|
Педагогический Альманах |
|
Юрий ЛИНЕЦ (Москва) ЗАОЧНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ
|
Фамилия, имя: | Хасина Юлия |
Год рождения: | 1981 |
Место учебы: | Средняя школа, 9 класс. |
Почтовый адрес (город): | Владимир1. |
Несколько слов о семье: твои родители, их возраст, профессия, братья и сестры, другие члены семьи.
Мама Зинаида Михайловна, 53 года, инженер-технолог. Папа Абрам Борисович, 55 лет, экономист.
Расскажи о своих увлечениях:
Я увлекаюсь современными молодежными группами и эстрадными певцами, нашими и зарубежными. Собираю фотографии своих любимых звезд, вырезки из газет и журналов, рассказывающие об их жизни. В школе из всех уроков больше всего люблю перемены, но терпимо отношусь и к литературе. После школы люблю слушать магнитофон, смотреть телевизор. Читаю журналы и газеты.
Что ты знаешь об иудаизме, языке иврит, об Израиле?
Знаю немного историю государства Израиль. У меня есть несколько открыток с разными видами Израиля и флагом.
А вот сопроводительное письмо той же девочки к выполненному заданию. Свою учительницу, как это принято у нас, она называет по имени, без отчества.
Здравствуй, Лена!
Шалом!
Получила твое письмо и сразу же постаралась ответить. Я выполнила все четыре задания. Надеюсь, ошибок не много. Как приятно было, когда оказалось, что у меня уже есть какие-то знания! Правда, они пока незначительные. У меня есть подруга, которая хочет учить иврит. Ничего, если она присоединится ко мне?
Жду следующих заданий!
До свидания, Юля.
P.S. Напиши, пожалуйста, немного о себе и своих увлечениях!
Как явствует из письма, желание изучать иврит довольно широко распространено среди евреев российской глубинки. Вызвано ли это интересом к древнему языку Библии? Едва ли. Скорее, речь идет о жизненных планах российских евреев. В этих планах переезд в Израиль стал одной из самых реальных, хотя не всегда желанных альтернатив. Вскоре после начала учебного года наши преподаватели стали получать от родных и знакомых своих учеников письма примерно такого содержания:
Уважаемая Елена!
Шалом!
Пишет вам старшая сестра вашего ученика Вовк Геннадия, Татьяна. Мне 23 года. Я очень хотела бы изучать иврит по вашей методике. Не согласитесь ли вы проверять и мои задания, которые я буду выполнять вместе с Геной? Я была бы вам очень благодарна. Я уже изучила буквы и могу немного читать с огласовками.
До свидания, Татьяна.
Проблемы такого рода поначалу ставили нас в тупик. Кем числить подобных "ассоциированных учеников"? Можно ли считать их полноправными участниками проекта, членами семей учащихся (в рамках "семейной школы"), либо своего рода "вольнослушателями"? Так или иначе, — тут надо отдать должное нашим преподавателям — просьбы, подобные приведенной выше, обычно удовлетворялись.
Первый урок иврита предварялся моим письмом. Из письма ученик узнавал о том, кто преподает в заочной школе и кто финансирует программу, как программа организована и какие дополнительные мероприятия ею предусмотрены. Первым в курсе иврита, разумеется, изучалось слово "шалом", понятное большинству без перевода. Впрочем, пусть письмо скажет за себя само.
Здравствуй!
Шалом!
Это наш первый урок иврита. Слово "шалом" — "мир" — в Израиле ты услышишь всюду. На улице, по радио, прочитаешь в газете. Это еврейское слово заменяет несколько русских. "Шалом" означает "здравствуйте" и "до свидания", "пока" и "привет". Евреи приветствуют друг друга пожеланием мира, ибо мир с незапамятных времен служит желанной целью еврейского народа.
А теперь давай знакомиться. Меня зовут Юрий Линец. Я руковожу программой заочного обучения иудаике. Скоро ты познакомишься c Леной Черток и Ирой Раскиной — нашими преподавателями. Они будут отправлять тебе задания и проверять ответы.
Нашу программу финансирует Распределительный комитет Федерации еврейских общин США — "Джойнт". Это известная благотворительная организация, о которой ты прочтешь в маленькой брошюре, приложенной к этому письму.
Мы хотим немного узнать о тебе. Пожалуйста, заполни анкету и пришли нам с первым же выполненным заданием.
