Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
[Иллюстрации к статье]
 
подписаться

Марина Фалькенштейн (Рига)

ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ *

Празднование Субботы в начальной еврейской школе

Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе  — наша основная взрослая задача.

Елена Макарова "В начале было детство".

Помочь еврейскому ребенку, живущему в диаспоре внутри другой культуры, обрести свою культуру и традицию, как никто лучше, может еврейская школа. Основы нравственных ценностей закладываются с раннего детства. Поэтому и наиболее благоприятные условия для еврейского воспитания у учителя начальной школы, преподающего в своем классе почти все предметы. Таким образом, он обладает возможностью соединить еврейское воспитание со всеми основными предметами курса начальной школы. Именно у учителя есть уникальная возможность пробуждать и формировать эмоциональное восприятие детей, вовлекая их в различные виды деятельности. Главное  — эмоционально подготовить ребенка к восприятию еврейских нравственных ценностей, создать условия для "еврейского переживания", помочь детям войти в мир еврейской культуры и традиции. Наиболее естественно это происходит через еврейские праздники. Задача учителя  — через разные виды творческой деятельности сделать праздник своим для ребенка, ввести еврейский праздник из внешнего мира во внутренний мир ребенка, помочь детям, каждый год "проходя" через праздничный цикл, проживать его по-новому, открывая в нем новые волнующие и притягательные аспекты.

Первоклассники приходят в школу наивными и неопытными детьми, но они готовы, как губка, впитывать все новое. Так же "наивно" их представление о том, что они евреи. Еврейские дети приходят в еврейскую школу, чтобы учиться  — в том числе и учиться... "быть евреями", учиться культуре и традициям своего народа.

Важнейшее условие целостного формирования личности  — единство ее обучения и воспитания. Рав Адин Штейнзальц в своей статье "Труд воспитания" пишет: "Быть может, важнейший труд, выпавший на долю человека в этом мире,  — это труд воспитания человека". В. А. Сухомлинский писал: "...Нельзя хоть какую-нибудь сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия... и вы не решите никакой другой задачи". То, что мы сумеем заложить в душу ребенка, останется с ним на всю жизнь.

Школа, принимая первоклассников, уже с порога вводит их в атмосферу еврейского дома. Для этого недостаточно только мезузы на входе. Сами стены школы должны "дышать еврейством". И, конечно, большое значение имеет вид и оформление классного помещения.

Задняя стена класса встречает ребят радостным "Шалом". В центре ее изображена менора в виде дерева, произрастающего из Книги. С двух сторон к ней бегут дети вместе с веселым кукольным человечком Грамотейкой, который "пришел" в школу, когда мои ребята были в первом классе. С ними вместе Грамотейка рос и переходил из класса в класс. Над всем этим радостно сияет солнышко и весело мчится паровозик, который тянет за собой яркие вагончики  — это еврейский календарь. На паровозике  — год по еврейскому летоисчислению, вагончики-картинки, соответствующие характерным особенностям или главным событиям еврейских месяцев года.

На другой стене класса  — уголок шабата. Здесь есть все, что необходимо для встречи Субботы. После конкурса на лучшее знание традиций шабата, в котором соревновались дети вместе с их родителями, мы повесили сюда завоеванные ими дипломы "Львы шабата" (золотой и серебряный).

А напротив, с полок стенных шкафов, смотрят на ребят их любимые поделки: макеты суккот, сделанные из стаканчиков из-под йогурта, пальчиковые куклы  — герои Пуримшпиля, веселые пуримские клоуны (цилиндрические игрушки), цветущие миндальные деревья... В витринах шкафов и на ковролиновом полотне, которым обтянут участок стены,  — сменные экспозиции творческих работ, которые ребята делают каждый год к еврейским праздникам. Оформление своего класса  — радостная и значимая часть их школьной жизни.

"Наш класс очень красив!!! Наш класс самый красивый вообще" (Диана Л.). "Мне очень нравится наш класс, как мы его украшаем" (Андрюша Р.).

