|
Педагогический Альманах |
|
Цви АДАР (Иерусалим) Урок по танахуОбщепринятая педагогическая истина гласит: о каком бы предмете ни шла речь, учебный материал следует разделить на более-менее целостные, в структурном и содержательном отношении, темы. Эти темы, в свою очередь, должны состоять из связанных между собой частей меньшего объема — подтем. Казалось бы, нет ничего естественнее, чем рассматривать отдельные книги Танаха в качестве таких тем, а главы, или разделы, — в качестве подтем. Но это лишь кажущееся соответствие. С методической точки зрения подобное деление учебного материала в большинстве случаев совершенно не оправдано. Почему? Не будем забывать, что большая часть книг Танаха лишена как тематического единства, так и структурной целостности, — т. е. двух главных критериев, которые служат условием выделения материала в самостоятельную учебную единицу — тему. Забывая об этом, преподаватель порой прилагает героические усилия, пытаясь отыскать единый принцип, способный методически объединить материал. Однако ни на один общий принцип невозможно нанизать, например, содержание книг Пророков, Теиллим, или книг мудрости — Мишлей и Коэлет. В исторических книгах Танаха композиционным стержнем, как кажется, могла бы служить хронология. И действительно, в книге Берешит и у ранних Пророков хронологическая линия и линия развития сюжета, в общем, совпадают. Однако в других книгах Хумаша, начиная с книги Шмот, мы находим, наряду с историческим повествованием, также изложение законов, подробное описание устройства Мишкана, итоги поголовных переписей и, наконец, большую речь Моше перед кончиной. Разнородность и разносоставность источников, отсутствие сюжетного и жанрового единства — такова первая проблема, с которой сталкивается учитель, приступая к преподаванию Танаха. Вторая проблема состоит в стилистических особенностях ряда книг. Книги Пророков, поэтические книги и книги мудрости изобилуют повторами. Повествование то и дело возвращается к тем же мыслям и идеям. И потому чтение текста подряд, глава за главой, часто навевает на учеников скуку, отталкивает их от предмета. Как же быть? Обе проблемы можно решить с помощью правильно укомплектованной учебной единицы, темы. Материал следует отобрать из различных глав, или даже книг, сгруппировав по единым критериям — тематическим, сюжетным, хронологическим, жанровым и т. д. На практике это означает, что изучать с детьми, тем более с неподготовленными детьми, следует не главы, а порой даже не книги, а умело подобранные фрагменты из Танаха. Компилятивность не повредит. Напротив, сопоставление разных фрагментов высвечивает стилистическое богатство, выявляет достоинства произведения. Не говоря уже о том, что разнообразие источников придает глубину освещению темы, — разумеется, если тексты правильно подобраны. Тот, кто преподает псалмы "по порядку номеров", один за другим, да еще в чрезмерном объеме, попросту испытывает терпение учеников. Такой подход лишь препятствует пониманию сущности молитвы, пониманию красоты поэзии, обращенной к Богу. Учитель-начетчик, сам того не желая, внушает детям ненависть ко всему, связанному с религией. И напротив, когда учитель подбирает к уроку тематически связанные стихи из разных псалмов, когда он преподает псалмы не главу за главой, а тему за темой, в последовательной единой связи, — тогда перед учениками раскрывается богатство чувств и духовная глубина книги Теиллим, тогда мир религиозных переживаний приоткрывается перед ними. Это касается не только псалмов. Учить с ребенком книги Иеремии или Исайи подряд — значит превращать урок в каторгу. Ученики скоро отчаиваются понять что бы то ни было. Им кажется, что в каждой главе говорится об одном и том же. Но если преподаватель нанижет на единый тематический стержень с умом подобранные отрывки — слова пророков станут понятными, а учеба превратится в захватывающее, одухотворенное занятие. В этом месте читатель-педагог может возразить: "Легко вам говорить о том, что должен сделать учитель. Но как правильно организовать учебный материал, да еще когда сам его недостаточно знаешь?" Не стоит отчаиваться, даже если задача кажется трудно разрешимой. Существуют объективные методические правила организации учебного материала. Их изучением, а затем примерами практического применения мы сейчас и займемся. Общие принципы организации учебного материала Не дожидаясь начала учебного года, педагог должен составить тематический список уроков, которые он собирается провести в новом году. Лишь после этого можно приступать к почасовой разработке учебного материала. Такой образ действий не только облегчит учителю подготовку к урокам. Когда придет время, он позволит ученику понять место каждого урока в изучаемой теме — просто потому, что это будет хорошо видеть сам педагог. Первый и главный этап подготовки к уроку — подбор учебного материала. Подбор учебного материалаОбдумав ответ на приведенные ниже вопросы, учитель выработает критерии, которые позволят ему отобрать конкретный учебный материал по теме урока.
