альманах "Новая еврейская школа" №13
Педагогический Альманах
 

[Предыдущая страница] [Главная страница]
 
  подписаться

Аннотации альманаха
"Новая еврейская школа" №13

Нахум, пророк мира. Составитель Арье Ротман

Книга Нахума, одного из «малых пророков», начинается словами: «пророчество о Ниневии». Автор статьи вместе с читателями размышляет о том, почему столице языческой Ассирии уделено столь почетное место в Танахе и посвящена пророческая книга? Сопоставляя пророчество Нахума и Йоны, возможно найти причину гибели могущественного царства. Анализируя слова пророчества, автор приходит к выводу, что оно относится не столько к языческому городу, сколько к Иерусалиму. Именно потому, что Иерусалим позволяет господствовать язычникам и перенимает их грехи и идолопоклонство, его может постигнуть равная с ними участь.

Двенадцать ворот мидраша. Ворота третьи: Каин и Эвель. Д.Баргман,И.Вдовенко, А.Львов, Б.Острер, А.Ротман, Х.Ротман, М.Трескунов.

Выбранный группой авторов мидраш повествует о самом древнем споре. Что же скрывается за простыми, на первый взгляд, фразами? Что послужило предметом трагического спора? Каждое понятие в мидраше – многозначно, и скрывает глубинный смысл, невидимый поверхностным взглядом. Сопоставив мидраш и комментарии, авторы обозначают три важнейшие аспекта спора: тема имущества, тема Храма, женская тема. Спор Каина и Эвеля предстает как архетип конфликта, со всеми возможными причинами.

Коллаж на уроках ИЗО в начальной школе. И.Пилосян.

Преподавательница изобразительного искусства в школе, Ирина Пилосян делится своим богатым опытом обучения детей коллажу. Казалось бы, такую сложную технику не под силу одолеть малышам в начальной школе! И педагог раскрывает перед читателями секреты мастерства, как шаг за шагом ученики осваивают новый вид творчества. Также автор рассказывает о более сложном этапе – сюжетном коллаже, и как возможно использовать его в подготовке еврейских праздников в школе, например, Пурима – весело, нестандартно, и ярко.

Упражнения по аудированию на уроках иврита. Н.Бакулина.

Каждый педагог, преподающий иностранный язык, старается использовать столь важный для формирования устной речи метод, как аудирование. Автор рассказывает коллегам, как помочь ученикам преодолеть возможные трудности в подготовке к прослушиванию аудиоматериалов. Также представляет речевые упражнения, которые можно выполнять при аудировании на уроках иврита.

Отцы и дети в меняющейся России. Д.Зицер

Проблема «отцов и детей» актуальна на любом этапе исторического развития государства, особенно – в эпоху таких глобальных перемен. Автор прослеживает изменения в институте семьи с 80-х годов 20-го века по день сегодняшний. Внешние факторы не могли оставить незыблемой и еврейскую семью, которой автор уделяет особое внимание. Приведены любопытные данные анкет детей 1998 и 2003 гг., говорящие о представлении детей о семье: отношение к родителям, оценка их отношения, функции семьи и т.п. Цель данного исследования: обратить внимание педагогов на современную еврейскую семью. Также автор убеждает читателей в необходимости ориентироваться на представления детей, планировать образовательные программы с учетом потребностей реальных, а не вымышленных учеников.

Учебно-методический комплекс еврейских школ СНГ и стран Балтии. З.Рохлин.

Статья написана по результатам исследования, проведенного в 2002 г. социологическим бюро педагогического клуба «НЕШ». Автор отмечает изменение ситуации за прошедшее время, представляет также общий обзор нынешней системы еврейского образования. Подчеркивается необходимость исследований учебно-методического комплекса, представлены выявленные на момент опроса проблемы. Подводя итоги сегодняшей ситуации в еврейском образовании, автор предлагает две наиболее целесообразные концепции дальнейшего развития.

Школа «Атиква» в Гомеле. Л.Смиловицкий.

Автор повествует об истории создания гомельской школы «Атиква», коллективе педагогов, о повседневной школьной жизни. Школа открыта одной из первых, уже в 1990 году, и за прошедшее время учителями накоплен богатый опыт работы. Что необходимо сделать, чтобы этот ценный опыт стал достоянием не одного коллектива, а всех интересующихся педагогов? Отчего зависит пока неопределенное будущее еврейской школы? Над этими непростыми вопросами автор предлагает поразмыслить читателю.

