|
Педагогический Альманах |
Народ и мир
Рекомендации Комиссии по еврейскому образованию в государственных нерелигиозных школах Израиля («Ваадат Шенгар») Еврейское образование в государственных школах: перемены и перспективыПоследние поколения еврейского народа стали свидетелями перемен, последовавших за исходом из гетто: Гаскала, еврейское национальное движение и сионизм, массовая эмиграция и волны сионистской алии, Катастрофа и создание государства Израиль — все это привело к изменениям, затронувшим как условия жизни еврейского народа, так и процесс формирования его культурных и духовных ценностей. Эти изменения зашли очень далеко. Они предопределили культурную атмосферу современного Израиля; они же продолжают формировать ее в ходе постоянной смены вех, связанной с политическими, культурными и идеологическими сдвигами в недрах израильского общества, еврейского народа и мира в целом. Этот процесс, происходивший в прошлом, продолжает и сейчас приводить к многозначным изменениям как в идентификации личности, так и в осознании национальной, социальной, культурной и религиозной принадлежности всего израильского общества. Он не может не сказаться и на отношении государственного образования к изучению предметов, связанных с историей народа Израиля, его творческой и культурной деятельности, а также на отношении учеников к этим предметам. Для того, чтобы внимательно изучить состояние еврейского образования в государственных нерелигиозных школах в свете тех изменений, о которых говорилось выше, зимой 1991 года была создана общественная комиссия, представившая свои выводы и рекомендации министру просвещения. Деятельность комиссии протекала на фоне двух событий, каждое из которых имело историческое значение: массовый исход евреев из СССР и Эфиопии и мирный процесс на Ближнем Востоке. Оба события бросали серьезный вызов израильскому обществу, в том числе в духовном контексте. Абсорбция репатриантов ставила проблему их израильской идентификации: предстояло сформировать ее, углубляя еврейские корни олим, из которых росло их ощущение причастности к израильскому обществу. Параллельно обретала новый облик и связь с диаспорой. В то же время мирный процесс потребовал культивации личных и общественных ценностей, основанных не на борьбе за выживание в обстановке постоянной военной угрозы, а на выборе, диалоге, творчестве в открытом обществе свободного мира. Воспитательный и культурный вызов, который бросили израильскому обществу массовая репатриация и мирный процесс, еще раз подчеркнул необходимость постоянного внимания к вопросу израильской и еврейской идентификации. Эта проблема требует хорошего знакомства с историей и культурой народа Израиля, что обязывает всю систему образования, включая государственные нерелигиозные школы, заново оценить место еврейских предметов в общей учебной картине. Понятие «еврейские» Комиссия распространила на следующие учебные дисциплины: иврит, литература на иврите, история еврейского народа, письменная и устная Тора, еврейская философия, география и краеведение Эрец Исраэль, археология, фольклор, а также другие предметы, связанные с историей и культурой народа Израиля, со страной Израиля, с сионистским движением и государственным устройством Израиля, — все это в рамках как формального, так и неформального образования. Общество, к которому обращает свои размышления Комиссия, видит в еврействе национальную культуру, плюралистичную, открытую процессам становления. Еврейская составляющая этого общества — лишь один из компонентов сплава, соединившего многообразные основания. Эти основания включают:
Это общество, к которому обращается Комиссия, принято именовать «хилонистическим», т. е. секулярным, подчеркнуто нерелигиозным. Однако, несмотря на распространенность такого наименования, оно остается неприемлемым для многочисленных представителей и целых слоев этого общества, ибо никак не отражает их способ еврейской культурной идентификации. Многие предпочли бы называть это общество «свободным» или просто «израильским» обществом. Термин «хилонистический», «секулярный», оброс негативными коннотациями, на фоне которых эта часть общества предстает лишенной позитивной еврейской идентификации, в отличие, или даже в противоположность, ортодоксальным религиозным кругам. Этот термин искажает культурный облик общества, о котором призван свидетельствовать. Вместе с тем, при всех сделанных оговорках, Комиссия решила использовать распространенную и устоявшуюся терминологию, в частности, в отношении педагогических коллективов государственных нерелигиозных школ, составляющих внушительное большинство в общей системе образования.