Подготовку к уроку надо начинать с ответа на этот вопрос. При этом необходимо считаться с общей задачей преподавания, которую определяют специализация класса и другие особенности. Заблаговременно готовясь к урокам, учитель заново (а иногда и впервые) изучает материал. Но изучает его не как школяр, а как педагог, мысленно задаваясь вопросом:
На этот вопрос недостаточно отвечать: "потому что этого требует начальство или родители". Надо спросить себя:
Уяснив, таким образом, задачи урока, надо сделать следующий шаг и продумать композицию учебного материала:
Каждый отрывок или подборка цитат должны соответствовать тем же критериям, что и весь урок в целом. Иными словами, надо четко отдавать себе отчет в следующем:
Преподаватель обязан дать себе ответ на все эти вопросы применительно к каждому отрывку, который будет прочитан на уроке. Этот кропотливый труд принесет тому, кто не поленится проделать его, щедрое вознаграждение. Добросовестный учитель убедится, что подготовка к занятиям раскрыла перед ним глубинный смысл текста, о котором он, быть может, прежде не подозревал. Поистине, преподавание Танаха — не худший способ его изучения! Составляя план урока, педагогу следует обратить особое внимание на систематизацию материала. Правильное распределение очень важно как с методической, так и с психологической точки зрения. Оно позволит легко переходить от отрывка к отрывку и не терять при их изучении связи с целым. Каков методический критерий удачной систематизации материала? Каждая подтема должна служить связующим звеном между отдельными отрывками и главной темой урока. В психологическом аспекте переключение с темы на тему стимулирует мотивацию и освежает внимание. Детям нужна эмоциональная разгрузка. Кроме того, периодическое переключение с темы на тему помогает знаниям в большем порядке улечься в ученической голове (разумеется, насколько это вообще возможно при том хаосе, который там обычно царит). Приведенное психологическое соображение — лишь одно в длинном ряду прочих, сопровождающих второй этап подготовки к уроку. Рассмотрев правила, которыми полезно руководствоваться при подборе учебного материала, поговорим о том, как правильно организовать этот материал на втором этапе подготовки к урокам. Методическая организация учебного материалаПриступая ко второму этапу, учитель должен продумать ответ на вопросы:
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ Ни в коем случае не следует предварять изучение текстов пространным учительским предисловием! Неважно, пойдет ли в нем речь о самой книге либо об авторе, о литературных достоинствах произведения или его историческом контексте. Введение должно быть максимально кратким и содержать лишь совершенно необходимые пояснения. Самый лучший способ начать преподавание Танаха — это начать его преподавать! При этом важно хорошенько продумать, какой отрывок будет первым, ибо вступительный такт задаст тон всему уроку. Лучше всего начать преподавание с фрагмента, обобщенно представляющего всю тему. Такой фрагмент должен затрагивать основные проблемы, которые трактуются в теме. Эти проблемы разумно выделить в наглядный список. Важно также с самого начала создать у учеников четкое представление о подтемах, на которые распадается главная тема. Для закрепления успеха учителю рекомендуется подготовить плакат, на котором будет отражена структура изучаемой темы и найдут место все отобранные фрагменты — так, чтобы их связь стала наглядной. Не исключен и другой вариант: создание подобной схемы прямо на уроке. Плохо лишь, когда педагог, повернувшись к классу спиной, пишет на доске, в то время как дети заняты своими, далекими от учебы мыслями. Схема позволит ученикам ориентироваться в теме, понимать, где они находятся, а нетерпеливым — видеть, много ли еще осталось. Если изучение темы рассчитано на значительное число уроков, со схемой лучше подождать до второго или третьего урока, а на первом — основательней познакомиться со вступительным фрагментом. Если такой фрагмент отобран правильно, его изучение позволит ученикам понять проблематику и ощутить поэтику всего источника. Для наглядности рассмотрим самый простой случай — когда вступительный фрагмент не требуется подбирать особо, ибо с него попросту начинается книга.
