Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Почта «Новой еврейской школы»

Обзор писем
за второе полугодие 1999 — начало 2000 г.

Четвертый и пятый номера НЕШ не принесли обильной читательской почты. Отчасти это объясняется тем, что первоначальный отклик всегда бывает острей, отчасти же тем, что большинство читателей уже подписались на наш альманах (число индивидуальных и коллективных подписчиков приближается к тысяче, при том что общее число учителей еврейских школ в СНГ лишь вдвое больше) и тем самым утратили стимул к переписке. Однако и те несколько десятков писем, которые за истекшие полгода накопились в моей папке, говорят о многом. Наряду с этим и то, о чем письма умалчивают, также свидетельствует о серьезной проблеме, о которой речь пойдет ниже.

Четвертый номер НЕШ был посвящен памяти французского еврейского философа и педагога Эммануэля Левинаса. Мы опасались, что интеллектуальная насыщенность номера помешает многим читателям воспринять его. Так это или нет  — из писем выяснить не удалось, но, по крайней мере, одно письмо прямо свидетельствует об обратном. Виталий Левин из Пензы, участник еврейского движения с десятилетним стажем, пишет, что статьи Левинаса (и, надо полагать, о Левинасе) показались ему особенно интересными. Профессор Левин, как и некоторые другие читатели, просит прислать ему номера старой «Еврейской школы» за 1996—1997 гг. и «Новой еврейской школы» за 1998 г. К сожалению, мы не можем выполнить ни ту, ни другую просьбу, Последний опубликованный номер «Еврейской школы» помечен первым полугодием 1996 г., хотя в действительности вышел позже. Тираж первых трех номеров «Новой еврейской школы», начавшей издаваться с лета 1998 г., полностью разошелся уже около года назад. Но это не беда: электронные версии разошедшихся номеров спустя некоторое время появляются на нашем сайте в интернете. Следите за обновлениями! Кроме опубликованных материалов, на сайте можно найти и неопубликованные.

Станислав Скибинский, работник молодежного отдела Мюнхенской еврейской общины, сообщает, что большую пользу в подготовке к Пуриму ему оказали методические материалы, размещенные на нашем сайте. Кстати: еврейское воспитание русских евреев в Германии  — что это, грустная ирония судьбы, или напротив, свидетельство того, что от этой судьбы никуда не уйдешь и нигде не спрячешься?

Учительница младших классов из Днепропетровска  — Инна Михличенко также посещает сайт «Новой еврейской школы». «То, что сайт уже содержит тексты к урокам просто чудесно!»  — пишет она.

При знакомстве в письмами создается впечатление, что за истекшее десятилетие контингент участников еврейского движения в СНГ сменился чуть ли не дважды. Вновь встают те же проблемы, опять не хватает тех же пособий и книг, снова приходится начинать с нуля, на пустом месте. Что же такое еврейское образование? Аэродинамическая труба, втягивающая все новые души, с тем, чтобы, придав им ускорение, вывести на международную орбиту? Или все-таки у нас есть шанс создать некую устойчивую культурно-образовательную среду, обладающую внутренней преемственностью и способную решать долговременные задачи? Дорогие друзья! Если вы решили уехать  — подумайте о тех, кто остается! Передайте им свой опыт, знания, книги, адреса коллег и учебных центров, старые номера педагогических журналов, наконец!

Приятно отметить, что вокруг альманаха и педклуба «Новая еврейская школа» сложился небольшой актив постоянных корреспондентов, разбросанных от Амура до Дуная. В своих письмах они не столько рецензируют содержание альманаха (этого нам никакими способами добиться не удается: мольбы не помогают, заклинания не действуют), сколько делятся своими личными планами, рассказывают о трудностях, вспоминают о встречах. Подобные письма нам также важны и интересны, хотя хотелось бы все же поменьше дружеских похвал и побольше нелицеприятной критики. Мы сами знаем, что мы хорошие. Хвалить друзей  — не велика наука! А вот вы укажите, как нам стать еще лучше, если вы нас действительно любите.

