Педагогический Альманах
1/98
М. Броер
Начало Гаскалы
З. Копельман
Избранные стихотворения Бялика
В. Дымшиц
Сказки евреев восточной Европы
Ц. Адар
Урок по Танаху
И. Шустерман
Иврит с 1 по 11 класс. Учебная программа
Г. Шойхет
Союз сердец
А. Ротман
Стихи на библейские темы
В. Столов
Еврейская история в российской школе
А. Молчанова
Два семинара Института еврейского образования
А. Рохлин
Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"
Т. Погорельская
О творчестве и ремесле
содержание
предыдущая страница
главная страница

Заочной школы иудаики, о которой рассказывается в статье, больше нет. Она закрылась вместе с еврейской школой "Рацон Латет" ("Желание дать"), при которой действовала. Как видно, одного желания оказалось недостаточно... Школа закрылась, но ее опыт остался. И хотя прошел уже не один год, этот опыт все еще уникален...

Юрий ЛИНЕЦ (Москва)

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Сегодня жителям крупных городов России не составляет труда приобщить детей к еврейской культуре  — было бы желание. Открыты десятки библиотек, работают общества еврейской культуры и ульпаны, детские сады и школы. Но немало еврейских семей рассеяно по небольшим городам. Евреи живут в областных и районных центрах, куда не добрались ни энтузиасты-просветители, ни эмиссары вездесущих еврейских организаций.

Статистика утверждает: в среднем российском городе с населением 100 тыс. человек, проживает, опять-таки в среднем, две-три сотни евреев. От десяти до пятнадцати процентов этого числа составляют дети школьного возраста. Учитывая высокую степень ассимиляции, отсутствие какой-либо общинной организации, а также присущую российским евреям робость в национальном вопросе, едва ли реально в одночасье охватить провинциалов регулярными формами еврейской жизни,  — такими как клуб, школа или община. Разумным выходом в такой ситуации может стать развитие заочного образования на базе еврейских средних и высших учебных заведений Москвы и Петербурга.

Организованный при московской школе "Рацон Латет" Центр заочного образования, о котором я хочу рассказать, охватывает главным образом Московскую и десять прилегающих областей России. В наше время транспортные и почтовые затраты способны лечь тяжким бременем на семейный бюджет. Потому регион заочной школы не должен быть настолько велик, чтобы удаленность корреспондентов вызывала финансовые проблемы. География региона не должна становиться преградой для участия детей в сессионных встречах, каникулярных мероприятиях и т. п.

Население региона, не считая Москвы и областных центров, составляет восемнадцать миллионов человек. Евреев среди них приблизительно сорок тысяч. Из них шесть тысяч детей школьного возраста. Поскольку заочная форма обучения предназначена для ребят старше 13 лет, ею, в принципе, может быть охвачено до трех тысяч учеников. Разумеется, стопроцентный охват недостижим. Статистика говорит, что менее десятой части еврейских детей в России получают основы еврейских знаний. Такому уровню приблизительно соответствует и число учащихся нашей заочной школы  — двести учеников в возрасте от 13 до 18 лет (не считая молодежи и студентов). Группа преподавателей состоит из пяти человек: двух преподавателей иврита, двух  — традиции и одного методиста, руководителя программы. Темп переписки  — два письма каждому ученику в месяц. Каждый педагог ежедневно проверяет до десяти заданий и отправляет десять писем.

Материальная база заочной школы самая скромная. Школа арендует одну комнату и абонентский почтовый ящик. На четыре дня в неделю арендован компьютер (один, и этого, разумеется, совершенно недостаточно) и на два дня в месяц  — копировальное устройство (в месяц приходится делать до четырех тысяч оттисков). Это все, если не считать почтовых расходов и канцелярских принадлежностей.