Система образования в Израиле делится на ряд течений. Государственное религиозное и признанное государством независимое религиозное образование обретает отчетливые рамки благодаря своей связи с тем или иным культурным сообществом. Каждое такое сообщество обладает целостным мировоззрением, и образование подчиняется отчетливому духовному и социальному руководству. В противоположность этому, нерелигиозное государственное образование охватывает учеников и преподавателей самых разных взглядов. Хилонистические, или «свободные», круги объединяет лишь общий отказ признавать авторитет еврейского традиционного законодательства, галахи — отказ, основанный на отрицании Божественного откровения, неверии в Бога и Его Тору, дарованную свыше. Хилонистическое общество предпочитает школу, открытую разнообразным веяниям, хотя оно сохраняет чувство долга в отношении каких-то устоев. И действительно, секулярная школа широко распахнула окна навстречу многообразию идей, демонстрируя преданность таким ценностям, как права человека и демократия, общечеловеческая культура, историзм и умение видеть перемены, совершающиеся в мире, а также позитивное отношение к развитию естественных наук. Принципиальный плюрализм системы образования приводит к постоянному столкновению с широким спектром идей, взаимодействие с которыми создает внутреннее напряжение. Оно особенно отчетливо проявляется при изучении еврейских предметов. Это плодотворное напряжение, играющее роль бродильного фермента, тем не менее подчас вызывает у школьных кормчих желание избавиться от споров и разногласий, сопровождающих изучение истории и культуры народа Израиля. Порой педагогическое руководство старается притушить споры, игнорируя и затушевывая разногласия в подходах и оценках. Комиссия считает, что подобный способ «разрешения» противоречий можно истолковать лишь как поощрение попыток увильнуть от ответственности и избежать вовлеченности. Такой образ действий приводит к разрушительным последствиям, насаждая равнодушное, поверхностное отношение к учебе. По мнению Комиссии, столкновение идей и мнений в атмосфере демократического плюрализма, уважения и терпимости к иным взглядам, готовности услышать и принять новое — есть совершенно необходимое условие учебно-воспитательного процесса в школе. Более того: еврейские предметы следует рассматривать как часть гуманитарного образовательного цикла, целью которого является развитие творческих способностей в атмосфере свободного диалога, в который вовлечено все многообразие проявлений человеческого духа. Разумеется, такой диалог всегда содержит внутренний вызов и подразумевает критическое взаимодействие. Недостаточно видеть в разнообразии идей и мнений, возникающих при изучении еврейских предметов, возможность расширить свои представления. Это разнообразие должно послужить для углубленного и искреннего обсуждения вопросов, затрагивающих личность и общество, дать педагогам и учащимся возможность внести свой вклад, поделиться духовным опытом и культурным багажом. Комиссия видит в плюрализме системы образования инструмент для углубления и обогащения культурных познаний, а также главное орудие педагогического эксперимента, способного дать ответ на требования времени. Школа должна стать лабораторией, в которой кристаллизуется модус еврейско-израильского культурного бытия, скинувшего ярмо традиционного уклада и критически, в духе обновления, пересматривающего связь с прошлым народа Израиля, с его творческими достижениями в разных сферах. Проблематичность преподавания еврейских предметов в нерелигиозной школе дает о себе знать на всех уровнях и образовательных маршрутах. Комиссия сочла нужным подчеркнуть, что изучение истории и культуры народа Израиля жизненно необходимо, ибо полученные знания закладывают основу самоидентификации израильской молодежи, служат опорой ее системы ценностей и духовного мира в целом. Это возлагает на государственное образование обязанность разработать адекватные учебные программы и обеспечить учебными пособиями по еврейским предметам все уровни и образовательные маршруты, существующие в школе. Подобная задача требует сформулировать разнообразные методы и подходы, отвечающие потребностям всех категорий учащихся. Предпочтение следует отдавать разработке учебных программ для образовательных маршрутов с нетеоретическим уклоном, в особенности тех, где учащиеся не ориентируются на получение аттестата зрелости и не завершают образование в старших классах. Надо позаботиться, чтобы педагогические институции, ответственные за аксиологическое (ценностное) воспитание, были в состоянии охватить воспитательной работой все уровни и образовательные маршруты. В этой сфере необходимо поддерживать тонкое равновесие между конвенциональными, обычными, и интегральными методами преподавания еврейских предметов.