Преподаватель традиции из Иркутска Давид Дорохов написал такие теплые строки: «Журнал ”Новая еврейская школа“ я впервые открыл в июне этого года. Просто замечательное издание с поразительно удачным подбором материала. С удовольствием попробую изложить кое-какие свои мысли по поводу еврейского образования в регионе».

Давид! Спасибо за благожелательный отзыв, хотя, увы, лишенный конкретики. Ждем обещанных Вами соображений по поводу еврейского образования в Сибири.

Не все наши читатели работают в еврейском образовании. «Мои слушатели  — студенты различных гуманитарных факультетов,  — пишет преподаватель Томского государственного Университета Юлия Мучник.  — Я пытаюсь, по мере сил, дать им общие представления о еврейской истории и религиозной традиции... Прошлым летом, после вашей Летней школы, я была в Москве, где преподавали американцы. Мне показалось, что их методики не совсем адекватны нашим российским реалиям. Сейчас очевидно усиление антисемитизма не только в центре, но и в провинции. А студенты мои, как я говорила, не евреи. Как все-таки рассказывать о Холокосте нееврейской молодежи в стране с такими антисемитскими традициями? Надеюсь, что мне удастся найти верный тон».

О том, что «информация, содержащаяся в присланных нам альманахах, оказалась очень полезной и своевременной для всего преподавательского состава нашей школы», мы узнали из письма директора кемеровской воскресной школы Тамары Евстратовой. Дорогая Тамара Львовна! Спасибо за теплые слова и рассказ о Вашей школе. Но нам так нужны конкретны отзывы! Чем оказалась полезной информация? Как использовались материалы, помещенные в альманахах? Какие из них вызывают особенный интерес, а какие  — просто нет сил осилить из-за их сложности?

Заведующая отделом периодики библиотеки Бар-Иланского университета в Израиле Батья Малик пишет, что ей в руки случайно попались первые четыре номера НЕШ, и просит высылать последующие. Мы попробуем, хотя международные бандероли  — не дешевое удовольствие.

Судя по письму директора воскресной школы Владимира Янкелевича, на Дальнем Востоке «Новую еврейскую школу» восприняли словно манну небесную, ибо в альманахе «опубликованы материалы, которые мы давно ищем и без которых просто задыхаемся. Мы чрезвычайно заинтересованы в вашем журнале». Дорогой Владимир! Какие именно материалы вы давно ищете? Без чего задыхаетесь? Помогите нам правильно настроить подачу кислорода, пожалуйста, будьте конкретней!

Отрадным исключением на подобном фоне послужило деловитое письмо Евгении Лопатник из воскресной школы при израильском культурном центре Харькова. Она указала на использованные ею материалы  — правда, не из последних, а из первых трех номеров НЕШ. Но и за это большое спасибо. Проводить уроки Евгении Лопатник помогли «комментарии р. Адина Штейнзальца к сказкам раби Нахмана" (кстати, они вышли отдельной книгой в издательстве Института Штейнзальца) и статья Елены Римон «Мидраш о мидраше», по которой была прочитана лекция «Притча, мидраш, анекдот». Хорошим подспорьем для Евгении Лопатник оказалась «Система планирования уроков традиций в еврейских школах», также опубликованная ранее.

Всегда приятно получить положительный отзыв от искушенного коллеги. «Знаком качества» снабдил наш альманах московский журналист Михаил Горелик, регулярно выступающий в печати со статьями на еврейские темы: «Большое спасибо за четвертый и пятый номера НЕШ. Культурное, интеллигентное, доброкачественное издание. У вас подобралась прекрасная команда».

Быть может, кому-то из читателей покажется нескромным с нашей стороны публиковать дифирамбы в собственный адрес. Что ж, пишите разгромные статьи, а еще лучше  — конструктивные критические рецензии. С удовольствием их напечатаем, честное слово!

