|
Педагогический Альманах |
Гисиана Величко (Днепропетровск) ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ "ЦДАКА"
Возрождение еврейства на Украине протекает интенсивно. Синагоги, заполненные в дни праздников, многочисленные еврейские школы — все это говорит о возрастающем интересе к еврейским традициям. Возможность их изучения в школах очень заманчива, но в то же время налагает огромную ответственность. Как составить план занятий? Какой материал изучать прежде всего? Есть ли реальная польза от этих уроков? Эти и многие другие вопросы возникают у учителей еврейских школ в бывшем Советском Союзе. К сожалению, школа не может выделить на уроки традиции более 80 ч. в год, что в среднем составляет 2 урока в неделю. Отсутствие общепринятой программы в настоящее время позволяет учителю самостоятельно выбирать темы уроков. Учитывая, что тема "Праздники" после двух-трех лет обучения достаточно изучена, назрела необходимость откорректировать программу и время между Суккот и Ханукой посвятить изучению новых тем. Одной из них, на мой взгляд очень важной, является тема "Цдака". Она ранее не изучалась глубоко и последовательно. Отсутствие собранного воедино материала и методических разработок делает ее трудной для преподавания. С другой стороны, очень заманчива перспектива реализовать теоретические знания, которые ученики получают на уроках. Мы считаем, что тема "Цдака" должна стать необходимым компонентом программ еврейских школ по предмету "Еврейские традиции". В качестве учебного пособия можно рекомендовать вышедшую в 1993 году в "Джойнте" книгу "Цдака" под редакцией опытного педагога Шошаны Клигман. Параллельный текст на иврите и русском делает эту книгу очень удобной для изучения иврита через еврейские традиции, что с моей точки зрения является оптимальным вариантом для еврейских школ СНГ. В каком возрасте стоит преподносить этот материал детям? Безусловно, любая возрастная группа в состоянии воспринимать его. Но мне кажется, что дети в возрасте 9—13 лет проявят максимальную активность в применении полученных знаний. Это предположение небезосновательно. Третий год в нашей школе работает общество "Культура и милосердие". Деятельность его инициирована религиозной общиной. И именно дети 3—6 классов являются самыми активными его членами. Но, к сожалению, их деятельность напоминает пионерское прошлое советской школы. Естественная человеческая потребность делать добро удушается формализмом. Ведь, по сути, бывшие тимуровские отряды делали то же самое, что и члены общества "Культура и милосердие". Классный руководитель или пионерский вожатый собирал детей и проникновенно рассказывал, что там-то и там-то живут несколько очень одиноких людей. О них никто, кроме государства, не заботится. И было бы очень хорошо заменить этим людям семью. Все с удовольствием брались за дело, но после двух-трех посещений инициатива угасала, и, если старшие или учителя не напоминали, о стариках безнадежно забывали. Нельзя сказать, что наши дети черствы и бездушны, просто уроки казенного "милосердия" под контролем педагогов не способны принести результатов. Такие понятия, как "цдака" и "гмилут хасадим", должны стать естественной потребностью ребенка. Я надеюсь, что цикл уроков по теме "Цдака" сделает работу ребят более осмысленной и одухотворенной. В каждом классе нашей школы есть купат-цдака (коробочка для сбора пожертвований (ивр.)). Как правило, ее открывают, когда она заполняется доверху. Иногда это делают, когда в школе происходит централизованный сбор денег. Этот процесс в младших классах, с моей точки зрения, должен выглядеть более привлекательно, например, рядом с купат-цдака можно поставить искусственное деревце со съемными листочками. Мы договариваемся с детьми, что каждый раз, бросая деньги в купат-цдака, ребенок вешает на деревце листик. И когда деревце "зазеленеет", мы откроем купат-цдака. Перед тем как начать с детьми разговор на тему "Цдака", нужно провести подготовительную работу. Во-первых, поговорить с детьми о том, что неплохо было бы иметь дома купат-цдака, которую можно сделать своими руками. Во-вторых, непосредственно перед началом цикла уроков "Цдака" мы советуем письменно обратиться через детей к родителям. Ниже приведен рекомендуемый текст письма:
