Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Гисиана Величко (Днепропетровск)

ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ "ЦДАКА"

[Урок 1] [Урок 2] [Урок 3] [Урок 4] [Урок 5]

Возрождение еврейства на Украине протекает интенсивно. Синагоги, заполненные в дни праздников, многочисленные еврейские школы  — все это говорит о возрастающем интересе к еврейским традициям. Возможность их изучения в школах очень заманчива, но в то же время налагает огромную ответственность. Как составить план занятий? Какой материал изучать прежде всего? Есть ли реальная польза от этих уроков? Эти и многие другие вопросы возникают у учителей еврейских школ в бывшем Советском Союзе.

К сожалению, школа не может выделить на уроки традиции более 80 ч. в год, что в среднем составляет 2 урока в неделю. Отсутствие общепринятой программы в настоящее время позволяет учителю самостоятельно выбирать темы уроков. Учитывая, что тема "Праздники" после двух-трех лет обучения достаточно изучена, назрела необходимость откорректировать программу и время между Суккот и Ханукой посвятить изучению новых тем. Одной из них, на мой взгляд очень важной, является тема "Цдака". Она ранее не изучалась глубоко и последовательно. Отсутствие собранного воедино материала и методических разработок делает ее трудной для преподавания. С другой стороны, очень заманчива перспектива реализовать теоретические знания, которые ученики получают на уроках. Мы считаем, что тема "Цдака" должна стать необходимым компонентом программ еврейских школ по предмету "Еврейские традиции". В качестве учебного пособия можно рекомендовать вышедшую в 1993 году в "Джойнте" книгу "Цдака" под редакцией опытного педагога Шошаны Клигман. Параллельный текст на иврите и русском делает эту книгу очень удобной для изучения иврита через еврейские традиции, что с моей точки зрения является оптимальным вариантом для еврейских школ СНГ.

В каком возрасте стоит преподносить этот материал детям? Безусловно, любая возрастная группа в состоянии воспринимать его. Но мне кажется, что дети в возрасте 9—13 лет проявят максимальную активность в применении полученных знаний. Это предположение небезосновательно. Третий год в нашей школе работает общество "Культура и милосердие". Деятельность его инициирована религиозной общиной. И именно дети 3—6 классов являются самыми активными его членами. Но, к сожалению, их деятельность напоминает пионерское прошлое советской школы. Естественная человеческая потребность делать добро удушается формализмом. Ведь, по сути, бывшие тимуровские отряды делали то же самое, что и члены общества "Культура и милосердие". Классный руководитель или пионерский вожатый собирал детей и проникновенно рассказывал, что там-то и там-то живут несколько очень одиноких людей. О них никто, кроме государства, не заботится. И было бы очень хорошо заменить этим людям семью. Все с удовольствием брались за дело, но после двух-трех посещений инициатива угасала, и, если старшие или учителя не напоминали, о стариках безнадежно забывали. Нельзя сказать, что наши дети черствы и бездушны, просто уроки казенного "милосердия" под контролем педагогов не способны принести результатов. Такие понятия, как "цдака" и "гмилут хасадим", должны стать естественной потребностью ребенка. Я надеюсь, что цикл уроков по теме "Цдака" сделает работу ребят более осмысленной и одухотворенной.

В каждом классе нашей школы есть купат-цдака (коробочка для сбора пожертвований (ивр.)). Как правило, ее открывают, когда она заполняется доверху. Иногда это делают, когда в школе происходит централизованный сбор денег. Этот процесс в младших классах, с моей точки зрения, должен выглядеть более привлекательно, например, рядом с купат-цдака можно поставить искусственное деревце со съемными листочками. Мы договариваемся с детьми, что каждый раз, бросая деньги в купат-цдака, ребенок вешает на деревце листик. И когда деревце "зазеленеет", мы откроем купат-цдака.

Перед тем как начать с детьми разговор на тему "Цдака", нужно провести подготовительную работу. Во-первых, поговорить с детьми о том, что неплохо было бы иметь дома купат-цдака, которую можно сделать своими руками.

Во-вторых, непосредственно перед началом цикла уроков "Цдака" мы советуем письменно обратиться через детей к родителям. Ниже приведен рекомендуемый текст письма:

Уважаемые ( имена матери и отца ).