Приемная компания в заочную школу требует особого подхода. Не особенно много пользы принесет объявление в еврейской прессе, ведь те, кто ее читает, как правило, не нуждаются в заочных формах обучения  — к их услугам очные. Не будет эффективной и публикация в центральных газетах. Стоит такая реклама очень дорого, а до намеченной аудитории едва ли дойдет, поскольку центральные газеты в "глубинке" читают мало. Опыт показал, что лучше всего подходят для нашей цели областные издания. Рекламное объявление в местной общественно-политической или молодежной газете стоит от десяти до нескольких десятков долларов. За два месяца, прошедших после рекламной компании, мы получили около ста писем с просьбой о зачислении в школу. Много это или мало для региона с населением 18 миллионов человек? На одноразовое объявление откликнулся один из тридцати еврейских школьников среднего и старшего возраста. Эксперт по маркетингу и рекламе подтвердит, что это успех. Он был бы гораздо больше, если бы школа располагала средствами для систематической публикации объявлений. Во всяком случае, ясно: спрос на еврейскую культуру есть, и знакомство с ней "по переписке", не привлекающее постороннего внимания, как нельзя лучше соответствует менталитету российского еврея.

У заочной школы есть одно несомненное преимущество. Обучение можно начать в любой момент и вести в индивидуальном темпе, с учетом желаний и возможностей учащихся. Поэтому рекламную компанию не следует привязывать к определенному сезону (особенно к лету или началу учебного года, когда страницы газет пестрят объявлениями учебных заведений о приеме). Объявления следует публиковать систематически, повторяя каждые три-четыре месяца. Вот пример нашего рекламного объявления, опубликованного газетой "Тверская жизнь".

ЦЕНТР ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ИУДАИКЕ


приглашает школьников

В программе:
иврит, история,
традиции еврейского народа.

Во время школьных каникул
проводятся семинары и лагеря отдыха.
Обучение бесплатное.
Наш адрес:
Пишите!

Через два месяца после первой рекламной компании, к занятиям по переписке приступили 118 учеников, проживающих по 97 адресам. Иногда задания выполнялись всей семьей, вместе с ребенком учились родители, даже бабушки и дедушки. Такого ученика мы в шутку называли "семейным". Случалось и так, что полученные задания передавались друзьям и знакомым, и мы неожиданно получали ответ от корреспондента, которому не посылали задания. К нашему удивлению, далеко не все учащиеся оказались евреями или детьми еврейских отцов в смешанных браках. О том, что побуждает неевреев изучать историю и традиции еврейского народа, разговорный иврит и язык Библии, рассказывают их ответы на соответствующий вопрос анкеты:

  • нравится учиться;
  • хочу что-нибудь узнать о евреях и государстве Израиль;
  • интересуюсь христианской религией и знаю, что она произошла от иудейской;
  • хочу узнать об иудейской религии и иудейском (так в письме  —Ю.Л.) языке.

Порой создается впечатление, что еврейская культура не меньше, чем самих сынов Израиля, интересует тех, кто их окружает... В нашей заочной школе таких любознательных оказалось около трети.

К сказанному следует добавить, что "национальные" подсчеты производились деликатно, по косвенным данным. Мы не спрашивали учеников об их национальности, о национальности родителей. Помимо нежелания отвечать, дети могли просто не знать, кто они. Ведь в России национальность, как правило, определяется по отцу. В результате мальчик с еврейской фамилией и русской матерью чистосердечно считает себя евреем (в этом ему часто "помогают" антисемиты), а дочь еврейской матери с русской фамилией и отчеством не догадывается, что по законам своего народа она еврейка.

Возраст учащихся колеблется в диапазоне от 12 до 72 лет (дедушка, не пожелавший отставать от внука). Однако основная масса учеников  — школьники 14—15 лет. Ребятам старшего возраста подготовка к экзаменам на аттестат зрелости часто не оставляет времени ни на что постороннее. Приятной неожиданностью оказалась высокая активность студенческой молодежи.

Почти никто из тех, кто прислал заявление о приеме, не имел никакого представления о еврейской культуре. В двух случаях на объявление откликнулись ученики еврейских воскресных школ из Тулы и Смоленска. Трогательное письмо написала девушка, активно участвовавшая в жизни Вильнюсской общины. С переездом семьи во Владимир оборвались нити, связывавшие ее с еврейством. "Центр заочного обучения" позволил девушке заново обрести еврейскую культурную среду.

Ученики приступили к занятиям с энтузиазмом. Почтовые штемпели на конвертах свидетельствуют: от получения задания до ответного письма, как правило, проходило всего несколько дней. Переписка велась в максимальном темпе, и преподавательский состав работал с полным напряжением сил.

