух иноязычную речь в естественном темпе, а также тексты различного характера, впервые предъявляемые учителем и в звукозаписи. Тексты могут содержать до 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, а также до 3% слов, незнание которых не препятствует пониманию текста в целом. УСТНАЯ РЕЧЬ Монологическая речь Уметь без предварительной подготовки в соответствии с учебной ситуацией делать развернутое сообщение по теме или в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, а также делать подготовленное сообщение по теме или проблеме в виде реферата или доклада на основе нескольких источников. Объем высказывания — не менее 20 фраз. Диалогическая речь Принимать участие в беседе, дискуссии, которые требуют предварительного сбора информации. Высказывание должно содержать не менее 10 реплик, правильно оформленных в языковом отношении. ЧТЕНИЕ Читать несложные оригинальные тексты. Умение читать с максимально точным и полным пониманием оригинальные тексты. Умение быстро (без словаря) просматривать тексты из общественно-политической (включая газеты) и научно-популярной литературы, чтобы получить общее представление об их содержании. ПЕРЕВОД Устно переводить с иностранного языка на родной и с родного на иностранный в пределах программного языкового материала, подлежащего усвоению в устной речи. Уметь письменно переводить с иностранного языка на родной и с родного на иностранный тексты из художественной литературы. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛЛЕКСИКА В 10 классе 2700, а в 11 классе — 2800 лексических единиц. Расширение словарного запаса за счет производных слов, образованных с помощью усвоенных суффиксов и префиксов, а также за счет интернациональной лексики. В 11 классе — систематизация материалов о способах словообразования. ГРАММАТИКА
ТЕМАТИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
|