Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОЛГОЖИТЕЛЬ
(к 120-летию со дня основания ОRТ)

Сотрудники ОRТа по праву гордятся прошлым и настоящим своей организации. Все, что связано с историей ее более чем вековой деятельности, они тщательно собирают, изучают и всегда готовы рассказать. ОRТ был создан в Петербурге, 22 марта 1880 года, когда у властей удалось добыть разрешение на открытие «Временного Комитета Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев России» (отсюда ныне латинская, а изначально русская аббревиатура названия).

У истоков этого необходимого для загнанной в черту оседлости еврейской молодежи начинания стояли такие видные представители российского еврейства, как барон Г. О. Гинцбург, С. Поляков, П. И. Бакст и многие другие.

С начала XX в. окончательно сформировались основные принципы деятельности непрерывно развивающейся системы региональных центров:

  • оказание содействия совершенствованию работы еврейских ремесленников путем их обучения;

  • поддержка их путем предоставления льготных кредитов, обеспечение материалами и оборудованием;

  • содействие распространению еврейского ремесленного населения по территории страны и изучение экономической жизни евреев.

——————————
Данная информация воспроизводится по статье Г. Аграновского (Государственный Еврейский Музей Литвы, Вильнюс), любезно предоставленной нам петербургским отделением ОRТ.
——————————

В соответствии с этими задачами основное внимание уделялось развитию школьного и внешкольного профессионального образования. Учредители надеялись, что еврейская молодежь, получив возможность овладеть ремеслом, сможет занять достойное место в российском обществе. Кроме того, включившись в процесс экономического развития, она окажется нужной в столь изменившейся с момента отмены крепостного права России.

С приходом к власти большевиков ситуация осложнилась, и к середине 30-х годов ОRТ был вынужден свернуть большинство своих программ, а вскоре и вовсе покинуть страну.

Но работа ОRТа продолжалась, а стран, где возникали его отделения, становилось все больше. К настоящему моменту ОRТ создал разветвленную и эффективно функционирующую систему еврейского профессионального образования.

Следующий этап деятельности ОRТа (ставшего к тому времени подобием транснациональной корпорации) на постсоветском пространстве относится к 1991 году, когда состоялось его «возвращение». Об этом периоде и о том, что за ним последовало, мы побеседовали с Мариной Сорокиной, заместителем директора петербургского отделения ОRТа.

Вот что она нам рассказала:

«К тому моменту, когда мы вернулись, в России и бывшем СССР уже открывались и начинали свою работу первые еврейские школы. Нашей задачей было обеспечить их современным оборудованием (в первую очередь компьютерами) и, разумеется, научить работать с ним. В Москве была открыта специализированная школа и технологический колледж ОRТа. В 1992 году открылся центр ORTа в С.-Петербурге, в городе, где более ста лет назад началась его деятельность. Эти центры активно занялись развитием профессионального образования еврейской молодежи. Одним из направлений нашей работы стала организация курсов компьютерной грамотности для взрослых. Они помогли многим решить проблемы повышения квалификации и трудоустройства.

Сеть центров ОRТа ширилась и развивалась, охватывая Прибалтику, Украину, Белоруссию, Поволжье… Все больше становилось школ, которым мы оказывали помощь и поддержку. Не стоит думать, что она заключалась только в открытии кабинетов информатики и предоставлении компьютеров. Важно ведь не только иметь компьютер и уметь им пользоваться  — не менее важно уметь рационально, с максимальной эффективностью использовать в учебном процессе возможности РС и Интернета. В равной степени это относится и к ученикам, и к учителям. Особенность работы ОRТа со школами заключается в том, что, обеспечив школе необходимую технологическую базу, он помогает учителям правильно использовать ее ресурсы. Это не значит, что педагогам дают какую-то унифицированную программу или навязывают определенные методы работы. ОRТ практикует индивидуальный подход к каждому учителю, внимательно, в обстановке тесного взаимного сотрудничества, анализирует его личные методы преподавания, все пожелания и предпочтения, связанные с ними. После этого совместно разрабатывается план использования того или иного информационного ресурса в учебных целях.

Отличается от традиционного подхода и взгляд ОRТа на работу учеников с компьютером. Уроки информатики, на которых дети часто находятся под жестким и постоянным контролем преподавателя, недостаточно эффективны. Мы не боимся, что дети сломают и испортят дорогое оборудование, и даем им по возможности свободный доступ к компьютеру и Интернету. Важно объяснить детям, что компьютер  — это не только игровая машина, но и их верный помощник в учебе.

