|
Анатолий Подольский (Киев)
ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ В КИЕВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Программа учебного курса
Особенностью еврейской истории является тот факт, что, даже утратив государственность и рассеявшись по всему миру, евреи сумели сохранить свой духовный облик. Такая специфичность исторического пути предопределила появление и развитие в еврейском народе множества субэтнических групп, общин. В историю еврейского народа внесли вклад различные общины, однако это все же история единого народа.
Такова концептуальная позиция курса "История еврейского народа" в Педагогическом колледже при Центре еврейского образования Украины. Программа снабжена библиографией ко всему курсу и к каждому разделу, планами семинарских занятий, контрольными вопросами и тестовыми заданиями. Вниманию читателя предлагается фрагмент учебной программы и несколько вариантов тестовых заданий.
Курс рассчитан на четыре семестра, 306 академических часов. По итогам первого и третьего семестров студенты сдают зачет, а после второго и четвертого — экзамен.
Курс построен по хронологически-проблемному принципу и включает основные периоды еврейской истории: библейский, греко-римский, классическое средневековье, новое время, история еврейского народа в XX веке. В конце предусмотрены лекции по методике преподавания еврейской истории.
Курс стремится ввести студентов в проблематику еврейской историографии, поощряет творческий исследовательский подход к учебе и знакомит студентов с различными методиками преподавания истории еврейского народа.
Программа
Введение (4 часа)
Особенности истории еврейского народа.
Место еврейской истории в истории человечества.
Периодизация.
Источники и общая историография по истории еврейского народа.
Раздел I (36 часов)
Тема 1 (6 часов)
Начало истории еврейского народа в контексте истории Древнего Востока.
Древнейшие государства Месопотамии — Шумер и Аккад в III—II тыс. до н. э. Страны "плодородного полумесяца" (Вавилония, Асссирия, Арам, Ханаан, Египет) во II тыс. до н. э. Ханаан и его древнейшие обитатели. Родоначальники (патриархи) еврейского народа — Авраам, Ицхак, Иаков. Переселение евреев в Ханаан.
Тема 2 (6 часов)
Пребывание евреев в Египте (XVII—XIII вв. до н. э.). Проблема Исхода в еврейской традиции.
Переселение из Ханаана в Египет. Иаков и его 12 сыновей в Египте. Евреи — рабы в Египте. История жизни Моше. Исход из Египта — один из главных моментов истории еврейского народа. Моше — пророк и вождь. Дарование Торы на горе Синай. Завоевание Ханаана еврейскими племенами (к XIII в. до н. э.). Йошуа бин Нун (Иисус Навин). Распределение земельных наделов между коленами Израилевыми.
Тема 3 (4 часа)
Формирование (генезис) первых основ государственности еврейского народа в XII—XI вв. до н. э.
Эпоха Судей в истории евреев (1200—1025 гг. до н. э.). Отсутствие политического единства, междоусобица и вражда среди колен Израилевых. Войны с филистимлянами, арамейцами, финикийцами. Судьи-спасители: Гидон, Дебора, Шимшон (Самсон). Роль пророка и судьи Шмуэля (Самуила) в еврейской истории. Шаул (Саул) — первый царь Израиля. Царствование Шаула (1025—1004 гг. до н. э.) и начало еврейской государственности.
Тема 4 (6 часов)
Социально-экономический и политический расцвет еврейского государства в Х в. до н. э. Объединенное Израильское царство времен Давида и Соломона.
Окончательное слияние колен Израилевых в единый народ. Основание династии дома Давидова из колена Иегуды. Царствование Давида (1004—965 гг. до н. э.). Период расцвета Израиля. Объединение всех колен под властью Давида. Войны с филистимлянами. Расширение границ Израильского царства. Присоединение Заиорданья, Идумеи. Зависимость арамейских государств от Израиля. Иерусалим — столица еврейского государства. Иерусалим — духовный, судебный и военный центр. Царствование Шломо (Соломона) (965—925 гг. до н. э.). Период наивысшего расцвета Объединенного Израиля. Государство Соломона. 12 административных округов. Система налогов. Строительство Храма. Строительство царского дворца. Великолепие и роскошь Соломона. Начало упадка Израиля в последние годы правления Соломона. Историография периода Объединенного Царства.
