1. Суть предлагаемой системы.
Шестилетний опыт преподавания курса «Традиции еврейского народа» и тщательный анализ проблем, возникающих перед преподавателем этого курса, дают мне основание считать, что главными условиями для успешного разрешения этих проблем являются:
- во-первых, создание продуманной системы преподавания курса,
- во-вторых, изменение методики преподавания.
В настоящей работе, я предлагаю свое видение такой системы преподавания традиций еврейского народа, которая, с одной стороны, дает возможность учащимся подниматься ежегодно на новую, более высокую ступень в изучении традиций своего народа, а с другой стороны - создает учителю условия для углубления и развития ранее изученного материала через определенные отрезки времени.
В предлагаемой системе преподавания «Традиций еврейского народа» я разбиваю весь курс на четыре основных тематических блока, которые с известной долей условности можно назвать так:
- «Еврейские праздники»,
- «Что значит быть евреем?»
- «Великие имена в нашей истории»
- «Словарь и практика иудаизма».
Последовательность этих блоков не случайна – она предусматривает постепенный ввод ребят в традиции своего народа по известному дидактическому принципу «От простого к сложному». Все тематические блоки разделены на три уровня, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Как легко заметить по тематическому плану, на каждой новой ступени учитель имеет возможность углубить знания, полученные учениками ранее, но в то же время не связан необходимостью строгого продолжения темы, изученной в младшем классе. Разумеется, автор понимает, что предлагаемые темы могут и должны меняться в зависимости от особенностей и условий работы школы, от уровня подготовки – как учителей, так и учащихся. Но, по моему убеждению, при любых изменениях должно сохраняться главное – цикличность и взаимосвязь изучаемого материала. Преимущества такого подхода к преподаванию традиций очевидны: это и учет возрастных особенностей ребят, и логическая последовательность в раскрытии учебного материала, и сохранение элементов новизны изучаемых тем.
2. Почему «нетрадиционно о традициях»?
Главной особенностью предлагаемой системы является возможность превращения полученных на уроках знаний в практические навыки, а, следовательно, и в новый для наших ребят образ жизни. Я считаю, что именно такова главная цель курса «Традиций еврейского народа» – изменение образа жизни учащихся, возвращение их к традиционным еврейским ценностям. Поэтому я уверен, что привычная форма комбинированного урока по схеме «опрос – объяснение – закрепление» малоэффективна при изучении курса традиций, так как на таких уроках невозможно раскрыть творческие способности ребят, пробиться к их душам, а, следовательно, нельзя и решить главных задач курса. Отказ от стандартных форм урока и поиск новых методик привели меня к выводу о необходимости активно и продуманно применять уроки-диспуты, уроки-размышления, работу с первоисточниками. Все эти формы можно, по моему мнению, объединить под общим названием «уроки-практикумы», где теоретические знания, полученные ребятами, становятся основой для их творческой деятельности, где живое обсуждение различных точек зрения формирует мировоззрение, где практическое применение новых навыков открывает ребятам возможность изменения образа жизни. Вполне понятно, что новые формы урока требуют и новой формы организации детей на таких уроках. Я считаю, что оптимальным вариантом на сегодняшнем этапе является групповая форма организации урока, при которой ребята не только самостоятельно, по группам, изучают новые темы, не только учатся самостоятельно их структурировать, не только самостоятельно осмысливают новый материал, но и, что не менее важно, вырабатывают навыки работы в группах, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению.
Нельзя забывать, что языком традиционной еврейской жизни, языком пророков и языком современного государства Израиль является иврит. Тексты ТАНАХа, Мишны, размышления еврейских мудрецов написаны на иврите. Следовательно, невозможно оторвать изучение традиций народа от изучения языка этого народа и его истории. Отсюда возникает одна из важнейших задач курса – интеграция в преподавании предметов еврейского цикла вообще, и в частности, при изучении традиций. По моему твердому убеждению, только комплексное обучение, в которое органически будут вплетаться все предметы еврейского цикла, сможет дать положительные результаты. Поэтому в нашей программе предусматриваются парные уроки, на первом из которых изучается определенная тема по традиции, а на втором – эта же тема изучается с точки зрения иврита или истории еврейского народа.
Однако опытные педагоги знают, что даже хорошо усвоенные знания в пределах урочной деятельности имеют свойство в значительной мере теряться, тем более что урок по традициям проводится один раз в неделю. Следовательно, знания, полученные на уроках традиций, нуждаются в особых формах закрепления. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы, на мой взгляд, является практическая деятельность учеников по итогам изучаемых тем, что отражено в предлагаемых календарных планах.
Я уверен, что преподавание курса традиций еврейского народа требует, с одной стороны, глубокого знания предмета самим учителем, а с другой стороны – заинтересованности ребят в изучении предмета. Значительно облегчит решение той и другой проблемы сотрудничество школы с еврейскими организациями города, что также предусматривает планирование уроков по нашей системе. Я считаю, что в деле преподавания предметов еврейского цикла, и в первую очередь – именно традиций еврейского народа, должно стать совершенно естественным сотрудничество школы с такими организациями, как ИКЦ, синагога, иешива, ОЕК, Джойнт, Сохнут и многими другими.
Одной из отличительных черт хорошего учителя, на мой взгляд, является его постоянное стремление к самосовершенствованию. Вдвойне это качество необходимо преподавателю еврейского цикла предметов, так как с одной стороны, неординарность истории еврейского народа и многогранность еврейских традиций требуют от учителя разносторонних знаний, а с другой стороны - современность, в лице наших воспитанников, порой задает самые неожиданные вопросы, ответы на которые требуют серьезной подготовки. Издревле, разбросанные по чужим странам и оторванные от религиозных центров, еврейские учителя и общинные деятели считали необходимым советоваться по самым разным галахическим проблемам с мудрецами и религиозными авторитетами. Составление, отправка и ожидание ответов на «респонсы» занимали тогда длительное время. Сегодня же возможности Интернета позволяют нам пополнить свои знания и получить ответы на многие вопросы – свои и учеников – в течение часа. В этой работе, с любезного разрешения содержателей различных сайтов, я, в качестве примера и для дополнительной информации, привожу образцы таких материалов из еврейских русскоязычных сайтов. Более полную информацию об этих сайтах преподаватель сможет найти в статье Анны Файн
«Еврейский интернет – учителю». Здесь же я привожу только перечень еврейских русскоязычных учебных сайтов из статьи Анны Файн, материалы которых я активно использую в своей работе:
Особую благодарность я хотел бы выразить тем, кто поддерживал меня в создании этой работы своими советами, вниманием, заинтересованностью – моим коллегам, учителям истории и традиций еврейского народа Михаэлю Пасу и Бэлле Мушаиловой (Израиль), моему учителю и научному консультанту Уриэлю Таиру (Израиль), научному консультанту и генеральному спонсору издания этой работы Мартину Горвицу (США), моему доброму наставнику, главному редактору альманаха «Новая еврейская школа» Хане Ротман (Израиль).