В каждом письме ты будешь получать задания по ивриту. Выполненные задания отсылай нам. Преподаватель проверит, исправит ошибки и пришлет следующее задание. Кроме заданий по ивриту, ты сможешь получать материалы по еврейской истории и традиции, культуре, еврейские журналы и газеты. Со временем у тебя образуется небольшая библиотечка. Кроме тебя, ею смогут пользоваться твои родные и друзья.
Нашей программой предусмотрены лагеря во время летних и зимних каникул. Там ты встретишь своих "одноклассников" со всех концов России. Обо всех мероприятиях, таких как лагеря, совместные поездки и экскурсии, мы будем сообщать заранее.
Ждем твоих писем! Шалом!
До свидания, Юрий Линец
Бывало так, что интерес к Израилю "ветхому", о котором рассказывал на уроке в местной школе приходской священник, вызывал у ребенка желание побольше узнать об Израиле новом (тем более, если мать как-то по секрету обмолвилась, будто дедушка — ее отец — имел какое-то отношение к этому племени). Но не у всех русских родителей внезапный интерес отпрысков к иудейской религии вызывал энтузиазм. О том, какие драмы порой разыгрывались под сонными провинциальными кровлями, свидетельствует такое, например, письмо из Рязани:
Шалом!
Здравствуй, Лена.
Это пишет тебе Сергей. Что-то я давно не получал от вас писем. Стал даже беспокоиться. Но, может, это и не вы виноваты? У меня дома, сказать по правде, обстановка напряженная. Даже свинину заставляли есть силком, да я не стал. Пришлось, конечно, поголодать, но это пустяки. А теперь вот, боюсь, что они мою корреспонденцию утаивают. Но я первый стараюсь к ящику подходить. Особенно жду уроков иврита. Ведь это святой язык! Лен, посоветуй мне ты: где я смогу пройти гиюр и сделать брит-милу? Я писал, обращался к главному раввину А. Шаевичу, но он не ответил. И в синагогу в Марьиной Роще я тоже приходил, но так ни с кем и не смог поговорить. Юля из "Огалей Яков" мне обещала помочь, говорила, чтобы я ехал домой, она напишет, но тоже не пишет пока.
Я уезжаю на полтора месяца в область на заработки. А потом поеду в Москву. Мне там обещали работу. Можно, я зайду к вам в школу? Хочу расспросить вас, как мне стать евреем. Иначе уже не знаю, что делать. Но я не отчаиваюсь. И спасибо вам огромное!
Сергей
Помимо начального курса иврита, в программу заочного обучения входят два цикла предметов — "Еврейские классические тексты" (ЕКТ) и "Еврейский мир". О каждом из них стоит поговорить подробней.
"Еврейский мир" представляет собой интегральный курс, знакомящий учащихся с основными реалиями еврейской культуры, этнографии, с узловыми моментами истории и традиции. Курс включает следующие разделы: "Еврейский календарь", "Еврейские праздники", "Еврейский дом", "Еврейская семья", "Еврейская община", "Семейная история", "История еврейской общины", "История еврейского народа".
Как видно из этого списка, "Еврейский мир" осторожно культивирует национальную идентификацию ученика и пытается через семью и общину возродить его еврейские корни. Это надо делать неназойливо, чтобы не засушить росток интереса к еврейству. Опыт показал, что бескорыстный и объективный подход, подача знаний, не обремененная какой-либо идеологической "нагрузкой", встречает благодарный отклик учеников. Практический подход к образованию, когда главным критерием успеха служит педагогический, а не идеологический критерий, оправдывает себя как в дневной, так и в заочной школе.
Изучение еврейских классических текстов начинается со знакомства с Торой на родном языке и иврите. Вводный курс состоит из двух частей и рассчитан на два семестра и летнюю установочную сессию (лагерь).
Учебный материал к каждой теме делится на основной и дополнительный. Основной материал — это сам текст Торы с переводом на русский язык, снабженный классическими комментариями и пояснениями по-русски. Дополнительный материал включает географические карты, генеалогические схемы и адаптированные фрагменты Торы для самостоятельного чтения на иврите. Кроме того, к каждому заданию прилагаются методические указания по его выполнению и контрольные вопросы на усвоение материала. Самой большой любовью учащихся пользуются, конечно, дидактические приложения — игры, кроссворды, загадки. Их решение позволяет принять участие в конкурсе, и победителей ждут награды.
У заочного обучения есть свои достоинства. Среди них главное — индивидуальный подход к каждому ученику и индивидуальный темп учебы. Все учащиеся регулярно получают подробное письмо от своего преподавателя, содержащее не только полный разбор ошибок, но и персональные упражнения, и рекомендации. Между педагогами и их заочными учениками очень скоро устанавливаются теплые личные отношения.