Со следующей недели в классе ( имя ребенка ) на уроках еврейских традиций мы будем изучать тему "Цдака". Нам очень нужна Ваша помощь, потому что не школа, а именно дом является тем местом, где ребенок может постичь и прочувствовать всю глубину и святость этого понятия. Не отстраняйтесь от вопросов, которые будет задавать ребенок после уроков. Поделитесь своими знаниями и опытом (может быть, опытом бабушки и дедушки). На итоговом занятии по этой теме мы собираемся всем классом создать проект, связанный с помощью нуждающимся. Реализация этого проекта будет возможна, если мы сложим деньги из купат-цдака всех детей класса. Если Вы любезно согласитесь позволить Вашему ребенку принести семейную купат-цдака для этой цели ( указать дату ), мы будем Вам очень благодарны. На все вопросы, которые возникнут у Вас в связи с этим сообщением, мы будем рады дать ответ по телефону или лично.

Программа
по теме "цдака" и "гмилут хасадим"
для 3—6 классов (5 учебных часов)

Цель цикла  — разъяснение понятий "цдака" и "гмилут хасадим"; инициирование активности учеников в жизни общины; пробуждение интереса родителей к еврейским традициям.

Урок 1

Беседа о доброте

Детям дается возможность рассказать о своем жизненном опыте или о прочитанных книгах, в которых присутствует понятие "добро".

Вот что я услышала на своем уроке:

— В нашем дворе живет старенькая бабушка, у нее никого нет. Однажды, когда я был маленьким, мама рассказала мне об этом, и, когда мне купили мороженое, я половину хотел отдать этой бабушке. В нашем дворе все дают ей какую-нибудь еду. Сейчас я иногда покупаю ей хлеб или еще что-нибудь.

— Я нашел на улице птичку, которая не могла летать. Я взял ее к себе, но так и не смог ее вылечить и потом очень долго плакал, потому что мне было ее жалко.

— На нашей улице живет очень бедная цыганская семья, у них много детей, но все их боятся, и родители запрещают с ними дружить. А я подружилась с девочкой из этой семьи, и ко мне плохо стали относиться другие дети, и мама все время меня за это ругает. А я все равно вижусь с этой девочкой.

— Мой папа хорошо разбирается в сантехнике. И если в нашем доме у кого-нибудь ломается кран или что-нибудь течет, он всегда идет чинить, иногда даже ночью. А когда ему предлагают деньги, он не берет. Бабушка говорит, что он дурак, но я думаю, что она не права.

— У нас соседи верующие, они не евреи. К ним в молитвенный дом привозят всякие хорошие вещи из Америки и Швеции. Эти вещи раздают бесплатно всем, кто ходит к ним молиться.

— В нашу синагогу привезли много масла из Америки. Его раздавали бесплатно всем  — не только евреям, но и гоям.

Обсуждение и вопросы

После рассказа ребенка о том, что доброго он сделал, ему задается ряд вопросов, но таких, которые не наводят ребенка на нужный вам ответ. И из этих ответов многое станет ясным  — как ребенок понимает "добро", может ли он сделать что-нибудь хорошее для другого, ущемив в чем-то себя, в какой-то среде растет ребенок. Например, вопросы могут звучать так: "Почему ты так поступил? Тебе хотелось так сделать? Ты считаешь, что твои мама и папа находят время на помощь другому с удовольствием?" Но если последний вопрос прозвучит так: "Ты считаешь, что твои родители тратят свое время на помощь другому с удовольствием?"  — это многое изменит. Мы видим, что разница в одном слове  — "тратят" или "находят". Но какая существенная разница!

Далее читается вслух рассказ "Почему у дерева синие листья?". Вопросы, которые ставит учитель перед детьми, могут быть самые разные. Они зависят от настроения и состава класса и от индивидуальных качеств самого учителя, но что важно  — в этот момент учитель вводит понятие "гмилут хасадим".

Почему у дерева синие листья?

На уроке рисования оказалось, что у Лизы в пенале два зеленых карандаша, а у Алины ни одного.

Алина попросила Лизу:

— Одолжи мне зеленый карандашик.

Лиза подумала и сказала:

— Мне нужно попросить разрешения у мамы.

Назавтра Алина подошла к Лизе на перемене:

— Ну как, мама разрешила?

Лиза вздохнула и сказала:

— Вообще-то мама не против, но вот у папы я еще не спросила.

— Что ж, спроси и у папы,  — сказала Алина.

На следующий день перед уроком рисования Алина опять попросила у Лизы зеленый карандаш.

— Разрешил тебе папа?

— Папа разрешил, но ты знаешь, я боюсь, ты сломаешь мой карандашик.

— Что ты! Я буду рисовать осторожненько-осторожненько,  — пообещала Алина.