Шестьдесят процентов наших учеников узнали о существовании заочной школы из газет, остальным рассказали друзья и знакомые. Эти знакомые не всегда жили по соседству, и последнее обстоятельство значительно расширило географию нашей переписки: среди учеников оказались псковичи и уральцы.

Запланированные зимние и летние лагеря в первый год не удалось провести из-за недостатка средств. Очень жаль, что не состоялось личное знакомство, оно позволило бы получить полную и достоверную информацию об учениках, учесть их потребности и запросы. Тем не менее, данные, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют сделать следующие выводы:

  • Подтвердилось предположение о том, что вдали от крупных городских центров проживает немало школьников, заинтересованных в знакомстве с еврейской культурой.
  • Еврейская молодежь, проживающая в отдаленных городах, действительно не была охвачена культурно-просветительской деятельностью ни одной из еврейских организаций России и зарубежья.
  • В ходе приемной компании была продемонстрирована эффективность рекламы в местных средствах массовой информации.
  • Развеялись опасения, что в числе откликнувшихся окажется слишком мало евреев (высказывались и такие опасения). Подавляющее большинство тех, кто проявил интерес к еврейской культуре, оказались евреями или детьми евреев.

Все это мы предполагали заранее, и было весьма отрадно убедиться в справедливости своих предположений. Однако "Центр заочного обучения иудаике"  — таково официальное название заочной школы  — преподнес немало сюрпризов, по большей части приятного свойства. Во-первых, порадовало широкое участие молодежи 17—22 лет, студентов техникумов и вузов. Их желание учиться вынудило нас внести возрастные коррективы в задания, усложнить программы. На повестку дня встал вопрос о создании заочного "народного университета иудаики". В этом университете смогли бы учиться не только студенты, но и родители учеников, чей энтузиазм оказался второй приятной неожиданностью.

Участие родителей, бабушек и дедушек заставило нас задуматься над созданием заочной "семейной школы". По сути дела, это лучший способ вовлечения семьи в круг интересов ребенка. В такой "учащейся семье" полученные знания становятся предметом обсуждения всех ее членов, и еврейская традиция перестает быть предметом академических штудий, обретает кровь и плоть.

Мы отдаем себе отчет, что задача, поставленная "Центром заочного обучения иудаике" при школе "Рацон Латет", кажется невыполнимой. Ведь мы претендуем, не больше не меньше, втянуть в орбиту еврейской традиции рассеянных по отдаленным городам и совершенно ассимилированных, оторванных от своего наследия российских евреев. Но надо сказать, что в сознании этих евреев произошел коренной переворот. Еврейская традиция, история, культура, даже религия, перестали служить жупелом, напоминанием о позорном местечковом прошлом. Само это прошлое больше не кажется каиновой печатью национальной неполноценности. Интерес к еврейской культуре, безусловно, связан с общим повышением престижа гуманитарных знаний и возрождением традиционных ценностей в российском обществе, а также с господством православия в сфере идеологии. Преобладание в духовной сфере религии большинства вынуждает евреев искать собственные корни.

Быть может, кого-то небольшое число учеников нашей заочной школы не впечатлит, особенно на фоне стремительной ассимиляции и демографической дегенерации российского еврейства. Однако не нами начата традиция еврейского образования, и мы позаботимся, чтобы не на нас она завершилась. Будем делать то, что в наших силах, а там посмотрим.

Мы не располагаем фотографиями учащихся. Однако "лицо" типичного ученика заочной школы просвечивает сквозь анкету, которую вы видите. Анкета дает представление о наиболее распространенном возрасте учеников, о типичных занятиях родителей и об интересах современной молодежи.

АНКЕТА
УЧАСТНИКА ПРОГРАММЫ "ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИУДАИКЕ"
Фамилия, имя:Хасина Юлия
Год рождения:1981
Место учебы:Средняя школа, 9 класс.
Почтовый адрес (город): Владимир1.

Несколько слов о семье: твои родители, их возраст, профессия, братья и сестры, другие члены семьи.

Мама Зинаида Михайловна, 53 года, инженер-технолог. Папа Абрам Борисович, 55 лет, экономист.

Расскажи о своих увлечениях:

Я увлекаюсь современными молодежными группами и эстрадными певцами, нашими и зарубежными. Собираю фотографии своих любимых звезд, вырезки из газет и журналов, рассказывающие об их жизни. В школе из всех уроков больше всего люблю перемены, но терпимо отношусь и к литературе. После школы люблю слушать магнитофон, смотреть телевизор. Читаю журналы и газеты.