Тема 5 (4 часа)
Эпоха двух царств в истории еврейского народа — X—VIII вв. до н. э.
Раскол единого еврейского государства. Израильское (Северное) царство и Иудея (Южное царство). Социально-экономическая и политическая жизнь двух государств. Периоды вражды и сотрудничества Израильского царства и Иудеи. Периоды расцвета и упадка двух еврейских государств. Падение Самарии (Израильское царство) — 722 г. до н. э.
Тема 6 (4 часа)
Иудея в период господства на Древнем Востоке Ассирии и Вавилонии — 722—538 гг. до н. э.
Политическая история Иудеи в последний период ее государственной независимости (конец VIII в. до н. э.). Возвышение Вавилонии. Вавилония — враг Иудеи. Падение Иерусалима. Разрушение Первого Храма. 9-е Ава. Вавилонское пленение (586—538 гг. до н. э.). Движение "Шиват Цион" ("Возвращение в Сион"). Причины и последствия "Шиват Цион". Еврейская диаспора в Вавилоне — первая диаспора еврейского народа. Деятельность пророков. Исайя. Иеремия. Иехезкель.
Тема 7 (6 часов)
Еврейский народ в период персидского владычества (538—332 гг. до н. э.).
Возвышение Персии в VI в. до н. э. Персидская империя, ее владения и политика в Месопотамии и Эрец-Исраэль. Персидские цари: Кир, Дарий I, Артаксеркс и их отношение к евреям Иудеи. Иудея и еврейская диаспора во времена персидского господства. Восстановление Иерусалима и строительство Второго Храма (516 г. до н. э.). "Шиват Цион" — вторая волна (V в. до н. э.). Деятельность Эзры и Нехемии в Иудее в середине V в. до н. э. Духовная жизнь евреев. Тора — кодекс социальной жизни евреев. Иудея в последний период власти персов (IV в. до н. э.). Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь еврейского народа в эту эпоху.
РАЗДЕЛ II (30 часов)
Греко-римская (Талмудическая) эпоха в истории еврейского народа. IV до н. э.—VI в. н. э.
Тема 1 (6 часов)
Эллинистический период в истории евреев. Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.).
От Александра Македонского до Маккавеев. Общая характеристика периода. Завоевание Эрец-Исраэль Александром Македонским (332 г. до н. э.) и его последствия. Социальная и духовная жизнь евреев в империи Александра Македонского (332—323 гг. до н. э.). Иудея под властью Птолемеев и Селевкидов (323—167 гг. до н. э.).
Тема 2 (4 часа)
Борьба Иудеи за государственную независимость. Период Хасмонеев — 167—63 гг. до н. э. Война Маккавеев против Селевкидской державы в 167—147 гг. до н. э.
Образование Хасмонейского царства. Внутренняя политика Хасмонеев. Идейные течения и внутренняя борьба в Иудее. Царь Александр Янай. Закат и падение государства Хасмонеев.
Тема 3 (4 часа)
Иудея под Римским владычеством — I в. до н. э.
Царь Ирод (Гордус). Жизнь в Иудее в период правления Ирода. Гиллель и Шамай. Духовная жизнь в Иудее. Первые римские наместники в Иудее. Римские императоры Нерон, Веспасиан и Тит и их отношение к Иудее.
Тема 4 (4 часа)
Иудейская война 66—73 гг. н. э.
Причины Иудейской войны. Борьба политических направлений (движений) внутри еврейского общества в Иудее (фарисеи, саддукеи, ессеи). Иосиф Флавий. Великое восстание. Разрушение Иерусалима и Второго Храма (70 г. н. э.). Оборона Масады. Последствия Иудейской войны для Иудеи.
Тема 5 (4 часа)
Духовная жизнь в Эрец-Исраэль после Иудейской войны и до восстания Бар-Кохбы — 73—132 гг. н. э.
Рабби Иоханан бен Заккай. Деятельность раббана Гамлиэля. Академия в Явне. Сохранение духовного и национального единства народа.
Тема 6 (4 часа)
Эрец-Исраэль во II—V вв. н. э. Восстание Бар-Кохбы.
Условия возникновения христианства в Древнем Риме. Первые христиане и иудаизм. Отношение христианской церкви к евреям. Рабби Иегуда а-Наси. Составление Мишны. Еврейская эмиграция из Эрец-Исраэль.