— Ну ладно. Только смотри, не дави сильно. И не точи. И в рот не бери, это вредно, грифель может размокнуть. И вообще, не рисуй много.

— Да мне всего и нужно,  — сказала Алина,  — только раскрасить листья и траву. Дерево я уже нарисовала.

— Это много! Много!  — заволновалась Лиза.  — Карандаш может затупиться!

Алина молча посмотрела на нее и отошла. Лиза побежала следом.

— Что с тобой, Алина? Что случилось? Я только хотела сказать, что осенью листья все равно желтеют! А трава пусть будет зеленой. Вот, возьми карандаш!

— Спасибо, мне не нужно,  — грустно поблагодарила Алина.

На уроке учительница сказала:

— Красивую картину нарисовала Алина. Только почему у дерева синие листья?

— Просто у меня нет зеленого карандаша,  — призналась Алина.

— А что же ты не попросила у подруги?

Алина промолчала, а Лиза вдруг густо покраснела.

— Я ей давала, честное слово,  — чуть слышно прошептала она.

Учительница посмотрела на обеих и сказала:

— Давать нужно так, чтобы хотелось брать.

Заметки для учителя

Понятие "гмилут хасадим" охватывает целый ряд заповедей Торы. Все мицвот, которые касаются взаимоотношений между человеком и его ближним, воплощены в этом понятии. И, хотя мы проводим границу между "гмилут хасадим" и "цдакой", последнюю можно рассматривать как вариант творения милосердия. Тора и тексты наших мудрецов изобилуют указаниями на ценность мицвы "гмилут хасадим". Без нравственности и социальной справедливости, сострадания и праведности, эталоном которых является "гмилут хасадим", не может существовать человеческое общество.

В широком смысле понятие "гмилут хасадим" включает все виды бескорыстной помощи нуждающемуся: посещение больных, поддержка учащихся, организация похорон, гостеприимство, утешение скорбящих, примирение поссорившихся, помощь жениху и невесте, забота о пожилых, раздача пищи голодным.

Заключительная часть урока

За 5—10 минут до конца урока учитель рассказывает детям притчу о праведнике, который при жизни попал в грядущий мир. В ней содержится важный моральный урок.

Перед тем, как читать притчу, предупредите, что концовку дети не услышат и должны будут придумать ее дома. В этом случае они будут слушать внимательнее, а в процесс завершения рассказа скорее всего будут вовлечены старшие члены семьи. На следующем уроке вы услышите варианты завершения притчи. Подытожив их и посвятив немного времени их обсуждению, затем прочтите детям первоисточник. Этот способ изучения текстов в равной мере применим и в младших, и в средних классах.

Рассказ о праведнике

Одному праведному человеку Бог показал мир Грядущий. В небесном дворце его ввели в зал, где взору его предстало множество людей, сидящих вокруг пиршественного стола. Стол был установлен изысканными блюдами, но все они оставались нетронутыми. С изумлением взирал праведник на сидящих за столом, ибо они изнемогали от голода и в слезах молили о куске хлеба, хотя превосходнейшие яства стояли прямо перед ними.

— Если они голодны, отчего же они не вкушают того, что стоит перед ними?  — спросил праведник своего небесного провожатого.

— Они не могут есть сами,  — объяснил тот.— Видишь, их руки крепко связаны таким образом, что их можно держать только прямо перед собой. Как они ни стараются, им не донести до своего рта ни кусочка.

— Да, это настоящий ад,  — согласился праведник.

Небесный спутник повел его дальше.

В следующем зале праведник узрел другой стол, столь же роскошный и уставленный столь же великолепными яствами. Однако люди, сидящие вокруг этого стола, имели довольный вид. Праведник с удивлением убедился, что и у этих счастливых жизнерадостных людей руки связаны в точности так же, как у голодных в соседнем зале. Обернувшись к своему провожатому, он спросил:

— Как же эти бедняги могут иметь столь сытый и благополучный вид, если они не в состоянии донести еду до рта?

— А ты приглядись,  — сказал небесный спутник,  — и увидишь, что они угощают друг друга.

Праведник присмотрелся и оказалось, что каждый из сидящих за столом от души потчевал соседа, выбирая для него лучшие кусочки.

— Поистине, это настоящий рай!  — воскликнул праведник.

— Ты прав,  — согласился его спутник.— Ведь разница между адом и раем всего лишь в готовности служить ближнему.