Что ты знаешь об иудаизме, языке иврит, об Израиле?

Знаю немного историю государства Израиль. У меня есть несколько открыток с разными видами Израиля и флагом.

А вот сопроводительное письмо той же девочки к выполненному заданию. Свою учительницу, как это принято у нас, она называет по имени, без отчества.

Здравствуй, Лена!

Шалом!

Получила твое письмо и сразу же постаралась ответить. Я выполнила все четыре задания. Надеюсь, ошибок не много. Как приятно было, когда оказалось, что у меня уже есть какие-то знания! Правда, они пока незначительные. У меня есть подруга, которая хочет учить иврит. Ничего, если она присоединится ко мне?
Жду следующих заданий!
До свидания, Юля.
P.S. Напиши, пожалуйста, немного о себе и своих увлечениях!

Как явствует из письма, желание изучать иврит довольно широко распространено среди евреев российской глубинки. Вызвано ли это интересом к древнему языку Библии? Едва ли. Скорее, речь идет о жизненных планах российских евреев. В этих планах переезд в Израиль стал одной из самых реальных, хотя не всегда желанных альтернатив. Вскоре после начала учебного года наши преподаватели стали получать от родных и знакомых своих учеников письма примерно такого содержания:

Уважаемая Елена!

Шалом!

Пишет вам старшая сестра вашего ученика Вовк Геннадия, Татьяна. Мне 23 года. Я очень хотела бы изучать иврит по вашей методике. Не согласитесь ли вы проверять и мои задания, которые я буду выполнять вместе с Геной? Я была бы вам очень благодарна. Я уже изучила буквы и могу немного читать с огласовками.

До свидания, Татьяна.

Проблемы такого рода поначалу ставили нас в тупик. Кем числить подобных "ассоциированных учеников"? Можно ли считать их полноправными участниками проекта, членами семей учащихся (в рамках "семейной школы"), либо своего рода "вольнослушателями"? Так или иначе,  — тут надо отдать должное нашим преподавателям  — просьбы, подобные приведенной выше, обычно удовлетворялись.

Первый урок иврита предварялся моим письмом. Из письма ученик узнавал о том, кто преподает в заочной школе и кто финансирует программу, как программа организована и какие дополнительные мероприятия ею предусмотрены. Первым в курсе иврита, разумеется, изучалось слово "шалом", понятное большинству без перевода. Впрочем, пусть письмо скажет за себя само.

Здравствуй!

Шалом!

Это наш первый урок иврита. Слово "шалом"  — "мир"  — в Израиле ты услышишь всюду. На улице, по радио, прочитаешь в газете. Это еврейское слово заменяет несколько русских. "Шалом" означает "здравствуйте" и "до свидания", "пока" и "привет". Евреи приветствуют друг друга пожеланием мира, ибо мир с незапамятных времен служит желанной целью еврейского народа.

А теперь давай знакомиться. Меня зовут Юрий Линец. Я руковожу программой заочного обучения иудаике. Скоро ты познакомишься c Леной Черток и Ирой Раскиной  — нашими преподавателями. Они будут отправлять тебе задания и проверять ответы.

Нашу программу финансирует Распределительный комитет Федерации еврейских общин США  — "Джойнт". Это известная благотворительная организация, о которой ты прочтешь в маленькой брошюре, приложенной к этому письму.

Мы хотим немного узнать о тебе. Пожалуйста, заполни анкету и пришли нам с первым же выполненным заданием.

В каждом письме ты будешь получать задания по ивриту. Выполненные задания отсылай нам. Преподаватель проверит, исправит ошибки и пришлет следующее задание. Кроме заданий по ивриту, ты сможешь получать материалы по еврейской истории и традиции, культуре, еврейские журналы и газеты. Со временем у тебя образуется небольшая библиотечка. Кроме тебя, ею смогут пользоваться твои родные и друзья.

Нашей программой предусмотрены лагеря во время летних и зимних каникул. Там ты встретишь своих "одноклассников" со всех концов России. Обо всех мероприятиях, таких как лагеря, совместные поездки и экскурсии, мы будем сообщать заранее.

Ждем твоих писем! Шалом!

