|
Педагогический Альманах |
Краткий обзор содержания альманаха
"С глубокой древности Библия была главным учебником еврейского народа. По этому учебнику учились и учили тысячи лет. Почему же современный учитель порой в растерянности опускает руки, говоря: "Я не знаю, как это преподавать?" Такими словами начинается редакционная статья шестого номера НЕШ, написанная Арье Ротманом, ответственным редактором журнала. Трудная роль выпала на долю еврейских учителей. Сегодня им вместе с учениками приходится искать новые пути к еврейским классическим текстам. Редакционная статья служит введением ко всему номеру, но в первую очередь к публикации Цви Адара. Известный израильский методист-практик анализирует различные методы преподавания Библии. Рассмотрев национальный, этический, научный и традиционный подходы, автор приходит к выводу, что ни один из них больше не ведет к цели. Автор предлагает свой, гуманистический подход, позволяющий нашему современнику заново открыть Книгу Книг. Педагогическую концепцию Мартина Бубера освещает в своем очерке израильский ученый и публицист Цви Курцвайль. По его мненнию, гуманистической педагогике Бубера, основанной на "включающем понимании", принадлежит завтрашний день. Человеческий диалог между учителем и учеником придет на смену модным сегодня развивающим образовательным технологиям, обезличивающим воспитательный процесс. Раздел "Методический кабинет" открывается учебной программой по истории сионизма для лекториев и воскресных школ. Ее автор историк из Уфы Григорий Кригер. Наталия Гуткина из Нижнего Новгорода публикует программу изучения Пиркей Авот, основное достоинство которой - сжатость и четкость. В разделе "Обмен опытом" Наталия Рынковская из Алма-Аты рассказывает об аксиологическом (ценностном) воспитании в воскресной школе, где работает около десяти лет. Большинство учеников в этой школе - дети от смешанных браков, - дети, внуки и правнуки евреев. Национальная идентификация мало волнует их, они не страдают от антисемитизма и не собираются покидать родину. Что же приводит их в еврейскую школу? Из еврейской традиции они хотят получить представление о добре и зле, о вечных нравственных ценностях. Учительница начальных классов из Риги Марина Фалькенштейн продолжает в том же разделе рассказ о своем методе еврейского воспитания, суть которого - пробудить в детях эмоциональное переживание еврейских праздников. НЕШ №6 продолжает рассказ о еврейском образовании за рубежом, на сей раз - в Израиле. Опубликованный в этом номере отчет государственной комиссии правительства Израиля по еврейскому образованию (комиссия Шенгар) анализирует в своем послесловии к этому отчету Арье Ротман. На "литературной странице" помещена новелла историка из Ташкента Романа Рабича о знаменитом выкресте В разделе "Еврейский мир" опубликованы два изящных эссе Александра Львова, члена редколлегии НЕШ: "Список рода человеческого" - о значении родословных в Торе и "Загадочная смоковница" - о символическом значении этого дерева в еврейской традиции. В книжном обозрении Валерий Дымшиц, этнограф из Петербурга, рецензирует выпущенный в Белоруссии сборник еврейского фольклора, а главный редактор НЕШ Хана Ротман подробно анализирует сборник методических разработок учителей украинских еврейских школ. В разделе "Хроника" член редколлегии НЕШ Марина Карпова рассказывает о выездном семинаре, проведенном НЕШ в Красноярске, и об участии в еврейской книжной ярмарке в СПб. Заключает шестой номер НЕШ новая рубрика "Учительская раздевалка". Нелицеприятные слова в адрес приезжих чиновников от образования пишет учитель, имя и место жительства которого редакция не может назвать - и это одно уже ярко свидетельствует о климате, установившемся в еврейском образовании в СНГ... По первым отзывам читателей шестой номер НЕШ читается с интересом, в нем много живых актуальных материалов.
|