|
Педагогический Альманах |
Григорий Кригер (Уфа) СИОНИЗМ И ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ Учебная программа для лекториев и воскресных школ
——————————
ВведениеКурс состоит из четырех тем, охватывающих большинство аспектов освоения Эрец Исраэль, и включает необходимые исторические и политические экскурсы, что позволяет преподавать его слушателям, не имеющим предварительной подготовки. Курс рассчитан на зрелую аудиторию — взрослых или старших школьников, умеющих самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения и делать выводы из изученного материала. Помимо своей главной цели — ознакомления с историей освоения Эрец Исраэль, курс стремится выявить религиозно-исторические корни сионистской деятельности. Связать прошлое с настоящим поможет дискуссионное сопоставление недавнего прошлого с современными проблемами внешне- и внутриполитического положения Израиля. Для этого можно использовать материалы последней, четвертой темы. По этой теме полезно также обсудить реферативные работы учеников. В качестве введения в курс можно предложить обсуждение вопроса:
Актуальность данной темы объясняется тем, что теория и практика сионизма постоянно ищут ответ на этот вопрос. Предлагаются следующие варианты ответа:
Последний тезис необходимо разобрать подробней. Еврейский народ, особенно во второй половине XIX века, не вполне подходил под определение нации, так как у него отсутствовали два существенных фактора национальной жизни: наличие собственной территории и единого общего языка. Это, кстати, отличало еврейское национальное движение от современных ему национальных движений XIX века (Хиршфельд. С. 17). Представление о евреях как о народе поможет создать понятие «национальной идеи», которую, по М. Буберу, мы рассматриваем как осознание народом своего единства, внутренней связи, своего национального характера, совокупности своих традиций (Бубер. С. 259). В качестве иллюстрации стоит привести пример роста национальных чувств евреев разных стран в связи с так называемым «Дамасским делом». Интересно было бы провозгласить, вслед за Ахад-Гаамом, главенствующим принципом наличие особой «национальной этики» как основного организующего компонента (Ахад-ха-Ам. С. 116—139). Естественно, соотношение «национальной компоненты» и других составляющих в структуре понятия «еврейство» весьма неоднозначно. Отрицание определения евреев как нации мы можем проследить с двух противоположных позиций: религиозных (в особенности реформистских) и ассимиляторских. В заключение введения в данную тему уместен будет рассказ о наименованиях евреев по Ф. Канделю. ТЕМА 1:РЕЛИГИОЗНО-ГАЛАХИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯПрежде всего отметим, что, в отличие от многих других религиозных систем, в иудаизме более выражена, так сказать, «пространственная компонента». Эта идея реализована уже в концепции союза Б-га и народа Израиля. Основой еврейского вероучения является договор (завет) между Б-гом и еврейским народом, согласно которому еврейский народ должен соблюдать Тору, а Б-г дает ему Землю Израиля. Таким образом, проживание в Эрец Исраэль лежит в основе еврейских религиозных представлений. Следует подчеркнуть для учеников важный момент: останавливаясь на досинайской истории еврейского народа, можно сказать, что еврейский народ потенциально существовал и до Откровения, в лице трех поколений праотцев (Авраам, Ицхак, Иаков). Но лишь после получения Завета — Откровения — еврейский народ стал тем, чем должен быть — «народом священников и народом святым». Также и Эрец Исраэль только при появлении на ней еврейского народа получает свой смысл. Содержанием еврейской истории, таким образом, является это взаимодействие народа и его земли. Краеугольным камнем иудаизма является наличие трех компонентов религиозного сознания: Б-га, Еврейского народа и Земли Израиля. В иудаизме оба «пласта», истории и географии, тянутся параллельно. Проиллюстрировать это можно с помощью приведенной ниже схемы (по Нееру). Таким образом, можно сказать, что в понятиях иудаизма происходит движение истории и движение географии. Надо подчеркнуть два важных для учеников момента:
Доказательство второго положения позволяет углубиться в рамках данного курса в вопросы еврейской традиции. Прежде всего это еврейский календарь, который создает структуру еврейской жизни, ориентированную на Эрец Исраэль. Жизнь еврея, где бы он ни находился, протекает в соответствии с природно-климатическими условиями его исторической родины. Показательным в этом отношении является современная история праздника Ту-би-шват, который в настоящее время превратился в подлинный праздник израильской природы и именно так воспринимается значительной частью диаспоры. Рассказывая о еврейской традиции, следует показать, что полное выполнение заповедей возможно только в условиях Эрец Исраэль. Это, образно говоря, единственная часть Земли, празднующая Субботу. Именно этим объясняется тот факт, что Земля Израиля плотно воткана в ткань иудаизма. В качестве иллюстрации можно привести законы о плодах седьмого года, имеющие большое символическое значение (Залер. Ч. 2. С. 185). Изучение традиции, таким образом, показывает нам «особость» Земли Израиля. Любой еврей, занимавшийся традиционным еврейским делом — изучением Писания, проникался идеей о святости Эрец Исраэль. Если для него было значимо соблюдение мицвот, то он приходил к мысли о необходимости жизни на этой Земле. Важно, что Эрец Исраэль — вполне конкретное понятие с весьма четко очерченными границами. В Торе они указаны, и рассказ о границах страны можно сопроводить рассказом о еврейской государственности в разные исторические периоды. Рассказ должен включать историю расселения евреев в Ханаане в периоды:
Далее, отталкиваясь от этой тематики, можно разобрать понятие «галут» — изгнание, поскольку каждое из вышеперечисленных еврейских государств давало начало каким-то «своим» видам галута. Естественно предложить ученикам задуматься над комплексом возникающих в связи с этим вопросов:
Разбор этих вопросов, весьма актуальных для каждого еврея, проживающего в диаспоре, конечно, приведет к появлению различных, полярных точек зрения. Можно, для иллюстрации крайних ответов на подобные вопросы, рассказать о взглядах «идишистов» и «ханаанеян» и предложить ученикам разобрать их. Поскольку до этого момента мы дали подробное обоснование «сионистской» компоненты иудаизма, здесь достаточно ограничиться цитатой, приведя слова знаменитого Маараля из Праги, р. Йехуды Ливы бен Бецалеля: «Состояние изгнания — это изменение и отклонение от порядка, ибо Всевышний поместил каждый народ на соответствующее ему место». Можно предложить ученикам поразмышлять о том, почему так долго не могли увенчаться успехом попытки евреев вернуться на землю своих предков. Ученики должны подумать о соотношении религиозно-идеологических (опасение «торопить дни Машиаха»), национальных (неразвитость идеи национального государства, опасение обвинений в нелояльности, надежды на эмансипацию) и практических (трудности переезда, небезопасность жизни в Палестине) причин. ТЕМА 2:ТЕОРИЯ СИОНИЗМАСионизм, появившийся как ответ на многие вопросы, о которых шла речь выше, также порождает терминологические трудности в своем определении. Как и в самом понятии «еврейство», в сионизме присутствуют национальная и религиозная компоненты. Большой интерес представляет их соотношение на разных этапах развития современной еврейской государственности. «Сионистская» постановка вопроса лежит в основе деятельности трех великих мужей еврейской истории: Авраама-авину, Моше-рабейну и Эзры-сойфера. Для каждого из них главным событием и делом всей жизни была «алия» в Эрец Исраэль. Авраам совершает алию как акт исповедания монотеизма, покидая языческую цивилизацию. Алия входит в контекст его новой религии, занимая в ней одно из центральных мест. Моше ведет свой народ в страну, где только и могут быть решены национальные задачи — «быть народом священников и народом святым». Казалось бы, мы видим здесь превалирование национальных задач, но дело в том, что сама по себе национальная задача приобретает религиозное содержание. В алие Моше уже предсуществует вся «диалектика» сионизма, которая разворачивается и в современном сионизме. В этой невозможности отделить национальное от религиозного и заключается парадоксальность сионизма, вырывающая его из всего общего строя «национально-освободительных движений». Алия Эзры должна быть духовно близка учащимся еврейских школ диаспоры. Это алия еврейской государственности, алия меньшинства (большинство остается в Вавилоне), наконец, это переход из благополучной, многочисленной еврейской общины в общину малочисленную, пребывающую в несравненно более тяжелом положении. Алия Эзры сопровождается определенной конфликтностью с появившимися галутными настроениями. Эзра борется с теми евреями, которые отстроили собственные дома и забыли о восстановлении Храма, смирились с ситуацией. Здесь можно увидеть прообраз дискуссий, должны ли евреи быть как все народы, а их государство — подобным другим странам. Таким образом, современный политический сионизм имеет своих предшественников; можно даже сказать, что многие идеологические и политические проблемы возрождения Государства Израиль, в том или ином виде, были близки героям Танаха. Дидактически полезна открывающаяся благодаря этому возможность, отталкиваясь от современного материала, ввести в курс элементы еврейской истории. Говоря о современном политическом сионизме, следует прежде всего сказать, что еврейская политическая мысль весьма многообразна именно по отношению к вопросам «сионистской направленности». Присутствие в сионизме религиозной и национальной составляющих позволяет предположить, что распределение взглядов пройдет именно по вопросам «религиозности» и «сионистичности». Можно предложить ученикам рассмотреть схему, построенную на данных рассуждениях (которая, как все схемы, весьма упрощает ситуацию). Термин «сионисты» в нашей схеме характеризует движения, признающие необходимость еврейской государственности.
