Холодная осень 2003-го
Тему воскресных школ наш альманах поднимал неоднократно. Наиболее объемной публикацией, непосредственно связанной с развитием этой сферы неформального еврейского образования, была статья в 12 номере НЕШ «Дневная и воскресные школы: о чем молчат директора». Помимо разговора о непростых взаимоотношениях между дневными и воскресными школами, мы привели в ней некоторые статистические данные по воскресным школам России, которые хотели бы напомнить перед началом нашего невеселого рассказа.
Итак, воскресные школы в фактах и цифрах – как это было в 2001-2002 учебном году:
Среднее количество преподавателей в российской воскресной школе – 6 человек
Среднее количество учеников – около 40
Основные предметы учебного плана: иврит, еврейская традиция, история еврейского народа наличествовали во всех опрошенных нами школах. Также в большинстве школ преподавалась такие предметы, как музыка, хореография, ИЗО. Велись программы для взрослых и старших школьников.
Средний «возраст» школ составлял 8,3 года на момент опроса. То есть сейчас многим из них было бы по 10 и более лет. Это довольно солидный возраст для еврейского учебного заведения.
Приятно удивил нас тогда уровень подготовки кадров воскресных школ. В 70% опрошенных школ учителя проходили различные курсы повышения квалификации 1-2 раза в год. При этом стоит отметить, что в выборку опроса вошли школы из так называемых «малых городов», с небольшими еврейскими общинами, а следовательно, менее охваченные деятельностью различных функционировавших на тот момент методических объединений.
Приведенные выше цифры, вкупе с прочими результатами опроса, показали наличие достаточно устойчивой образовательной системы, охватывавшей весьма большое количество детей (по приблизительным оценкам, например 1999-2001 гг. по всей территории бывшего СССР количество учеников системы дополнительного образования, в которой, на тот момент, воскресные школы превалировали, составляло от 10 с половиной до 11 тысяч учащихся ) Система отличалась также высоким уровнем работающих в ней специалистов. Часть из них, будучи также занятой в других областях еврейского образования, проходила обучение и курсы повышения квалификации в рамках деятельности все тех структур, в которых она состояла. Помимо этого, существовало несколько программ, направленных специально на подготовку и обучение сотрудников неформального образования .
Перемены в жизни воскресных школ грянули неожиданно. В августе 2003 года, за месяц до начала нового учебного года («мертвый сезон» почти в любой образовательной системе) было созвано экстренное совещание директоров воскресных школ. На нем Министерство Образования Израиля сообщило, что прекращает финансирование и поддержку воскресных школ. Само по себе такое известие было для всех крайне неприятной неожиданностью, но, кроме того, многие директора просто не смогли прибыть на этот семинар и не подозревали о принятом Министерством решении до самого начала учебного года, ибо их никто не известил. Такая неразбериха только усугубила растерянность школ.
Итак, Министерство образования Израиля покинуло ниву российского еврейского образования, а его «правопреемником» стал Сохнут, на который, помимо воскресных, «свалились» также общеобразовательные школы. Такая ситуация не способствовала, разумеется, оперативному принятию каких-то управленческих решений. Понятно, что сперва надо было разобраться с общеобразовательными школами, а уж потом заботиться о воскресных… Словом, как в анекдоте: «А вы больной, пока не дышите, подождите».
Все это время директора воскресных школ пребывали в информационном вакууме. Получив нежданный дар, Еврейское Агентство не приняло на себя финансирование воскресных школ в целом, ограничившись подписанием договоров с некоторыми из них . Общинные центры предоставили некоторым школам помещение для занятий, где учителя могли заниматься с детьми на общественных началах.
К чести энтузиастов еврейского образования, часть школ действительно перешла на «волонтерский» режим, держась исключительно на энтузиазме педагогов и администраторов. Часть школ начала искать другие источники финансирования, но многие были вынуждены закрыться (интересно, а долго бы продержался сам Сохнут, если бы его сотрудники перестали получать зарплату?). Все это весьма печально, особенно если учесть, что при всей масштабности проблемы решение ее вовсе не требует серьезных средств. Ведь средний месячный бюджет воскресной школы на 20-25 учеников – всего 100-150 долларов.
Для того, чтобы хоть немного прояснить сложившуюся ситуацию, осенью и зимой 2003 НЕШ проводил опросы школ, открытых в свое время Министерством образования Израиля. Нам удалось проследить развитие ситуации примерно в пятидесяти школах СНГ и Балтии. Всего за это время по школам было сделано около 140 запросов (телефонных звонков и писем), на которые откликнулись, как видно из объема выборки, далеко не все. Какая-то часть школ, возможно просто уже перестала существовать.