Тема 7 (4 часа)
Еврейская жизнь в Вавилонии в V—VI вв.
Перемещение национального центра из Эрец-Исраэль в Вавилонию. Академии Суры и Пумбедиты. Составление Талмуда.
РАЗДЕЛ III (28 часов)
Тема 1 (6 часов)
Евреи на Востоке под византийским и арабским господством в период раннего средневековья — VI—IX вв.
Эрец-Исраэль под властью Византии. Вавилония — духовный и национальный центр еврейского народа. Эпоха гаонов. Саадия Гаон. Арабы в доисламский период. Мухаммед и зарождение ислама. Создание мусульманской империи — Арабского халифата. Идеология ислама. Отношение ислама к евреям. Караимы. Учение караимов и Талмуд. Евреи Эрец-Исраэль, Вавилонии, Персии, Аравии, Сирии, Египта под властью Арабского халифата.
Тема 2 (6 часов)
Евреи Испании под властью мусульман и христиан в VIII—XV вв.
Испания до арабского завоевания. Евреи Испании в доисламский период. Начало формирования сефардского еврейства. Начальный период арабского владычества. "Золотой век" евреев в мусульманской Испании. Расцвет культуры, искусства, религии и науки. Рамбам. Реконкиста. Изменение положения евреев в христианской Испании. Преследования и крушение еврейства Испании. Изгнание евреев (1429 г.). Конец еврейской общины в Испании.
Тема 3 (8 часов)
Евреи в странах Западной Европы в период раннего (VI—X вв.) и позднего (XI—XV вв.) средневековья.
Начало формирования ашкеназского еврейства. Еврейские общины в Европе до крестовых походов (500—1096 гг.). Западная Европа — центр формирования языка и культуры идиш. Рост нетерпимости к евреям в Европе. Евреи в христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.). Германия и Франция накануне крестовых походов. Первый крестовый поход и его последствия для евреев. Иерусалимское царство крестоносцев. Крестоносцы в Эрец-Исраэль. Духовная жизнь европейских евреев. Упадок еврейской жизни в Западной Европе. Изгнание ашкеназских и сефардских евреев из Англии, Франции, Испании, Португалии. Дискриминационные меры против еврейской общины в Германии.
Тема 4 (2 часа)
Еврейский мир после изгнания из Испании.
Тема 5 (6 часов)
Евреи на территории Восточной Европы в XVIII—XII веках.
Евреи в Хазарии. Первые еврейские поселения на землях Украины. Евреи в Киевской Руси (IX—XII вв.). Еврейские поселения в Великом Княжестве Литовском (XIV—XV вв.). Становление еврейской общины Польши. Еврейская автономия в Польше. Жизнь евреев в Османской империи. Духовная и культурная деятельность еврейства Восточной Европы.
ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
1 вариант
После разрушения Второго Храма национальный центр еврейского народа переместился из Иерусалима в:
а) Кейсарию
б) Цфат
в) Явне
г) Хаврон
Основателем духовного центра и академии после разрушения 2-го Храма был:
а) р. Гиллель
б) р. Иоханан бен-Закай
в) р. Шамай
г) патриарх Гамлиэль 2-й
Кому принадлежат слова: "Если исполнилось предсказание наших пророков, что Сион превратился в пустыню, то должно в будущем исполниться и другое их предсказание, что он будет восстановлен":
а) р. Иегуда а-Наси
б) р. Саадия Гаон
в) р. Акива
г) Бар-Кохба
Как назывался глава Эрец-Исраэль (глава синедриона) в период с 70 по 429 гг.
а) патриарх
б) рейш-галута
в) рабейну
После каких событий в еврейской истории Иерусалим был переименован в Элию-Капитолину и евреям было запрещено там селиться:
а) Иудейская война
б) восстание Бар-Кохбы
в) крестовые походы
г) восстание Хасмонеев
Когда происходило восстание Бар-Кохбы:
а) 167–142 гг. до н.э.
б) 66–73 гг.
в) 132–135 гг.
г) 1096–1099 гг.
