Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Хана Ротман (С.-Петербург)

УЧИТЕЛЬ, НАУЧИ СЕБЯ САМ

Всем известно, что советский учитель страдал от чего угодно, но только не от недостатка опеки. Он регулярно проходил переподготовку в одном из институтов усовершенствования учителей, легионы методистов трудились на его благо в отделах народного образования, армия ученых творила в институтах Академии педагогических наук. Стройную пирамиду, насквозь прошитую арматурой благоговейного подчинения, увенчивало партийное руководство.

Но вот с монополией на образование было покончено, и еврейские школы выросли, как грибы после дождя, не дожидаясь, когда вышестоящие инстанции организуют и упорядочат систему национального образования. По сути дела, еврейские школы в бывшем СССР оказались покинутыми государством. Отсутствие привычной опеки не компенсировала щедрая помощь из-за рубежа, ибо, как это принято на Западе, филантропия предполагала опору на собственные силы благодетельствуемых. И даже руководящая рука Израиля оказалась коротка, чтобы защитить от непривычной свободы. Кончилась подневольная эпоха пирамид, и, едва возникнув, еврейское образование оказалось в пустыне, где недостатка не было лишь надеждах, а со всех сторон манили миражи.

С тех пор прошло десять лет, и еврейское образование, как общее, так и дополнительное, организационно оформилось, разбившись на несколько рукавов, текущих в сходном направлении. Однако само еврейское движение в его лучших проявлениях сохранило свою творческую природу. Пирамиде с ее вертикальными иерархическими связями придает единство сила тяжести, начальственное ярмо. Быть может, отсутствие подобного ярма препятствует созданию управляемой системы еврейского образования в СНГ, которая помогла бы решить многие проблемы. Но, в любом случае, для педагогического, как и для всякого другого творчества, наилучшим структурным прообразом служит не пирамида, а сеть, сильная не вертикальными, а горизонтальными связями, где каждый элемент   —   отдельная ячейка, свободно взаимодействующая со всеми другими, где нет единого «командного пункта», а есть лишь «диспетчерская». По такому принципу действуют творческие союзы, поддерживающие и развивающие своих членов, но не руководящие ими. По такому принципу устроен наш педагогический клуб.

В Петербурге действуют несколько общеобразовательных и воскресных школ, есть по меньшей мере два центра академической иудаики, открыты религиозные колледжи и иешива, при общинных, культурных центрах и синагоге действуют лектории и кружки. Здесь трудятся десятки учителей еврейских предметов, есть свои ученые, методисты и знатоки Торы. Все это послужило предпосылкой для создания творческой ассоциации педагогов   —   педагогического клуба «Новая еврейская школа». В клубе нет штатных методистов, лекторов, администраторов. Нет даже формального руководства: кто делает дело, тот и решает, как его делать. Каждый из членов клуба в чем-то опережает коллег, и многие созрели настолько, что готовы поделиться знаниями и опытом. Мы вместе учимся, обсуждаем эксперименты и авторские разработки, занимаемся теоретической педагогикой, просто общаемся на актуальные темы, вместе отмечаем еврейские праздники. Мы проводим педагогические семинары для себя и коллег в разных городах СНГ, слушаем лекции местных и заезжих специалистов. Петербург   —   огромный город, а времени у учителей мало, поэтому активное общение происходит и в виртуальном пространстве. Компьютерная связь позволяет обмениваться не только мнениями, но и текстами, изображениями, находками, сделанными в Интернете. Мы поддерживаем собственный сайт и готовим свою виртуальную дискуссионную группу.

В творческом содружестве каждый делает то, что ему интересно. Никто не планирует чужую работу и не спускает директив   —   творческая организация помогает довести проект до должного уровня и найти ему практическое применение. Это как раз и есть локальная сетевая структура, которая, не подменяя и не соперничая с иерархической (если таковая имеется), служит единственной цели: улучшить, насколько возможно, образование наших детей.