Комиссия хочет выразить признательность учителям, работающим в системе государственного образования, преподавателям истории, культуры и литературного творчества Израиля. Комиссия сочла нужным особо отметить, что в ее выводах и рекомендациях не содержится критики в адрес преподавателей еврейских предметов. Напротив: выводы и рекомендации Комиссии призывают к реформам, которые помогут учителям полнее реализовать свой профессиональный потенциал, воплотить свои педагогические взгляды, исполнить свою воспитательную миссию. Состояние преподавания еврейских предметов в нерелигиозной школеКомиссии были представлены многочисленные данные, позволяющие судить о ситуации с изучением еврейских предметов в хилонистическом образовании. Несмотря на разную интерпретацию фактов, члены Комиссии едины в выражении глубокой тревоги, которую вызывает продолжающееся ухудшение в этой сфере. Деградирует не только школа, но и педагогические колледжи, университеты: всюду, где преподаются предметы еврейского цикла, значение этих предметов падает. О серьезности положения свидетельствует постоянное сокращение учебного времени, отведенного этим предметам. Уменьшается число выпускников, избравших еврейские предметы в качестве дополнительных экзаменационных дисциплин на аттестат зрелости. Меньше становится и студентов, решивших посвятить себя преподаванию еврейских предметов и углубленно изучающих их. Вызывают озабоченность трудности, мешающие развитию учебных программ и новейших образовательных технологий. Комиссия полагает, что продолжающееся падение престижа еврейских дисциплин в государственной системе образования стало следствием социальных и политических сдвигов, а также изменившейся системы ценностей. Все это не могло не сказаться на школе. Кризис образования особенно остро отражается на гуманитарных предметах, в том числе еврейских, формирующих систему ценностей. Среди перемен нашего времени Комиссия особо отмечает закат идеологий. Расцвет общества потребления и превращение мира в одну «большую деревню» ставит лицом к лицу разные миры с их ценностями и стереотипами; информационный взрыв создает угрозу, что нынешнему поколению не удастся передать последующему одобренную обществом сумму знаний; растущая специализация сужает возможности разностороннего воспитания, а притягательная сила точных наук и технологий поднимает их престиж. Особенно парадоксальны изменения, постигшие иврит: по мере завоевания господствующих позиций в культуре и общении язык все больше отдалялся от своих классических источников, пока не перестал играть ключевую роль в еврейском и общем образовании. В конце концов иврит превратился в изолированный предмет, оторванный от содержания других школьных дисциплин. Растет политизация и институализация религии, и одновременно углубляется поляризация израильского общества; падает влияние и авторитет добровольческих движений; увеличивается социальное неравенство и усугубляются межобщинные конфликты; политическая борьба, усиленная напряженностью между военными настроениями и мирными чаяниями, стимулирует использование традиционных текстов для политической и идеологической аргументации. Результатом всех перечисленных явлений становятся ощущение неопределенности, конфликты, невежество и фанатизм, которые таят в себе угрозу израильскому обществу и подрывают надежды на формирование культуры, дающей простор взглядам и возможностям. Все эти процессы послужили факторами, преуменьшившими значение еврейских предметов и их вклад в создание общего культурного знаменателя; эти негативные факторы мешают израильскому обществу черпать в еврейском наследии вдохновение для интеллектуального и художественного творчества. Таким образом, Комиссия признает, что проблемы изучения еврейских предметов, как и другие трудности, переживаемые системой образования, растут не на пустом месте. Они обусловлены падением престижа гуманитарных дисциплин в технологическом социуме, а также глубокими переменами и разногласиями внутри израильского общества. В соответствии с этим Комиссия предлагает системе образования приготовиться к борьбе по преодолению негативных факторов на широком фронте проблем. Влияние этой борьбы может сказаться далеко за школьными стенами, на всем обществе в целом. Ключом к успеху реформ должно стать возвращение школе ответственности за общество, за ту среду, из которой приходят ученики. В сфере собственно еврейского образования это должно выразиться главным образом в подготовке педагогической смены и разработке учебных программ и материалов, отвечающих запросам хилонистического общества. В обстановке дефицита квалифицированных преподавателей (часть школ испытывает недостаток учителей еврейских предметов) общество фактически отдает воспитание подрастающего поколения на откуп всякому, кто готов взяться за дело, даже если вера и убеждения этого человека находятся в вопиющем противоречии с атеистической идеологией. Такое положение нельзя признать нормальным! Оно приводит к внутренним столкновениям или уклончивости. Школа не имеет права капитулировать перед