КЛАСС, ЧАСЫ |
НАЗВАНИЕ КУРСА И СТУПЕНЬ ЦИКЛА
|
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА |
ИСТОЧНИКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
I
32 часа в год |
Праздники народа
(1 ступень цикла I-Y-IX классы)
|
Название праздников еврейского народа, их особенности; обычаи, связанные
с праздниками, практическая организация этих праздников в классе с родителями
при помощи детей пятого класса. Чтение рассказов о еврейских праздниках. |
Р. Козодой "Еврейские праздники"
М. Гафни, М. Зафт "Первые шаги в иудаизме"
Й.-Т. Левинский "Еврейские праздники" |
II
32 часа в год |
Что значит быть евреем?
(1 ступень цикла II-YI-X нашегоклассы)
|
Понятие еврейства, традиции народа, связанные с выполнением основных заповедей,
практическая организация встреч шабата, сбора цдаки, оказание помощи нуждающимся
и пожилым людям. |
М. Столяр "И расскажи сыну своему"
Сборник "Что значит быть евреем?"
Х. Аронович "Шабат - остров покоя"
Подборка журнала "Отцы и дети" |
III
32 часа в год |
Тайны еврейских мудрецов
(1 ступень цикла III-YII-XI классы)
|
Понятие "мудрец" (хахам), вклад еврейских мудрецов в развитие еврейской
и мировой культуры, изучение притч и отдельных рассказов мудрецов и о самих
мудрецах, действующие лица и герои Танаха. |
А. Штейнзальц "Библейские образы"
Д. Карп "Твои великие предки"
Подборка журнала "Отцы и дети" |
IY
32 часа в год |
В мире еврейских вещей
(1 ступень цикла IY-YIII-XII классы)
|
Рассказы о вещах, характерных для еврейского дома, для синагоги, о вещах
(их истории и сути), необходимых для соблюдения еврейского образа жизни.
Практические занятия по изучению некоторых еврейских национальных обрядов. |
И.-М. Лау "Практика иудаизма в свете устной Торы"
М. Гафни, М. Зафт "Первые шаги в иудаизме"
Э. Ки-Тов "Книга нашего наследия" |
Y
32 часа в год |
Наша история в праздниках
(2 ступень цикла I-Y-IX классы)
|
Еврейский календарь и его особенности. Классификация еврейских праздников.
Библейское и историческое содержание праздников. Посещение синагоги и иешивы
в праздничные дни. Организация праздников для детей первых классов. |
Й.-Т. Левинский "Еврейские праздники",
Р. Козодой "Еврейские праздники",
А. Кармель "Иудаизм. Образ жизни".
Э. Ки-Тов "Книга нашего наследия". |
YI
32 часа в год |
Дети заповедей
(2 ступень цикла II-YI-X классы)
|
Понятие заповеди, классификация и изучение основных заповедей. Понятия
"Бар- и Бат-Мицва", "Цдака". Суть молитвы и ее история. Практическое проведение
праздников Бар и Бат-Мицвы совместно с иешивой, синагогой, ИКИЦ и другими
еврейскими организациями города. |
А.Шталь "Человек с человеком",
Сборник. "Бар Мицва",
А. Кармель "Иудаизм. Образ жизни",
Тора, Невиим, Ктувим.
Сборник. "Заповедями моими живы будете". |
YII
32 часа в год |
Исторические личности народа Израиля
(2 ступень цикла III-YII-XI классы)
|
Понятие исторической личности, характеристика выдающихся еврейских мыслителей
и исторических деятелей разных эпох, значение их деятельности для еврейской
истории и их влияние на современную жизнь, как еврейского народа, так и
на культуру других стран. |
Великие имена в еврейской истории
Ф. Рэйхвальд "18 звеньев"
Д. Карп " Твои великие предки"
Видеофильмы о еврейских исторических личностях. |
YIII
32 часа в год |
Словарь и практика иудаизма
(2 ступень цикла IY-YIII-XII классы)
|
Выяснение сути главных понятий иудаизма и основных направлений в современном
иудаизме, Разбор содержания некоторых традиционных еврейских обрядов. Организация
практических занятий по выполнению основных заповедей и помощь учащимся
YI класса в подготовке подготовке и проведении Бар-мицвы. |
13 бесед о еврействе
"Энциклопедия иудаизма
Й.-М. Лау "Практика иудаизма в свете устной Торы"
Видеофильмы тематические
А. Кармель "Иудаизм. Образ жизни"
И. Залер "Иудаизм". |
IX
32 часа в год |
Размышления об еврейских праздниках
(3 ступень цикла I-Y-IX классы)
|
Историческое содержание и библейская основа еврейских праздников. Философское
осмысление содержания праздников и их значение в современной жизни еврейского
народа. Круг жизни в еврейской традиции. Практическая организация праздников
для детей пятого класса. |
Д. Розен "Шма Исраэль"
Г. Вук "Это Б-г мой"
"Еврейские праздники"; - \библиотека ассоциации "Ламед"\:
Э. Ки - Тов "Книга нашего наследия"
Й. -Т. Левинский "Еврейские праздники" |
X
32 часа в год |
Мораль и право в Талмуде и современной жизни
(3 ступень цикла II-YI-X классы)
|
Понятие еврейской морали и особенности еврейского права, их взаимосвязь.
Система правосудия еврейского народа в различные исторические периоды. Талмуд
и его значение для современной юриспруденции. Система правоохранительных
органов Израиля. Роль еврейского права в общинах диаспоры. |
Г.Вук "Это Б-г мой"
А. Штейнзальц "Введение в Талмуд" ВавилонскийТалмуд"\\пер. З.Мешкова
Мишлей, Коэлет
А. Кармель "Иудаизм. Образ жизни" |
XI
32 часа в год |
Слава и трагедия еврейских пророков
(3 ступень цикла III-YII-XI классы)
|
Роль и место пророков в еврейской истории. Анализ текстов пророков Иешайи,
Ионы, Иова, Иермияху. Чтение и разбор тестов книг Коэлет, Рут, Эстер. Уроки-диспуты
по формированию отношения детей к пророкам как к особой категории еврейских
исторических личностей. Помочь ребятам углубленно рассмотреть суть еврейских
праздников и памятных дат в контексте еврейской истории и национальной философии. |
Невиим, КтувимИ.
Шнайдер "Возвращение в Сион", А.Штейнзальц "Библейские образы",
"ТаНаХ рассказывает о них" Сборник."Свиток плачей с толкованиями мудрецов",
"Свиток Рут с толкованием МаЛбИМа",
Свиток Эстер с толкованием МаЛбИМа",
"Песнь Песней с толкованиями РаШИ и раби Овадьи Сфорно" |
XII
32 часа в год |
Тора - основной закон и источник силы евреев
(3 ступень цикла IY-YIII-XII классы)
|
Тора - как источник наших знаний по истории еврейского народа, Тора -
как главный источник нравственных законов еврейского народа, Тора - как
источник духовных сил еврейского народа, Тора - как объединяющее начало
евреев. Структура и особенности Торы. Изучение и осмысление недельных глав
Торы. |
Тора.
Пятикнижие и hафтарот с толкованиями д-ра Й.Герца
Йегуда Айзенберг "Что такое Тора?"
Сборник. "Беседы на темы недельных глав Торы". |