Как уже говорилось, композиция книги Иова избавляет преподавателя от необходимости ломать голову над организацией учебного материала к первому уроку. Но в других случаях учитель должен позаботиться о подборе вступительного фрагмента сам, и он не обязательно отыщет его в первых двух главах. В самом начале книги Иова говорится добре и зле, о наказании и награде, о взаимоотношениях морали и религии, о воздаянии праведному и о тяжких испытаниях, посылаемых человеку свыше. Однако самое вопиющее противоречие состоит все же не в том, что праведника постигают незаслуженные несчастья (ибо Писание предупреждает, что речь идет не о наказании, а об испытании праведного). Недоумение вызывает другое: как, с точки зрения высшей справедливости, вообще можно подвергать невинного столь суровым испытаниям? Опыт подсказывает, что именно это противоречие вызывает острую эмоциональную реакцию учеников, а у некоторых из них — даже реакцию отторжения. Эмоциональный накал, лучший стимулятор внимания, позволит познакомить учеников с композицией книги. На этот случай стоит заранее подготовить плакат.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ И ТЕМП Важнейшим элементом организации учебного материала является планирование учебного времени. Прежде чем браться за преподавание темы, учитель должен решить, сколько учебных часов или минут на уроке займет изучение той или иной подтемы, раздела, главы. Даже если учебных часов достаточно, нельзя действовать по принципу "закончу эту главу — начну следующую". Наверстывание, спешка, как и топтание на месте, — злейшие враги учения. Кроме того, самые лучшие знания останутся ущербными, будучи лишены полноты. Планирование позволит ничего не упустить, но и не топтаться на месте. Однако не стоит думать, что эту задачу можно решить с помощью арифметики — простым делением объема материала на количество учебных часов. При планировании должны приниматься во внимание различные методические и психологические факторы. Никто не требует вести преподавание в едином темпе, да это и невозможно. На практике учителю все равно придется выбирать, насколько интенсивно изучать тот или иной отрывок. Где останавливаться на каждом слове, обращаясь к комментариям и мидрашам, а где удовлетвориться беглым пересказом сюжета. В начале изучения темы обычно требуется дополнительное время на "раскачку", на знакомство с новым материалом. Но затем темп занятия убыстряется, и его нельзя снижать. Время надо экономить за счет второстепенных линий, развивающих уже изученную мысль, событие, идею. Однако даже набрав к середине урока или темы хороший темп, следует задержаться, когда в фокусе окажется главное: основной конфликт, идея или коллизия книги. В этом случае снижение темпа надо компенсировать за счет большей интенсивности, за счет углубления в материал. Главное — не потерять накопленного заряда энергии. Там, где нельзя торопиться вперед, надо, не теряя темпа, двигаться вглубь. Все сказанное — не пустые слова. Потеряв темп, его сразу не наберешь. А сбой неизбежно приведет к потере времени и перекосам в усвоении материала. Вот список глав из разных книг Танаха, изучение которых исключительно важно для понимания всей еврейской письменности. Преподаванию каждой главы стоит посвятить целый урок, а то и несколько.