Выше уже отмечалось, что наряду с тем, о чем пишут в письмах, важно и то, о чем в них умалчивают. Если на материалы, имеющие конкретную методическую ценность, еще можно услышать отзыв, то другую, не менее значительную, часть нашей работы читатели встречают либо полным молчанием, либо абстрактными похвалами. Речь идет о таких разделах, как «Философия еврейского образования», «Еврейская педагогическая мысль» и т. д. Нужны ли вам статьи и главы из книг, публикуемые в этих разделах, дорогие педагоги? Или вы с благоговением перелистываете «умные» страницы, деловито торопясь дальше  — к «Методическому кабинету», «Обмену опытом», может быть, даже к «Литературной странице»?

Но не бывает правил без исключения. Старший преподаватель кафедры иностранной литературы Уральского государственного университета в Екатеринбурге Ирина Летова, отмечая «высокий уровень профессионализма», благодарит НЕШ за знакомство с педагогическими воззрениями Бубера, с комментариями Штейнзальца. «Меня особенно интересуют статьи по религиозной традиции еврейского народа»,  — пишет читательница.

Особняком стоят письма, посвященные методическим пособиям, выпущенным НЕШ в прошлом году. В первую очередь речь идет о серии брошюр «Книги для чтения в начальных классах еврейской школы», составленных А. Молчановой. Отзывов много, и все утверждают, что брошюры облегчили жизнь учителей, дети с интересом читают рассказы, удачно подобранные составителем, лексика и уровень сложности текстов соответствуют возрасту. На этом фоне подобно ушату холодной воды прозвучал квалифицированный отзыв Наталии Бакулиной  — методиста Центра еврейского образования Украины. Отметив перечисленные выше достоинства, она совершенно справедливо отмечает, что брошюры не могут претендовать на звание «книги для чтения», поскольку: «Важной частью книги для чтения является методический аппарат  — вопросы и задания, связанные с содержанием читаемого, с идейно-художественными особенностями произведения...» Наталия Бакулина пишет о необходимости словарика новых и непонятных слов к каждому уроку, о включении в книгу для чтения элементов еврейского фольклора, познавательного материала по истории и традиции, очерков о судьбах людей. Совершенно ясно также, что книга для малышей должна быть богато иллюстрирована. Украинский методист соглашается, что все это «очень большая и кропотливая исследовательская и методическая работа, но без нее подобные издания теряют смысл... Для эффективного практического применения данных пособий целесообразно их доработать...»

На целесообразность такой доработки мы уже целый год назойливо указываем письменно и устно, пытаясь привлечь к проекту Анны Молчановой внимание спонсоров. Разработка и издание полноценной иллюстрированной «Книги для чтения в начальных классах», снабженной всеми необходимым дополнениями, не по силам самому пламенному энтузиасту. Издание такой «Книги» не по средствам педклубу, финансируемому из взносов своих участников. Это очень дорогое предприятие. Мы надеемся, что квалифицированный отзыв Наталии Бакулиной поможет нам убедить тех, от кого это зависит, что в проект Анны Молчановой (который до сих пор никто из радетелей о еврейском образовании в СНГ не поддержал) следует вложить нужные средства.

Наш педклуб, как и альманах, ведет нелегкую борьбу за существование. По сути, мы единственное творческое объединение еврейских педагогов СНГ, растущее из собственной почвы. Мы издаем единственный пока еврейский педагогический журнал на русском языке. Нам немного зябко и, признаться, довольно одиноко на сквозняке противоречивых политических веяний, реющих над еврейством СНГ с запада, с юга, а теперь еще и изнутри. В борьбе за существование мы боимся утратить независимость. Поэтому мы с таким пониманием откликнулись на призыв читателя, пожелавшего остаться неизвестным: «Пожалуйста, продержитесь как можно дольше!» С Божьей помощью продержимся, и вы там держитесь.

Хазак ве-эмац!

Александра Чернина,
зав. отделом писем НЕШ

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]