Что произошло раньше:
а) образование Восточной Римской империи (Византии)
б) появление христианства
в) падение Рима
Гонения христиан на евреев начались после:
а) Иудейской войны
б) легитимизации христианства в Риме
в) завершения Вавилонского Талмуда
Кто участвовал в составлении (кодификации) Вавилонского Талмуда:
а) р. Акива и Иегуда а-Наси
б) Раши и тосафисты
в) Иосиф Каро
г) р. Аши и Раввина
Как в первое время после появления учения караимов называли его сторонников и противников:
а) аннаниты и раббаниты
б) амораи и сабуреи
в) караимы и талмудисты
Главный труд р. Саадии Гаона:
а) "Мишне-Тора"
б) "Шулхан арух"
в) "Эмонут ве-деот"
г) "Море невухим"
Кому принадлежат слова: "Зато дети и внуки новообращенных будут уже настоящими христианами":
а) Иоанн Златоуст
б) Папа Григорий Седьмой
в) Папа Григорий Великий
г) Фома Аквинский
В раннее средневековье (V–VIII вв.) в Европе негативное отношение к евреям было в:
а) империи Карла Великого
б) Византии
в) Польше
Хазарский царь Булан принял иудаизм в:
а) 622 г
б) 730 г.
в) 1024 г.
Кому принадлежат слова: "Мое сердце на Востоке, а я на крайнем Западе":
а) Шломо Габироль
б) Исаак Альфаси
в) Иегуда Галеви
Кто изгнал крестоносцев из Иерусалима в 1171 г.:
а) Саладин
б) Сулейман Великолепный
в) Ричард Львиное Сердце
Кому принадлежат слова: "Вот мы идем отомстить магометанам, а тут перед нами евреи, которые распяли нашего Спасителя, отомстим же прежде им":
а) М. Лютеру
б) крестоносцам
в) Иннокентию III
2 вариант
Как назывался глава еврейской общины в диаспоре (Вавилония):
а) нагид
б) экзиларх
в) гаон
Центрами еврейской жизни в раннее средневековье (V–X вв.) были:
а) Испания, Вавилония, Западная Европа
б) Египет, Эрец-Исраэль, Польша
в) Германия, Османская империя, Литва
Какие из перечисленных деятелей относятся к эпохе Мишны и Талмуда:
а) Иосиф Флавий
б) р. Аккива
в) Иегуда а-Наси
г) р. Гамлиэль
Составителями Мишны были:
а) тосафисты
б) сабуреи
в) таннаи
г) амораи
Когда было завершено составление Вавилонского Талмуда:
а) 200 г.
б) 429 г.
в) 500 г.
Центры еврейской учености в Вавилонии – академии (иешивы) находились в городах:
а) Нагардея и Сура
б) Ниневия и Сура
в) Пумбедита и Сура
Под властью Арабского Халифата (VIII–X вв.) оказались территории с большим еврейским населением:
а) Вавилония, Сирия, Египет, Испания, Эрец-Исраэль
б) Византия, Испания, Вавилония, Эрец-Исраэль
в) Испания, Вавилония, страны Западной Европы
Евреи и христиане в странах ислама имели статус:
а) марраны
б) кантонисты
в) зимми
г) караимы
Первый крестовый поход проходил в:
а) 1096–1099 гг.
б) 1147–1149 гг.
в) 1093–1096 гг.
Крупнейшими еврейскими учеными-философами и талмудистами в IX–XII вв. были:
а) Гиллель, Шамай, Гамлиэль
б) Раши, Рамбам, Саадия Гаон
в) Габироль, Рамбан, Моисей ибн Эзра
Центрами еврейской жизни в арабской Испании были:
а) Кордова, Севилья
б) Арагон, Кастилия
в) Гранада, Арагон
Кто был автором философско-религиозных произведений "Море невухим" и "Мишне-Тора":
а) Иегуда Галеви
б) Авраам ибн Дауд
в) Маймонид
г) р. Шломо Ицхаки
Какое событие в Западной Европе в середине XIV века привело к усилению юдофобии и антиеврейским акциям:
а) эпидемия чумы
б) крестовые походы
в) обвинения в ритуальном преступлении.
В каком своем произведении р. Моше бен Маймон пытается примирить Божественные истины с истинами Разума:
а) "Мишне-Тора"
б) "Яд а-хазака"
в) "Море невухим"
Отвоевание у арабов христианами Испании получило название:
а) инквизиция
б) реконкиста
в) интифада
|
|