До свидания, Юрий Линец

Бывало так, что интерес к Израилю "ветхому", о котором рассказывал на уроке в местной школе приходской священник, вызывал у ребенка желание побольше узнать об Израиле новом (тем более, если мать как-то по секрету обмолвилась, будто дедушка  — ее отец  — имел какое-то отношение к этому племени). Но не у всех русских родителей внезапный интерес отпрысков к иудейской религии вызывал энтузиазм. О том, какие драмы порой разыгрывались под сонными провинциальными кровлями, свидетельствует такое, например, письмо из Рязани:

Шалом!

Здравствуй, Лена.

Это пишет тебе Сергей. Что-то я давно не получал от вас писем. Стал даже беспокоиться. Но, может, это и не вы виноваты? У меня дома, сказать по правде, обстановка напряженная. Даже свинину заставляли есть силком, да я не стал. Пришлось, конечно, поголодать, но это пустяки. А теперь вот, боюсь, что они мою корреспонденцию утаивают. Но я первый стараюсь к ящику подходить. Особенно жду уроков иврита. Ведь это святой язык! Лен, посоветуй мне ты: где я смогу пройти гиюр и сделать брит-милу? Я писал, обращался к главному раввину А. Шаевичу, но он не ответил. И в синагогу в Марьиной Роще я тоже приходил, но так ни с кем и не смог поговорить. Юля из "Огалей Яков" мне обещала помочь, говорила, чтобы я ехал домой, она напишет, но тоже не пишет пока.

Я уезжаю на полтора месяца в область на заработки. А потом поеду в Москву. Мне там обещали работу. Можно, я зайду к вам в школу? Хочу расспросить вас, как мне стать евреем. Иначе уже не знаю, что делать. Но я не отчаиваюсь. И спасибо вам огромное!

Сергей

Помимо начального курса иврита, в программу заочного обучения входят два цикла предметов  — "Еврейские классические тексты" (ЕКТ) и "Еврейский мир". О каждом из них стоит поговорить подробней.

"Еврейский мир" представляет собой интегральный курс, знакомящий учащихся с основными реалиями еврейской культуры, этнографии, с узловыми моментами истории и традиции. Курс включает следующие разделы: "Еврейский календарь", "Еврейские праздники", "Еврейский дом", "Еврейская семья", "Еврейская община", "Семейная история", "История еврейской общины", "История еврейского народа".

Как видно из этого списка, "Еврейский мир" осторожно культивирует национальную идентификацию ученика и пытается через семью и общину возродить его еврейские корни. Это надо делать неназойливо, чтобы не засушить росток интереса к еврейству. Опыт показал, что бескорыстный и объективный подход, подача знаний, не обремененная какой-либо идеологической "нагрузкой", встречает благодарный отклик учеников. Практический подход к образованию, когда главным критерием успеха служит педагогический, а не идеологический критерий, оправдывает себя как в дневной, так и в заочной школе.

Изучение еврейских классических текстов начинается со знакомства с Торой на родном языке и иврите. Вводный курс состоит из двух частей и рассчитан на два семестра и летнюю установочную сессию (лагерь).

Учебный материал к каждой теме делится на основной и дополнительный. Основной материал  — это сам текст Торы с переводом на русский язык, снабженный классическими комментариями и пояснениями по-русски. Дополнительный материал включает географические карты, генеалогические схемы и адаптированные фрагменты Торы для самостоятельного чтения на иврите. Кроме того, к каждому заданию прилагаются методические указания по его выполнению и контрольные вопросы на усвоение материала. Самой большой любовью учащихся пользуются, конечно, дидактические приложения  — игры, кроссворды, загадки. Их решение позволяет принять участие в конкурсе, и победителей ждут награды.

У заочного обучения есть свои достоинства. Среди них главное  — индивидуальный подход к каждому ученику и индивидуальный темп учебы. Все учащиеся регулярно получают подробное письмо от своего преподавателя, содержащее не только полный разбор ошибок, но и персональные упражнения, и рекомендации. Между педагогами и их заочными учениками очень скоро устанавливаются теплые личные отношения.