Классы с литерой «Е». Интервью с директором минской школы №132 Т.В.Недосекой. А.Молчанова

В интервью директор школы повествует о создании «еврейских» классов на базе школы, с какими трудностями приходится сталкиваться и педагогам, и ученикам. Также размышляет над острой проблемой оттока старшеклассников в более престижные школы – что может решить существующую проблему? Т.В.Недосека предлагает конструктивные решения: ввести профориентацию в старших классах еврейских школ, создавать интегрированные курсы, углубленно изучать отдельные дисциплины. Таким образом еврейская школа станет более конкурентоспособна.

Одаренные дети в еврейской школе. Г.Шойхет

Автор в своей статье затрагивает острую не только в Израиле, но и в Диаспоре, тему: почему израильские школьники занимают последние места на мировых олимпиадах? Не секрет, что многие евреи из Диаспоры не стремятся к тому, чтобы их дети получали израильское образование. В чем причина столь низкой котировки израильских школ? Почему эти ученики не выдерживают соревнований с ровесниками из других стран? Автор заостряет внимание читателей на возможных причинах, и предлагает решения этой волнующей педагогов проблемы.

Без коней на переправе. Х.Ротман

2003/2004 учебный год так и не наступил для множества еврейских детей, учеников воскресных школ. Эти школы в первые годы перестройки, когда в некоторых городах только появлялись еврейские общины, были своеобразным очагом просвещения для детей и взрослых. В 2003 году воскресные еврейские школы, бывшие в ведение Лишки, были переданы Еврейскому Агенству России (Сохнуту). После «смены спонсоров» многие школы работают лишь на энтузиазме педагогов и родителей, а некоторые вообще вынуждено закрылись. Автор статьи обращает внимание на бедственное положение некогда процветающих воскресных школ, и размышляет, как сохранить оставшиеся школы.

Наши ученики – наши дети. Н.Бартенева

Педагог повествует о новокузнецкой воскресной школе, истории ее создания, результатах работы. Но за прошедший учебный год многое изменилось по внешним причинам, не зависящим от коллектива. Автор пытается привлечь внимание к этой школе, и вместе с коллегами найти выход из создавшегося положения.

Еврейская воскресная школа в Ереване. Г.Файвуш

Еще одно повествование о воскресной школе, объединяющей детей и родителей, интересующихся еврейской культурой. В течение 12 лет эта школа дарила многим ученикам радость общения и творчества. Но в 2003/2004 учебном году накопленный опыт работы и результаты двенадцатилетнего труда оказываются ненужными вышестоящим организациям. Как в подобной ситуации школа может продолжить свою работу и преодолеть произвол чиновников?

Холодная осень 2003-го. З.Рохлин

Столь драматическое название для статьи выбрано не случайно. Автор затрагивает самую животрепещущую тему этого учебного года – положение еврейских воскресных школ. В статье приводятся сводные данные о школах и учащихся в 2001/2002 учебном году, и в 2003/2004. Согласно этой печальной статистике, еврейские школы потеряли почти тысячу учеников! Не потому, что возросла алия или угас интерес к еврейской культуре. Причина в другом: изменения в деятельности организаций, переработка учебных программ, независимо от интересов самих ребят. Автор предлагает директорам воскресных школ изменить политику поиска финансирования и таким образом сделать школы более самостоятельными и жизнеспособными.

Малая школа на грани исчезновения? В.Крицман

Во время появления гигантских учебных комплексов существует опасность, что «малые» школы окажутся ненужными современному образованию. Автор приглашает читателей к размышлению о будущем «малой» школы, раскрывает ее насущные проблемы, задается вопросом о том, что стремятся получить от еврейской школы ученики и их родители.

Малые школы: за и против. М.Эпштейн.

Продолжая обсуждение будущего «малых» школ, автор предлагает свое видение их роли в современном учебном процессе. Конечно, у таких школ на сегодняшний день существует масса будничных проблем. Но именно «малые» школы способны дать детям то, что упускается в обычных, где количество учеников переваливает за тысячу. Среди таких ценных приобретений – возможность проявить себя, наладить дружеские отношения не только с ровесниками, но и с учителями и с родителями. К тому же «малая» школа облегчает ученикам нелегкий процесс социализации.

Школа притворства. А.Ротман

Как любое учебное заведение, еврейская школа также выдвигает свои образовательные и воспитательные цели и задачи. Но, к сожалению, высокие цели заменяются нехитрым набором формальных правил поведения. Еще более печально, что это лишь маска, которую нужно надевать в определенных случаях. Автор рассуждает, что значит «быть евреем» в современном мире, как учить этому детей и помочь им найти свой путь к Б-гу.

Образовательные учреждения нижегородской еврейской общины. Е.Крацер

Статья рассказывает об истории нижегородской еврейской общины, истории создания первых еврейских школ. Как и во многих городах, в годы советской власти община не могла организовать учебные заведения. В наши дни, после долгого перерыва, в Нижнем Новгороде возрождается еврейское образование, открываются новые школы.

