|
Педагогический Альманах |
«МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ СОТВОРИЛ ИХ» Во время недавнего путешествия по Сибири я познакомился с молодой учительницей, которая преподает традицию в воскресной школе. Она с воодушевлением излагала мне свою идею: превратить школьный Шабат в семейный. Если дети будут встречать субботу в школе вместе с родителями, праздник наполнится настоящим содержанием и его можно будет продолжать дома. По ходу беседы я спросил, бывает ли моя собеседница в местной синагоге. — Иногда, — как-то уклончиво ответила она. Приближалась суббота, и я, как и положено еврею в чужом городе, отправился в местную синагогу. Там шел урок по недельному разделу Торы. Вел его толковый, знающий человек, который здорово говорил сам, но не мешал высказаться и другим. Мне понравилось, как он говорил, и понравилось, как его слушали и задавали вопросы. Очень удачно было выбрано время для урока: канун субботы, когда будничные заботы отступают и их сменяет субботний покой. Среди присутствующих на уроке было несколько женщин. Я подумал, что моей собеседнице не помешало бы почаще приходить сюда, и не мог понять, почему она делает это лишь «иногда». Тем временем стало смеркаться, и тот же человек, который вел занятия, позвал верующих на молитву. Но не всех. — Мужчины приглашаются на маарив, — распорядился он, — а женщины тем временем накроют на стол. Вот так. Мужчины должны служить Богу, а женщины — прислуживать мужчинам. Причем, если первое не обязательно: ведь религия — дело совести, то второе совершенно обязательно, ибо таков старинный уклад. Как вы думаете, уважаемые русские (украинские, литовские, молдавские и т. д.) евреи, должны ли в ваших синагогах соблюдаться традиции Домостроя? Или стоит прислушаться к словам Торы Израиля? Впрочем, может быть, кто-то скажет, что накрывать субботний стол, печь халы и готовить «гефилте фиш» ничуть не менее почетная (и уж никак не менее важная) религиозная обязанность, чем молиться в миньяне? Но тогда для чего учить девочек ивриту, Торе? Надо учить их кулинарии на ближайшей кухне, пока мальчики в школе изучают традицию. А как вы думаете? Пишите мне на адрес «Новой еврейской школы», в рубрику «Учительская раздевалка» — и продолжим этот разговор. Впрочем, если кто-то захочет начать новый — то и это можно. А. Фондман
|