Вводный курс Торы, как уже говорилось, разбит на две части, очную и заочную. Но разбит не хронологически, а тематически. Принцип, положенный в основу деления, дидактический. Не все темы подходят для самостоятельного изучения, не все одинаково интересны, особенно неподготовленному читателю. Есть темы, которые требуют предварительной подготовки. Другие исключительно важно верно понять, и потому их необходимо изучать с преподавателем. Педагогический опыт подсказывает, какие темы вызывают больше всего вопросов, разногласий и споров. Их также следует, по мере возможности, изучать на занятиях в группе во время установочной сессии.
Для заочного обучения начинающих подходят целостные фрагменты исторического повествования, которые важно знать. А во время установочной сессии надо сосредоточиться на тех моментах, которые не столь подробно освещены в тексте, но которые чрезвычайно важно понимать. Нет ничего страшного в том, что дети узнают о грехопадении Адама после того, как прочтут историю Авраама. Наоборот: судьбы праотцев помогут лучше понять события, близкие к сотворению мира, понять общий замысел Торы.2
ЗАОЧНЫЙ КУРС | УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ |
Вводный урок.
Авраам отправляется в Кнаан. |
Сотворение мира. |
Авраам и Сара спускаются в Египет. Расставание с Лотом. | Грехопадение Адама. |
Завет обрезания.
История о трех ангелах. |
Каин и Авель. |
Жертвоприношение Ицхака. | Потоп и завет с Ноахом. |
Яков и Эсав. | Вавилонская башня. |
Иосиф и его братья. | Иосиф и его братья. |
Иосиф в Египте. | Десять Казней египетских. |
Моше. | Война с Амалеком. |
Исход. | Корах и Бил'ам. |
Синайские заповеди. | История Завета: Адам— Ноах— Авраам— Моше. |
Странствия по пустыне. | Пути изучения Торы. |
Смерть Моше. | - |
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах заочного обучения и о проблемах и трудностях.
В центральном регионе России, за исключением Москвы и Петербурга, нет крупных очагов еврейского расселения. Евреи в значительном количестве живут в главных городах Поволжья и Юга России, в индустриальных центрах Урала и Сибири. Однако даже в десяти областях, прилегающих к Московской, по нашей оценке, есть до пятисот потенциальных учеников заочной еврейской школы. Замечу, речь идет в основном о старшеклассниках. Это, безусловно, немало, заочному обучению есть куда развиваться.
Создать заочную школу можно без особых материальных затрат. Однако ее развитие потребует вложений.
Во-первых, опыт показал, что нельзя скупиться на рекламу. Главная причина того, что присоединившиеся к нам в течение года ученики не сделали этого раньше, заключалась не в их колебаниях, а в отсутствии информации о школе.
Во-вторых, без компьютеризации учебного центра педагогам не справиться с составлением и рассылкой огромного количества писем. Современный компьютер в заочном образовании воистину не роскошь, а "средство передвижения".
Было бы очень полезно снабжать учеников сборниками заданий и упражнений по каждому курсу и в дальнейшем отсылать к указанным номерам. Однако издание подобных сборников стоит денег. Кроме того, учащимся нужны антологии, атласы, книги — оригиналы, а не ксерокопии. Вместо того чтобы копировать и рассылать множество бумаг, преподавателю следовало бы сосредоточиться на педагогических задачах.
Заочная форма еврейского образования для школьников не получила сколько-нибудь заметного развития. Почему бы не подумать о создании заочных школ в Поволжском регионе, на Урале и в Сибири, на Украине и в Белоруссии? Решение подобной задачи вполне по плечу школам и иешивам, гимназиям и еврейским высшим учебным заведениям Москвы, Петербурга, Киева, а также обществам еврейской культуры, лекториям, крупным воскресным школам. Еврейским университетам неплохо было бы подумать об открытии заочных отделений с установочными сессиями, учебниками, экзаменами и дипломом. И было бы совсем хорошо, если бы каждый преподаватель еврейской школы, воскресной или дневной, мог заочно пополнить свое еврейское и педагогическое образование.
1 Подробности опущены редакцией.
2 При разработке курса наши преподаватели использовали широко известные и доступные книги, изданные за последние годы на русском языке,- такие как Пятикнижие с толкованиями Раши (Гешер а-Тшува, 1990), Хумаш с комментариями (Шамир, 1990), Гилберт, "Атлас по истории еврейского народа" (Библиотека Алия, 1993) и т.д.
содержание |
предыдущая страница |