Как правило, этот рассказ производит на детей сильное впечатление. Соответствующее эмоциональное состояние класса  — основа восприятия этой темы. Важно, чтобы дети уходили с урока с желанием продолжить разговор.

Домашнее задание

На дом дети получают перечень "гмилут хасадим". В этом перечне они должны найти место для того доброго дела, о котором рассказывали (или хотели бы рассказать) на уроке.

Может быть, дома дети захотят добавить к списку добрых дел что-то свое  — это будет чудесно. Но на следующем уроке мы вместе с детьми разберем: действительно ли речь идет о чем-то новом, или такой вид "гмилут хасадим" уже есть в нашем списке.

Кроме того, детям предложено самостоятельно придумать завершение притчи. Дети младшего возраста любят рисовать услышанное. Если кто-то захочет, пусть нарисует.

Урок 2

Закрепление понятия "гмилут хасадим"

Прежде всего проверим домашнее задание. Нужно разобрать с детьми, правильно ли они классифицировали свои примеры "гмилут хасадим".

"ЦДАКА"

Лучше всего начать с вопроса: "Что такое "цдака""? Сейчас это слово довольно популярно среди евреев бывшего СССР. И в школах, и в общинах его употребляют все чаще и чаще, но что интересно  — правильного ответа на поставленный вопрос никто не дает. Обычно дети отвечают: "это коробка для сбора милостыни", "это копилка, которая стоит в синагоге", "это пожертвование" или что-нибудь в этом роде.

Выслушав мнение детей, введем понятие "цдака" в соответствии с еврейской традицией.

Заметки для учителя

Слово "цдака" происходит от (цэдэк)   — справедливость. Не милость, не пожертвование, как в иных религиях, а именно справедливость. Поделиться с нуждающимися  — это, безусловно, акт справедливости. Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся.

Обсуждение и вопросы

Право бедняков на помощь основано на признании высшего права собственности за Творцом мира. Землевладелец, пользующийся плодами своих трудов, не должен забывать, что один Бог в конечном счете обладает правом собственности, а следовательно, земля как общее наследие принадлежит всем Божьим созданиям.

Библейский дух, выразившийся в таком отношении к природным дарам, вдохновил мудрецов Талмуда на соответствующее отношение к другим земным благам, которые выпадают по воле судьбы на долю человека. Хотя право частной собственности и признается в Талмуде, оно умеряется и ограничивается соображениями социальной справедливости. Согласно Торе, десятая часть наших доходов заведомо нам не принадлежит. И, собственно, акт социальной справедливости состоит в том, что мы отдаем то, что по закону принадлежит нуждающимся, а не нам.

Чтобы детям был понятен ход мысли, можно сравнить отделение цдаки с подоходным налогом, идущим на социальные нужды.

Раздавать деньги просто так, лишь бы дать, не считается достойным вкладом в благотворительную деятельность. В еврейской этике благотворительность никогда не рассматривалась как средство достижения благодати, осеняющей щедрого дарителя. Благотворительный акт должен облегчить лишения, но отнюдь не поощрять безделье и лень.

Свойства цдаки

Создав теоретическое представление о цдаке, можно перейти к рассказам о ее свойствах. Детям очень нравится высказывание раби Иегуды о том, что такое цдака. Особенно его логика импонирует детям с острым умом.

Раби Иегуда говорил: десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча  — железо вонзается в нее; железо крепко  — огонь плавит его; огонь силен  — вода гасит его; вода могущественна  — облака впитывают ее; облака могучи  — ветер рассеивает их; ветер могуч  — но тело может устоять против него; тело крепко— страх сокрушает его; страх силен  — вино ослабляет его; вино сильно  — сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего  — но цдака побеждает смерть, ибо сказано: "...добродетель (цдака) избавляет от смерти".

(Бава Батра)

Итак, цдака спасает от смерти. Стоит рассказать детям еще одну историю, связанную с этим свойством. Но предупредите их, что, как и на предыдущем уроке, они не услышат концовку рассказа, а допишут ее дома. Порекомендуйте делать домашнее задание вместе с родителями. Для того, чтобы родители могли помочь, дети должны будут рассказать им завязку рассказа, услышанную в школе. Это будет полезно и тем, и другим.

У раби Акивы была дочь. Сказали ему прорицатели: "В день, когда она вступит под хупу (т. е. выйдет замуж), укусит ее змея и она умрет". Весьма скорбел об этом раби Акива. В день свадьбы взяла его дочь заколку для волос и воткнула в стену, чтобы не потерять. Поразила она острием змею в глаз. Утром вытащила заколку из стены и вот  — тянется следом змея. Спросил раби Акива: "Что такое сделала ты, что спаслась?"