религиозным фанатизмом, как и перед бессодержательностью. Она должна поощрять все круги хилонистического общества демонстрировать свои ценности, развивать собственную культуру, ревизовать свои достижения и встречаться со своим юношеством. Комиссия считает, что необходимо предпринять действенные шаги, способные превратить культуру и историю народа Израиля в один из существенных позитивных, а не вызывающих отчуждение элементов самоидентификации молодого атеиста. По мнению Комиссии, необходимо провести в жизнь принципиальные реформы, касающиеся самого подхода к преподаванию предметов еврейского цикла в государственной нерелигиозной школе. Наряду с углублением предметных основ, надо поддерживать также эксперименты по развитию интегральных методов преподавания. Принципы преподавания еврейских предметовВ свете всего, о чем было сказано выше, Комиссия рекомендует следующие положения в качестве руководящих принципов преподавания предметов еврейского цикла в государственных нерелигиозных школах:
Ввиду особой важности интегральных методов преподавания Комиссия сочла необходимым подробнее остановиться на этой теме. Комиссия рекомендовала развивать учебные программы, основывающиеся на междисциплинарных связях предметов еврейского цикла. Однако интегральные методы преподавания не должны заменять конвенциональных, а призваны их дополнять, основываясь на знаниях, даваемых ими, и углубляя эти знания. Важно отметить, что науки о еврействе, как часть гуманитарных наук, являются интегральными по самой природе. Поэтому глубокое и всестороннее изучение каждого из еврейских предметов неизбежно приводит к встрече со смежной областью знаний. Таким образом, следует развивать интегральные методы обучения, включающие различные концепции и методы преподавания. До сих пор в сфере еврейских дисциплин интегральные методы были опробованы лишь частично. По мнению Комиссии, применение интегральных методов должно учитывать возраст учеников, характер школы и возможности педагогов. Междисциплинарная интеграция может вылиться в совместное сфокусированное изучение тем, общих для разных предметов, в самостоятельную или групповую работу учеников, выходящую за рамки определенных предметов. Такая интеграция позволит подвергнуть сравнительному критическому анализу тексты разных эпох и культур, содержащие дилеммы личного этического свойства, либо связанные с реальной насущной проблематикой. Она позволит сопоставить различные способы религиозного самовыражения и формы межличностной коммуникации с культурологическими фрагментами и значимыми историческими ситуациями. Интеграция поможет организовать встречу между учениками, родителями и представителями общественности и вовлечь их в обсуждение вопросов учебного и ценностного характера, создавая тем самым предпосылки для плодотворного диалога различных точек зрения. Интегральные методы преподавания должны послужить противовесом тенденции отдельных дисциплин замыкаться в себе, демонстрируя методологическую изощренность на фоне суженной специализации. Интегральный подход способен укрепить межчеловеческие связи, раздвинуть тесные социальные рамки школы, поставив перед ней вопросы социальной принадлежности и долга перед обществом. Такой подход может много способствовать усилению ощущения своей полноценности и равенства у разных групп учащихся, осознанию ими общности исторической судьбы. Развитие интегральных методов находится в экспериментальной стадии. Академическое преподавание в стенах университетов делает в этом направлении первые шаги. Подготовка учителей крайне ограничена. В школах можно найти отдельных педагогов и целые коллективы, создающие интегральные программы и развивающие соответствующие методы преподавания. Комиссия рекомендует всячески поощрять шаги в этом направлении, способствуя развитию интегральных методов преподавания в университетах, педагогических колледжах и школах. Необходимо стимулировать развитие интегральных методов преподавания на всех путях. Эти методы чаще находят применение в обучении младших школьников, в то время как на старших, как правило, большее влияние оказывает фактор специализации. Поэтому следует сконцентрировать усилия именно на развитии интегральных методов преподавания для старших школьников. Интегральное преподавание должно основываться на предметном, дающем углубленные и критически осмысленные знания. Рекомендации комиссии
——————————
Учебные программы Комиссия рекомендует: 1. Пересмотреть все учебные программы по еврейским предметам в духе принципов, изложенных в предыдущей главе. <...> 3. Тщательно проследить за тем, чтобы новые программы обеспечили знакомство учеников со всем культурным многообразием и всем богатством еврейской традиции, на всю ее глубину, от эпохи Писания до наших дней, а также с многообразными религиозными и литературными памятниками соответствующих эпох. <...> 8. Включить в учебные программы изучение еврейских общин современной диаспоры. <...> 13. Учебные программы по еврейским предметам, как уже говорилось, следует выстраивать вокруг четырех главных осей.