Далее можно перейти к характеристике собственно политического сионизма, основанного Теодором Герцлем. Возникший как весьма прагматичное явление, ставящее перед собой исключительно практические цели, как движение с налетом некоторой «катастрофальности», сионизм развился в целую систему взглядов, в «дерево» со сложно переплетенными «ветвями» и «корнями», многие из которых скрыты от взгляда стороннего наблюдателя. Пожалуй, можно выделить три основных «ветви» сионистского «древа»:
Два последних течения являют собой соединение представлений о «правоохраненном убежище» евреев в Палестине с различными взглядами на то, каким должно быть это убежище. Анализ соотношения между различными течениями представляет большой интерес для учеников. Им может быть предложено изучение данного вопроса в форме «сравнительного жизнеописания». К примеру, анализ взаимоотношений между ревизионистским и социалистическим (лейбористским) направлениями в сионистском движении интересно провести в форме биографического сопоставления деятельности Зеева Жаботинского и Давида Бен-Гуриона. Данный анализ проведен в книге Моше Шамира (Шамир. С. 118—123). ТЕМА 3:ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬСледует прежде всего сказать, что речь идет о периоде после разрушения Второго Храма. Наиболее принятым является подразделение этого времени на:
В рамках данного курса наибольший интерес представляет именно второй период. Можно в свою очередь предложить его разделение на три этапа:
Рассказ о досионистском периоде алии погружает учащихся в мир еврейской истории и позволяет рассказать о великих еврейских мудрецах прошлого. Речь прежде всего идет о тех, кто совершил алию (Нахманид, р. Йехуда ха-Хасид, Йехуда Галеви), и о тех, чья деятельность протекала в Эрец Исраэль (Йосеф Каро, Ицхак Лурия). Связь между еврейскими общинами Эрец Исраэль и диаспоры существовала всегда. Более того, практически никогда не прекращалась алия, то более, то менее интенсивная. В прошлом, как и теперь, по-разному смотрели на необходимость алии. Известна резкая критика, которой Йехуда Галеви подверг своих современников, противившихся переселению в Палестину. Он подчеркивал святость древней родины, считал, что переселение в Палестину является обязанностью каждого еврея (Очерк. С. 370). Предпринимались и попытки возрождения еврейской государственности совершенно в сионистском духе. Наиболее известной было попытка Йосефа Наси в середине XVI века отстроить Тверию и заселить ее еврейскими репатриантами, создав там мануфактурное производство. Наиболее яркими (и самыми трагическими) проявлениями стремления евреев к Земле Израиля были лжемессианские движения, в особенности саббатианское. Несомненно, что основой ошеломляющего успеха Шабтая Цви у евреев было их страстное стремление к Эрец Исраэль. Это «священное нетерпение» вело к тому, что еврейские массы не могли воспринимать галутное состояние как вечное. Неугасающие мессианские чаяния трансформировались в готовность евреев, особенно Восточной Европы, воспринять сионизм. Немаловажной особенностью является то, что почти всегда (за исключением государства крестоносцев) евреи не находили в Палестине единого государства или даже административной единицы, какого-то одного народа-насельника. Кроме того, возвращавшиеся в Эрец Исраэль евреи встречали уже живущих в Стране соплеменников (Шамир. С. 83—84). Период сионистского заселения хорошо освещен в литературе. Первый этап этого заселения традиционно делится на пять волн алии. Можно предложить ученикам изучить и сравнить каждую алию по схеме:
Данное исследование интересно еще и тем, что позволяет рассмотреть ситуацию еврейства в диаспоре. Каждая алия была вызвана двумя побудительными мотивами — внешним, исходящим от нееврейского окружения (антисемитизм, экономические проблемы и т. д.), и внутренним — религиозные, национальные чувства или их сочетание. Эти мотивы определяют состояние алии на каждом этапе строительства еврейского государства. Предлагая учащимся проанализировать два последующих этапа (от образования государства до наших дней), мы вторгаемся в сферу современных политических проблем. Прежде всего необходимо ответить на вопрос: какие цели сионизма были достигнуты с образованием государства Израиль, а какие нет. Был ли политический сионизм исчерпан или перешел в какое-то иное качество? Весьма интересно рассмотреть в этой связи концепцию «Большого Израиля». Насколько согласны ученики (это можно выяснить, предложив дать развернутый ответ в виде домашнего задания) с констатацией делегатов 23-го Сионистского конгресса в 1951 году, заявивших, что «задача сионизма состоит в консолидации государства Израиль, возвращении изгнанников в Эрец Исраэль и укреплении единства еврейского народа» (Фишман. С. 152)? Для евреев диаспоры назвать себя сейчас сионистом означает принять на себя «заповеди сионизма»; они могут несколько отличаться у различных людей, но, как правило, сионисты диаспоры едины в том, что эти «заповеди» непременно включают в себя необходимость изучать иврит и готовиться к алие в Государство Израиль. Таким образом, мы солидаризуемся с участниками «Герцлианского» Сионистского конгресса 1983 года. Рассказывая о войне 1967 г., мы вновь обращаем внимание на переплетение в еврейской истории национальных и религиозных мотивов. Так, итоги войны можно оценить с чисто национальных позиций; в то же время многие религиозные сионисты рассматривают это событие с мессианских позиций. То есть, идеи р. Кука приобретают новый смысл и вдохновляют новых поселенцев, главным образом группирующихся в Гуш Эмуним. Любопытно, что поселенческие идеи разрабатывались движением «Киббуц а-меухад» и, в частности, его идеологом Ицхаком Табенкиным. Руководствовался, правда, он в основном национально-прагматическими соображениями. Итак, в сионистском движении продолжается диалог религиозного и национального начал. ТЕМА 4:ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬЕстественно, что в зависимости от понимания современного сионизма по-разному будут складываться ответы на ранее предложенные вопросы. В частности, это относится к поселенческой деятельности за пределами «зеленой черты». Закончилась ли собственно сионистская деятельность с образованием еврейского государства, или государство по-прежнему остается «государством в пути» и продолжает освоение Эрец Исраэль? Преподавание данного раздела можно вести в форме дискуссии, предложив ученикам рассмотреть различные взгляды на существо вопроса. Можно предложить ученикам ответить на вопрос: почему активное поселенческое движение представлено сегодня в основном религиозными сионистами? Исчерпал ли себя сионизм как секулярное национальное движение, предстоит решить любому, изучающему данный предмет. Мне представляется возможным предположить наличие кризиса в сионистском движении. Но такая ситуация скорее всего временная, поскольку сохраняются побудительные мотивы политического сионизма: по-прежнему существует антисемитизм, часто приобретающий форму антисионизма. Кроме того, нет надежды на «эмансипацию» — если понимать под этим не эмансипацию отдельных евреев диаспоры, а эмансипацию государства Израиль как субъекта международных отношений. Хорошо это или плохо, но Израиль не стал государством «как все», и ему не дают забыть о своем еврействе. Сохраняющаяся обособленность евреев и их страны позволяет надеяться на появление новых идей в политическом сионизме. ЗаключениеВ заключение курса можно напомнить учащимся известное определение сионизма как идеи «создания для евреев правоохраненного убежища в Палестине». Придется признать, что эта задача далеко не решена, ибо «правоохраненность» самого государства Израиль признается далеко не всеми... Не решена и проблема «Большого Израиля», то есть страны в признанных и безопасных границах. Это позволяет сделать вывод, что цели сионизма не достигнуты полностью. В свете мирного процесса на Ближнем Востоке учащимся будет интересно рассмотреть конкретные проекты территориального компромисса: «план Алона», «план Шарона» и другие. Изучение этого вопроса позволит им попутно познакомиться с экономической жизнью современного Израиля.
Использованная литература:
|