Опросы должны были выявить, какие изменения произошли в управлении школой, кто взял над ней патронаж, откуда идет финансирование и насколько оно устраивает коллектив .
Чтобы быть максимально объективными, сосредоточим внимание на воскресных школах Российской Федерации, которые составили наиболее репрезентативную выборку.
В России было опрошено 38 школ, в которых обучались 650 детей.
Пятнадцать из них получали финансирование исключительно от Министерства образования Израиля и не имели иной поддержки. Их положение особенно драматично, он, по сути, были просто брошены на произвол судьбы и формально закрыты .
Восемь школ перешли на упоминавшийся волонтерский режим. Это означает, что преподаватели не получают зарплаты за свою работу, и сами покрывают все расходные материалы, а если надо – то и счета за коммунальные услуги, арендную плату и т.п. Учитывая уровень личных доходов российской «бюджетной» интеллигенции, не приходится удивляться, что респонденты из таких школ весьма пессимистичны в видах на будущее. Перспективы спрятаться под чьим-то крылом – Сохнута ли, ФЕОРа, или общинного центра весьма расплывчаты. Тем более что такой переход не дает гарантии сохранения воскресной школы в том виде, в каком она довольно успешно (как свидетельствуют цифры), функционировала.
Проблема насильственной трансформации воскресной школы – местного образовательного учреждения со своими сложившимися и прочными традициями, выросшего, в отличие от многих других, из бескорыстной тяги к еврейской культуре, – эта проблема особенно остро встала при переходе под опеку Сохнута, который после нескольких месяцев томительного бездействия, начал «усыновлять» бесхозные школы. Ряду воскресных школ предложено переквалифицироваться в ДЕТЦы – детские еврейские творческие центры. Это связано с серьезными изменениями в программе школы, ведь программа ДЕТЦев связана с проектом «Лимудия». В частности, ДЕТЦе сокращается количество предметов еврейского цикла, причем еврейская история и традиция неорганично «сливаются» в один курс, и за счет подобной рационализации добавляются английский и ПК, необходимые будущему израильскому школьнику. Уже на этой фазе происходит серьезный отсев детей. На графике, основанном на данных семи российских школ, показаны масштабы этого отсева.
Видно, что только в одном случае из семи количество учеников увеличилось. Столь печальная динамика объясняется рядом причин:
часть учащихся не устраивает новая учебная программа
часть не подходит по возрасту. В ДЕТЦе, как правило, оставляют детей до 12 лет. Ребятам же постарше предлагают перейти в «Лимудию». Стоит учесть, что не далеко не все хотят репатриироваться в Израиль, а потому, не будучи заинтересованными в «Лимудие» и лишенные возможности заниматься по привычной программе в воскресной школе, они просто уходят из еврейского образования. Что ж, евреи нужны Сохнуту только в Израиле, ведь Еврейское агентство и создавалось для содействия репатриации…
В большинстве случаев при трансформации школы происходит частичная (а иногда и полная) смена преподавательского состава, что тоже не безразлично ученикам и родителей. Сохнут назначает в качестве преподавателей своих вожатых-«мадрихов», отказываясь от услуг педагогов, работавших до этого в школе. В ходе опроса выявилось большое число некорректных кадровых решений, предпринятых ответственными лицами в местных отделениях ЕАР.
Из упоминавшихся выше 15 школ, получавших финансирование исключительно от Министерства образования Израиля и фактически закрывшихся в сентябре, семь сумели пережить «клиническую смерть» перейдя к Сохнуту или ФЕОРу. По всей же выборке динамика изменения числа учащихся выглядит примерно так:
Тип ситуации:
|
Было детей
|
Стало (январь 2004)
|
Разница
|
В школах, закрытых окончательно
|
225
|
-
|
225
|
Перешедших на "волонтерский" режим
|
270
|
250
|
20
|
Перешедших в Сохнут
|
275
|
165
|
110
|
Перешедших в другие структуры
|
425
|
380
|
45
|
Итого
|
1195
|
795
|
400
|
К этому надо добавить, что как минимум три «волонтерские» школы сообщили, что долго функционировать без стороннего финансирования не смогут и закроются. В них обучается около 200 детей. Многие директора воскресных школ говорят также о том, что переформирование бывшей воскресной школы в организацию иного типа (а это сплошь и рядом обязательное условие финансирования) вызовет (или уже вызывает) массовый отток детей и родителей. Учитывая то, что по имеющимся данным, сокращение в составе учеников, при, например, переформировании школы в ДЕТЦ или подростковый клуб, достигает порой 50%, можно предположить, что далеко не все из упомянутых 200 детей продолжат свои занятия, если волонтерские школы будут переформированы.