Так писали в "Письмах моей школе" мои ученики (тогда второклассники) о своем классе.

И вот что пишут они же в четвертом классе:

"Даже когда за окнами нашей школы была зима, в нашем классе всегда была весна" (Диана Ф.).

У доски висит "шабатный" почтовый ящик. Его придумали сами дети. Сюда они опускают письма и записки друг другу. В канун Субботы дети, которых выбрали вести праздник на нашем учебном шабате, раздают эту почту адресатам. За неделю в ящике набирается немало писем. И как приятно, что среди них много поздравлений с шабатом! Значит, для детей этот праздник не формальное мероприятие, а естественная и радостная часть их жизни.

Окружающая среда создает у детей эмоциональную готовность к восприятию еврейской культуры и традиций. Вхождение в еврейскую традицию становится естественным, т.  к. окружающая среда формирует соответствующее переживание, недоступное вне ее.

Шабат  — это первый еврейский праздник, с которым знакомятся дети, приходя в еврейскую школу. Перед учителем стоит очень непростая задача: в течение первой учебной недели подготовить детей к встрече Субботы, дать первоклассникам понятие об этом празднике и, самое главное, создать эмоциональный настрой. "Непережитое, непрочувствованное эмоционально не может быть осознанно; неосознанное не может быть воплощено". (Е.  Макарова. "В начале было детство").

Для большинства детей это первая в их жизни встреча Субботы. И от учителя зависит очень многое. Его уважительное, бережное отношение к традиции, его умение настроить детей на радостную, праздничную атмосферу, на особое состояние души поможет детям в полную меру ощутить праздник.

Дети приходят к пониманию того, что такое шабат, через историю Сотворения мира. Шабат  — это день, когда Всевышний покоился, завершив создание мира. И заповедал Он людям отдыхать в день седьмой от работы.

На уроках чтения мы с детьми читаем поэтичные мидраши из книги Шмуэля Авидора-Хакогена "И сотворил Бог" ("Библиотека Алия", 1989). Дети воплощают свое представление о Сотворении мира в творческих работах на уроках рисования и ручного труда.

Следующий этап  — беседа об обычаях и ритуалах проведения праздника.

Мы с детьми обсуждаем, как встречают Субботу, проводят этот день, провожают Субботу. Рассматриваем фотографии и иллюстрации, связанные с празднованием шабата. Я рассказываю о том, как семья готовится к встрече Субботы: прибирают дом, надевают нарядную одежду, красиво накрывают стол. Ведь, за редким исключением, ни один ребенок еще не видел этого в своей семье, он не знаком с ощущением радостного домашнего события, связанного с торжественной праздничной атмосферой, вкусной едой, общим застольем, особыми церемониями и посещением синагоги.

И если учителю удается "захватить" детей этим радостным ощущением праздника, то естественным откликом ребят будет желание тоже пережить это праздничное событие. Тут уже время подумать, а как мы можем подготовиться к шабату в классе в пятницу после уроков? Ну, конечно, прибрать класс, вымыть парты, привести себя в порядок. Нужно выучить субботние благословения и субботние песни. Чтобы красиво накрыть стол, нам понадобятся свечи, халы и, конечно же, красивая субботняя салфетка для хал.

Дети наперебой вызываются принести халы на шабат. Кто-то купит их в магазине, а кто-то принесет халы, специально испеченные для нашего праздника мамой или бабушкой. А на уроках рисования и ручного труда мы с ребятами сделаем субботние салфетки для хал (в первом классе дети разрисовывают их фломастерами по ткани, в четвертом могут уже украсить собственной вышивкой).

Изготовление субботних салфеток  — это то самое материальное действие, которое переходит в действие духовное, давая детям возможность приблизиться к празднику Субботы, ощутить его своим. Сделав салфетку (нечто материальное), ребенок "входит" в шабат, через это материальное он "прикасается" к празднику: ребенок будет накрывать своей салфеткой субботние халы, и это действие введет его в эмоциональное переживание Субботы, наполнит праздник духовным содержанием.

