О делах «бумажных»
Карачун Рувим
1. О выборе темы для преподавания
Сразу хочу оговориться, что практическая подготовка к уроку, для меня, как вероятно и для любого учителя, начинается еще летом с календарного планирования на новый учебный год. Уже тогда я стараюсь продумать не только тематику курса, но и его внутреннюю структуру, место каждого урока в курсе традиций. Я должен принять во внимание, как минимум, три фактора: во-первых, уровень подготовки конкретного класса, а, следовательно, доступность для ребят планируемого материала. Во-вторых, уровень своей готовности к преподаванию нового материала; проще говоря, «потяну» ли я эту тему. И, в-третьих, степень сочетаемости планируемого материала с другими предметами как еврейского цикла (история еврейского народа и иврит), так и общеобразовательными (история, литература, и др.). Я не говорю о таких привычных для школ СНГ проблемах, как учет государственных учебных программ, учебная нагрузка и возрастные особенности учеников, обеспеченность учебной и методической литературой.
Так, например, в нынешнем учебном году я решил, что в XI классе рациональнее всего ввести в программу по традициям еврейского народа курс о пророках под условным названием «Слава и трагедия еврейских пророков». К этому решению меня привело, во-первых, то, что этот курс не изучался раннее ребятами выпускных классов. Во-вторых, возраст одиннадцатиклассников вполне позволяет не только знакомиться с текстами пророков, но и формировать свое отношение к ним. В-третьих, эта тема вполне вписывается в материал по истории еврейского народа и довольно удачно сочетается с курсом иврита. Определив общую тему, мне предстояло решить, какие конкретно пророки и в какой последовательности должны быть представлены ребятам. На мой взгляд, в этом вопросе возможно несколько подходов.
Первый – изучение пророков в хронологической последовательности, согласуясь с исторической канвой. Такой вариант требует систематической работы над текстами книг пророков, многолетнего систематического курса их изучения.
Второй подход – тематическое преподавание, которое предлагает Цви Адар в своей статье «Урок по ТАНАХУ». Такой подход требует не только глубоких знаний от преподавателя, но и достаточно высокой степени подготовленности от ребят.
Мне же показался более близким вариант, позволяющий сочетать изучение книг пророков с повторением материала по еврейским праздникам и памятным датам. Этот вариант позволяет, с одной стороны, учесть текучесть учащихся, что приводит к разноуровневой подготовке ребят (в результате некоторые дети недостаточно знают даже о праздниках). С другой стороны, такой подход позволяет познакомить ребят с разными по объему, содержанию и значимости книгами пророков, позволяет разнообразить материал, максимально актуализируя его. Более того, объясняя ребятам, что в одно время с нами эти книги читают евреи в разных странах, я невольно способствую развитию у детей чувства принадлежности к своему народу, а значит и осознанной самоидентификации ребят, что, в конечном счете, и является моей задачей.
2. О подходе к календарному планированию
Несмотря на то, что уже несколько лет официальные органы народного образования в Молдове не требуют определенной формы календарного планирования, я по-прежнему начинаю свою работу с детальной разработки именно календарного плана. Ведь только в нем я могу реально увидеть будущий учебный год, максимально учесть предполагаемую связь с другими предметами, продумать практический выход для каждого урока. Идеальным вариантом стало бы составление такого плана совместно с учителями иврита, истории еврейского народа и других предметов еврейского цикла (например, рисования, музыки и т.п.). Ведь согласованная подача материала несколькими преподавателями позволит не только рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, но и воздействовать одновременно на ум и чувства воспитанника. Безусловно, такой подход к календарному планированию требует от учителя достаточно большого труда. Важно, чтобы этот труд не стал разовым, а лег в основу многолетней работы педагога. Поэтому и форма календарного плана, на мой взгляд, должна быть достаточно подробной и максимально удобной для учителя. У меня она выглядит следующим образом:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КУРСА ПО ТРАДИЦИЯМ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В XI КЛАССЕ
«СЛАВА И ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПРОРОКОВ»
(ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ ЦИКЛА III - YII - XI КЛАССЫ) 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 32 ЧАСА В ГОД
№№темы,
урока |
НАЗВАНИЕ ТЕМ И УРОКОВ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКОВ |
ЧАСЫ, ДАТЫ |
МЕЖ- ПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД |
ИСТОЧНИКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
1
(1) |
Вводный урок.