Мы видим, что итогом недальновидных действий стал тот факт, что из сферы еврейского образования за три месяца 2003 и один месяц 2004 годов ушло приблизительно четыреста детей. Подчеркнем – эта цифра – результат опроса по весьма небольшой выборке в Российской Федерации. Аналогичные процессы происходят по всей территории бывшего СССР. Общая реальная цифра, в таком случае, как минимум, перевалит за тысячу. Известно, что тот, кто спас одну еврейскую душу, спас целый мир. А кто мог спасти, и не спас? И не одну душу, а тысячу? Похоже, подобные сантименты не трогают стратегов великого дела собирания диаспоры.
Если какую-то часть из этой тысячи отсеявшихся удастся вернуть в «лоно» еврейского образования, то произойдет это не только с количественными, но и с качественными потерями. Эффективность системы неформального образования уже сейчас серьезно нарушена, ведь помимо оттока учащихся идет и отток, чаще вынужденный, квалифицированных кадров. Не стоит забывать, что при многих школах существовали специальные программы для родителей. Нет никакой гарантии, что участники этих программ автоматически перейдут в аналогичные программы «подхвативших» школу институций.
Теперь несколько слов в защиту Сохнута. Говоря о проблемах воскресных школ, мы в основном упоминали эту организацию, ибо так получилось, что на нее внезапно свалилась ответственность за еврейское образование в СНГ, но не свалились предназначенные на его развитие бюджеты. Ни педагоги, ни наша редколлегия не испытывают предубеждения против организации, которая вынуждена оперативно решать много разнообразных задач, среди которых приоритетность проблемы воскресных школ невысока. Однако факт остается фактом: материалы, полученные в ходе нашего опроса, говорят о том, что переход воскресных школ под «крылышко» ЕАР происходит более болезненно, нежели в ФЕОР или общинный центр. Впрочем, и с последними двумя структурами не все гладко. Правда статистика по нашей выборке говорит о том, что хотя бы потеря детей в этих случаях значительно меньше. Кроме того, наш более пристальный интерес к деятельности Сохнута определяется тем, что он намерен воспользоваться «наследием» местного неформального образования для оживления своих собственных программ…
Увы, многие директора воскресных школ оказались морально не готовы к разразившемуся кризису, хотя, учитывая обстоятельства, это не удивительно. Однако драгоценное время уходит, быстрого разрешения возникших проблем ждать не приходится, да и не откуда. Возможно, настал момент взять инициативу в свои руки. Мы уже упоминали о том, что бюджет воскресной школы невелик – школа с 15-20 учениками способна просуществовать на 50-70 долларов в месяц, с 40 учениками (как в среднем по России) – около 120. Такие суммы вполне реально изыскать у независимых грантодателей или частных спонсоров. К сожалению, многим из директоров даже не приходит в голову идея подобного финансирования – слишком уж силен стереотип, что школа должна «кормиться» в огороде какой-либо официальной организации. Очень часто по той же причине рационально не используются собственные ресурсы – как правило, более обеспеченные родители вполне могут взять на себя некоторую часть расходов по школе, а найти помещение для занятий на несколько часов в неделю, да еще в выходной, тоже не представляет неразрешимой проблемы. Одна из бед всего еврейского, и не только неформального, образования в том, что страх независимости часто парализует даже талантливых и творческих администраторов и учителей.
Директорам же и преподавателям воскресных школ мы предлагаем свою поддержку – пишите нам, если ваша школа находится в критической ситуации. Мы постараемся помочь вам в поисках спонсора, а кроме того, воспользовавшись нашими коммуникативными возможностями, сможем рассказать о вашей школе на русском, иврите и английском и хотя бы привлечь внимание к ее судьбе.
Тех не обязательно очень богатых людей, кто готов потратить несколько сот или тысяч долларов на еврейское образование и финансово поддержать какую-либо воскресную школу, мы также приглашаем связаться с нами поскорее. Уже сейчас мы располагаем перечнем школ, нуждающихся в срочной финансовой поддержке. Если средства не будут оперативно изысканы, большинство из них закроется в ближайшие полгода.
А о том, как будут развиваться события дальше, мы обещаем систематически информировать наших читателей.
З. А. Рохлин, исследовательский центр «НЕШ»