Дети прихорашиваются перед торжественным моментом начала праздника: девчонки вертятся перед зеркалом, мальчишки моют испачканные руки. На предыдущей перемене они помыли парты (к встрече Субботы ведь надо навести порядок!). Сейчас со столов все уже убрано, наконец все расселись по своим местам. Сейчас начнется праздник... Напоминаю детям, что недостаточно привести себя и помещение в порядок, очень важно "навести порядок" в собственной душе, в своих мыслях и чувствах. Надо уметь освободиться от обид и огорчений, очистить свой внутренний мир. Только тогда мы будем готовы достойно встретить Царицу Субботу.

В начале первого класса праздник ведет учитель. Со временем дети запоминают субботние благословения и последовательность действий  — теперь уже они сами становятся ведущими праздника, а учитель  — одним из участников.

Девочки зажигают субботние свечи. Мы все вторим словам благословения и, глядя на горящие свечи, желаем друг другу, чтобы "был свет в нас и вокруг нас". Это и повод подумать, каким ты должен быть, чтобы был в тебе свет и чтобы ты мог "светить" другим людям.

На наш шабат всегда приходят гости. Это и малыши  — младшие братья и сестры моих учеников, это и их друзья из других классов, и, конечно же, родители.

Каждую неделю мы договариваемся, кто принесет субботние халы для праздника. Ребята делают это по желанию (как правило, желающих очень много и учитель помогает соблюдать очередность). Тот, кто приносит халы, становится ведущим праздника и получает право накрыть халы своей субботней салфеткой.

В классе заведена традиция: ведущий перед началом празднования выбирает себе помощников. (Всего должно быть два мальчика и две девочки. Девочки зажигают свечи, мальчики благословляют халы.) Это очень важно для воспитания детей  — у них появляется возможность проявить внимание друг к другу (например, сегодня у ребенка день рождения  — давайте вызовем его), сострадание (у кого-то проблемы  — давайте его обрадуем, вызовем вести праздник), милосердие (этого ребенка никто не вызывает, ему обидно  — давайте его поддержим) и т.  п.

А как бывают горды и счастливы малыши, когда старшие ребята вызывают их к субботнему столу быть вместе с ними ведущими праздника! И как гордится ребенок, когда ведущий вызывает его маму зажигать субботние свечи!

Конечно, здесь от учителя требуется очень чуткая, бережная, тонкая психологическая помощь детям, управляющая их взаимоотношениями друг с другом. Очень важно, чтобы вызов к субботнему столу был средством сплочения ребят, воспитания в них стремления и способности к взаимопониманию, воспитания доброты, милосердия и сострадания, желания и, что самое важное,  — осознания необходимости помогать друг другу.

Вот уже который год каждую пятницу после уроков проводим мы с ребятами учебный шабат. И каждая встреча Субботы сопровождается каким-то интересным для детей событием. Это может быть чтение любимых детьми сказок И.  Башевиса-Зингера (каждый раз канун Субботы  — предвкушение радостного события: "А еврейские сказки сегодня будем читать?"); может быть поздравление с днем рождения; презентация очередного выпуска классного литературно-художественного журнала (его издают сами дети); праздничный субботний концерт, к которому ребята готовят свои выступления (стихи, песни, загадки, игры); "большой" шабат, на который приглашаются все родители, бабушки и дедушки, братья и сестры (к этому празднику дети готовят специальные субботние пригласительные открытки); это может быть конкурс на лучшее знание традиций шабата, в котором участвовали не только дети, но и их родители, и т. д.

Особо стоит сказать о совместных шабатах младших и старших школьников. Например, когда мои ученики были третьеклассниками, мы пригласили к себе на шабат первый класс. Для первоклассников это было первое участие во встрече Субботы. И третьеклассники рядом с ними прониклись сознанием своего старшинства, чувствовали себя хозяевами, старались показать младшим праздник, научить их. Как говорили наши мудрецы: "Начни обучать  — и станешь учиться".

