|
Педагогический Альманах |
Марина Голосовкер (С.-Петербург) ТАНАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Заметки учителя В нерелигиозной школе попытка преподавать Танах в младших классах зачастую терпит неудачу. Знакомясь с библейским повествованием, современный ребенок семи-девяти лет, дитя мультсериалов, с трудом воспринимает текст, в котором нет привычных мутантов, инопланетян, суперменов (хотя встречается насилие и война). И все же нельзя отказаться от преподавания Танаха в начальной школе, ибо упущенное в эти годы не дано наверстать в старшем возрасте. В персонажах Танаха скрыт колоссальный педагогический потенциал: образы праотцев тысячелетиями служили еврейским детям образцом человечности и справедливости. Однако сегодня приходится доказывать, что нам есть чему поучиться у Авраама. Представляя фигуры праотцев как образцы для подражания, педагог вступает на минное поле. Дети не преминут засыпать его дождем вопросов — искренних, ехидных и ядовитых. Покойный Н. Пинес как-то начал преподавание книги Берешит с вопля отчаяния: "Скажите мне, как нам изучать эту книгу, одной из главных тем которой является братоубийство?" Множество морально-педагогических проблем встает перед преподавателем. Ведь Тора написана не для детей. Разве хорошо поступил Авраам, изгоняя по наущению Сары Агарь с маленьким Ишмаэлем? Да, этот поступок находится в вопиющем противоречии с возвышенным образом страстного ревнителя справедливости. Ничуть не легче оправдать обманщика Якова, воспользовавшегося слепотой отца, чтобы похитить его благословение. Как говорить об этом с учениками? Конечно, маленькие дети легко попадаются на всякие уловки, к которым прибегают взрослые, чтобы скрыть правду. Но учитель, преподающий Танах с нечистой совестью, — настоящее бедствие для школы и для самого себя. Книга Книг не нуждается в нашей цензуре. Она с равной объективностью повествует о возвышенном и низменном. Падение, грех, преступление лишь подчеркивают, что Бог сотворил человека, чтобы тот был добр. В повседневной жизни детям приходится решать массу дилемм разного свойства, в том числе и морального. Будет только полезно, если Тора с самого начала станет для них книгой, полной таких дилемм. Борьба добра и зла, верности и предательства, стойкости и слабости, благородства и низости проходит через Танах красной нитью. В Писании мы найдем примеры человеческого поведения, вызывающие не только уважение, но и отвращение. Ну что ж, правда жизни тоже не всегда утешительна. Воспитательная задача применительно к изучению Танаха порой неявно формулируется так: "Как создать у ребенка положительное отношение к этой книге?" Апологетический подход ничего, кроме вреда, не принесет. Педагогическую задачу надо формулировать честно: "Как мне, учителю, сделать так, чтобы Тора помогла формированию человеческого облика ребенка". Это та самая задача, которой Писание верой и правдой служит уже не одно тысячелетие. Нужно ли, чтобы и сегодня человеческую личность формировала Библия? На этот вопрос учитель должен ответить себе прежде, чем войдет в класс. Воспитательный смысл преподавания Даже если учитель сумел заинтересовать класс пересказом Танаха (наподобие приключенческой книжки), это еще не свидетельствует о педагогическом успехе. Задача состоит в том, чтобы сделать Писание чем-то большим, нежели сборник занимательных историй. Необходимо придать изучению текста воспитательный смысл, формирующий личность. Как этого достичь? Прежде всего, никакой беглости. Мало заинтересовать ребенка динамичным развитием сюжета, необходимо, чтобы он глубоко пережил перипетии происходящего, а для этого необходимо тщательно реконструировать текст, воспроизводя, насколько это возможно, человеческую ситуацию, в которой находится герой. Это поможет ребенку почувствовать себя на месте персонажей, пережить дилемму, решаемую ими. Отождествление с персонажами естественно для ребенка, надо лишь, чтобы оно базировалось на действительном понимании текста. Тогда чем серьезнее будет переживание, тем более глубокий педагогический след оно оставит. Пересказ остросюжетной истории Иосифа ничего не даст. В то же время психологический анализ взаимоотношений братьев, понимание причин их ненависти к Иосифу, реконструкция переживаний проданного в рабство мальчика и попытка представить его чувства при встрече с братьями много лет спустя — все это может быть не менее увлекательным и к тому же произведет желаемый воспитательный эффект. Тщательный разбор текста, а не его занимательный пересказ — таков принцип изучения