|
Наталия Гуткина (Нижний Новгород)
ТРАКТАТ "ПИРКЕЙ АВОТ"
Работа с текстом
——————————
Статья написана на основе выпускной работы, выполненной по проекту Центра еврейского образования в диаспоре им. С. Мельтона.
——————————
Перед вами попытка прочтения памятника древней письменности в контексте современных педагогических проблем. Через определение сферы еврейских ценностей — к осознанию их актуальности для молодого человека. Такой путь кажется мне наиболее эффективным сегодня. И опыт преподавания в еврейской школе, в российской гимназии и на авторском семинаре дает основания утверждать это.
Определение темы
занятия
В Мишне шестьдесят три трактата. Шестьдесят два из них посвящены галахическому законодательству. Они содержат глубокие философские идеи и принципы, которые легли в основу Талмуда. Правда, доискиваться философской глубины приходится, как правило, осмысляя толщу юридических и ритуальных постановлений. Но о д и н трактат — «Пиркей Авот» — говорит о смысле человеческой жизни прямо.
Прочитайте отрывки, характерные для этой книги, и назовите тему трактата «Авот»:1
Шаммай учил: «Мало говори, много делай» (1:15).
Гиллель учил: «Не суди ближнего, пока не побываешь в его положении... и не говори: я поучусь, когда будет время — может статься, не будет у тебя этого времени» (2:4).
Гиллель учил: «Слишком застенчивый, чтобы спрашивать, никогда не научится, а чересчур строгий учитель не научит... там, где нет людей, старайся сам быть человеком» (2:5).
Раби Тарфон учил: «Не твоя забота завершить исправление мира, но и стоять в стороне ты не вправе» (2:15).
Раби Ханина учил: «Молись за благополучие властей, так как без страха перед властями люди съели бы друг друга живьём» (3:2).
Бен-Зома учил: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого... Кто герой? Тот, кто владеет своими страстями» (4:1).
Нетрудно догадаться, прочитав эти фрагменты, что тема трактата «Авот» — моральные поучения и наставления мудрецов разных поколений. Исходя из прочитанного, определите, какого рода отношения между людьми интересуют мудрецов. Что входит в круг понятия «моральные советы»:
человек и другие люди;
учитель и ученик;
народ и власть (государство);
самовоспитание и самосовершенствование человека;
смысл человеческой жизни и счастья человека на земле;
другие предложения.
Вновь обратитесь к прочитанным фрагментам. Выделите те, которые показались вам наиболее современными, отозвались в вашем сердце. Ответьте, нужны ли нашим современникам т а к и е советы?
Взаимоотношения учителя
и учеников
Прежде чем познакомиться со следующим текстом из трактата «Авот», подумайте, чем отличается традиционная еврейская школа (или бейт-мидраш) от группы людей, занятых интеллектуальным трудом, или от интеллектуальной элиты. О чем говорит такой исторический факт: в библиотеке Нью-Йорка хранится старая книга, спасенная от нацистов, на ней стоит штамп «Общество дровосеков для изучения Мишны в Бердичеве».
Известны ли вам подобные факты из жизни ваших родителей, дедушек и бабушек?
Что вы знаете о том, как старшее поколение вашей семьи приобщалось к еврейскому образованию и традициям?
Какие старинные еврейские книги хранятся в вашем доме, кому они принадлежали и кто их изучал?
Прочтите следующий фрагмент из трактата «Авот»:
«Ученики бывают четырех типов:
легко схватывает, но и легко забывает — такой больше теряет, чем приобретает;
усваивает с трудом, но прочно — такой больше приобретает, чем теряет;
легко усваивает и не забывает — с ним мудрость;
с трудом усваивает и легко забывает — незавидная участь» (5:12).
Что такое по-вашему «тип ученика»? Как это назвать иначе? Может быть, мерой одаренности? Ответьте на вопросы:
Какими способностями должен обладать человек, чтобы преуспеть в учении и достичь мудрости?
У каких учеников самая «незавидная» участь? Означает ли это, что они не способны изучать Тору?
Может ли хорошая память, позволяющая легко запоминать большие фрагменты текста, служить единственным критерием способности к изучению Торы?
Предложите свои критерии способного, талантливого ученика. Оцените собственный потенциал.
Об уважении
к наставникам
Прочитайте фрагмент, рассказывающий об уважении к наставникам:
Tот, кто выучил из уст ближнего одну главу, один закон, один стих, одно изречение или узнал от него даже об одной букве, обязан его уважать. Пример тому — Давид, царь Израиля, который научился у Ахитофеля только двум вещам, но назвал его наставником, учителем и другом, как сказано: «Но ты, человек, равный мне, учитель мой и друг мой».