Учебное время На протяжении последних двух десятилетий число учебных часов в школе существенно сократилось. Жертвой этого сокращения оказались в первую очередь предметы еврейского цикла. Положение не было исправлено и за последние два года, когда на смену сокращению пришла тенденция к увеличению числа учебных часов. Комиссия считает необходимым восстановить прежнее соотношение и при росте общего числа учебных часов вернуть предметам еврейского цикла отобранное время. Улучшение формального образования Поляризация системы образования в Израиле привела к ситуации, когда одновременно существуют государственное секулярное, государственное религиозное и автономное религиозное образование, причем родителям предоставлено право свободно выбирать между ними. Эта ситуация отрицательно сказывается на преподавании еврейских предметов в нерелигиозной школе. Чтобы преодолеть негативную тенденцию, Комиссия рекомендует внедрять дополнительные школьные и внешкольные учебные программы, специализирующиеся на еврейских предметах, либо создавать отдельные нерелигиозные школы с еврейским уклоном. Еврейские предметы в таких школах и программах должны преподаваться не в духе ортодоксального иудаизма, а в духе плюрализма. Начальная школа 1. Начальной школе принадлежит главная роль в социализации и национальной идентификации ребенка. Именно в этом возрасте учащиеся получают информацию, которая образует основу национальной памяти, усваивают национальные мифы и ритуалы, воспринимают образы вождей. <...> 4. Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждой начальной школе на протяжении года изучались хотя бы одна-две интегрированные темы, с участием разных еврейских предметов. 5. Чтобы побудить учителей к составлению интегральных учебных программ, следует включать подобную работу в курсы усовершенствования учителей и выплачивать за нее особое вознаграждение. На начальном этапе внедрения этой практики рекомендуется выделять школам дополнительные учебные часы для опробования таких программ. 6. При внедрении интегральных программ предпочтение должно быть отдано таким темам, как праздники и жизненный цикл, требующим изучения Писания, агады и галахи, а также истории, литературы, обществоведения, искусства, драмы и музыки. <...> 8. При преподавании праздников школа должна наряду с традиционной религиозной интерпретацией дать место и альтернативной сионистской интерпретации праздников и их места в жизни хилонистического общества. 9. При изучении праздников надо раскрывать не только их религиозное содержание (заповеди праздников, праздничные церемонии в синагоге), но обращать внимание на символический, аксиологический, национальный, социальный и семейный аспект праздников. <...> 11. Школа должна вооружить учащихся современным ценностным подходом к национальной традиции. Для выполнения этой задачи в начальной школе, с учетом возраста учеников, следует обращать их внимание на разнообразие форм еврейского существования в прошлом и в наши дни, в Израиле и странах диаспоры. Это разнообразие должно отражать жизнь западных и восточных общин, различные религиозные и идейные движения, разные образы жизни. Неполная средняя школа Эта возрастная категория предоставляет исключительные возможности для преподавания еврейских предметов. Растет способность детей к теоретическому обсуждению изученного и оценкам. С другой стороны, еще не сказывается напряжение и целеустремленный прагматизм старших классов, ориентированный на получение аттестата зрелости. Чтобы наилучшим образом использовать благоприятный период, Комиссия рекомендует: <...> 3. В возрасте неполной средней школы ученик переживает начальную стадию формирования своего мировоззрения и духовной идентификации. Подготовка к бар(бат)-мицве с ее религиозным церемониалом позволяет обсудить идейные и ценностные элементы еврейского и сионистского происхождения в самоидентификации школьника-атеиста. <...> 5. На основе сформулированных Комиссией принципов следует приступить к разработке учебных программ, посвященных знакомству с Талмудом, с образом мыслей мудрецов, с логикой их доказательств и рассуждений. Преподаванию Талмуда Комиссия рекомендует отвести достаточно учебных часов, чтобы изучение этого предмета имело релевантный и основательный характер. <...