Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Анатолий Подольский (Киев)

ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ В КИЕВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Программа учебного курса

Особенностью еврейской истории является тот факт, что, даже утратив государственность и рассеявшись по всему миру, евреи сумели сохранить свой духовный облик. Такая специфичность исторического пути предопределила появление и развитие в еврейском народе множества субэтнических групп, общин. В историю еврейского народа внесли вклад различные общины, однако это все же история единого народа.

Такова концептуальная позиция курса "История еврейского народа" в Педагогическом колледже при Центре еврейского образования Украины. Программа снабжена библиографией ко всему курсу и к каждому разделу, планами семинарских занятий, контрольными вопросами и тестовыми заданиями. Вниманию читателя предлагается фрагмент учебной программы и несколько вариантов тестовых заданий.

Курс рассчитан на четыре семестра, 306 академических часов. По итогам первого и третьего семестров студенты сдают зачет, а после второго и четвертого  — экзамен.

Курс построен по хронологически-проблемному принципу и включает основные периоды еврейской истории: библейский, греко-римский, классическое средневековье, новое время, история еврейского народа в XX веке. В конце предусмотрены лекции по методике преподавания еврейской истории.

Курс стремится ввести студентов в проблематику еврейской историографии, поощряет творческий исследовательский подход к учебе и знакомит студентов с различными методиками преподавания истории еврейского народа.

Программа

Введение (4 часа)

  1. Особенности истории еврейского народа.

  2. Место еврейской истории в истории человечества.

  3. Периодизация.

  4. Источники и общая историография по истории еврейского народа.

Раздел I (36 часов)

  • Библейский период в истории еврейского народа.

  • История евреев эпохи Писания (Танаха) XVIII—V  вв. до н. э.

Тема 1 (6 часов)

  1. Начало истории еврейского народа в контексте истории Древнего Востока.

  2. Древнейшие государства Месопотамии  — Шумер и Аккад в III—II тыс. до н. э. Страны "плодородного полумесяца" (Вавилония, Асссирия, Арам, Ханаан, Египет) во II тыс. до н. э. Ханаан и его древнейшие обитатели. Родоначальники (патриархи) еврейского народа  — Авраам, Ицхак, Иаков. Переселение евреев в Ханаан.

Тема 2 (6 часов)

  1. Пребывание евреев в Египте (XVII—XIII вв. до н. э.). Проблема Исхода в еврейской традиции.

  2. Переселение из Ханаана в Египет. Иаков и его 12 сыновей в Египте. Евреи  — рабы в Египте. История жизни Моше. Исход из Египта  — один из главных моментов истории еврейского народа. Моше  — пророк и вождь. Дарование Торы на горе Синай. Завоевание Ханаана еврейскими племенами (к XIII в. до н. э.). Йошуа бин Нун (Иисус Навин). Распределение земельных наделов между коленами Израилевыми.

Тема 3 (4 часа)

  1. Формирование (генезис) первых основ государственности еврейского народа в XII—XI вв. до н. э.

  2. Эпоха Судей в истории евреев (1200—1025 гг. до н. э.). Отсутствие политического единства, междоусобица и вражда среди колен Израилевых. Войны с филистимлянами, арамейцами, финикийцами. Судьи-спасители: Гидон, Дебора, Шимшон (Самсон). Роль пророка и судьи Шмуэля (Самуила) в еврейской истории. Шаул (Саул)  — первый царь Израиля. Царствование Шаула (1025—1004 гг. до н. э.) и начало еврейской государственности.

Тема 4 (6 часов)

  1. Социально-экономический и политический расцвет еврейского государства в Х в. до н. э. Объединенное Израильское царство времен Давида и Соломона.

  2. Окончательное слияние колен Израилевых в единый народ. Основание династии дома Давидова из колена Иегуды. Царствование Давида (1004—965 гг. до н. э.). Период расцвета Израиля. Объединение всех колен под властью Давида. Войны с филистимлянами. Расширение границ Израильского царства. Присоединение Заиорданья, Идумеи. Зависимость арамейских государств от Израиля. Иерусалим  — столица еврейского государства. Иерусалим  — духовный, судебный и военный центр. Царствование Шломо (Соломона) (965—925 гг. до н. э.). Период наивысшего расцвета Объединенного Израиля. Государство Соломона. 12 административных округов. Система налогов. Строительство Храма. Строительство царского дворца. Великолепие и роскошь Соломона. Начало упадка Израиля в последние годы правления Соломона. Историография периода Объединенного Царства.

Тема 5 (4 часа)

  1. Эпоха двух царств в истории еврейского народа  — X—VIII вв. до н. э.