Программа
Цель цикла — разъяснение понятий "цдака" и "гмилут хасадим"; инициирование активности учеников в жизни общины; пробуждение интереса родителей к еврейским традициям. Беседа о доброте Детям дается возможность рассказать о своем жизненном опыте или о прочитанных книгах, в которых присутствует понятие "добро". Вот что я услышала на своем уроке: — В нашем дворе живет старенькая бабушка, у нее никого нет. Однажды, когда я был маленьким, мама рассказала мне об этом, и, когда мне купили мороженое, я половину хотел отдать этой бабушке. В нашем дворе все дают ей какую-нибудь еду. Сейчас я иногда покупаю ей хлеб или еще что-нибудь. — Я нашел на улице птичку, которая не могла летать. Я взял ее к себе, но так и не смог ее вылечить и потом очень долго плакал, потому что мне было ее жалко. — На нашей улице живет очень бедная цыганская семья, у них много детей, но все их боятся, и родители запрещают с ними дружить. А я подружилась с девочкой из этой семьи, и ко мне плохо стали относиться другие дети, и мама все время меня за это ругает. А я все равно вижусь с этой девочкой. — Мой папа хорошо разбирается в сантехнике. И если в нашем доме у кого-нибудь ломается кран или что-нибудь течет, он всегда идет чинить, иногда даже ночью. А когда ему предлагают деньги, он не берет. Бабушка говорит, что он дурак, но я думаю, что она не права. — У нас соседи верующие, они не евреи. К ним в молитвенный дом привозят всякие хорошие вещи из Америки и Швеции. Эти вещи раздают бесплатно всем, кто ходит к ним молиться. — В нашу синагогу привезли много масла из Америки. Его раздавали бесплатно всем — не только евреям, но и гоям. Обсуждение и вопросы После рассказа ребенка о том, что доброго он сделал, ему задается ряд вопросов, но таких, которые не наводят ребенка на нужный вам ответ. И из этих ответов многое станет ясным — как ребенок понимает "добро", может ли он сделать что-нибудь хорошее для другого, ущемив в чем-то себя, в какой-то среде растет ребенок. Например, вопросы могут звучать так: "Почему ты так поступил? Тебе хотелось так сделать? Ты считаешь, что твои мама и папа находят время на помощь другому с удовольствием?" Но если последний вопрос прозвучит так: "Ты считаешь, что твои родители тратят свое время на помощь другому с удовольствием?" — это многое изменит. Мы видим, что разница в одном слове — "тратят" или "находят". Но какая существенная разница! Далее читается вслух рассказ "Почему у дерева синие листья?". Вопросы, которые ставит учитель перед детьми, могут быть самые разные. Они зависят от настроения и состава класса и от индивидуальных качеств самого учителя, но что важно — в этот момент учитель вводит понятие "гмилут хасадим". Почему у дерева синие листья? На уроке рисования оказалось, что у Лизы в пенале два зеленых карандаша, а у Алины ни одного. Алина попросила Лизу: — Одолжи мне зеленый карандашик. Лиза подумала и сказала: — Мне нужно попросить разрешения у мамы. Назавтра Алина подошла к Лизе на перемене: — Ну как, мама разрешила? Лиза вздохнула и сказала: — Вообще-то мама не против, но вот у папы я еще не спросила. — Что ж, спроси и у папы, — сказала Алина. На следующий день перед уроком рисования Алина опять попросила у Лизы зеленый карандаш. — Разрешил тебе папа? — Папа разрешил, но ты знаешь, я боюсь, ты сломаешь мой карандашик. — Что ты! Я буду рисовать осторожненько-осторожненько, — пообещала Алина. — Ну ладно. Только смотри, не дави сильно. И не точи. И в рот не бери, это вредно, грифель может размокнуть. И вообще, не рисуй много. — Да мне всего и нужно, — сказала Алина, — только раскрасить листья и траву. Дерево я уже нарисовала. — Это много! Много! — заволновалась Лиза. — Карандаш может затупиться! Алина молча посмотрела на нее и отошла. Лиза побежала следом. — Что с тобой, Алина? Что случилось? Я только хотела сказать, что осенью листья все равно желтеют! А трава пусть будет зеленой. Вот, возьми карандаш! — Спасибо, мне не нужно, — грустно поблагодарила Алина. На уроке учительница сказала: — Красивую картину нарисовала Алина. Только почему у дерева синие листья? — Просто у меня нет зеленого карандаша, — призналась Алина. — А что же ты не попросила у