У моих нынешних учеников я являюсь классным руководителем первый год. И вот сейчас, в четвертом классе, мы начали отмечать с ними шабат. До того "еврейская жизнь" в классе не была особенно выражена. Наблюдая насыщенную, наполненную еврейским содержанием жизнь старшего класса, являясь зрителями ярких праздничных спектаклей, видя, с каким удовольствием и любовью старшие ребята украшают свой класс, придумывают что-то интересное, организуют конкурсы, викторины и КВН, устраивают совместные праздники с родителями и т. п., младшие захотели подражать старшим. Ребята были психологически вполне готовы к восприятию еврейской культуры и традиций. Теперь они с жаром окунулись в еврейскую жизнь. Примечательно, что класс, который прежде очень небрежно относился к своему помещению, мебели, обстановке, где учителя не могли добиться элементарного порядка (грязные парты, мусор и т.  п.), совершенно переменился, перейдя в помещение, полученное от их предшественников. Уютно оформленный кабинет, вся обстановка которого ведет с ребенком добрый диалог, создает целостную атмосферу, дает детям чувство уверенности, гордости за себя и за свой класс, желание не только сохранить его лицо, но и внести что-то новое. Не хочу сказать, что перемена в детях произошла по мановению волшебной палочки. Конечно, это потребовало большой и последовательной работы. Но предпосылки для этой перемены были, безусловно, созданы примером ребят старшего класса. Для детей всегда важнее пример не взрослых, а более старших ребят, которые являются для них авторитетом. Таким образом, мы можем уже говорить о продолжении традиции, о передаче ее от старших ребят к младшим. И теперь очень интересно провести совместный шабат выпускников и их преемников.

С чем пришли ребята в "старшую" школу, насколько прочными оказались основы еврейского воспитания, полученные ими в начальной школе? В пятый класс пришли дети, для которых еврейские праздники, встреча Субботы стали естественной и необходимой частью их жизни (по крайней мере, школьной). Традиция продолжается! Есть уже уверенность, что вслед за ними придут следующие выпускники начальной школы, знакомые с еврейской традицией, и следующие, и следующие...

ЛИТЕРАТУРА

1.  Проф. Аренд Моше. Философия еврейского образования // Еврейская школа. 1993. Апрель—июнь.

2.  Рабби Соловейчик. Учить сопереживая. Катарсис. Амана-Маханаим. Иерусалим, 1991.

3.  Раввин Ш. Р. Гирш. О воспитании // Отцы и дети. 1993. № 3.

4.  Рав Адин Штайнзальц. Труд воспитания. Ламед.

5.  Рав Давид Эпштейн. Обучение духовным ценностям в школе. Ламед.

6.  Ротман Ханна и Арье. Преподавание еврейской традиции с использованием художественной литературы. Ламед.

7.  Рав Адин Штайнзальц. Как учить ребенка. Ламед.

8.  Мещков Зеев. Теория парадокса. Иерусалим, 5756 (1996).

9.  Макарова Елена (писатель, преподаватель живописи в Музее Израиля). В начале было детство. Москва.

10.  Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной. М., Просвещение, 1991.

11.  Пеленков А. И. Развитие творческих способностей у первоклассников на уроках изобразительной деятельности // Начальная школа. 1997. № 7.

12.  Комина И. Вертикальный тематизм // Начальная школа. 1993. №  3.

13.  Педагогика / Под ред. Ю. Бабанского. М., Просвещение, 1983.

14.  Ройзен В. Сценические образы при изучении еврейской истории и традиции // Еврейская школа. 1993. Апрель—июль.


* Статья представляет собой фрагмент выпускной работы, написанной по проекту Центра С.Мельтона еврейского образования в диаспоре. назад

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]