ИНТЕНСИВНОСТЬ Решая, чему уделить больше времени, а чему меньше, где привлечь комментарии, а где ограничиться беглым пересказом, педагог исходит из оценки важности изучения тех или иных текстов. Каковы бы ни были мотивы этой оценки, ее объективным выражением является степень интенсивности изучения текста. Готовясь к преподаванию темы, надо в первую очередь определить эту степень для каждого фрагмента. Полезной здесь окажется таблица:
Чем менее интенсивно изучается текст, тем поверхностней знакомство с ним. Аргументированное чтение с комментариями стремится исчерпать каждое слово, а иногда и букву Писания. В то же время пересказ знакомит лишь с главными идеями и событиями. С другой стороны, экстенсивное ознакомление с текстом может служить подготовкой к его интенсивному изучению. Например, домашнее чтение — к разбору комментариев. Таблица помогает дать ответ на извечный вопрос: как охватить весь материал при дефиците учебных часов? Сколько времени отвести непосредственной работе с текстом, а сколько оставить на обсуждение и закрепление пройденного? Учащиеся должны понимать разницу между разными подходами к тексту. Хорошо, когда дети сознают, почему один отрывок они изучают подробно, а другой — вскользь. Объясняя причины этого, педагог учит их схватывать ключевые моменты, выделять главную мысль.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Существуют свои методические приемы для интенсивных и экстенсивных методов обучения. Например, пересказ лучше сочетать со свободной беседой, с ответом на вопросы. Но нет необходимости заранее подбирать к каждому отрывку методический прием. Это можно сделать непосредственно перед уроком. Однако определить, насколько интенсивно будет изучаться тот или иной текст, необходимо заблаговременно. То же касается и домашних заданий. Невозможно, да и не нужно заранее решать, что будет задано по теме, которую предстоит изучать через несколько месяцев. Учитель не обязан готовить все сани летом. Заблаговременно следует выработать лишь общую стратегию, определить характер будущих домашних заданий и их вклад в изучение темы. Кроме того, характер заданий должен время от времени меняться — как из соображений педагогических, так и просто ради разнообразия, чтобы освежить интерес к учебе. Очень важно, чтобы переход от интенсивного к экстенсивному изучению текста и обратно был четко обозначен и смена методик сопровождалась изменением характера домашних заданий. При интенсивном изучении полезно дома углубиться в источник, самостоятельно проанализировать те его аспекты, на которые не хватило времени в классе. Еще более заметной становится роль домашнего задания, когда интенсивное изучение сменяется экстенсивным. Ибо теперь именно дома происходит настоящее знакомство с текстом. Важно особенно тщательно продумать и подробно объяснить домашнее задание как раз тогда, когда урок протекает в атмосфере непринужденной беседы.
ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ Готовясь к преподаванию темы, надо понять, как ее завершить. Речь идет не только о том, чтобы правильно организовать материал. Конечно, последний из изучаемых отрывков должен быть замыкающим также и в содержательном плане. Но этого не достаточно. Фрагменты, изучаемые последними, должны быть итоговыми. Их задача — суммировать пройденное, подвести черту. Как вы помните, я рекомендовал, приступая к теме, выделить в отдельный список главные вопросы, трактуемые в тексте. В финале должны прозвучать ответы. Разумеется, речь идет не об ответах учителя, а об ответах самого источника. Достаточны ли они? Это предстоит решать ученикам. Примеры:
Быть может, нам помогут получить ответ другие два вопроса. В конце книги Иова ее главный герой вопросил Всевышнего, и тот ответил ему.
Заканчивая изучение книги Мишлей, мы можем дать оценку:
Заканчивая книгу, мы можем подумать:
Каким методическим приемом воспользуется учитель для подведения итогов, ему подскажет опыт. Не возбраняются и традиционные формы, такие как обсуждение всем классом. Но в любом случае важно, чтобы каждый ученик письменно подытожил изучение темы, дал свои оценки прочитанному и сформулировал ответы на главные вопросы. Заблаговременно подготовить завершение темы важно ради сохранения органичности учебного процесса. Финал должен естественно вырастать из того, что ему предшествует. На практике этого очень трудно добиться, не имея четкого плана. Дар импровизации может подвести, и тогда — не хочется и думать, сколько усилий пойдет насмарку из-за расплывчатого, смазанного конца! Я не случайно так подробно