  2. Раскол единого еврейского государства. Израильское (Северное) царство и Иудея (Южное царство). Социально-экономическая и политическая жизнь двух государств. Периоды вражды и сотрудничества Израильского царства и Иудеи. Периоды расцвета и упадка двух еврейских государств. Падение Самарии (Израильское царство)  — 722 г. до н. э.

Тема 6 (4 часа)

  1. Иудея в период господства на Древнем Востоке Ассирии и Вавилонии  — 722—538 гг. до н. э.

  2. Политическая история Иудеи в последний период ее государственной независимости (конец VIII в. до н. э.). Возвышение Вавилонии. Вавилония  — враг Иудеи. Падение Иерусалима. Разрушение Первого Храма. 9-е Ава. Вавилонское пленение (586—538 гг. до н. э.). Движение "Шиват Цион" ("Возвращение в Сион"). Причины и последствия "Шиват Цион". Еврейская диаспора в Вавилоне  — первая диаспора еврейского народа. Деятельность пророков. Исайя. Иеремия. Иехезкель.

Тема 7 (6 часов)

  1. Еврейский народ в период персидского владычества (538—332  гг. до н.  э.).

  2. Возвышение Персии в VI в. до н. э. Персидская империя, ее владения и политика в Месопотамии и Эрец-Исраэль. Персидские цари: Кир, Дарий I, Артаксеркс и их отношение к евреям Иудеи. Иудея и еврейская диаспора во времена персидского господства. Восстановление Иерусалима и строительство Второго Храма (516 г. до н. э.). "Шиват Цион"  — вторая волна (V в. до н. э.). Деятельность Эзры и Нехемии в Иудее в середине V в. до н. э. Духовная жизнь евреев. Тора  — кодекс социальной жизни евреев. Иудея в последний период власти персов (IV в. до н. э.). Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь еврейского народа в эту эпоху.

РАЗДЕЛ II (30 часов)

Греко-римская (Талмудическая) эпоха в истории еврейского народа. IV до н. э.—VI в. н. э.

Тема 1 (6 часов)

  1. Эллинистический период в истории евреев. Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.).

  2. От Александра Македонского до Маккавеев. Общая характеристика периода. Завоевание Эрец-Исраэль Александром Македонским (332 г. до н. э.) и его последствия. Социальная и духовная жизнь евреев в империи Александра Македонского (332—323 гг. до н. э.). Иудея под властью Птолемеев и Селевкидов (323—167 гг. до н. э.).

Тема 2 (4 часа)

  1. Борьба Иудеи за государственную независимость. Период Хасмонеев  — 167—63 гг. до н. э. Война Маккавеев против Селевкидской державы в 167—147 гг. до н. э.

  2. Образование Хасмонейского царства. Внутренняя политика Хасмонеев. Идейные течения и внутренняя борьба в Иудее. Царь Александр Янай. Закат и падение государства Хасмонеев.

Тема 3 (4 часа)

  1. Иудея под Римским владычеством  — I в. до н. э.

  2. Царь Ирод (Гордус). Жизнь в Иудее в период правления Ирода. Гиллель и Шамай. Духовная жизнь в Иудее. Первые римские наместники в Иудее. Римские императоры Нерон, Веспасиан и Тит и их отношение к Иудее.

Тема 4 (4 часа)

  1. Иудейская война 66—73 гг. н. э.

  2. Причины Иудейской войны. Борьба политических направлений (движений) внутри еврейского общества в Иудее (фарисеи, саддукеи, ессеи). Иосиф Флавий. Великое восстание. Разрушение Иерусалима и Второго Храма (70 г. н. э.). Оборона Масады. Последствия Иудейской войны для Иудеи.

Тема 5 (4 часа)

  1. Духовная жизнь в Эрец-Исраэль после Иудейской войны и до восстания Бар-Кохбы  — 73—132 гг. н. э.

  2. Рабби Иоханан бен Заккай. Деятельность раббана Гамлиэля. Академия в Явне. Сохранение духовного и национального единства народа.

Тема 6 (4 часа)

  1. Эрец-Исраэль во II—V вв. н. э. Восстание Бар-Кохбы.

  2. Условия возникновения христианства в Древнем Риме. Первые христиане и иудаизм. Отношение христианской церкви к евреям. Рабби Иегуда а-Наси. Составление Мишны. Еврейская эмиграция из Эрец-Исраэль.

Тема 7 (4 часа)

  1. Еврейская жизнь в Вавилонии в V—VI вв.