> 8. Следует развивать нефронтальные методы преподавания еврейских предметов, используя образовательный эффект туристических походов и экскурсий по историческим местам, просмотр учебных фильмов и представлений, посещение музеев, встречи с интересными людьми и т. д. и т. п. Старшие классы 1. Преподавание еврейских предметов имеет большое значение для формирования еврейской и человеческой идентификации израильского школьника. Поэтому важно сделать изучение этих предметов релевантным внутреннему миру старшеклассников, инструментом разрешения их личностных, социальных и национальных проблем. В соответствии с этими следует пересмотреть все действующие ныне программы.<...> 3. Необходимо создать профессиональную экспертную комиссию по еврейскому образованию в старших классах, которая пересмотрит существующие и предложит дополнительные программы преподавания предметов еврейского цикла на тех образовательных маршрутах, которые не ведут к полному аттестату зрелости. При этом следует соблюсти тонкое равновесие между научным взглядом на предмет изучения и восприятием еврейского наследия как целостной органичной культуры. <...> 8. Комиссия рекомендует изучать еврейские предметы вместе с гуманитарными дисциплинами общего характера, используя научно-критический инструментарий гуманитарных наук (истории, философии, литературы и т. п.) для анализа еврейского учебного материала. Полезно сопоставлять тему или период, изучаемый в рамках гуманитарных предметов, с параллельным еврейским материалом. <...> 14. Следует материально поощрять педагогические коллективы, разрабатывающие интегральные программы преподавания гуманитарных и еврейских предметов. Такая работа может вестись в рамках регулярных курсов повышения квалификации учителей, либо в иных организационных рамках. Неформальное образование Комиссия считает необходимым поддержать самый широкий круг инициатив, направленных на развитие разнообразных форм и методов неформального образования, исключая из этого числа лишь направления, которые не приемлют плюрализм и критицизм как руководящий принцип. Образовательным учреждениям рекомендуется поддерживать дополнительные не регламентные программы по темам, связанным с предметами еврейского цикла. В особенности следует поощрять встречи и семинары, на которых суду старшеклассников будут представлены альтернативные формы современного еврейского существования. Подготовка учителей Члены Комиссии согласны в том, что учитель — ключевая фигура в процессе обновления еврейского образования, а улучшение подготовки учителей — залог успешного проведения реформ. Принципиальная важность подготовки учителей обусловлена существованием двух проблем, от решения которых зависит успех реформ с сфере еврейского образования. Первая — нехватка преподавателей. Дефицит квалифицированных кадров постоянно растет, все более обостряя эту проблему. Вторая проблема касается учебных программ и методов преподавания. И то, и другое нуждается в решительных преобразованиях. Решение обеих проблем диктует необходимость изменений в системе подготовки учителей. В связи с этим, Комиссия рекомендует: 1. Приложить все усилия к тому, чтобы контингент преподавателей еврейских предметов пополняли учителя, мировоззрение которых выдержано в соответствии с представлениями секулярного общества, и образ жизни, которых приемлем для него. Преподаватель еврейских предметов должен удовлетворять критериям тех разнообразных кругов хилонистического общества, которые обслуживает школа. 2. В связи с огромным недостатком подходящих учителей еврейских предметов следует разными способами поощрять студентов университетов и колледжей избирать педагогическую специализацию. 3. Учитывая важность интегрального преподавания, система подготовки учителей не может ограничиться профессиональным обучением студента в рамках избранного им предмета. Будущие педагоги должны получать солидные знания по всему кругу предметов еврейского цикла и гуманитарных дисциплин. Помимо научной, следует уделять равное внимание и педагогической подготовке будущих учителей. <...> Эти рекомендации Комиссии обязывают университеты и колледжи пересмотреть свои программы подготовки учителей. 7. В колледжах и учительских семинариях Комиссия рекомендует открыть новую специализацию: «еврейская культура». Эта специализация по замыслу является интегральной и включает элементы всех предметов еврейского цикла. Введение такой специализации может способствовать развитию интегральных методов преподавания и разработке соответствующих учебных программ. Усовершенствование учителей Среди направлений работы по усовершенствованию учителей Комиссия отмечает следующие, наиболее важные:
Перевод с иврита Арье Ротмана.
|