Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]

Григорий Шустерман (С.-Петербург)

ПРАЗДНИК ОБЩЕНИЯ,
ПРАЗДНИК ЗНАНИЯ

В Петербурге много воскресных школ, но "Менахем" выделяется в их ряду. Особенность нашей школы в том, что наряду с обычными предметами еврейского цикла мы попытались ввести ряд курсов, далеких от иудаизма, но зато близких к практическим нуждам сегодняшней жизни. При школе был создан автоклуб, кружок "куаферного искусства", то есть парикмахерский, спортивная секция. Это принесло свои плоды в виде повышенной посещаемости. Но мне все же хотелось бы рассказать о том, как у нас поставлено еврейское образование. Ведь именно ради него существует школа.

Парадокс  — люди, впервые приходящие в еврейские организации, как правило, тяготятся чувством своей национальной неполноценности. Очень часто в душе они разделяют презрение к еврейству, которым их заразила антисемитская среда. А ведь страдать за то, чего стыдишься и что презираешь,  — невыносимо. Веками наш народ страдал за то, что любил, чем гордился и дорожил больше всех благ, включая саму жизнь. Только такое страдание осмыслено, только оно облагораживает. Чем, кроме любви, можно объяснить ту сверхъестественную стойкость, которую проявил еврейский народ, храня и защищая свое бесценное наследие?

Воскресные школы в бывшем СССР начали с того, что возвратили евреям ощущение радости и гордости еврейством. Именно так понимали мы свою педагогическую задачу  — возродить в ребенке еврейскую ментальность, почти задушенную каким-то, можно сказать, уже "генетическим" стыдом и страхом быть евреем. Надо отметить, что эта задача вовсе не была неразрешимой. С какой легкостью, граничащей с чудом, происходила перестройка сознания! В школе царила атмосфера дружелюбия, атмосфера раскрепощенного, непринужденного общения и чуть ли не карнавального веселья. Евреи  — дети и взрослые  — еще на пороге школы делали открытие, что им хорошо в своей компании, что они не разучились любить и понимать друг друга. Быть может, это и было самым главным достижением еврейских школ, клубов, общественных центров и т. п.

Сейчас, рассказывая о том, что было всего несколько лет назад, чувствуешь, что этот этап еврейского возрождения  — его "счастливое младенчество", когда все получалось само собой, легко и радостно,  — что это время уже отошло в прошлое. Но методический ключ "урок-праздник" все еще находит себе применение. Педагог воскресной школы находится в выгодном положении по сравнению со своими коллегами из обычной, дневной. Ученики сами пришли в школу, они заранее настроились на контакт с учителем. А ведь воскресенье  — выходной день, и надо еще домашние задания успеть сделать! Мотивация учеников в воскресной школе, как правило, велика. Но велик и риск. Учитель рискует погубить особую атмосферу, если не сумеет вступить в диалог с детьми. Ведь не только и даже не столько ради знаний, сколько ради общения приходят сюда дети. Первая заповедь учителя воскресной школы гласит: не мешать общению детей между собой и самому общаться с ними,  — даже если излишняя непринужденность мешает нормально проводить урок. Нельзя забывать, что критерии "нормальности" в дополнительном образовании иные, как и критерии педагогического успеха. А на неудачу педагог не имеет права: дети просто перестанут посещать школу. И для кого-то из них разочарование в учителе может обернуться отчуждением от своего народа и поломанной судьбой... Страшно подумать, как велика ответственность!

Разумеется, принцип "урок-праздник" нельзя толковать буквально. Урок  — это урок, и невозможно заменить его непрекращающимся карнавальным весельем. Праздником должна быть именно учеба, а не что-то иное. В своей эволюции каждый ученик воскресной школы переживает те же этапы созревания, что и все движение еврейского дополнительного образования. Поначалу все расцвечено праздничными огнями, само сознание возвращенного еврейства переполняет душу ликованием. Но довольно скоро эмоциональный подъем начинает спадать. Жизнь входит в свое русло. Пускай теперь это еврейская жизнь,  — но и она становится повседневностью. Эту повседневность предстоит наполнить новым содержанием  — еврейскими знаниями, учебой. И праздник становится буднями. Огромными кажутся только самые первые шаги. Постепенно усложняется материал, растут требования, интеллектуальное и духовное напряжение вызывает усталость. Меняются поведенческие стереотипы, иной становится шкала ценностей. Оказывается, возвращение к еврейству требует упорного труда, и не всем он по силам. Когда схлынет волна первоначального энтузиазма, неизбежен отсев учеников. Обычно он начинается не сразу, но происходит именно в первые месяцы. К концу учебного года контингент учеников стабилизируется.