Отличительной чертой петербургского отделения ОRТа является освоение таких направлений, как создание мультимедийных разработок (CD-ROMов), посвященных еврейской истории и традиции, а также участие в различных программах и семинарах для учителей еврейских школ.

Говоря о первом направлении, необходимо отметить, что такая работа необычайно актуальна сегодня, когда ощущается нехватка материалов подобного рода на русском языке.

ОRТом были привлечены специалисты самого высокого уровня, известные ученые и эксперты. Это позволило сформировать высококвалифицированные группы разработчиков и приступить к созданию собственных мультимедийных продуктов.

Совсем недавно был выпущен CD «Путешествие в мир Торы», модернизированный и русифицированный аналог «Navigating the Bible». Он включает в себя текст ТаНаХа (на иврите и по-русски), дает возможность прослушать канторское исполнение текста, а также имеет специальный календарь, позволяющий определить дату Бар- и Бат-Мицвы и найти соответствующий раздел Торы. В создании диска приняли участие В. Терехов, С. Парижский, А. Чернина и С. Митрофанов (от себя добавлю, что куратором проекта являлась наша собеседница.  — З. Р.).

Практически готов к выпуску другой компакт-диск: «Евреи в Петербурге  — три века истории». Этот диск остается уникальным мультимедийным продуктом, не имеющим аналогов. Богатейший материал по истории петербургского, российского и мирового еврейства дополняется богатым видеорядом и прекрасным музыкальным сопровождением. Идея его создания принадлежала директору петербургского отделения ОRТа Владимиру Дрибинскому. Авторами материалов стали А. Маркова, О. Виноградов, В. Раскин и О. Дашевская».

Специально для читателей нашего журнала я попросил Марину поподробнее рассказать о работе ОRТа с учителями.

«Питерский ОRТ старается принимать участие во всех крупных семинарах и конференциях для учителей, проходящих в нашем городе, и, конечно же, проводит собственные мероприятия.

С начала девяностых, то есть с самого своего возникновения (или возвращения, если быть точным), ОRТ выступал в качестве организатора компьютерных курсов широкого профиля для педагогов. Кроме того, он обеспечивал техническую и финансовую поддержку ряда семинаров.

В настоящий момент ОRТ-Гинцбург осуществляет программу (серию семинаров) для учителей «JET—2000» (Еврейское образование через технологии).

Не секрет, что в еврейских школах учителя, как правило, делятся на две основные группы: преподавателей общеобразовательных предметов (химии, физики, математики и проч.) и учителей так называемого «еврейского цикла» (в основном иврита, традиции, еврейской истории). Иногда между ними возникает взаимодействие и взаимопонимание, иногда они существуют достаточно обособленно друг от друга. Однако, независимо от этого, вторая группа имеет гораздо больше возможностей повысить свой профессиональный и образовательный уровень в области еврейских предметов, нежели первая.

Конечно, в школах создаются специальные курсы, происходит личный обмен опытом и знаниями, однако не всегда в необходимом объеме, достаточно квалифицированно и организованно. А ведь преподаватели общеобразовательных предметов ощущают острую необходимость в информации подобного рода. Например, учитель физики, к которому дети приходят после урока традиции, во-первых, хочет уметь говорить со своими учениками «на равных», во-вторых, заинтересован в том, чтобы учебный процесс был достаточно целостным и согласованным, и, в-третьих, пытается учитывать этнокультурную специфику, воспитывая еврейских детей.

Программа «JET—2000» призвана помочь преподавателям общеобразовательного цикла научиться использовать самые современные технологии при работе на своих уроках. Но она не ограничивается этим и включает ряд курсов, связанных с еврейской традицией, историей, культурой и языком.

Несмотря на то что на программу приезжают отдельные преподаватели, работа ведется со всей школой, которую они представляют. Перед отправкой своих представителей в Петербург каждая школа готовит собственный проект, который затем реализуется с помощью ресурсной базы ОRТа. Это позволяет на практике применить полученные в ходе программы навыки и знания, а также использовать полученные результаты в практической деятельности».

Последний вопрос, заданный мной, был, разумеется, посвящен «Проблеме—120». ОRТ серьезно готовится к своему юбилею, ждет гостей со всего света: из Израиля, Англии, Америки – отовсюду, где находятся его центры и представительства. Делая такую нужную и полезную работу для еврейского образования во всем мире, ОRТ приобрел множество друзей, к которым наш альманах причисляет и себя. Все мы, его друзья, рады поздравить ОRТ с круглой датой и пожелать ему дальнейшего процветания и развития.

Захар Рохлин

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]