Отвечала она ему: "Вечером пришел нищий и просил в дверях, но все были заняты свадебным пиром и никто не услышал. Я взяла кушанье, которое ты дал мне, и накормила его".

Сказал раби Акива: "Ты исполнила заповедь".

Сказал тогда же раби Акива: "”Цдака избавляет от смерти“  — как это надо толковать? Не справедливость, а цдака избавляет от смерти". Так истолковал это раби Акива.

(Шабат)

Домашнее задание

Давая детям домашнее задание, нужно объяснить, что заключительная часть рассказа должна повествовать о таком поступке дочери раби Акивы, который мог бы спасти ее от смерти.

Через два урока нам предстоит сделать классный проект по теме "Цдака". Для этого мы просим узнать адреса нуждающихся в помощи людей, живущих по соседству с детьми. В чем нуждаются эти люди? Чем мы можем помочь им?

Урок 3

Проверка домашнего задания

Дети предлагают свой вариант окончания рассказа о дочери раби Акивы, после чего учитель читает им концовку из оригинала. Не стоит задерживаться на обсуждении. Главное  — уточнить, как дети понимают способность цдаки спасать от смерти. Кто-то может решить, что таково магическое свойство самих денег. Необходимо рассеять это заблуждение.

ЦДАКА ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ И МОЖЕТ СДЕЛАТЬ БОГАЧЕ

Об этих свойствах цдаки рассказывают Талмуд и Мидраш:

Раби Биньямин был назначен распоряжаться казной для раздачи бедным. Однажды, в год засухи пришла к нему одна женщина. Она сказал ему: "Раби, мне нечего есть, дай мне хлеба". Он ответил ей: "Истинная правда, казна для милостыни пуста". Женщина сказала ему: "Раби, если ты не накормишь меня, то умру и я, и семеро моих сыновей". Раби дал ей из своих запасов. Через некоторое время он смертельно заболел. Видя, что он умирает, ангелы служения сказали Пресвятому, благословен Он: "Владыка вселенной, Ты сказал, что каждый сохранивший хотя бы одну душу в Израиле  — как сохранивший целый мир, а Биньямин-праведник спас женщину и семерых сыновей ее. И вот  — он умирает в столь молодые годы!" Тут же отменено было предначертанное раби Биньямину и добавлено было ему 22 года жизни.

(Бава Батра)

Вот история о человеке, который дал цдаку. Продал он дом свой, а все, что было в доме, потратил на цдаку бедным. Однажды, в седьмой день праздника Суккот, дала ему жена десять монет и сказала: "Ступай на рынок, принеси нашим детям что-нибудь поесть". Как только пришел тот человек на рынок, подступили к нему казначеи  — распорядители казны для милостыни. Сказали ему: "Ты ведь всегда жертвуешь". И еще сказали ему: "Дай же что-нибудь во исполнение заповеди о цдаке, ибо мы покупаем одежду сироте". Взял он эти десять монет и отдал их им. И постыдился идти домой. Пошел в синагогу и увидел там этроги, которыми играют дети в конце праздника Суккот. Собрал он их в мешок и отправился в гавань. Там он взошел на корабль и поплыл по морю, пока не приплыл в дальнюю страну. Случилось тогда, что у царя этой страны разболелся живот. Во сне он услышал голос, говоривший: "Возьми из тех этрогов, с которыми евреи молятся в Суккот, и съешь. Так исцелишься". Слуги царские искали по всей стране, во всех домах и на всех кораблях  — и не нашли ни единого эторога. В гавани увидели они бедного странника с мешком. Спросили его: "Что у тебя в мешке?" Он ответил им: "Человек я бедный, и на продажу ничего у меня нет, кроме этих плодов". Заглянули царские слуги в мешок и спросили: "Что это за плоды? Откуда они?" Сказал им странник: "Это этроги, из тех, с которыми евреи молятся в Суккот". Взяли слуги мешок и принесли царю. Царь съел этрог и исцелился. Тогда он повелел опорожнить мешок и наполнить его динарами.

(Ваикра Раба)

Как давать цдаку

Поскольку дети из нашей школы бывают в синагоге, я задала им два вопроса. Первый: "Видели ли вы нищих возле синагоги?" И второй: "Бывали ли вы возле церкви, и что вы там видели?"

Я услышала много интересного:

—  Нищих евреев снаружи нет, но внутри очень много.