Писания, верный в наши дни так же, как две тысячи лет назад. Роль учителя Учитель должен быть дирижером урока, заводилой, а не погонялой. Пробудить отклик, вызвать интерес — вот что главное. Игра воображения, кипение чувств, работа мысли — такова идеальная атмосфера, к которой надо стремиться. Разумеется, это общие слова, которые может повторить любой учитель и с которыми все согласны. Однако на практике они остаются благими пожеланиями, поскольку существует учебный план, и для его реализации требуется суровая дисциплина. Однако в нашем случае важнейшим пунктом "учебного плана" является пробуждение дремлющих душевных сил ребенка, развитие способности к переживанию и сопереживанию. Пусть атмосфера урока поощряет спонтанные высказывания и свободную речь, приветствует блеск внезапных открытий, оригинальность аналогий и умозаключений. Единственное условие: пищу фантазии и мысли должен давать текст, а не избыток энергии. Урок Танаха будет успешным, если пройдет на подъеме, вызовет прилив душевной энергии. Этот предмет важнее, чем любой другой, сделать любимым. Часто педагог видит свою роль в том, чтобы пояснять и комментировать текст — насколько ему позволяют знания. Однако подобный "академический" подход подменяет цель средством. Он хорош там, куда ученики приходят с готовой мотивацией, а успех измеряется числом страниц. Учителю в обычной нерелигиозной школе приходится самому создавать мотивацию, и это важнее всего. Безусловно, знания обладают огромной ценностью — но не сами по себе. Их ценность (по крайней мере, когда речь идет об изучении Торы в начальной школе) измеряется воспитательным воздействием. Поэтому, даже там, где задачу преподавания видят в усвоении больших объемов текста, педагогическая сверхзадача остается все той же — формирование личности. Подготовка к уроку Принцип, которым нужно руководствоваться при отборе учебного материала, гласит: определяющим является не текст, а тема. Иными словами: готовясь к изучению той или иной книги или раздела, нужно наметить не текст, а очертить темы, четко сформулировав каждую. После этого необходимо решить, какой текст привлечь для изучения той или иной темы. Иногда это будет сплошной текст, иногда — несколько фрагментов, объединенных общей темой. Сам же текст можно уподобить дровам, которые надо разумно подбрасывать в печь, чтобы не угасал огонь интереса. Слишком много дров задушит огонь, а их недостаток не даст ему разгореться. Невозможно заранее предусмотреть, что произойдет на уроке. В нашем случае это и не нужно. Важно иметь в арсенале достаточный набор домашних заготовок, а как их использовать — подскажет ход урока. При определении цели урока надо помнить, что для учителя и учеников она не одинакова:
От того, насколько четко сформулирована ключевая проблема и правильно поставлены вопросы, зависит успех не только обсуждения, но и всего изучения темы. Умение правильно сформулировать главную проблему и подобрать вопросы для обсуждения служит куда более истинным критерием профессионального мастерства учителя, чем умение поддерживать палочную дисциплину и добиваться образцовой тишины. Вопросы для обсуждения можно разделить на две категории: логические, требующие от ребенка выстроить рассуждение, и эмоциональные, апеллирующие к воображению и способности к сопереживанию. Поясним это на примерах: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
ЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
Центральную проблему не всегда удается очертить одним или несколькими вопросами. Иногда это приходится делать другими способами. Ниже перечислены главные из них. Заголовком к уроку может служить:
Записывая вопросы или вывешивая заранее заготовленный плакат, следует использовать минуту внимания и попутно сделать устные пояснения, вкратце напомнить детям обстоятельства изучаемой темы. Чтение После того, как сформулирована ключевая проблема изучаемой темы и даны необходимые пояснения (роль которых — не столько подготовить детей к восприятию сюжета, сколько заинтересовать в нем, пробудить любопытство), наступает этап знакомства с текстом. Если дети изучают иврит, важно, чтобы они продемонстрировали свои знания и самостоятельно прочли хотя бы несколько слов — пусть даже с подсказкой учителя, по слогам, хором и вслух. С точки зрения содержания это, разумеется, мало что прибавит, однако почти наверняка усилит мотивацию и поможет создать атмосферу уважения к тексту. Трудности неизбежны и при чтении на родном языке. У младших школьников отсутствуют навыки восприятия сложных текстов, избилующих