остановился на этом. К сожалению, многие преподаватели Танаха пренебрегают важностью заключительного аккорда, отделываясь общими незначащими словами. Плохо, когда учитель начинает тему с пространного предисловия. Но еще хуже, когда это предисловие повторяется в скучном морализаторском послесловии! Ведь тема закончена. Испорченного уже не исправишь. Примеры тематических разработок Чтобы проиллюстрировать некоторые теоретические положения, о которых речь шла выше, разберем несколько примеров организации учебного материала по темам. Для наглядности воспользуемся тематическими разработками из Пророков и Писаний. Затем уделим небольшое внимание преподаванию каждого из жанров Танаха — сюжетному повествованию, жанру поучений ("книг мудрости") и законодательным текстам. Приведенные ниже примеры не надо воспринимать как образец для слепого подражания. У каждого учителя должна быть собственная творческая мастерская, своя методическая палитра и индивидуальная манера подачи материала. Копирование чужого стиля нанесет больше вреда, чем принесет пользы. Пророческие книги
Преподавание книги Иеремии в школе преследует две цели:
Поэтому тему можно назвать так: "Личность и учение пророка Иеремии". Нас интересуют не только сами пророчества Иеремии, но также идейный и исторический контекст, в котором они были сделаны. Взгляд сквозь призму его эпохи поможет нам ответить на вопросы:
В книге Иеремии мы найдем немало биографических сведений. Сквозь них вырисовывается образ пророка, страстно отстаивающего свои идеи. Иеремия не только предвещает будущее, он всеми силами борется в настоящем. Кульминацией темы будет разрушение Первого Храма. Вступлением к теме естественно послужит сцена призвания Иеремии к пророческой миссии. Этот фрагмент стоит изучить обстоятельно, ибо в нем запечатлен удивительный пример избрания в откровении. Кроме того, впервые раскрываются некоторые черты характера пророка и просвечивают начатки его идей. Главные идеи пророческого откровения. Фундаментальные идеи пророчества Иеремии мы найдем в начале книги. Главы вторая, третья и четвертая в целом посвящены обличению грехов, грядущему возмездию и призывам к раскаянию. Нетрудно разглядеть, что вторая глава говорит, главным образом, о грехе, подобно "великому обличению" Исайи, третья глава в основном посвящена призывам к раскаянию, четвертая глава предвещает воздаяние за грехи. Седьмая глава содержит пророчество о Храме, провозглашенное в Храме. Здесь мы сталкиваемся с бескомпромиссным противопоставлением "веры истинной" "вере ложной" — лицемерному ритуалу, заслонившему подлинное служение. Это пророчество следует дополнить рассказом из двадцать шестой главы о том, как храмовые священники и лжепророки домогались убить Иеремию. Надо, чтобы дети поняли, что обличать перед лицом народа зло, тем более от имени Всевышнего, — нелегкая миссия. Пророку требуется большое мужество. Разговор об этом послужит мостиком, по которому легко перейти к следующей теме (вернее, подтеме): исповеди Иеремии. Исповедь Иеремии. Прежде всего, необходимо познакомиться с содержанием исповеди. Это позволит разглядеть главную коллизию в судьбе пророка и понять трагический конфликт, раздиравший его всю жизнь: предстояние Всевышнему и предстояние народу. Иеремия, как правило, избегает говорить о себе. Поэтому надо подчеркнуть, что слова исповеди для него, как и для других пророков, не типичны. Благодаря исповеди Иеремии мы имеем редкую возможность разглядеть этого человека поближе, заглянуть в мир его переживаний. Исповедь Иеремии внутренне едина, но в то же время лишена текстуальной целостности. Фрагменты исповеди рассыпаны на протяжении двенадцати глав — от гл. 8 до гл. 20. Для того чтобы ученики смогли ощутить единство и проследить внутреннее развитие исповеди, понадобится свести фрагменты воедино1. Как мы увидим, Иеремия много думал об отличии истинного пророка от ложного, об истинном и ложном народном вожде. Ни один пророк не уделил этой теме столько внимания, ни один не оставил нам так много пищи для размышлений. Иеремию можно назвать "пророком истины", ибо безоговорочная верность истине — пожалуй, самая яркая его черта. Разговор об истинном и ложном вожде может органично перерасти в следующую подтему — власти. Истинный и ложный народный вождь. В главе 21 Иеремия говорит о секулярной власти царя, а в следующей, 22 главе — о харизматическом авторитете пророка. В свете того, что Иеремия говорит о лжепророках, становятся понятны обстоятельства его жестокого столкновения с одним из них, Хананией бен Азуром. Об этом столкновении