—  Нищих евреев вообще не бывает.

—  Нищие евреи не стоят возле синагоги, а стоят возле церкви, потому что там подают.

— Евреи не стоят возле синагоги, потому что им стыдно.

Следующая часть урока целиком посвящена принципам раздачи цдаки.

На доске нужно написать:


Принципы раздачи цдаки:

  1. Тайна.

  2. Искренность.

  3. Безотлагательность.


Детям раздаются тексты; им требуется письменно ответить на вопрос: о каком принципе раздачи цдаки идет речь в каждом из текстов?

Текст А

История о купце по имени Шимон

История эта случилась, когда раввином города Кракова был раби Йом-Тов Липман, благословенна память праведника. Жил в городе один богатый купец по имени Шимон. Слыл он человеком скупым, и все так и звали его: Шимон-скряга. Шли годы, пришел час Шимона-скряги, и он умер. Люди из погребального братства (Хевра-Кадиша) не упустили случая отомстить ему хотя бы после смерти. Место для его могилы они отвели самое скверное, на краю кладбища, у забора.

Не прошло и нескольких недель, как бедняки города стали стучаться в двери раввинского дома и жаловаться на казначеев, распределяющих милостыню. Те, мол, стали гораздо меньше давать, рука их совсем оскудела...

Послал раввин за казначеями и, когда те пришли, спросил: "Что такого увидели вы, что вдруг решили уменьшить милостыню? Уж не подозреваете ли вы этих бедняков в том, что они разбогатели?" Казначеи ответили ему: "Все время, пока жив был Шимон-скряга, он тайно жертвовал большие суммы в казну для милостыни. Так делал он перед каждой субботой. У нас всегда были деньги, чтобы давать бедным. Теперь же, когда он умер, почти не осталось денег в казне, и бедняки голодают". Когда раби услышал эти слова, он написал в своем завещании: "Похороните меня возле праведного и святого раби Шимона, благословенна память его".

(Из книги "О Торе", рав Мордехай-Коэн, глава "Реэ")

Человек, берущий цдаку, зачастую стыдится свой бедности и, давая цдаку, мы должны делать это так, чтобы не ущемить чувство собственного достоинства берущего.

Текст Б

История об Абе Хилкии и мудрецах

Вот история о мудрецах, которые пошли навестить человека по имени Аба Хилкия, внука Хони Гамеагеля, известного своей праведностью. Когда они были у него, дал Аба Хилкия поесть своим сыновьям, но мудрецов не пригласил к столу. Когда его спросили о причине такого поведения, он объяснил, что еды у него в доме почти не было, и если бы он дал мудрецам, не осталось бы его сыновьям, и уж конечно, он не смог бы дать им поесть от всего сердца. Поэтому он предпочел вообще не приглашать их к столу.

(Таанит, 23)

Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца "с хорошим выражением лица", а не по неволе, с огорчением.

Текст В

Хлеб и пирог

Один богобоязненный человек возил на ослах съестное. Проходил нищий, умирающий с голоду, протянул руку и попросил кусок хлеба. Человек, стремясь выполнить заповедь, развязал вьюк и увидел, что хлеб зачерствел. Он вспомнил, что внизу лежит пирог, и продолжал искать. В конце концов, он нашел пирог. С радостью повернулся к нищему, но тот уже лежал на земле: он умер от голода.

Когда человека просят о помощи, он не должен ее откладывать, как сказано: "Не говори ближнему твоему: ”Поди и приди опять, а завтра я дам“, если имеешь при себе" (Мишлей, 3, 28). Отсрочка может привести к несчастью, даже если делается с добрыми намерениями.

ЗАМЕТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

На этом уроке мы проверяем, в какой степени каждый из учеников может самостоятельно мыслить в рамках изучаемой темы.

Дети должны понять, что для выполнения мицвы "цдака" недостаточно просто оказать материальную помощь нуждающемуся. Истинный смысл этой мицвы лучше всего выразили наши мудрецы: "Не сказано: счастлив тот, кто дает бедному, а сказано: счастлив тот, кто заботится о бедном". Высшего уровня достигает тот, кто придает нуждающемуся силы восстановить чувство собственного достоинства и веру в себя, кто ненавязчиво помогает ему обрести самостоятельность.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дома детям предлагается обсудить тексты, которые они прочли на уроке. Пусть они расспросят старших о каких-нибудь случаях из жизни, которые имеют отношение к принципам раздачи цдаки.