подруги? Алина промолчала, а Лиза вдруг густо покраснела. — Я ей давала, честное слово, — чуть слышно прошептала она. Учительница посмотрела на обеих и сказала: — Давать нужно так, чтобы хотелось брать. Заметки для учителя Понятие "гмилут хасадим" охватывает целый ряд заповедей Торы. Все мицвот, которые касаются взаимоотношений между человеком и его ближним, воплощены в этом понятии. И, хотя мы проводим границу между "гмилут хасадим" и "цдакой", последнюю можно рассматривать как вариант творения милосердия. Тора и тексты наших мудрецов изобилуют указаниями на ценность мицвы "гмилут хасадим". Без нравственности и социальной справедливости, сострадания и праведности, эталоном которых является "гмилут хасадим", не может существовать человеческое общество. В широком смысле понятие "гмилут хасадим" включает все виды бескорыстной помощи нуждающемуся: посещение больных, поддержка учащихся, организация похорон, гостеприимство, утешение скорбящих, примирение поссорившихся, помощь жениху и невесте, забота о пожилых, раздача пищи голодным. Заключительная часть урока За 5—10 минут до конца урока учитель рассказывает детям притчу о праведнике, который при жизни попал в грядущий мир. В ней содержится важный моральный урок. Перед тем, как читать притчу, предупредите, что концовку дети не услышат и должны будут придумать ее дома. В этом случае они будут слушать внимательнее, а в процесс завершения рассказа скорее всего будут вовлечены старшие члены семьи. На следующем уроке вы услышите варианты завершения притчи. Подытожив их и посвятив немного времени их обсуждению, затем прочтите детям первоисточник. Этот способ изучения текстов в равной мере применим и в младших, и в средних классах. Рассказ о праведнике Одному праведному человеку Бог показал мир Грядущий. В небесном дворце его ввели в зал, где взору его предстало множество людей, сидящих вокруг пиршественного стола. Стол был установлен изысканными блюдами, но все они оставались нетронутыми. С изумлением взирал праведник на сидящих за столом, ибо они изнемогали от голода и в слезах молили о куске хлеба, хотя превосходнейшие яства стояли прямо перед ними. — Если они голодны, отчего же они не вкушают того, что стоит перед ними? — спросил праведник своего небесного провожатого. — Они не могут есть сами, — объяснил тот.— Видишь, их руки крепко связаны таким образом, что их можно держать только прямо перед собой. Как они ни стараются, им не донести до своего рта ни кусочка. — Да, это настоящий ад, — согласился праведник. Небесный спутник повел его дальше. В следующем зале праведник узрел другой стол, столь же роскошный и уставленный столь же великолепными яствами. Однако люди, сидящие вокруг этого стола, имели довольный вид. Праведник с удивлением убедился, что и у этих счастливых жизнерадостных людей руки связаны в точности так же, как у голодных в соседнем зале. Обернувшись к своему провожатому, он спросил: — Как же эти бедняги могут иметь столь сытый и благополучный вид, если они не в состоянии донести еду до рта? — А ты приглядись, — сказал небесный спутник, — и увидишь, что они угощают друг друга. Праведник присмотрелся и оказалось, что каждый из сидящих за столом от души потчевал соседа, выбирая для него лучшие кусочки. — Поистине, это настоящий рай! — воскликнул праведник. — Ты прав, — согласился его спутник.— Ведь разница между адом и раем всего лишь в готовности служить ближнему. Как правило, этот рассказ производит на детей сильное впечатление. Соответствующее эмоциональное состояние класса — основа восприятия этой темы. Важно, чтобы дети уходили с урока с желанием продолжить разговор. Домашнее задание На дом дети получают перечень "гмилут хасадим". В этом перечне они должны найти место для того доброго дела, о котором рассказывали (или хотели бы рассказать) на уроке. Может быть, дома дети захотят добавить к списку добрых дел что-то свое — это будет чудесно. Но на следующем уроке мы вместе с детьми разберем: действительно ли речь идет о чем-то новом, или такой вид "гмилут хасадим" уже есть в нашем списке. Кроме того, детям предложено самостоятельно придумать завершение притчи. Дети младшего возраста любят рисовать услышанное. Если кто-то захочет, пусть нарисует.
