|
Педагогический Альманах |
Сергей Митрофанов (С.-Петербург) Образовательные стандарты по истории еврейского народа
Второй год обучения
Введение
Еврейское образование в России и других странах бывшего СССР прижилось, стало привычным делом. Сегодня в разных городах насчитываются десятки дневных и сотни воскресных еврейских школ. Их работе способствует увеличивающийся поток литературы, освещающей вопросы еврейской истории, философии, религии и культуры. Все больше историков обращается к пересмотру устоявшихся концепций, которые до сих пор господствуют в методах, подходах и взглядах российской исторической науки. Растет поток переводной литературы, доступ к информации облегчен сетью интернет. Радует и то, что в наши дни все больше людей интересуется историей и, в частности, историей еврейского народа. Внушает оптимизм лояльность государственных структур России и других стран СНГ к системе еврейского образования.
Но существует и немало проблем, связанных с преподаванием исторических дисциплин. Чтобы яснее представить себе перспективы роста и необходимость улучшений, поговорим о наших проблемах.
Прежде всего приходится признать, что на сегодняшний день отсутствует полноценный, адаптированный для школы курс еврейской истории. Не существует также специально адаптированных для различных регионов и стран СНГ учебников по еврейской истории.
Дополнительную трудность создает то обстоятельство, что научная хронология еврейской истории, особенно ее древнейшего периода, отличается от традиционной. Поэтому учителю приходится самому формулировать определение истории как предмета изучения. Что подпадает под понятие исторического факта, события, личности, а что относится к сфере религии, традиции? Эта проблема осложняется тем, что между курсами истории и традиции, как правило, не существует межпредметных связей, хотя нам они представляются совершенно необходимыми, равно как и координация основных понятий, ценностей, идей, а также, когда это возможно, синхронность и взаимодополняемость изучения смежных тем.
Определение ценностных приоритетов курса может стать нелегкой задачей там, где не совпадают ожидания учащихся и их родителей, самих преподавателей, руководства школы и т. д.
"Негосударственность" курса снижает его престиж, поскольку курс не засчитывается при поступлении в высшие учебные заведения. Как поощрить интерес и внимание к еврейским предметам? Этому могли бы способствовать местные и межрегиональные олимпиады, победителей которых ожидала бы образовательная поездка в Израиль, а также стипендии для обучения в высших учебных заведениях в Израиле и на родине.
Имея в виду широкий спектр еврейских школ СНГ, мы предлагаем наметить минимальный объем требований к знаниям выпускника по истории своего народа. На изучение этого предмета требуется минимум один час в неделю. Каждая школа самостоятельно определит степень расширения программы.
Разрабатывая образовательный стандарт, мы намеренно избегали оценочных суждений, поскольку не хотели бесплодных споров. Разноголосица в преподавании еврейской истории связана вовсе не с идейными противоречиями. Напротив, факты показывают, что даже в школах со схожей ориентацией программы по истории сильно разнятся! Говорить о пагубности такой системы вряд ли необходимо. Родители меняют место жительства, у них изменяются планы, дети переходят из школы в школу, и несостыкованность наших программ заметно осложняет адаптацию на новом месте. Но еще важнее то, что единый образовательный стандарт позволит объединить усилия разных учителей по созданию не только минимальных, но и углубленных, детализированных программ по данному курсу. А это, в свою очередь, позволит преподавателям истории объединиться для создания учебных пособий. Согласовать усилия поможет более или менее единая минимальная программа.
Наличие курса по еврейской истории, как и по другим еврейским дисциплинам, поставит еврейское образование на уровень государственного национального образования и значительно облегчит администрации школ организацию учебного процесса.
Методическое обоснование
Данный курс еврейской истории рассчитан на преподавание по концентрической системе. Это значит, что во второй год обучения учащиеся будут изучать историю еврейского народа от восстания Бар-Кохбы до изгнания из Испании, мировую историю от распада Римской империи до Великих географических открытий и историю России с древнейших времен до царствования Ивана III.
Учителю, взявшемуся за преподавание этого курса, придется несколько реорганизовать курс Средних веков и Истории России, чтобы получилась стройная и логичная концепция мировой истории в указанных хронологических рамках. (Это, естественно, касается любого года обучения). Т. о., учитель сталкивается с проблемой создания интегрированного курса по истории, где каждый урок дополняет другие уроки, создавая у ученика целостное восприятие окружающего мира. Этот подход даст возможность возвращаться к некоторым проблемам неоднократно, рассматривать их с разных позиций, откроет широкий простор для аналитической и синтетической деятельности.
Мы предполагаем, что все три курса будет вести один учитель истории. В противном случае об интеграции говорить трудно. Но мы допускаем и полную самостоятельность курса еврейской истории, который может читаться вне связи с курсами по Средневековью и Истории России. В таком случае придется внести некоторые коррективы в сам курс и методику его преподавания, но на базовых знаниях это не должно существенно отразиться.
Одной из главных проблем нам представляется отсутствие упорядоченного корпуса текстов, документов и материалов по еврейской истории. Утешает лишь то, что работа в этом направлении ведется, и в скором времени, возможно, мы увидим подобные издания в наших школах.
Образовательные стандарты по еврейской истории Учащийся общеобразовательной школы, прослушавший систематический курс еврейской истории, должен:
восстание Бар-Кохбы; Иегуда а-Наси, школа в Явне,
|