  2. Перемещение национального центра из Эрец-Исраэль в Вавилонию. Академии Суры и Пумбедиты. Составление Талмуда.

РАЗДЕЛ III (28 часов)

  • Еврейский народ в период классического средневековья (VI—VIII вв.).

  • Евреи в христианском и мусульманском мире.

Тема 1 (6 часов)

  1. Евреи на Востоке под византийским и арабским господством в период раннего средневековья  — VI—IX вв.

  2. Эрец-Исраэль под властью Византии. Вавилония  — духовный и национальный центр еврейского народа. Эпоха гаонов. Саадия Гаон. Арабы в доисламский период. Мухаммед и зарождение ислама. Создание мусульманской империи  — Арабского халифата. Идеология ислама. Отношение ислама к евреям. Караимы. Учение караимов и Талмуд. Евреи Эрец-Исраэль, Вавилонии, Персии, Аравии, Сирии, Египта под властью Арабского халифата.

Тема 2 (6 часов)

  1. Евреи Испании под властью мусульман и христиан в VIII—XV вв.

  2. Испания до арабского завоевания. Евреи Испании в доисламский период. Начало формирования сефардского еврейства. Начальный период арабского владычества. "Золотой век" евреев в мусульманской Испании. Расцвет культуры, искусства, религии и науки. Рамбам. Реконкиста. Изменение положения евреев в христианской Испании. Преследования и крушение еврейства Испании. Изгнание евреев (1429 г.). Конец еврейской общины в Испании.

Тема 3 (8 часов)

  1. Евреи в странах Западной Европы в период раннего (VI—X вв.) и позднего (XI—XV вв.) средневековья.

  2. Начало формирования ашкеназского еврейства. Еврейские общины в Европе до крестовых походов (500—1096 гг.). Западная Европа  — центр формирования языка и культуры идиш. Рост нетерпимости к евреям в Европе. Евреи в христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.). Германия и Франция накануне крестовых походов. Первый крестовый поход и его последствия для евреев. Иерусалимское царство крестоносцев. Крестоносцы в Эрец-Исраэль. Духовная жизнь европейских евреев. Упадок еврейской жизни в Западной Европе. Изгнание ашкеназских и сефардских евреев из Англии, Франции, Испании, Португалии. Дискриминационные меры против еврейской общины в Германии.

Тема 4 (2 часа)

  1. Еврейский мир после изгнания из Испании.

Тема 5 (6 часов)

  1. Евреи на территории Восточной Европы в XVIII—XII веках.

  2. Евреи в Хазарии. Первые еврейские поселения на землях Украины. Евреи в Киевской Руси (IX—XII вв.). Еврейские поселения в Великом Княжестве Литовском (XIV—XV вв.). Становление еврейской общины Польши. Еврейская автономия в Польше. Жизнь евреев в Османской империи. Духовная и культурная деятельность еврейства Восточной Европы.

ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

1 вариант

  1. После разрушения Второго Храма национальный центр еврейского народа переместился из Иерусалима в:
    а) Кейсарию
    б) Цфат
    в) Явне
    г) Хаврон

  2. Основателем духовного центра и академии после разрушения 2-го Храма был:
    а)  р. Гиллель
    б)  р. Иоханан бен-Закай
    в)  р. Шамай
    г)  патриарх Гамлиэль 2-й

  3. Кому принадлежат слова: "Если исполнилось предсказание наших пророков, что Сион превратился в пустыню, то должно в будущем исполниться и другое их предсказание, что он будет восстановлен":
    а) р. Иегуда а-Наси
    б) р. Саадия Гаон
    в) р. Акива
    г) Бар-Кохба

  4. Как назывался глава Эрец-Исраэль (глава синедриона) в период с 70 по 429 гг.
    а) патриарх
    б) рейш-галута
    в) рабейну

  5. После каких событий в еврейской истории Иерусалим был переименован в Элию-Капитолину и евреям было запрещено там селиться:
    а) Иудейская война
    б) восстание Бар-Кохбы
    в) крестовые походы
    г) восстание Хасмонеев

  6. Когда происходило восстание Бар-Кохбы:
    а)   167–142 гг. до  н.э.
    б)  66–73 гг.
    в)  132–135 гг.
    г)  1096–1099 гг.