Закрепление понятия "гмилут хасадим" Прежде всего проверим домашнее задание. Нужно разобрать с детьми, правильно ли они классифицировали свои примеры "гмилут хасадим". "ЦДАКА" Лучше всего начать с вопроса: "Что такое "цдака""? Сейчас это слово довольно популярно среди евреев бывшего СССР. И в школах, и в общинах его употребляют все чаще и чаще, но что интересно — правильного ответа на поставленный вопрос никто не дает. Обычно дети отвечают: "это коробка для сбора милостыни", "это копилка, которая стоит в синагоге", "это пожертвование" или что-нибудь в этом роде. Выслушав мнение детей, введем понятие "цдака" в соответствии с еврейской традицией. Заметки для учителя Слово "цдака" происходит от (цэдэк) — справедливость. Не милость, не пожертвование, как в иных религиях, а именно справедливость. Поделиться с нуждающимися — это, безусловно, акт справедливости. Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся. Обсуждение и вопросы Право бедняков на помощь основано на признании высшего права собственности за Творцом мира. Землевладелец, пользующийся плодами своих трудов, не должен забывать, что один Бог в конечном счете обладает правом собственности, а следовательно, земля как общее наследие принадлежит всем Божьим созданиям. Библейский дух, выразившийся в таком отношении к природным дарам, вдохновил мудрецов Талмуда на соответствующее отношение к другим земным благам, которые выпадают по воле судьбы на долю человека. Хотя право частной собственности и признается в Талмуде, оно умеряется и ограничивается соображениями социальной справедливости. Согласно Торе, десятая часть наших доходов заведомо нам не принадлежит. И, собственно, акт социальной справедливости состоит в том, что мы отдаем то, что по закону принадлежит нуждающимся, а не нам. Чтобы детям был понятен ход мысли, можно сравнить отделение цдаки с подоходным налогом, идущим на социальные нужды. Раздавать деньги просто так, лишь бы дать, не считается достойным вкладом в благотворительную деятельность. В еврейской этике благотворительность никогда не рассматривалась как средство достижения благодати, осеняющей щедрого дарителя. Благотворительный акт должен облегчить лишения, но отнюдь не поощрять безделье и лень. Свойства цдаки Создав теоретическое представление о цдаке, можно перейти к рассказам о ее свойствах. Детям очень нравится высказывание раби Иегуды о том, что такое цдака. Особенно его логика импонирует детям с острым умом.
Итак, цдака спасает от смерти. Стоит рассказать детям еще одну историю, связанную с этим свойством. Но предупредите их, что, как и на предыдущем уроке, они не услышат концовку рассказа, а допишут ее дома. Порекомендуйте делать домашнее задание вместе с родителями. Для того, чтобы родители могли помочь, дети должны будут рассказать им завязку рассказа, услышанную в школе. Это будет полезно и тем, и другим.
