НЕТРАДИЦИОННО О ТРАДИЦИЯХ.
 


[назад] [Нетрадиционно о традициях] [Главная страница]

ТЕМА № IV: МЕГИЛАТ ЭСТЕР.
 
УРОК № 6 (25): МЕГИЛАТ ЭСТЕР. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК.

Карачун Рувим

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН, СУТЬ МАТЕРИАЛА МЕТОДИКА УРОКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Закрепить и обобщить знания учащихся по тексту Свитка Эстер, дать ребятам возможность выработать и изложить свое понимание основных идей Свитка.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Организацией творческой работы по Свитку Эстер способствовать развитию навыков учащихся по самостоятельной трансформации полученных знаний и выработке собственного отношения к изучаемому материалу.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Определением тематики творческих работ способствовать воспитанию у ребят чувства принадлежности к еврейскому народу, тем самым способствовать самоидентификации учащихся.

I. ВВЕДЕНИЕ:
  1. Изучение какого Свитка мы завершили?
  2. Когда у евреев принято читать этот Свиток?
  3. Какие обычаи и традиции, связанные с праздником Пурим вам известны и каково их значение?
  4. Как вы можете объяснить решение еврейских мудрецов читать первую главу Свитка накануне Пурима?
II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:
  1. Организация творческой работы:
    1. Объявление тем для творческой работы: «Аманы сегодняшних дней», «Свиток Эстер учит…», «Наедине с Мегилат Эстер», «Значение Свитка Эстер для евреев диаспоры сегодня»
  2. Требования к выполнению творческой работы на этом уроке:
    1. Абсолютная самостоятельность работы.
    2. Обязательность работы с текстом источника (цитаты, подтверждения утверждений).
    3. Объем работы (не более двух страниц).
    4. Возможность исправления оценки за работу в течение недели после объявления оценки.
  3. Написание самостоятельной творческой работы на одну из предложенных учителем тем. Возможно, как вариант в слабом классе, собеседование по тем же темам.
  4. При соответствующей подготовке возможно как вариант дать коллективную творческую работу по группам сменного состава. Деловая игра в «респонсы» и ответы на них: класс разбивается на две-три группы, которые, по выделенным учителем главам книги, составляют группой вопросы по спорным на их взгляд утверждениям Свитка Эстер и направляют эти вопросы для ответа другой группе.
  1. Фронтальный опрос учащихся.
     
    До 10 минут
     
  2. Написание творческой работы.
     
    До 35 минут

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
  1. Ктувим, Эстер.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
  1. Повторить основные вопросы изученной темы.

КАК ЭТО ДЕЛАЮ Я, ИЛИ ЗАМЕТКИ НА ОБОРОТЕ
К УРОКУ № 6 (25): ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ.
РАБОТА С ОПОРНОЙ ТАБЛИЦЕЙ «ОСНОВНЫЕ МИЦВОТ ПРАЗДНИКА ПУРИМ»:

На примере работы с опорной таблицей по традициям праздника Пурим, я хотел бы показать, как я использую опорные таблицы на повторительно-обобщающих уроках. Вообще говоря, опорная таблица позволяет учителю проявлять почти неограниченный творческий подход в своей деятельности. В частности, наша очень простая на вид опорная табличка дает мне возможность, во-первых, связать изучаемый материал с ивритом, во-вторых, закрепить изученный нами ранее, материал по традициям праздника Пурим, в-третьих, не только систематизировать знания ребят, но и дать им возможность для творческой деятельности. Как же можно работать с такой таблицей?

На первом этапе работы, при рассказе об основных традициях праздника я использую эту таблицу просто как наглядный материал, который позволяет ребятам зрительно запоминать изложенное учителем.

Второй раз мы возвращаемся к таблице на уроке иврита. По предварительной договоренности, учителя иврита на своих уроках раскрывают значение терминов, связанных с традициями праздника, находят синонимы изучаемым понятиям и их объяснения. Тут же учителя просят ребят рассказать о тех обычаях Пурима, которые они уже изучали на уроках традиций.

И третий раз ребята встречаются с таблицей на повторительно-обобщающем уроке, но уже в несколько непривычном виде. Я заранее снимаю ксерокопию таблицы и нарезаю ее горизонтально, примерно по линиям свитков. Далее эти полоски я разрезаю вертикально на три части, так чтобы на одной были термины на иврите, на второй – транскрипция, а на третьей – русский перевод. Получившиеся кусочки я раздаю ребятам и прошу их выполнить три задания:

  1. Соединить кусочки таким образом, чтобы на одной полоске было восстановлено название традиции праздника на иврите, его транскрипция и название на русском языке. Это самое простое задание и, как правило, ребята с ним справляются довольно быстро. Иногда, в подготовленном классе, чтобы продолжить обучение в группах, я усложняю это задание. Рассадив ребят по двум-трем группам, я перемешиваю нарезанные кусочки, соответственно двух-трех ксерокопий таблицы, и раздаю их неровными пачками. Понятно, что в такой пачке могут быть повторы некоторых слов, а некоторых может чего-то не доставать. Поэтому я заранее предупреждаю ребят, что им нужно просчитать, что у них в избытке и чего не хватает, чтобы поменяться с соседними группами. Такое задание несколько оживляет работу ребят на первом этапе и быстрее сплачивает группу.
  2. Добавить недостающие в таблице на их взгляд традиции, связанные с праздником Пурим. Так, например, ребята вспоминают, что перед праздником есть пост Эстер, который я в табличку не включил. А почему?
  3. Теперь ребятам необходимо расположить уже собранные полоски с мицвот в той последовательности, которую они считают правильной. Разумеется, кто-то помнит, что есть традиции, заповеданные самим свитком, есть установленные еврейскими мудрецами, а есть особенности, характерные только для определенных общин.

И вот только после такой предварительной работы группы начинают представлять итоги своей деятельности. Каждой группе предстоит не только представить результат совместного поиска, но и ответить на вопросы ребят из других групп, доказывая правильность своей точки зрения.

И вряд ли кто-нибудь из них догадывается, что мне вовсе не важно, в каком порядке они уложили свои таблички, куда важней для меня то, что они работали, и работали вместе. Вероятно, в результате именно совместного творчества уже позже, на итоговом уроке, и появляются такие сочинения, как «Наедине с Мегилат Эстер» или «Современные Аманы»…


[урок 1] [урок 2] [урок 3] [урок 4] [урок 5] [урок 6]


[назад] [Нетрадиционно о традициях]
 

переход на главную страницу гостевая книга
Педагогический Клуб "Новая Еврейская Школа"
Ваши отзывы, замечания и предложения посылайте по адресу:
197022 Россия, Санкт-Петербург, а/я 44 "Новая Еврейская Школа"
тел./факс: +7 (812) 233-8636   e-mail: hanaR@mail.infostar.ru
Webmaster: Нина Галеркина