рассказывается в 27 и 28 главах книги Иеремии. За конфликтом между Иеремией и Хананией стоит нечто неизмеримо большее, чем личная вражда. Столкнулись не просто два пророка — столкнулись два разных понимания путей Провидения, Бога и человека. Рассуждения об истинном и ложном вожде прямиком ведут нас к правлению Иегоякима. В дни Иегоякима. Пророчества Иеремии были горькими. За политическими бурями своей эпохи он различал приближение грозного возмездия. Пророк истины понимал, что близится расплата за многие грехи и звал к покаянию. Уверенность в том, что, не совершив покаяния, не удастся избежать возмездия, определяла капитулянтскую позицию Иеремии в отношении Вавилонии. Эта позиция нашла наиболее яркое выражение в правление царя Иегоякима. В глазах Иеремии Иегояким не был истинным вождем. В двадцать шестой главе рассказывается о враждебности царя к пророкам, предрекающим поражение. Столкновение такого рода, помимо прочего, являет еще один пример смертельной опасности, которая угрожала пророку за нелицеприятные слова. Эта глава как бы подводит итог двадцатилетней пророческой миссии Иеремии, намечая контуры его книги. В связи с тем, о чем говорилось в главе 26, следует прочитать "пророчество о чаше" из главы 25. Здесь Иеремия в самых резких выражениях предупреждает о возмездии, ожидающем Иудею. Пусть это пророчество послужит последней ступенькой перед кульминацией темы — разрушением Храма. Разрушение Храма. Катастрофа, постигшая еврейский народ, произвела перелом в пророчествах Иеремии. На смену горьким обличениям и страстным призывам к покаянию приходят слова утешения и надежды. Настоящее действительно ужасно. Но зато отныне грядущее вновь сулит надежду. Введением к рассказу о деятельности и учении Иеремии в эпоху разрушения Храма служит его письмо к изгнанникам. Его можно найти в главе 28. Затем необходимо прочесть, ничего не упуская, главы 37-45 и после этого перейти к заключению — словам утешения. Утешение. Удивительно, что слова утешения были сказаны еще до разрушения Храма. Они стали тем самым лекарством, которым, по словам мудрецов, Всевышний предваряет болезнь. Мы найдем слова утешения в главах 30-32 и завершим ими изучение темы. В этих главах говорится о возобновлении Завета, чьи скрижали будут высечены в сердцах, и о том, что жизнь вернется на опустошенную землю. Когда минует срок наказания, придет конец изгнанию. И тогда снова "будут покупать поля в стране сей, о которой вы говорите: это пустыня". Подведем итоги:
Чем Псалмы отличаются от остальных книг Танаха? Это единственная Боговдохновенная книга, которая обращена человеком к Богу. Все остальные обращены скорее Богом к человеку. Не случайно Псалмы легли в основу еврейской литургии, откуда были заимствованы литургией христианской. Книга Теиллим, пожалуй, самая эмоциональная и стилистически богатая из книг Танаха. Она удивительно разнообразна. Ее очень трудно преподавать. Быть может, в этом причина того, что среди еврейских классических текстов ее изучению отводится незаслуженно мало места. Своей вершины поэтическое богатство книги Теиллим достигает в псалмах-молитвах, личных молитвах человека. Однако преподавание этих псалмов лучше оставить напоследок (о причине этого см. ниже). Тема "Изучение книги Теиллим" легко и естественно распадается на ряд подтем. Хотя псалмы принято считать сугубо религиозной поэзией, эта поэзия весьма разнообразна и насчитывает несколько жанров. Эти жанры и лягут в основу предлагаемого тематического членения. Начинать преподавание книги Теиллим можно по-разному. Мы рассмотрим самый простой, традиционный вариант — то есть начнем с начала. Почему книга Теиллим начинается с первого псалма? Скорее всего, потому, что этот псалом рисует положительный идеал человеческой жизни, говорит о том, каким должен быть еврей. Итак, первая подтема будет посвящена идеалу. Идеал человека и человеческой жизни. Кроме первого, этой теме посвящены также пятнадцатый и двадцать четвертый псалмы. Прочитав их, полезно дать ответ на вопросы:
Основа праведности, какой она предстает в первом псалме, — изучение Торы. В этом залог гармонии человека с миром. Интересно посмотреть, какое развитие этот лейтмотив получает в 119 и 19 псалмах. "Небеса возглашают о славе Божьей, о деяниях рук Его глаголет небесный свод" (19). Мироздание и Тора едины, они пребывают в гармонии. Чтение этих псалмов подводит нас к следующей подтеме. Природа. Теме природы посвящено основное содержание 19, 8, 104, 65 и 29 псалмов. Читая эти псалмы, мы пытаемся воссоздать восприятие природы, присущее нашим праотцам.
