Наталья Бартенева, Новокузнецк
Наши ученики – наши дети
В нашу Новокузнецкую воскресную школу ходят 20 детей, которых обучают 3 преподавателей. Мы начали свою работу в 1994/1995 году при поддержке Посольства Израиля. Кроме обычных для воскресной школы предметов: традиции, иврита, танцев, музыки, в школе работал театр (руководитель – Александр Бартеньев), спектакли которого украшали не только городские праздники, но и сцены городов Сибири.
В последнее время мы, как и все, остались без финансирования, поскольку в Израиле решили передать воскресные школы Сохнуту. И с сентября прошлого года Сохнут кормил нас обещаниями взять на себя финансирование нашей воскресной школы. У нас запросили сведения о бюджете, списки учеников, и учителей, и всё время обнадеживали, говоря, что финансирование воскресной школы возобновится с 1 января. А до тех пор надо как-нибудь перебиться несколько месяцев. И мы перебивались. Но вот прошел Новый год, и оказалось, что Сохнут решил открыть у нас в городе «Лимудию». Причем не только для старших, но и для младших школьников. Однако набор предметов таков, что только для детей 7-12 лет можно организовать традиционные для воскресной школы занятия: традиция, история, музыка. Ребята же старше 12 должны будут изучать предметы, по которым проводится итоговое тестирование: история и традиции (как один предмет), иврит, математика, русский язык, психометрия.
Лимудия предназначена для подготовки детей к репатриации. Зачем учиться в Лимудие детям, которые ещё не решили ехать в Израиль, так мне толково никто и не объяснил. Возможно, мы как-нибудь приспособились бы, если бы Сохнут хотя бы оставил прежних преподавателей, создателей школы и ее энтузиастов, у которых с детьми существуют давние и близкие отношения, иногда почти родственные. Но Ира Глушкова из отдела образования Новосибирского Сохнута объяснила мне, что в качестве преподавателей они предпочтут набрать студентов, поскольку студенты лучше знают, как готовить детей к тестированию. Кроме того, по ее словам им не разрешают сейчас брать на работу «новых людей» - т.е старых учителей! – поскольку такова установка Бориса Мафцира, которого они именно так поняли.
Эти два объяснения противоречат одно другому, но позволяют сделать вывод: мы, старые преподаватели, в Сохнуте не ко двору. Лишь для некоторых молодых в Сохнуте готовы сделать исключение. Получается, например, из нашей школы нельзя взять преподавателя иврита Александра Бартенева, потому что он «пожилой» (ему 50 лет). И это несмотря на то, что Бартенев создавал школу! Иврит он знает на достаточном уровне не только для воскресной школы, но и для Лимудии. Нельзя взять в Лимудию квалифицированного преподавателя музыки Ольгу Фихман, но зато можно – юных мадрихов, которые изучали предметы еврейского цикла в объёме Сохнутовских семинаров для молодёжи.
Перед лицом такой несправедливости и неуважения к людям я приняла решение не участвовать в Лимудие, и не только преподавателей своих не отдавать, но и учеников.
Попытаюсь найти деньги из других источников. Если не удастся – этот учебный год доработаю на общественных началах, а там придется школу оставить... Сохнут не поддерживает воскресные школы, и не собирался их поддерживать. Он их закрывает. На их месте открывает свои лимудии и заниматься еврейским образованием для детей не будет.
Я знаю, что такая ситуация не только у нас, кое-где в других городах ещё хуже. Опыт и любовь к своему делу учителей воскресных школ Сохнуту просто не нужен. Видимо, тот факт, что мы выросли из местной почвы, что наши ученики – это еще и наши дети – только мешает Сохнуту.