Год тав-шин-самех-гимел, или беседы с ослом. И.Эльякумович.

Представленная серия рассказов принадлежит перу юного автора – ученика 10 класса. У лирического героя рассказов есть необычный собеседник – говорящий Осел-долгожитель, бывший свидетелем многих событий еврейской истории. Осел делится с героем рассказов собственными впечатлениями о каждом празднике еврейского календаря.

Хорал и плач. Н.Степанская.

Читателям представлено интересное исследование жанров еврейской традиционной музыки. Отличия еврейской литургики, историческое ее становление, особенности мелодики, а также исполнения. Также автор сопоставляет еврейскую и классическую европейскую музыкальную традицию. На протяжении многих веков складывалась традиция хазанута и светской музыки, но все многообразие жанров объединяется несколькими характерными чертами.

Песнь о Ниневии. К.Михеев.

Стихотворное произведение по мотивам пророческой книги Йоны.

Три стихотворения. В.Каганов.

Три лирических стихотворения автора объединены повторяющимися в них мотивами осенней грусти, размышлений о скоротечности времени.

Носоломов. А.Файн.

В рассказе передана атмосфера еврейской жизни в переломный для России период  – в самом начале перестройки. Едва приоткрылся железный занавес, и советские евреи получили возможность знакомиться с культурой предков, не опасаясь арестов. Но в те годы еще не существовали ульпаны, и люди собирались на квартирах друзей. Именно такие уроки иврита познакомили двух столь непохожих людей – учителя Итамара, сына приехавшей из Израиля киббуцницы, и Веры – тихой интеллигентной москвички.

Свинья в апельсинах. Кубок Элиягу. Хранитель могилы. Я.Шехтер.

Свинья в апельсинах.

В этой новелле представлены фантастические переплетения человеческих судеб. Мальчик Шлойме из Каунаса, потерявший семью, чудом спасшийся из концлагеря, приехал на Святую землю и стал благочестивым хасидом. Маленькая Соня попала в детдом как дочь врага народа, сразу после ареста ее отца. Девочка отправилась в глухую сибирскую деревню, стала учительницей, вышла замуж за местного парня. К старости ее муж заболел так, что советская медицина не могла справиться с болезнью, и Соня с мужем отправились в Израиль, к внучке. Эти люди, живущие в разных мирах, оказываются связаны единой невидимой нитью, оберегающей их жизни.

Кубок Элиягу.

Рассказ ведется от лица юноши, который становится свидетелем чуда на седере – посещении пророка Элиягу, и этот седер будет памятным для молодого человека всю жизнь.

Хранитель могилы.

Молодой человек берется за непростой труд – быть хранителем могилы легендарного Виленского Гаона. Рассказ повествует о том, как эта «должность» изменила жизнь не только самого Хранителя, но и окружающих его людей. Мистические, нематериальные явления предстают такими же реальными, как повседневный быт.

Семинар «Искусство и традиция». Г.Якубман

Семинар «Искусство и традиция» – первый в цикле семинаров, готовящихся в рамках нового проекта педагогического клуба «Новая еврейская школа». Проект стартовал в сентябре 2002 г., и уже в январе 2003 г. в Петербурге состоялся семинар. Многие педагоги понимают острую необходимость создания новых интегрированных курсов. Об этой проблеме рассуждали участники семинара, не только изучая предложенные курсы, но и обмениваясь опытом, вырабатывая новые методы.

Семинар повышения квалификации воспитателей детских садов. Г.Якубман.

Семинар повышения квалификации воспитателей детских садов проводился в Москве, в мае 2003 г. Предварительно все воспитатели, приглашенные на семинар, могли принять участие в его подготовке – то есть, ответить на вопросы предложенной анкеты. По результатам опроса организаторы семинара построили работу по трем основным направлениям: изучение еврейских классических текстов, методика преподавания, обмен опытом между участниками. На семинаре обсуждались общие трудности, с которыми сталкиваются работники еврейских детских садов, и вместе находили решение той или иной профессиональной проблемы.

О чем говорили в «кулуарах». З.Рохлин.

21-23 декабря в Москве состоялась встреча руководителей методических центров. На приглашение откликнулось больше работников неформального образования, а потому и сама встреча носила неформальный характер под таким говорящим названием. Как правило, самые откровенные разговоры ведутся именно в кулуарах семинаров – и организаторы встречи приняли «кулуарный» принцип за основу, построив три тематических блока: анализ проблем, учебный блок, дискуссия.

Корчаковские встречи в СПБ. З.Рохлин.