Первый псалом познакомил нас с идеалом праведности. Второй псалом вводит в иную сферу — государственную. Цари Израиля. Стоит познакомиться хотя бы с одним псалмом, трактующим тему царской власти, — с семьдесят вторым. Этот псалом, единственный в своем роде, обращен к Шломо. В нем обрисован идеал царя. Прочитав псалом, попытаемся дать ответ на вопросы:
Где государственная власть, там и государственная поэзия. О ней — в следующей подтеме. Псалмы национально-религиозного содержания. Это апологетические псалмы, такие как 46, 48 и 126. Они превозносят веру, царство и народ Израиля, но в первую очередь, конечно, Бога Израиля. К патриотическим псалмам тематически примыкают псалмы паломничеств. К их числу относятся 84 и 122 псалмы, а также несколько других "песней восхождения" — ширей а-маалот. Мольбы о национальном спасении. Жалобами на притеснения врагов и мольбой о национальном спасении полны 44, 79, 83 и знаменитый 137 ("Плач на реках вавилонских") псалмы. Перечисленные жанры Псалмов понятны нашему современнику лучше, нежели псалмы-молитвы. Как уже говорилось, к изучению молитв следует подойти постепенно. Но тем не менее, нельзя забывать, что в центре книги Псалмов все же не царь, не нация и не Храм, а личность, человек, предстоящий Богу в молитве. Молитва — это и отчаянный зов "из глубин", как в 130 псалме, и рвущийся из сердца благодарственный гимн. Псалмы-молитвы делятся на два главных жанра:
Некоторые псалмы содержат славословия и мольбы вместе. Таковы, в частности, 27 и 63 псалмы. Завершить изучение книги Теиллим лучше всего псалмами религиозно-философского содержания, такими как 73, 139 или 90. Подведем итоги:
Законодательная литература Танаха представлена тремя основными источниками:
Все три источника следует изучать в рамках одной общей темы — "Законы в Танахе". Начать имеет смысл с книги Дварим ("Второзаконие", Мишне Тора, гл. 12-26). Изученный текст позволит подвергнуть сравнительному анализу законодательные тексты из прочих источников. Исторический и повествовательный жанры Танаха Каждой книге Танаха присущ свой внутренний ритм. К нему надо чутко прислушиваться. Не уловив его, трудно понять, какие моменты следует выделить особо. В повествовательном жанре Танаха центральное место, несомненно, принадлежит книге Берешит. Без этой книги невозможно представить себе даже самый краткий курс еврейской литературы. Книга Берешит охватывает период от сотворения мира до зарождения еврейского народа. Композиционно она делится на три части, в фокусе каждой из которых свои идеи, образы и понятия. Повесть о сотворении Мира и начале человечества (гл. 1-11). Сюжет. Грехопадение Адама, изгнание из Рая, Каин и Авель, всемирный Потоп, Вавилонская башня и смешение языков, завет Ноаха. Тема. Мировоззрение Писания, как оно явлено в нем самом. Идеи. Человек и его место в природе; высшее предназначение мира и человека; разум и познание; влечение и запрет; грех, раскаяние и искупление; Потоп и смешение языков — возмездие за преступления, творимые людьми; союз между Богом и человеком — отправная точка истории. Образы. Творец, Адам, Хава, Нахаш, Каин и Авель, поколение Потопа, Ноах и его сыновья. Повесть о скитаниях праотцев (гл. 12-36). Сюжет. Авраам прибывает в Ханаан. Спускается в Египет. Расстается с Лотом. Рождение Ицхака. Жертвоприношение Ицхака и его женитьба. Яков покупает право первородства, получает благословение и бежит в Арам Нагараим. Рахель и Лея, рождение сыновей. Тема. Прародители еврейского народа. Идеи. "Деяния отцов — знамение для сыновей". Черты характера и поступки праотцев закладывают основу будущей судьбы и национального характера народа Израиля. Завет Авраама. Великая вера и