Если даже Давид, царь Израиля, который научился у Ахитофеля всего двум вещам, называл его «наставником своим, учителем и другом», то не тем более ли любой другой человек, выучивший из уст ближнего одну главу, один закон, один стих, одно изречение или узнавший от него об одной букве, — не тем более ли он должен уважать учителя! Ибо лишь Торе подобает уважение, как сказано: «почет мудрые наследуют... и непорочные наследуют добро». Нет и добра без Торы, как сказано: «ибо доброе учение преподал Я вам. Не оставляйте закона моего» (6:3).
Подумайте, почему мудрецы требуют уважать наставника, даже если он преподал вам только один стих Писания. Что лежит в основе традиционного уважения к учителю?
Известно, что царь Давид научился у Ахитофеля двум вещам: не заниматься Торой в одиночестве («вместе мы беседовали о тайном»); идти на молитву с волнением («в страхе и трепете»). Этих двух вещей ему оказалось достаточно, чтобы назвать Ахитофеля «наставником, учителем и другом».
Оцените ценность тех «двух вещей», которым научил Давида Ахитофель. Насколько они важны для вас? Столь же важны, как для Давида, или менее важны? В чем причина отличия?
Почему мудрецы, требуя почитать наставников, опирались на авторитет царя Давида. Что вам известно об этом царе?
Какая и д е я завершает мишну? (Она выражена в последних строках текста.) Поразмышляйте на следующие темы:
Что такое «доброе учение»? Почему мудрецы избрали именно такой эпитет к слову «учение»?
Что, по-вашему, было важнее для мудрецов: передать ученикам сумму знаний или научить их добру?
Образ жизни человека, изучающего Тору
Что значит быть учеником, постигающим Тору? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните между собой два фрагмента из трактата «Авот»:
Таков путь Торы: ешь хлеб с солью, пей воды не вдоволь, спи на земле; живи жизнью скудной, но трудись над изучением Торы. И коли так поступаешь, то счастлив ты, и благо тебе; счастлив ты в этом мире, благо тебе — в мире грядущем.
Не стремись к величию и славы не желай; трудись больше, нежели учишься. Не тянись к царскому столу, ибо твой стол почтенней царского, и в венце твоем величия больше, нежели в царском. Верен Владыка твой, Он даст тебе плату за труд... (6:4).
Какие аллегорические образы присутствуют в этом тексте? Что скрывается за словами «царский стол», «царский венец», «твой владыка», «плата за труд»?
Рассказывал раби Иосе,2 сын Кисмы: «Шел я как-то своим путем, и повстречался мне некий человек. Он приветствовал меня, и я ответил ему тем же. Спросил:
— Раби, откуда ты?
Я ответил:
— Из большого города мудрецов и знатоков Писания.
Он предложил:
— Раби, хочешь пожить в наших краях? Дам я тебе за это тысячу тысяч золотых динаров, драгоценные камни и жемчуга.
Я ответил:
— Сын мой, да отдай ты мне хоть все серебро, все золото, все драгоценные камни и жемчуга мира — все равно я останусь жить там, где <изучают> Тору. Ведь в смертный час ни золото, ни серебро, ни драгоценные камни и жемчуга не будут с человеком. Лишь учение и добрые дела останутся с ним, как сказано: Идешь — она (Тора) ведет тебя, ложишься — она хранит тебя, пробуждаешься — она говорит с тобой, — в мире грядущем. И еще написано в книге Псалмов, рукой Давида, царя Израиля: Учение из уст твоих дороже мне тысяч золотых и серебряных монет» (6:9).
Сравните прочитанные тексты:
Какая общая мысль их объединяет?
Каким богатством, по мнению мудрецов, следует дорожить больше: духовным богатством, какое дает изучение Торы, или материальными благами? Почему?
Прочитайте стихотворение Семена Фруга «Изгнанники». Поэт жил во второй половине прошлого века, в эпоху Гаскалы и первых шагов эмансипации. Он был одним из первых еврейских поэтов, писавших на русском языке.
Изгнанники
— Что спасла ты от богатства, разоренного врагами,
В день, когда Господня кара пронеслась над нами?
— О, супруг мой, в день ужасный из всего, чем я владела,
Шелк, парчу, ковер и бархат я спасти успела...
— Шелк, парча, ковер и бархат... Ими ль будешь ты богата?
Брось ковры с парчою в пламя, бархат — в глубь Ефрата...
— Дочь моя! В огне, в руинах наша родина святая...