Корчаковские встречи в Петербурге объединяют не только педагогов, но и всех желающих поговорить о современном образовании. Это не обычный «педсовет» или официальное «заседание» – это встречи творческих людей, готовых к диалогу и поиску нового. Обычно разговор состоит из двух частей: первая – классический «круглый стол», вторая – тренинг в свободной игровой форме. Такой нестандартный подход к обсуждению наболевших проблем позволяет не только раскрепоститься для общения, но и получить творческий импульс для дальнейшей работы.

Еврейские методические центры на территории бывшего СССР. Г.Якубман.

Эта статья содержит журнальное издание справочника о еврейских методических центрах на территории бывшего СССР. Справочник включает в себя несколько разделов, составленных по географическому признаку. О каждом методическом центре повествуется по нескольким параметрам: цели, задачи, направления работы, учебная деятельность, характеристика сайта, и координаты центра, по которым все желающие могут присылать вопросы, пожелания и предложения о сотрудничестве.

Педагогическая деятельность Украинского центра изучения истории Холокоста. А.Подольский.

Украинский центр изучения истории Холокоста существует с 2002 г. в Киеве. С момента создания Центра сотрудники наметили основные направления его деятельности, различные формы преподавания. Автор повествует о первых результатах информационной и исследовательской работы.

Региональный центр по моделированию деятельности учреждения с этнокультурным еврейским компонентом образования. Т.Фельдблюм.

Что включает в себя понятие «моделирование деятельности учебного заведения», какие факторы влияют на этот процесс, как отличается моделирование деятельности еврейских учебных заведений? Автор статьи рассказывает о работе организации, ее задачах, о том, в какой степени удается их выполнить, что необходимо учитывать в структуре еврейской школы. Также затронуты и проблемы, насущные для еврейского образования, много внимания уделяется теме повышения квалификации педагогов: например, создана «Школа для учителей», где встречаются для учебы и обмена опытом преподаватели со всего СНГ из различных школ. «Школа для учителей», как и успешная деятельность на ниве еврейского образования, может быть реализована только при условии сотрудничества всех образовательных центров и других еврейских организаций.

Проект «Еврейский педсовет он-лайн». А.Файн.

«Педсовет», так хорошо знакомый любому учителю, теперь предстает в новом образе – как интернет-форум. На сайте образовательного центра им. Р.Д.Лукштейна для всех желающих открыты не только двери виртуального «педсовета» для обсуждения и решения всех волнующих проблем, но и методический кабинет, где можно найти интересующий материал и оставить собственный, для обмена опытом с коллегами; библиотека, в которой есть большое количество книг по еврейской истории и традиции.

Международная ассоциация деятелей еврейского образования и культуры «Эхо». А.Борщевский, М.Навон

Международная ассоциация «Эхо» – это прежде всего «творческая лаборатория», которая стремится объединить в пространстве интернета всех заинтересованных деятелей еврейского образования и культуры. Авторы раскрывают задачи и цели Ассоциации, рассказывают о результатах первого года работы, а также приглашают всех желающих на сайт для общения и сотрудничества.

«Общественная редколлегия–2003»: результаты опроса читателей. З.Рохлин.

Прежде чем выпуск журнала, который Вы держите в руках, отправился в типографию, редакция «НЕШ» разослала всем подписчикам анкеты, с целью выяснить, какие именно материалы более приоритетны, какие темы актуальны. Новый номер альманаха составлялся с учетом полученных данных опроса, таким образом читатели на этот раз сформировали «общественную редколлегию».

Форумы НЕШ. З.Рохлин

Многие из читателей альманаха встречаются и в виртуальном пространстве – на сайте педагогического клуба «Новая еврейская школа». На сайте с некоторых пор успешно действуют форумы, на которых поднимаются самые разнообразные темы, устраиваются дискуссии и обсуждения. В статье предлагается краткий обзор содержания форумов.

Холокост советских евреев: правда, которую предстоит узнать. Л.Смиловицкий.

Статья представляет рецензию на книгу Альтмана И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР, 1941-1945 гг. – Фонд Ковчег. М., 2002.

Автор рецензии подчеркивает особую важность появления книг о Катастрофе для русскоязычного молодого читателя, а также для историков и исследователей Холокоста.

Воплощенный миф. А.Львов

Рецензия на книгу Милитарев А.Ю. Воплощенный миф: «Еврейская идея» в цивилизации. М., Наталис, 2003.

Рецензент вступает в полемику с автором книги, критически осмысливает его концепцию, аргументирует свою точку зрения.

Составитель Марина Галактионова.

обсудить статью на форуме [Предыдущая страница]

    подписаться