[Предыдущая страница] [Главная страница] |
НЕТРАДИЦИОННО О ТРАДИЦИЯХ.
|
Коллеги,
Моей маме – Карачун (Мильграмм)
Уважаемый коллега! Завтра тебе опять предстоит совершить чудо. Ты вновь будешь связывать воедино незримые нити, которые принято называть традициями. Ведь именно традиции, впитав в себя культуру, духовные ценности и обычаи народа, сами начинают формировать образ жизни целой нации. Именно традиции связывают воедино разные поколения, превращая отдельных людей в монолитную историческую общность. Отлично понимая значение традиций для еврейского народа, враги тысячелетиями пытались прервать их преемственность – остриями эллинских копий, римскими мечами, публичными аутодафе, массовыми убийствами в газовых камерах. Наши традиции основаны на заповедях и следуют им. Грубая сила и тонкая идеологическая обработка, многовековая жизнь в условиях диаспоры и, как следствие, – ассимиляция, если и не порвали совсем, то значительно ослабили тончайшие нити традиций. Теперь нам с тобой предстоит восстановить их на своих уроках.
Завтра ты войдешь в класс и невольно ощутишь себя пророком – хотя бы на эти сорок пять минут. Ты поведешь речь о главном и вечном, о сегодняшнем и грядущем, о вещах малоприятных, а иногда и просто прискорбных. Так же как и пророки, ты не сможешь определенно сказать, что вновь и вновь толкает тебя на этот невероятный по своему нравственному напряжению диалог с теми, кто, казалось бы, уже навсегда оторван от еврейских корней, но кого ты все-таки надеешься вернуть в лоно своего народа.
Но это будет завтра. А сегодня тебе необходимо подготовиться к этому чуду. Ведь если тебя не услышат ученики, если твои слова и мысли не пройдут через их сердца и не станут толчком к переосмыслению всей жизни, то ожидаемого чуда не произойдет. А что может быть грустнее несостоявшегося чуда? Разумеется, ты перевернешь страницы уже знакомых и совсем новых книг, посоветуешься с еврейскими мудрецами, вспомнишь лекции своих учителей и покопаешься в смутных воспоминаниях о праздниках, которые устраивали твои бабушки и родители. Однако главная проблема, которую тебе предстоит решить, состоит не в том, что давать детям, а в том, как это дать. Эту задачу никто не решит за тебя. Ведь никто лучше тебя не знает уровень подготовленности твоих ребят и твоего собственного мастерства, никто не сможет сказать, насколько ты готов использовать ту или иную методику.
Дорогой коллега! Я далек от того, чтобы указывать тебе путь. Хочу всего лишь поделиться своими мыслями и находками как по общей системе преподавания традиций нашего народа, так и по методике преподавания отдельных тем и уроков. Кроме того, предлагаю твоему вниманию опорные таблицы, которые, на мой взгляд, делают даже самый сложный материал доступнее и интереснее для ребят.
Особо хочу сказать о своих соавторах и сотрудниках – моих учениках. Они стали главными судьями и надежными помощниками в моей работе. Они подталкивают меня к поиску новых форм и методов преподавания, их мысли и чувства позволяют мне по-новому увидеть привычные явления и вещи. Поэтому я счел возможным поместить здесь отрывки из работ моих учеников.
Еврейским школам в диаспоре еще нет и полутора десятка лет. Верю, что мы с тобой, уважаемый коллега, еще только в начале большого и интересного пути. И как настоящим путникам, нам будет намного легче и интереснее идти вместе. Так протянем друг другу руку – и в путь!
Автор
|
ТЕМА № IV: МЕГИЛАТ ЭСТЕР.