малоупотребительной лексикой. Готовясь к уроку, учитель должен проанализировать текст с точки зрения его доступности для детского восприятия. Непонятные слова и выражения, стилистические особенности, обороты, затрудняющие понимание, следует объяснить детям заранее (хотя иногда это лучше делать по ходу чтения). У преподавателя возникает соблазн превратить чтение текста в аргументированное, поясняя детям оттенки словарных значений, приводя примеры словоупотребления, параллельные места и т. п. На практике это лишь угасит внимание и погубит урок. Детям интересно узнать ответы лишь на вопросы, которые возникают у них самих, — а не на вопросы, которые могли бы возникнуть, обладай ученики начальной школы кругозором своего учителя. Если в распоряжении педагога имеются простейшие средства оргтехники — копировальный аппарат, пишущая машинка, — лучше заранее подготовить текст, снабдив его подстрочными примечаниями и объяснениями, а также прибавив контрольные вопросы. Очень важно переснять текст с достаточным увеличением, чтобы облегчить детям чтение. Школьники должны заранее знать вопрос (или вопросы), на который им предстоит ответить, прочитав текст. В каком случае учителю рекомендуется читать вслух? Это могут быть небольшие цитаты, необходимые в ходе обсуждения, чтобы нужным образом повлиять на его ход. Основной текст дети должны прочитать сами1. Для того чтобы заинтересовать детей в изучаемой теме, учитель должен использовать приемы художественного повествования, помогающие приковать внимание аудитории. Авторы остросюжетных романов и приключенческих фильмов прекрасно знают: мы отождествляем себя с положительным героем и напряженно следим за его приключениями. Нам очень важно, чтобы наш герой вышел победителем! Знакомя детей с историей Авраама, учителю не следует заранее сообщать им, чем кончится, например, история Иосифа — встретится он снова с отцом или нет. Напряженное ожидание развязки помогает удержать детское внимание, и учитель получает возможность "нагрузить" его рядом полезных сведений, которые иначе дети пропустили бы мимо ушей. Пусть драматические переломы повествования, падения и взлеты, окажутся неожиданными. На вершине напряжения всегда стоит немного помедлить, задать заранее прибереженный вопрос, предложить детям самим досочинить развязку, — но ни в коем случае не следует затягивать ожидание. Некомментированное чтение текста не является самоцелью, его можно рассматривать лишь как предварительное ознакомление с источником. Чтение создает фон, на котором обретает конкретные черты ключевая проблема. Для того чтобы найти решение этой проблемы, понадобится углубленный анализ, который послужит настоящему знакомству с текстом. Ниже перечислены различные варианты ознакомительного чтения в классе и дома:
Педагог может по своему усмотрению комбинировать различные виды чтения — что-то задать на дом, что-то прочитать вслух самому, раздать детям роли, предложить им молча прочесть тот или иной отрывок на уроке, особенно важную и впечатляющую фразу дать прослушать в исполнении "баал-криа" и т. п. Обсуждение Третий этап изучения текста (после постановки ключевой проблемы и предварительного ознакомления с содержанием) — совместное обсуждение, или беседа в классе. Порой знающий учитель делает ошибку, полагая, что его роль на этом этапе — познакомить детей с широким спектром существующих в еврейской традиции ответов на данный вопрос. Это в корне неверный подход. На уроке должен использоваться лишь тот материал, который служит развитию мышления, воображения, эмоциональной сферы ребенка. Знания, как кирпичи, ценны не тогда, когда вывалены грудой на чью-то голову. Обсуждение темы можно строить в виде свободной беседы, но не стоит забывать и о других формах, например, ролевой игре, игре в "парламент". Начинать обсуждение темы лучше с простых вопросов на понимание текста, например: "Чьим сыном был Иосиф?" "Куда его послал отец?" и т. п. Из ответов на эти вопросы учитель должен постепенно, как из искорки, "раздуть" настоящее обсуждение. Мастерство и опыт учителя выражается в том, что на этой, самой трудной стадии урока звучат, главным образом, детские голоса. Педагог дополняет, поясняет, иногда интерпретирует высказывания детей, задает новые вопросы и приводит цитаты, но почти никогда не высказывает "правильную" точку зрения. И при всем том, нить беседы не ускользает от него, он неуклонно ведет обсуждение к намеченным выводам и целям. Разумеется, для этого нужен педагогический дар, ибо дирижировать несколькими десятками детей ничуть не