Много говорилось о специфических проблемах воскресной школы  — текучесть, плохая посещаемость, отсутствие учебных планов и согласованности между предметами, разный возраст и уровень подготовленности учеников. Я не вижу смысла подробно останавливаться на проблемах, которые и без того всем известны, а попытаюсь сосредоточиться на путях их разрешения, которые мы испробовали в нашей воскресной школе при Петербургской синагоге.

Первоначальный круг еврейских предметов у нас сложился вполне стандартный: еврейская история, иврит, еврейские обычаи и праздники, песни. Все перечисленные выше проблемы отравляли нам жизнь, однако я постепенно пришел к выводу, что не острый дефицит учебных программ, недостаточная методическая подготовка учителей и высокая текучесть в классах угрожают будущему школы, а отсутствие убедительной идеологии и воплощения в жизнь полученных в школе знаний. Знания, остающиеся теоретическими, быстро ветшают. Самым высоким словам грош цена, если им не следуют в практической жизни. Именно здесь, а не в недостатке учебников таится главная угроза существованию еврейских воскресных школ, всей системы образования!

Пусть читатель не поймет меня так, что я агитирую за дотошное, скрупулезное соблюдение детьми и учителями заповедей иудаизма. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. На данном этапе об этом вообще не приходится говорить. В конце концов, религия  — личное дело каждого человека, и школа не вправе агитировать или навязывать ее. Речь идет о другом. Ведь как раз тому, как "правильно" быть евреем, у нас учат, и дети знают о существовании заповедей, им знакомы ключевые моменты ритуала и главные молитвы. "Как" быть евреями мы обучаем, а вот "зачем" быть евреем? На этот простой вопрос ответа у меня не нашлось. Нам  — детям и учителям  — просто-напросто очень хотелось быть евреями. Однако это ни в коем случае не избавляет от необходимости дать ответ: на что, в конечном счете, направлены наши усилия? Мы возвращаемся к своим корням  — з а ч е м нам к ним возвращаться?

Было бы наивно полагать, что изучение иврита и английского вкупе с начатками истории даст ответ на этот вопрос. Я пришел к выводу, что его могла бы дать только сама еврейская традиция, которую для этого следует постичь изнутри. Понять з а ч е м быть евреем поможет Талмуд и мидраш, еврейская философия, глубокие комментарии к Торе. В двух словах свои размышления я подытожил так: "Ответ на вопрос ”зачем быть евреем“ существует, но каков бы он ни был, он понятен только на языке еврейской культуры!"

Придя к подобному выводу, я вынужден был признать, что еврейская школа сможет сохранить свой характер и развиваться дальше лишь ценой углубленного, а не поверхностного и внешнего, как это было до сих пор, изучения еврейской культуры. Для этого надо построить учебную программу, основанную на изучении источников еврейской традиции. Единственной "идеологией" еврейского образования на зрелом этапе его развития может служить лишь сама еврейская идеология. Это не тавтология: ведь ни еврейский патриотизм, ни любовь к еврейскому государству или еврейскому народу и его обычаям не способны заменить еврейской культуры, на которой зиждется еврейское самосознание в диаспоре. Школа  — такова уж ее функция  — призвана приобщать ребенка к миру знаний. Через еврейские знания  — к еврейской идеологии и еврейскому самосознанию, иного пути в будущее я не нашел. Не Бог весть, конечно, какое открытие, однако, учитывая "праздничное" отношение к учебе в воскресной школе, до него надо было дозреть. Впрочем, изменять привычную атмосферу праздничности я не хотел. Напротив, я рассчитывал, что она только выиграет от предстоящих "реформ".

Первым делом пришлось повысить требования к преподавателям. Еврейским содержанием мы стали насыщать не только уроки языка и литературы, но и уроки музыки и рисования, даже танцев!

Пока рано говорить о серьезных сдвигах, но все же тенденции проследить уже можно. Серьезное отношение к учебе  — вполне в духе еврейской традиции, и оно находит отклик у большинства детей. Заманчиво овладеть еврейскими знаниями! Они порождают внутреннюю убежденность и преданность еврейству, которой так не хватает нам сейчас. Хороший еврей сегодня, как и тысячу лет назад  — это учащийся, знающий еврей! Тут, как говорится, школе и карты в руки. "Учиться, учиться, и еще раз учиться"  — этот ленинский лозунг сегодня весьма актуален для евреев СНГ. Для того чтобы урок оставался праздником, сегодня надо сделать праздником учебу. Таково "веление времени"  — веление зрелости, в пору которой вступает еврейское образование в СНГ.


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]