Домашнее задание Давая детям домашнее задание, нужно объяснить, что заключительная часть рассказа должна повествовать о таком поступке дочери раби Акивы, который мог бы спасти ее от смерти. Через два урока нам предстоит сделать классный проект по теме "Цдака". Для этого мы просим узнать адреса нуждающихся в помощи людей, живущих по соседству с детьми. В чем нуждаются эти люди? Чем мы можем помочь им? Проверка домашнего задания Дети предлагают свой вариант окончания рассказа о дочери раби Акивы, после чего учитель читает им концовку из оригинала. Не стоит задерживаться на обсуждении. Главное — уточнить, как дети понимают способность цдаки спасать от смерти. Кто-то может решить, что таково магическое свойство самих денег. Необходимо рассеять это заблуждение. ЦДАКА ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ И МОЖЕТ СДЕЛАТЬ БОГАЧЕ Об этих свойствах цдаки рассказывают Талмуд и Мидраш:
Как давать цдаку Поскольку дети из нашей школы бывают в синагоге, я задала им два вопроса. Первый: "Видели ли вы нищих возле синагоги?" И второй: "Бывали ли вы возле церкви, и что вы там видели?" Я услышала много интересного: — Нищих евреев снаружи нет, но внутри очень много. — Нищих евреев вообще не бывает. — Нищие евреи не стоят возле синагоги, а стоят возле церкви, потому что там подают. — Евреи не стоят возле синагоги, потому что им стыдно. Следующая часть урока целиком посвящена принципам раздачи цдаки. На доске нужно написать: Принципы раздачи цдаки:
Детям раздаются тексты; им требуется письменно ответить на вопрос: о каком принципе раздачи цдаки идет речь в каждом из текстов? Текст А История о купце по имени Шимон
Человек, берущий цдаку, зачастую стыдится свой бедности и, давая цдаку, мы должны делать это так, чтобы не ущемить чувство собственного достоинства берущего. Текст Б История об Абе Хилкии и мудрецах
Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца "с хорошим выражением лица", а не по неволе, с огорчением. Текст В Хлеб и пирог
Когда человека просят о помощи, он не должен ее откладывать, как сказано: "Не говори ближнему твоему: ”Поди и приди опять, а завтра я дам“, если имеешь при себе" (Мишлей, 3, 28). Отсрочка может привести к несчастью, даже если делается с добрыми намерениями. ЗАМЕТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ На этом уроке мы проверяем, в какой степени каждый из учеников может самостоятельно мыслить в рамках изучаемой темы. Дети должны понять, что для выполнения мицвы "цдака" недостаточно просто оказать материальную помощь нуждающемуся. Истинный смысл этой мицвы лучше всего выразили наши мудрецы: "Не сказано: счастлив тот, кто дает бедному, а сказано: счастлив тот, кто заботится о бедном". Высшего уровня достигает тот, кто придает нуждающемуся силы восстановить чувство собственного достоинства и веру в себя, кто ненавязчиво помогает ему обрести самостоятельность. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дома детям предлагается обсудить тексты, которые они прочли на уроке. Пусть они расспросят старших о каких-нибудь случаях из жизни, которые имеют отношение к принципам раздачи цдаки. ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ДАВАТЬ ЦДАКУ За несколько дней до урока мы раздаем детям анкету: Есть восемь способов давать цдаку.
Я просила детей обсудить этот материал со взрослыми членами семьи. На урок они пришли, как им казалось, с собственным мнением. Но я впервые почувствовала, что заинтересовались родители: в ответах детей я слышала их мнение. Это еще раз подтвердило верность предположения о ведущей роли семьи в вопросах взаимоотношений между людьми. Необходимость встречи с родителями явно назревала. Кстати, после подобных "домашних заданий" они охотнее откликаются на школьные мероприятия. ЗАМЕТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Работа с родителями по вопросу о "ступенях" цдаки может потребовать от учителя более глубокого проникновения в тему. Рамбам различал восемь видов цдаки. Критерием подобного различения послужил стыд, испытываемый благодетельствуемым, — чем он больше, тем ниже заслуга того, кто дает цдаку.