  7. Что произошло раньше:
    а) образование Восточной Римской империи (Византии)
    б) появление христианства
    в) падение Рима

  8. Гонения христиан на евреев начались после:
    а) Иудейской войны
    б) легитимизации христианства в Риме
    в) завершения Вавилонского Талмуда

  9. Кто участвовал в составлении (кодификации) Вавилонского Талмуда:
    а) р. Акива и Иегуда а-Наси
    б) Раши и тосафисты
    в) Иосиф Каро
    г) р. Аши и Раввина

  10. Как в первое время после появления учения караимов называли его сторонников и противников:
    а) аннаниты и раббаниты
    б) амораи и сабуреи
    в) караимы и талмудисты

  11. Главный труд р. Саадии Гаона:
    а)  "Мишне-Тора"
    б)  "Шулхан арух"
    в)  "Эмонут ве-деот"
    г)  "Море невухим"

  12. Кому принадлежат слова: "Зато дети и внуки новообращенных будут уже настоящими христианами":
    а) Иоанн Златоуст
    б) Папа Григорий Седьмой
    в) Папа Григорий Великий
    г) Фома Аквинский

  13. В раннее средневековье (V–VIII вв.) в Европе негативное отношение к евреям было в:
    а) империи Карла Великого
    б) Византии
    в) Польше

  14. Хазарский царь Булан принял иудаизм в:
    а) 622 г
    б) 730 г.
    в) 1024 г.

  15. Кому принадлежат слова: "Мое сердце на Востоке, а я на крайнем Западе":
    а) Шломо Габироль
    б) Исаак Альфаси
    в) Иегуда Галеви

  16. Кто изгнал крестоносцев из Иерусалима в 1171 г.:
    а) Саладин
    б) Сулейман Великолепный
    в) Ричард Львиное Сердце

  17. Кому принадлежат слова: "Вот мы идем отомстить магометанам, а тут перед нами евреи, которые распяли нашего Спасителя, отомстим же прежде им":
    а) М. Лютеру
    б) крестоносцам
    в) Иннокентию III

2 вариант

  1. Как назывался глава еврейской общины в диаспоре (Вавилония):
    а) нагид
    б) экзиларх
    в) гаон

  2. Центрами еврейской жизни в раннее средневековье (V–X вв.) были:
    а) Испания, Вавилония, Западная Европа
    б) Египет, Эрец-Исраэль, Польша
    в) Германия, Османская империя, Литва

  3. Какие из перечисленных деятелей относятся к эпохе Мишны и Талмуда:
    а) Иосиф Флавий
    б) р. Аккива
    в) Иегуда а-Наси
    г) р. Гамлиэль

  4. Составителями Мишны были:
    а) тосафисты
    б) сабуреи
    в) таннаи
    г) амораи

  5. Когда было завершено составление Вавилонского Талмуда:
    а) 200 г.
    б) 429 г.
    в) 500 г.

  6. Центры еврейской учености в Вавилонии – академии (иешивы) находились в городах:
    а) Нагардея и Сура
    б) Ниневия и Сура
    в) Пумбедита и Сура

  7. Под властью Арабского Халифата (VIII–X вв.) оказались территории с большим еврейским населением:
    а) Вавилония, Сирия, Египет, Испания, Эрец-Исраэль
    б) Византия, Испания, Вавилония, Эрец-Исраэль
    в) Испания, Вавилония, страны Западной Европы

  8. Евреи и христиане в странах ислама имели статус:
    а) марраны
    б) кантонисты
    в) зимми
    г) караимы

  9. Первый крестовый поход проходил в:
    а) 1096–1099 гг.
    б) 1147–1149 гг.
    в) 1093–1096 гг.

  10. Крупнейшими еврейскими учеными-философами и талмудистами в IX–XII вв. были:
    а) Гиллель, Шамай, Гамлиэль
    б) Раши, Рамбам, Саадия Гаон
    в) Габироль, Рамбан, Моисей ибн Эзра

  11. Центрами еврейской жизни в арабской Испании были:
    а) Кордова, Севилья
    б) Арагон, Кастилия
    в) Гранада, Арагон

  12. Кто был автором философско-религиозных произведений "Море невухим" и "Мишне-Тора":
    а) Иегуда Галеви
    б) Авраам ибн Дауд
    в) Маймонид
    г) р. Шломо Ицхаки

  13. Какое событие в Западной Европе в середине XIV века привело к усилению юдофобии и антиеврейским акциям:
    а) эпидемия чумы
    б) крестовые походы
    в) обвинения в ритуальном преступлении.

  14. В каком своем произведении р.  Моше бен Маймон пытается примирить Божественные истины с истинами Разума:
    а) "Мишне-Тора"
    б) "Яд а-хазака"
    в) "Море невухим"

  15. Отвоевание у арабов христианами Испании получило название:
    а) инквизиция
    б) реконкиста
    в) интифада

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]