Вводный курс Торы, как уже говорилось, разбит на две части, очную и заочную. Но разбит не хронологически, а тематически. Принцип, положенный в основу деления, дидактический. Не все темы подходят для самостоятельного изучения, не все одинаково интересны, особенно неподготовленному читателю. Есть темы, которые требуют предварительной подготовки. Другие исключительно важно верно понять, и потому их необходимо изучать с преподавателем. Педагогический опыт подсказывает, какие темы вызывают больше всего вопросов, разногласий и споров. Их также следует, по мере возможности, изучать на занятиях в группе во время установочной сессии.

Для заочного обучения начинающих подходят целостные фрагменты исторического повествования, которые важно знать. А во время установочной сессии надо сосредоточиться на тех моментах, которые не столь подробно освещены в тексте, но которые чрезвычайно важно понимать. Нет ничего страшного в том, что дети узнают о грехопадении Адама после того, как прочтут историю Авраама. Наоборот: судьбы праотцев помогут лучше понять события, близкие к сотворению мира, понять общий замысел Торы.2

ЗАОЧНЫЙ КУРС УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ
Вводный урок.
Авраам отправляется в Кнаан.
Сотворение мира.
Авраам и Сара спускаются в Египет. Расставание с Лотом. Грехопадение Адама.
Завет обрезания.
История о трех ангелах.
Каин и Авель.
Жертвоприношение Ицхака. Потоп и завет с Ноахом.
Яков и Эсав. Вавилонская башня.
Иосиф и его братья. Иосиф и его братья.
Иосиф в Египте. Десять Казней египетских.
Моше. Война с Амалеком.
Исход. Корах и Бил'ам.
Синайские заповеди. История Завета: Адам— Ноах— Авраам— Моше.
Странствия по пустыне. Пути изучения Торы.
Смерть Моше. -

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах заочного обучения и о проблемах и трудностях.

В центральном регионе России, за исключением Москвы и Петербурга, нет крупных очагов еврейского расселения. Евреи в значительном количестве живут в главных городах Поволжья и Юга России, в индустриальных центрах Урала и Сибири. Однако даже в десяти областях, прилегающих к Московской, по нашей оценке, есть до пятисот потенциальных учеников заочной еврейской школы. Замечу, речь идет в основном о старшеклассниках. Это, безусловно, немало, заочному обучению есть куда развиваться.

Создать заочную школу можно без особых материальных затрат. Однако ее развитие потребует вложений.

Во-первых, опыт показал, что нельзя скупиться на рекламу. Главная причина того, что присоединившиеся к нам в течение года ученики не сделали этого раньше, заключалась не в их колебаниях, а в отсутствии информации о школе.

Во-вторых, без компьютеризации учебного центра педагогам не справиться с составлением и рассылкой огромного количества писем. Современный компьютер в заочном образовании воистину не роскошь, а "средство передвижения".

Было бы очень полезно снабжать учеников сборниками заданий и упражнений по каждому курсу и в дальнейшем отсылать к указанным номерам. Однако издание подобных сборников стоит денег. Кроме того, учащимся нужны антологии, атласы, книги  — оригиналы, а не ксерокопии. Вместо того чтобы копировать и рассылать множество бумаг, преподавателю следовало бы сосредоточиться на педагогических задачах.

Заочная форма еврейского образования для школьников не получила сколько-нибудь заметного развития. Почему бы не подумать о создании заочных школ в Поволжском регионе, на Урале и в Сибири, на Украине и в Белоруссии? Решение подобной задачи вполне по плечу школам и иешивам, гимназиям и еврейским высшим учебным заведениям Москвы, Петербурга, Киева, а также обществам еврейской культуры, лекториям, крупным воскресным школам. Еврейским университетам неплохо было бы подумать об открытии заочных отделений с установочными сессиями, учебниками, экзаменами и дипломом. И было бы совсем хорошо, если бы каждый преподаватель еврейской школы, воскресной или дневной, мог заочно пополнить свое еврейское и педагогическое образование.


1 Подробности опущены редакцией. назад

2 При разработке курса наши преподаватели использовали широко известные и доступные книги, изданные за последние годы на русском языке,- такие как Пятикнижие с толкованиями Раши (Гешер а-Тшува, 1990), Хумаш с комментариями (Шамир, 1990), Гилберт, "Атлас по истории еврейского народа" (Библиотека Алия, 1993) и т.д. назад

содержание
содержание
на предыдущую страницу
предыдущая страница