Урок 4

ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ДАВАТЬ ЦДАКУ

За несколько дней до урока мы раздаем детям анкету:

Есть восемь способов давать цдаку.
Найди способ, который тебе ближе:

  1. Я даю цдаку не потому, что я люблю это делать. Деньги мне очень тяжело достаются. Но с детства меня учили, что евреи должны давать цдаку. Я не хочу отличаться от других. Но мне непонятно, почему бедные не работают.

  2. Я даю цдаку многим бедным, но они не знают, что это от меня.

  3. Я даю цдаку, когда меня об этом просят.

  4. Я всегда понимаю, кому надо дать, а кому нет, и даю цдаку еще до того, как меня об этом попросят.

  5. Если я кому-то даю, то не больше одного раза. Мы открыли профессиональные курсы и после них помогаем людям найти работу.

  6. Я люблю давать цдаку, но не хочу вступать в контакт с бедными. Я отдаю деньги моему другу, и меня не интересует, кому он их вручит.

  7. У меня в гараже есть коробка, в которую я кладу всякие вещи. Раз в неделю я открываю гараж, бедные приходят и берут, что им нужно.

  8. Я даю цдаку не всегда, но когда я даю, мне очень приятно. Я стараюсь сделать это так, чтобы тому, кто получил, тоже было приятно.

Я просила детей обсудить этот материал со взрослыми членами семьи. На урок они пришли, как им казалось, с собственным мнением. Но я впервые почувствовала, что заинтересовались родители: в ответах детей я слышала их мнение. Это еще раз подтвердило верность предположения о ведущей роли семьи в вопросах взаимоотношений между людьми. Необходимость встречи с родителями явно назревала. Кстати, после подобных "домашних заданий" они охотнее откликаются на школьные мероприятия.

ЗАМЕТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа с родителями по вопросу о "ступенях" цдаки может потребовать от учителя более глубокого проникновения в тему. Рамбам различал восемь видов цдаки. Критерием подобного различения послужил стыд, испытываемый благодетельствуемым,  — чем он больше, тем ниже заслуга того, кто дает цдаку.

Восемь ступеней есть у цдаки, одна выше другой:

  • Великая ступень, выше которой нет, когда оказывают поддержку обедневшему еврею, давая ему подарок или ссуду, или берут его в компаньоны, или находят ему работу, чтобы поддержать его до тех пор, пока он не будет ни в ком нуждаться.

  • Ниже этого: когда дают милостыню бедным, и не знают, кому дают, и бедный не знает, от кого получил (пожертвование в кассу цдаки и т. д.).

  • Ниже этого: знал дающий, кому дает, и не знал бедный, от кого получил (как, например, тот, кто кладет деньги в доме у бедного, когда тот не видит).

  • Ниже этого: знал бедный, от кого получил, и не знал дающий, кому дал (как, например, тот, кто положил деньги перед своим домом, а бедняк пришел и взял).

  • Ниже этого: когда дает ему, прежде чем тот просит (оба знали, однако бедный не был вынужден просить).

  • Ниже этого: когда дает ему после того, как тот попросит.

  • Ниже этого: когда дает ему меньше того, что мог бы дать, но приветливо.

  • Ниже этого: когда дает ему с грустью (против воли, и бедный чувствует это).

(Мишне Тора, гл. 10)

На этот урок дети принесли свои купот-цдака. Вопросы: "А принес ли ты свою цдаку?" или "Сколько денег ты принес?" были запрещены. Посредине класса стояла коробка, и перед уроком каждый бросил туда содержимое своей купат-цдака. Мы с классным руководителем сделали то же самое.

Я должна признаться, что этот урок принес много неожиданного. Перед нами раскрывались семьи детей со всеми их плюсами и минусами. Мы узнавали о родителях и детях то, что порой и не хотелось бы знать. Например, одна девочка сказала, что ей ближе тот способ давать цдаку, когда открывают гараж и все знакомые и бедные могут взять там все, что хотят. Действительно, у ее папы есть гараж, и действительно у него в гараже огромное количество коробок с вещами. Суть, однако, в том, что это не его гараж и не его вещи, а одной американской благотворительной организации.