легче, чем симфоническим оркестром. В конце концов, именно педагогический талант в соединении с опытом принесет успех. Нередко случается, что в то время, когда часть детей принимает активное участие в беседе, других не удается заинтересовать. Происходящее на уроке оставляет их равнодушными, посторонними разговорами они мешают остальным. Как поправить положение? Как заинтересовать всех? У каждого педагога есть свои "рецепты". Однако единственный совет, который можно дать с уверенностью, — не упорствовать. Раз не удалось заинтересовать большинство детей беседой — что ж, удастся следующий раз, когда вы проанализируете причины неудачи. А пока лучше двинуться дальше, к завершающему этапу урока, о котором речь впереди. Порой нормальному завершению урока мешает не пассивность, а напротив, чрезмерная активность детей. Обсуждение настолько увлекло и захватило их, что просто жаль его прекращать! Возможно, детям время от времени полезна подобная разрядка. Однако горе учителю, который допустит, чтобы это вошло в привычку! Дети очень быстро перестанут слушать друг друга — стоит только пару раз дать им покричать вволю, и выпущенного джина будет очень трудно загнать обратно в бутылку. Какое время следует считать оптимальным для обсуждения? На мой взгляд, десяти минут достаточно. Возможно, кто-то отведет на беседу четверть часа и окажется прав. Однако учитель, посвящающий обсуждению больше половины урока, рискует утратить контроль над вниманием детей. Анализируя в ходе обсуждения поступки персонажей, следует привлекать внимание детей к поискам мотивации. Человек никогда не бывает свободен от внутренних противоречий, его внутренний мир противоречив. Конфликт образует стержень художественного произведения; проследить при изучении Танаха внутренний конфликт чрезвычайно важно, ибо здесь он раскрывает подлинную глубину человеческой коллизии, драматизм самого существования человека. Конечно, обращаться с подобными словами к младшим школьникам никому не придет в голову. Но девяти-десятилетним детям доступна борьба противоречивых чувств, конфликт желания и долга. Их особенно остро задевают переходы от счастья к горю, внезапные падения и взлеты. Надо приложить все усилия, чтобы дети смогли, на доступном им уровне, представить себе внутреннее состояние Иосифа в темнице, Авраама, сжимающего в руке нож, Якова, ожидающего встречи с братом. Итог урока В конце обсуждения, когда высказаны все точки зрения и приведены главные доводы в их защиту, наступает момент, схожий с катарсисом в театре. Напряжение и беспокойство поиска находит разрешение в умиротворяющей развязке, когда достигнута истина. Это — главный момент правильно построенного урока. Подводя итог урока, не следует еще раз возвращаться к сюжету, вкратце пересказывать события. В конце концов, самый увлекательный сюжет может надоесть. Предложите детям (устно или письменно) охарактеризовать главных героев, подчеркнув главные, по их мнению, качества. Из их ответов вы поймете, насколько дети усвоили урок. Пусть дети напишут короткий диалог, спор или воображаемую беседу между двумя героями. Например, о чем говорили Яков и Эсав, когда последний продавал первородство. Разумеется, обязанность учителя — познакомить детей с соответствующими мидрашами. Из маленьких, в несколько строк, сочинений учитель увидит, насколько дети уяснили, о чем идет спор у двух братьев. * * * Многие преподаватели считают, что кто-то обязан предоставить им готовые методические разработки, по которым они смогут проводить уроки. Действительно, учитель-марионетка облегчает себе существование с помощью чужого опыта. Однако он не должен забывать об опасностях, подстерегающих того, кто повторяет чужие слова. Представьте себе, в каком положении вы окажетесь, когда какой-нибудь вундеркинд задаст вопрос, на который у вас нет ответа? Вдруг на уроке выяснится ваше недостаточное знание, или, еще хуже, понимание текста? Дети вскоре почувствуют, что вы повторяете чужие слова, и перестанут вам доверять. Затратив собственное время и труд на подготовку к уроку, учитель по-настоящему овладевает материалом, ему легче предусмотреть всевозможные затруднения и недоумения, которые текст встретит у детей, а главное — только если педагог вложит в подготовку к уроку частицу собственной души, он сможет рассчитывать на искренний отклик детей.
1
Разумеется, это правило вступает в силу по мере того, как дети овладевают навыками самостоятельного чтения.
2
Если учитель не владеет искусством “баал-криа”, на помощь придет магнитофоннная запись, сделанная в синагоге.
|