На этот урок дети принесли свои купот-цдака. Вопросы: "А принес ли ты свою цдаку?" или "Сколько денег ты принес?" были запрещены. Посредине класса стояла коробка, и перед уроком каждый бросил туда содержимое своей купат-цдака. Мы с классным руководителем сделали то же самое. Я должна признаться, что этот урок принес много неожиданного. Перед нами раскрывались семьи детей со всеми их плюсами и минусами. Мы узнавали о родителях и детях то, что порой и не хотелось бы знать. Например, одна девочка сказала, что ей ближе тот способ давать цдаку, когда открывают гараж и все знакомые и бедные могут взять там все, что хотят. Действительно, у ее папы есть гараж, и действительно у него в гараже огромное количество коробок с вещами. Суть, однако, в том, что это не его гараж и не его вещи, а одной американской благотворительной организации. Другой пример. Мальчик, обычно неразговорчивый, заговорил вдруг каким-то директорским тоном о том, что нужно дать людям заработать, нечего их развращать подачками. Конечно, сказал он, нужно тратить деньги на профессиональные курсы, и это потом себя окупит. Предо мной стоял не мальчик, я видела его папу — удачливого, самоуверенного человека. Еще и еще раз приходили мысли о том, что в семье закладывается основа человека. Для классного руководителя, педагога, явилось неожиданностью, что третьеклассников так интересует наша тема. Каждый пытался высказаться, каждый стал личностью, каждый, как никогда, представлял и себя, и свою семью. Это был прекрасный момент, когда я учила детей выслушивать мнение другого, не перебивая. Активны были все, но каждый терпеливо слушал, потому что хотел, чтобы выслушали его. К концу урока мы узнали сумму собранных денег. Дети получили домашнее задание: составить проект использования этих денег на благотворительную помощь. Безусловно, чтобы выполнить это задание, нужна была помощь родителей. Дети должны были узнать стоимость продуктов, вещей, различных услуг, что приближало их к реальной жизни. В наших условиях дети этого возраста, да и постарше, обычно оторваны от жизни. Итак, к следующему уроку я ждала от детей конкретных предложений. Перед концом урока мы вспомнили, что такое цдака, что такое "гмилут хасадим" и как эти понятия можно претворить в жизнь. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК На этот урок дети пришли со своими проектами. Нужно сказать, что организационно это был трудный урок. Каждый хотел, чтобы был принят его проект. Я составила список основных идей, предложенных в проектах:
В итоге голосования мы остановились на предложении отдать деньги в детский дом. Наша школа поддерживает постоянную связь с детским домом, где живут физически неполноценные дети. Это не еврейское учреждение. Наши дети не раз бывали там. Они видели, как питаются в детском доме. Поэтому решили купить продукты. Один из пап взял в свою машину несколько ребят, вместе с ними все купил и отвез в детский дом. К вопросу о преподавании тем "Цдака" и "Гмилут хасадим" в старших классах После удачно проведенного эксперимента в младших классах хотелось немедленно повторить успех в старших. Но, начав первый урок по теме "Гмилут хасадим" в 10 классе, я поняла, что попусту трачу время. Скептицизм, непонимание, полное неверие в то, о чем я говорю, — все это я видела и чувствовала на уроке. Для меня не было новостью, что в старших классах нелегко проводить уроки традиции. Но здесь проводить их оказалось просто незачем. В Израиле и на Западе неплохо зарекомендовали себя программы социальной помощи, осуществляемые старшеклассниками. Остановимся на одной из них. В начале года школьники получают рабочий лист с возможными видами помощи престарелым во внеурочное время. Это отнюдь не факультатив, а обязательная нагрузка, которая входит в расписание занятий. Примерное содержание рабочего листа таково:
Опыт показывает, что лучше всего с заданием справляются два ученика. Двоим легче найти контакт, быстрее проходит чувство неловкости, возникающее при первой встрече. Одинокие старики — люди бесконечно нуждающиеся в душевном тепле. Если контакты со старшеклассниками помогут им ощутить это тепло, то даже не зная, что в иудаизме подобные действия носят название "гмилут хасадим", дети выполнят мицву. Теоретические знания придут позже, но приобщение к святому делу не может пройти бесследно, оно послужит хорошей предпосылкой для них. Можно предложить детям раскрыть ассоциации, связанные у них со словом "старость". Безусловно, будет масса негативных определений, ведь в молодости трудно понять старость. Для контраста предложите детям свои определения понятия "молодежь", например: равнодушные, безответственные, веселые, дерзкие, неаккуратные, наглые, красивые. Скорее всего, со стороны ребят последует определенная реакция. Воспользовавшись этим, обсудите с ними, что происходит, когда кто-либо строит свое отношение к другим исходя из обобщений — национальных, религиозных или возрастных.
|