Мы уже достаточно взрослые, чтобы понять: ответственность за еврейское образование в наших регионах лежит на наших плечах. От этой ответственности никто не даст нами избавленья: ни Бог, ни Джойнт и ни Сохнут. Каждому ясно, что на суде истории с нас не спросят за еврейское образование в США и Израиле. Но почему же мы не хотим понять, что и с них не спросят за наше? Мы уже убедились, что самая лучшая учебная программа, подготовленная в Израиле или США для еврейских школ в СНГ, все же остается программой для израильских или американских школьников. Это касается не только традиции, но и истории, и даже иврита. Ведь разнятся не только ментальность и культурный кругозор учеников; даже мотивация к учебе совершенно разная у евреев разных стран. Сама почва культурной идентификации отличается у нас и у них: в Израиле это национальная почва, в Северной Америке   —   ценностная, а у нас   —   прежде всего культурная. И это различие сохраняется в религиозном образовании, как и в нерелигиозном.

Итак, врач, помоги себе сам, а учитель   —   научи себя сам. Постоянные профессиональные контакты педагогов еврейских учебных заведений, формальных и неформальных, религиозных и нерелигиозных,   —   жизненная необходимость. И эта необходимость заставляет педклуб раздвинуть свои локальные рамки, такие удобные и уютные, и выйти на просторы еврейского образования в СНГ и Балтии.

Уважаемые коллеги! Вступайте в наш педагогический клуб. Членскую карточку вы найдете на последней странице альманаха, а также на нашем сайте в Интернете. Мы поможем вам отыскать друг друга на одной шестой части суши, некогда окрашенной в красный цвет, а теперь пестреющей всеми цветами национальных флагов.

Мы готовы содействовать реализации ваших идей   —   проконсультировать, обеспечить библиографией, а иногда и нужными книгами, связать вас с коллегами в других городах, а если вы владеете иностранными языками   —   то и в других странах. Мы будем рады опубликовать в нашем альманахе или издать отдельно вашу методическую разработку или учебное пособие, а также, в случае надобности, распространить его вместе с нашим альманахом.

Мы готовы разместить рассказ о вашем учебном заведении и его проблемах на русском и английском языке (при необходимости сами выполним перевод) на нашем сайте, который посещают спонсоры.

Мы готовы в первую очередь приглашать членов-корреспондентов педклуба для участия в семинарах, которые проводит наш клуб   —   самостоятельно и в сотрудничестве с солидными организациями.

Мы готовы высылать вам альманах и методические пособия, снабжать свежей информацией о готовящихся семинарах, курсах и программах повышения квалификации в СНГ и Израиле, об образовательных поездках и других возможностях расширить свой кругозор и пополнить багаж знаний. Эта информация будет доставляться вам всеми видами связи, включая телефонную.

Однако все это не главное. Наша цель   —   помочь вам, друзья, создать профессиональные коллегии учителей-предметников от Японского моря до Балтики, и наряду с ними   —   региональные творческие содружества педагогов. Для этого в первую очередь необходимо выявить активных, стремящихся расти учителей и руководителей образовательных учреждений, кружков, обществ. Мы приложим все усилия, чтобы познакомить друг с другом педагогов, живущих в соседних городах и разных государствах, в часе езды на электричке и в десяти часах полета,   —   с тем, чтобы систематическое творческое общение перестало быть уделом группы питерских энтузиастов. Профессиональные коллегии наладят взаимопомощь учителей-предметников, которые получат доступ к опыту своих коллег. Региональные творческие содружества помогут в решении общих проблем, а главное   —   послужат очагами профессионального и личного общения, организаторами региональных учительских конференций и рупором местной педагогической общественности.

Педклуб берется за эту инициативу в надежде, что его «руководящая» роль окажется эпизодической. В конце концов, если потребность в творческом профессиональном общении действительно так велика, как кажется, это общение пробьет себе множество широких и узких путей через электронную почту и Интернет, личные встречи и переписку, семинары и конференции.

Педагог   —   главное звено любой системы образования. Он предшествует этой системе и закладывает ее фундамент. Вспомним, что у истоков израильской системы образования стояли не политики и не общественные деятели, не государство и не органы самоуправления. Израильскую школу создали сами учителя, объединившиеся в творческий и профессиональный союз   —   «Гистадрут а-морим». Они составляли и переводили учебники, разрабатывали программы и боролись за свои идеалы и ценности. Трудились   —   и выстроили, боролись   —   и победили.

Главный редактор НЕШ Хана Ротман

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]