безграничное упование Авраама. Мир, справеливовсть и милосердие — основа отношений с Богом. Образы. Авраам, Ицхак и Яков — три поколения праотцев. Ишмаэль и Эсав. Повесть об Иосифе и его братьях (гл. 37-50). Сюжет. Вражда братьев, продажа Иосифа в рабство. Иосиф в Египте. Страдания и возвышение Иосифа. Великий город. Встреча с Иосифом и раскаяние братьев. Примирение. Яков спускается в Египет. Тема. Схождение двенадцати колен в Египет. Идеи. Повесть об Иосифе и его братьях как классический образец сюжетного повествования в Танахе. Сюжет, композиция, смысл повествования, нравственная сверхзадача. Причина и цель схождения в Египет. Направляющая рука Провидения. Образы. Яков, Иосиф, Иегуда и другие братья, жена Потифара, Паро и его сановники. В отличие от книги Берешит, книги Шмот и Бемидбар не образуют тематического единства. Поэтому организация учебного материала может встретить дополнительные трудности. Вот несколько советов, способных облегчить задачу учителя.
Книга пророка Шмуэля относится к повествовательному жанру Танаха. После книги Берешит ей принадлежит второе по значению место в этом жанре. К сожалению, на изучение этой книги обычно отводится недостаточно времени. В условиях его дефицита особенно важно правильно распределить отобранный материал по степени интенсивности изучения (см. выше: Методическая организация учебного материала. Интенсивность). Главная коллизия книги Шмуэля — противостояние Шауля и Давида (Шауль I, гл. 16 — Шауль II, гл. 1). На этой теме и следует сосредоточиться. Вторая по важности тема — история взаимоотношений Давида с Бат Шевой, от начала их связи до восстания Шевы бен Бихри. Непреходящий смысл этой истории глубок, а ее литературные достоинства велики. Изучение книги Млахим, особенно ее интенсивное изучение, более уместно на уроках истории, нежели литературы. Однако коль скоро эта историческая книга все же включена в программу по литературе, в ней следует выделить четыре важнейшие темы:
Это деление можно использовать для преподавания как в курсе литературы, так и истории. К числу книг мудрости относятся три книги:
При изучении этих книг полезно провести сравнительный анализ "традиционной" мудрости книги Мишлей и "модернистской" (если позволено так выразиться применительно к древности) мудрости книг Иова и Коэлет. Полезно проследить различие между двумя "бунтарями" — Коэлетом, спорящим с традиционным взглядом Танаха на жизнь как на служение, и Иовом, который в своем страдании поднимается до высот, откуда раскрывается истинность этого взгляда. Отбор учебного материала должен производиться в соответствии с тем, насколько полно раскрывается в отрывке главная тема. Начать лучше всего с книги Иова. Из нее следует прочесть:
Изучение книги Иова создаст почву для понимания других книг мудрости, при изучении которых можно ограничиться фрагментами. Три первых главы книги Коэлет исчерпывающе выражают мировоззрение автора. Изучив их, желательно прочесть еще две-три главы (например, гл. 7 и 9), в которых провозглашенные в начале идеи детализируются. Завершить изучение темы лучше всего заключительной 12 главой. Наиболее фрагментарным может быть изучение книги Мишлей. С составляющими ее афоризмами хорошо познакомиться на примере гл. 10 и 23, предварительно задав для самостоятельного чтения главы 10-29. После этого надо подробно остановиться на 30 главе, которая представляет собой замечательный и единственный в своем роде образчик "литературы мудрости". Перевод с иврита Арье Ротмана.
1 Особенное внимание надо обратить на следующие отрывки: гл. 8:18-9:5; гл. 11:18-23; гл. 12:1-6; гл. 15:10-21; гл. 17:14-18; гл. 18:18-23; гл. 20. 2 См. Шмот 24:7 и комментарий Раши к нему.
|