Чем же ты ее вспомянешь средь чужого края?
— Белых лилий из долины под Кармельскою горою...
— Не цвести им, не сребриться свежею росою
На лугах чужбины мрачной, крупным жемчугом играя,
В блеске розового утра... Брось их, брось, родная...
— Ты, мой сын, что взял с собою против дикой вражьей силы?
— Меч и заступ: меч для битвы, заступ — для могилы...
— Нет, не меч нам нужен, сын мой! Наша сила и спасенье
Не в железе, обреченном ржавчине и тленью...
Для защиты от гоненья, для борьбы со злом и ложью
Я иное спас оружье — спас я Слово Божье.
Не слабеет и не вянет, и не ржавеет то слово —
Вечно живо, вечно юно, вечно, вечно ново...
Как поэт выражает своеобразие духовного мира еврейского народа в пору изгнания? В чем основная мысль стихотворения сходится с поучениями еврейских мудрецов? Подумайте, почему стихотворение построено как д и а л о г мужа и жены, матери и дочери, отца и сына. О каком «дне Господней кары» рассказывает поэт?
Прочитайте отрывок из другого стихотворения Семена Фруга.
Мудрец и народный учитель
Народ спешит со всех сторон,
Кумиру новому готовый
Возжечь алтарь... Но кто же он,
Избранник славный, незнакомый?
Вот выступил старик суровый:
— Скажи нам, кто ты, для чудес
Представший ныне перед нами?
Пророк ли, в хартии небес
Прозревший светлыми очами?
Господних скиний строгий жрец?
Святой подвижник иль мудрец,
Могучий мыслью своевольной?..
Но тот премудрому в ответ:
— Пророк... Подвижник... Жрец... О, нет!
Нет, равви: я — учитель школьный.
— Но чем Небесному Царю
Ты стал угоден?
— Чем? Не знаю.
Учу детей по букварю
И никогда не различаю
Меж богачом и бедняком,
Меж господином и рабом, —
И всей душою день за днем
За то Творца благославляю...
Как вы считаете, случайно ли разошлись представления о «пророке» ожидаемом и реальном? Чьи знакомые вам из русской истории и литературы черты воплотились в образе еврейского школьного учителя? На каком языке написан букварь, по которому учитель учит еврейских детей? Школа, в которой он их учит, — государственная или нет? Как, по-вашему:
Актуально ли это стихотворение и сегодня?
Как оно связано с представлением о еврейских ценностях в современной школе?
Почему стихотворение построено как д и а л о г между раби и учителем?
Какая внутренняя связь существует между тем и другим, и что придает им несхожесть?
Раскройте аллегорический смысл слов раби Тарфона.
Раби Тарфон говорил: «День короток, а работы много, работники ленивы, но плата велика, и хозяин торопит» (2:15).
Ответьте на следующие вопросы:
Что общего у раби Тарфона c обоими персонажами прочитанного стихотворения: «раби» и «народным учителем» — просветителем периода Гаскалы?
Преодолен ли сегодня разрыв между тем и другим?
Какие пути к восстановлению единства еврейского народа и еврейской традиции вы видите?
Заключение
Большинство мудрецов, чьи высказывания составляют трактат Авот, подчеркивают важность изучения Торы в жизни каждого человека. Передача Торы от поколения к поколению, от учителей к ученикам — условие сохранения традиции и самого народа. Не случайно трактат «Пиркей Авот» начинается словами:
Моше получил закон на Синае и передал его Иегошуа, сыну Нуна; Иегошуа — старейшинам; старейшины — пророкам, а пророки передали его мужам Великого собрания.
Мужи Великого собрания дали три указания: судите обдуманно, воспитывайте побольше учеников и создавайте ограду для закона.
Раббан Гамлиэль говорил: «Ученик неискренний да не войдёт в дом учения». Шаммаю принадлежат слова: «Обучать следует лишь человека умного, скромного и достойного происхождения». Однако, в конечном счете, возобладала точка зрения Гиллеля: «Обучать надо каждого, и тогда многие грешники в Израиле приблизятся к учению и станут праведными, благочестивыми и честными».
В нацистских лагерях смерти цвет ассимилированного немецкого еврейства начинал вдруг читать Танах или даже изучать иврит. Прежде чем опустится тьма, люди хотели понять, кто они и зачем явились в этот мир.
1
Здесь и далее цитируется по изданию: Трактат Авот с комментариями Пинхаса Кегати. Иерусалим.
2
Раби Иосе, сын Кисмы, учил Торе в Кесарии. Он был современником раби Ханины, сына Терадиона.
|
|