Еврейские пророки.
|
Что мы понимаем под традициями? Почему наши традиции мы
изучаем в школе? Роль и место изучаемого курса в системе уроков по традициям
еврейского народа. Кого понимает еврейская традиция под пророками? Откуда
мы знаем о пророках? Пророки и лжепророки. Готовность к пониманию пророчеств.
Знакомство с книгами пророков. |
1
|
Иврит -
понятия "масорет", пророк, НЕВИИМ, КТУВИМ, малые пророки, абревеатура "ТАНАХ"
Выход - составление опорной таблицы
№1 - список книг пророков, вошедших в ТАНАХ. |
Тора, Ктувим, Невиим
И. Шнайдер "Возвращение в Сион"
Йегуда Айзенберг "Что такое Тора?"
Опорная таблица "Составные части ТаНаХа" |
Более того, в календарном плане я стараюсь определить в наиболее общем виде те цели и задачи, которые мне предстоит решить в этом учебном году. Обычно я делю эти задачи на три группы – образовательные, которые определяют, какие новые знания должны получить ребята, развивающие, – какие навыки мы будем развивать, и воспитательные, – какие качества я хочу заложить и укрепить в душах моих воспитанников. Понятно, что на каждом последующем уроке все эти задачи мне еще предстоит конкретизировать, однако основа определяется именно в календарном плане и выглядит это примерно так:
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «СЛАВА И ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПРОРОКОВ»
КЛАСС,
КОЛ-ВО ЧАСОВ
|
НАЗВАНИЕ
КУРСА
|
ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ КУРСА
|
УЧЕБНИКИ,
ИСТОЧНИКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
XI
1 час в неделю
33 часа в год
|
СЛАВА
И ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПРОРОКОВ
(3
ступень цикла
III-YII-XI классы)
|
Образовательные:
помочь учащимся понять роль и место пророков в еврейской истории, изучить
некоторые тексты пророков. Помочь ребятам углубленно рассмотреть суть еврейских
праздников и памятных дат в контексте еврейской истории.
Развивающие: анализируя тексты пророков
Иешайи, Ионы, Иермияху, разбирая тексты книг Коэлет, Рут, Эстер и др. развивать
умение учащихся структурировать изучаемый материал и находить логические
связи его составных частей, составлять опорные таблицы.
Воспитательные: при помощи проведения
уроков-диспутов и уроков-размышлений, способствовать формированию осознанного
отношения детей к пророкам, как к особой категории еврейских исторических
личностей; способствовать понимаю современного значения Книг пророков для
еврейского народа и для людей всего мира, и на основе этого способствовать
скорейшей самоидентификации детей. |
Тора, Невиим, Ктувим.
И. Шнайдер "Возвращение в Сион"
А. Штейнзальц "Библейские образы"
Сборник "ТАНАХ рассказывает о них"
"Свиток Рут с толкованием МаЛбИМа"
"Песнь Песней с толкованиями РаШИ и раби Овадьи Сфорно"
"Свиток плачей с толкованиями мудрецов"
Д-р Йом-Тов Левинский "Еврейские праздники"
Йегуда Айзенберг "Что такое Тора?" |
Я считаю очень полезным определиться в начале года и с цифровым материалом по количеству уроков и с зачетными работами. Во-первых, это помогает мне в самоконтроле по ходу работы, а во-вторых, ребята, от которых я вовсе не скрываю этих цифр, уже с начала года видят, сколько им надо сдать зачетных работ для получения итоговой оценки. Такая сводная табличка в этом учебном году выглядит примерно следующим образом:
СВОДНЫЙ ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ НА УЧЕБНЫЙ ГОД:
ЦИФРОВЫЕ
ДАННЫЕ ЗА ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
|
ВСЕГО
ТЕМ
|
ВСЕГО
УРОКОВ
|
ВСЕГО
ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
|
3
|
15
|
3
|
ЦИФРОВЫЕ
ДАННЫЕ ЗА ВТОРОЙ СЕМЕСТР
|
ВСЕГО
ТЕМ
|
ВСЕГО
УРОКОВ
|
ВСЕГО
ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
|
3
|
17
|
3
|
ЦИФРОВЫЕ
ДАННЫЕ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД
|
ВСЕГО
ТЕМ
|
ВСЕГО
УРОКОВ
|
ВСЕГО
ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
|
6
|
32
|
6
|
3. О плане урока
И, наконец, несколько слов о плане урока. Понятно, что план должен выглядеть именно как план, а не как развернутый конспект урока. Но тогда возникает вопрос: зачем вообще нужен такой план? У плана урока только одна задача – структуризация учебного материала, который учитель предполагает дать на этом уроке. Причем, именно при планировании урока я уже могу не только скомпоновать материал, но и определиться в методах его подачи и сориентироваться во времени, которое мне необходимо для каждой части урока. Уже много лет я веду планы уроков на отдельных листах, что позволяет постоянно дорабатывать эти планы, компоновать их по своему усмотрению, и, главное, дает возможность использовать их в течение длительного времени. Уменьшенный вариант плана урока выглядит у меня так:
ТЕМА № 1: ПРИХОД ЕВРЕЕВ НА РОССИЙСКИЕ ЗЕМЛИ. ЕВРЕИ ВОСТОЧНОЙ ЕРОПЫ В X-XI вв.
УРОК № 5 (5): ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ПОЛЬШУ И ЛИТВУ.
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ
|
РАЗВЕРНУТЫЙ
ПЛАН, СУТЬ МАТЕРИАЛА
|
МЕТОДИКА
УРОКА
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Закрепить знания учащихся об основных причинах, толкнувших евреев к переходу
из Западной Европы на Восток. Изучить ход переселения евреев в Польшу.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Организацией самостоятельной работы по группам с текстом учебника способствовать
развитию навыков учащихся работать в группах по структурированию изучаемой
темы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Рассказом о роли евреев в развитии экономики стран Центральной Европы
способствовать привитию осознанной гордости за своих предков.
|
I. ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ЭМИГРАЦИИ ЕВРЕЕВ В ЕВРОПЕ:
- Перечислите основные
экономические причины переселения евреев в XIII-XIY веках.
- Перечислите религиозные
причины преследования евреев в Центральной Европе.
- Определите основные
последствия преследования евреев в Центральной Европе.
II. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ
В ПОЛЬШУ И ЛИТВУ:
- Первые появления
евреев в Польше:
- Отсутствие
точных знаний о времени первого появления евреев в Польше.
- Легенды, связанные
с этим событием.
- Первые документы,
упоминающие о евреях в Польше (1150г. и 1202г.).
- Монеты - как
материальное подтверждение еврейского присутствия в Польше.
- Привилегии Болеслава
Благочестивого:
- Приход евреев
с немцами в Польшу после ее освобождения от наше-ствия монголов.
- Город Калиш,
1264 год, Калишский статут.
- Основные
положения документа (организация работы с книгой, стр. 46-47).
- Положение
евреев в других частях Польши.
- Постановления
Вроцлавского собора 1267 г. (организация работы с книгой, стр. 47).
- Преследования
времен "черной смерти":
- Март 1348 г. - появление чумы в Генуе из Южной Руси. Эпидемия до
1351 года.
- 25 миллионов жертв чумы- треть населения Европы
- Почему результатом распространения чумы стали еврейские погромы?
- Примеры зверств толпы (организация работы с книгой, стр. 48-50).
- Последствие издевательства над евреями в Германии - переселение евреев
в Польшу.
|
I. Опрос
учащихся по итогам самостоятельной работы в группах
До 15 минут
II. Рассказ учителя с элементами работы над текстом учебника (2.c-e).
До 30 минут |
ОБОРУДОВАНИЕ
УРОКА:
- Ф. Кандель "Очерки
времен и событий" ч. I, гл.5, стр.43-51.
- Карта "Европа
в ХIII-ХV в.в."
- Иллюстрации учебника
стр. 45, 48, 49
|
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ:
- Ф. Кандель "Очерки
времен и событий" ч. I, гл.5, стр.43-51.
- Завершить работу
по составлению опорной таблицы № 3. Составить вопросы по теме.
|