Другой пример. Мальчик, обычно неразговорчивый, заговорил вдруг каким-то директорским тоном о том, что нужно дать людям заработать, нечего их развращать подачками. Конечно, сказал он, нужно тратить деньги на профессиональные курсы, и это потом себя окупит. Предо мной стоял не мальчик, я видела его папу  — удачливого, самоуверенного человека. Еще и еще раз приходили мысли о том, что в семье закладывается основа человека. Для классного руководителя, педагога, явилось неожиданностью, что третьеклассников так интересует наша тема. Каждый пытался высказаться, каждый стал личностью, каждый, как никогда, представлял и себя, и свою семью. Это был прекрасный момент, когда я учила детей выслушивать мнение другого, не перебивая. Активны были все, но каждый терпеливо слушал, потому что хотел, чтобы выслушали его.

К концу урока мы узнали сумму собранных денег. Дети получили домашнее задание: составить проект использования этих денег на благотворительную помощь. Безусловно, чтобы выполнить это задание, нужна была помощь родителей. Дети должны были узнать стоимость продуктов, вещей, различных услуг, что приближало их к реальной жизни. В наших условиях дети этого возраста, да и постарше, обычно оторваны от жизни. Итак, к следующему уроку я ждала от детей конкретных предложений. Перед концом урока мы вспомнили, что такое цдака, что такое "гмилут хасадим" и как эти понятия можно претворить в жизнь.

Урок 5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

На этот урок дети пришли со своими проектами. Нужно сказать, что организационно это был трудный урок. Каждый хотел, чтобы был принят его проект.

Я составила список основных идей, предложенных в проектах:

  • Отдать деньги в детский дом.

  • Отдать деньги на благотворительный обед, который можно провести у нас в школе.

  • Помочь материально старикам и старушкам.

  • Купить паспорта на деревья по программе "Керен Каемет".

  • Оставить часть денег для нуждающихся детей из класса.

  • Оставить деньги для посещения больных.

  • Отдать деньги в синагогу.

В итоге голосования мы остановились на предложении отдать деньги в детский дом. Наша школа поддерживает постоянную связь с детским домом, где живут физически неполноценные дети. Это не еврейское учреждение. Наши дети не раз бывали там. Они видели, как питаются в детском доме. Поэтому решили купить продукты. Один из пап взял в свою машину несколько ребят, вместе с ними все купил и отвез в детский дом.

К вопросу о преподавании тем "Цдака" и "Гмилут хасадим" в старших классах

После удачно проведенного эксперимента в младших классах хотелось немедленно повторить успех в старших. Но, начав первый урок по теме "Гмилут хасадим" в 10 классе, я поняла, что попусту трачу время. Скептицизм, непонимание, полное неверие в то, о чем я говорю,  — все это я видела и чувствовала на уроке. Для меня не было новостью, что в старших классах нелегко проводить уроки традиции. Но здесь проводить их оказалось просто незачем.

В Израиле и на Западе неплохо зарекомендовали себя программы социальной помощи, осуществляемые старшеклассниками. Остановимся на одной из них. В начале года школьники получают рабочий лист с возможными видами помощи престарелым во внеурочное время. Это отнюдь не факультатив, а обязательная нагрузка, которая входит в расписание занятий. Примерное содержание рабочего листа таково:

  1. Посещение домов престарелых.

  2. Помощь старикам в центрах трудовой занятости пожилых людей.

  3. Доставка топлива для отопления помещений.

  4. Работа в дневных центрах (помощь в опеке, подготовка к праздникам, организация спектаклей).

  5. "Группа ремонта" для тех, кто умеет чинить предметы домашнего обихода.

  6. Посещение стариков на дому постоянно в течение года.

Опыт показывает, что лучше всего с заданием справляются два ученика. Двоим легче найти контакт, быстрее проходит чувство неловкости, возникающее при первой встрече. Одинокие старики  — люди бесконечно нуждающиеся в душевном тепле. Если контакты со старшеклассниками помогут им ощутить это тепло, то даже не зная, что в иудаизме подобные действия носят название "гмилут хасадим", дети выполнят мицву. Теоретические знания придут позже, но приобщение к святому делу не может пройти бесследно, оно послужит хорошей предпосылкой для них.

Можно предложить детям раскрыть ассоциации, связанные у них со словом "старость". Безусловно, будет масса негативных определений, ведь в молодости трудно понять старость. Для контраста предложите детям свои определения понятия "молодежь", например: равнодушные, безответственные, веселые, дерзкие, неаккуратные, наглые, красивые. Скорее всего, со стороны ребят последует определенная реакция. Воспользовавшись этим, обсудите с ними, что происходит, когда кто-либо строит свое отношение к другим исходя из обобщений  — национальных, религиозных или возрастных.

[Урок 1] [Урок 2] [Урок 3] [Урок 4] [Урок 5]

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]