Глава 7. Итоги и общий взгляд.
Теперь, после того, как мы рассмотрели все сменные игры в этом сборнике, дадим общий взгляд на них. Следует только помнить, что не все приведенные игры — сменные. Можно изобрести и другие игры, а можно придумать другие интересные версии уже рассмотренных игр, более того, сменные игры — это не все. Можно использовать на занятиях игры, которые не являются сменные, то есть игры, которые не могут быть использованы по различным темам, а только по одной теме. Сменные игры не лучше и не хуже игр, которые не сменные, однако у них есть одно важное преимущество: их можно использовать в разных темах занятий, и это помогает мадриху при планировании занятия — он не должен изобретать специальную игру для каждой новой темы, а может выбрать для нее соответствующую сменную игру, и именно поэтому мы посвятили эту брошюру сменные играм.
Важно обратить внимание на то, что каждая из приведенных игр может служить реализации различных целей: одна игра лучше для того, чтобы ханихи узнали новые факты по теме игры; другая — эффективнее для того, чтобы ханихи прочувствовали то или иное явление; третья игра более пригодна для того, чтобы пробудить мыслительные способности ханихов по определенной теме; четвертая — для обобщения темы; пятая — для привлечения внимания ханихов к определенным особенностям изучаемого явления и так далее. Поэтому, то, чего можно достичь при помощи ролевых игр, невозможно достичь, используя игру бинго; тех целей, которые можно достичь, используя бинго, не достичь при помощи ролевых игр или конкурса убеждения; цели, достижимой игрой конкурс убеждения, не достичь викториной соответствий или наблюдениями, и так далее. Поэтому давайте рассмотрим еще раз изученные нами сменные игры и основные цели, которые можно достичь с их помощью.
Название игры
|
Цели игры
|
Все игры
|
пробудить интерес к теме игры (игра открытия)
создать атмосферу, соответствующую теме игры
|
Бинго
|
|
Бинго, использующие знания
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая)
|
Бинго по сбору информации
|
углубить знакомство ханихов с темой и расширить их знания
|
Бинго, использующие мыслительные способности
|
углубить понимание ханихами темы и развить у них способность анализа этой темы
|
Домино
|
|
Домино, использующие знания
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая)
|
Домино по сбору информации
|
углубить знакомство ханихов с темой и расширить их знания
|
Домино мыслительные способности
|
углубить понимание ханихами темы и развить у них способность анализа этой темы
|
«Торговля»
|
|
«Торговля», использующая знания
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая)
|
«Торговля» по сбору информации
|
углубить знакомство ханихов с темой и расширить их знания
|
«Торговля» по выражению мнений
|
углубить понимание ханихами темы и развить у них способность анализа этой темы
|
Целевые игры
|
|
Загадка исчезновения
|
расширить знания ханихов по теме
|
Конкурс заданий
|
в соответствии с заданиями игры: знания, понимание, заинтересованность, итог или начало
|
Конкурс станций
|
в соответствии с заданиями игры: знания, понимание, заинтересованность, итог или начало, особенно — итог различных аспектов темы.
|
Вечеринка с заданиями
|
в соответствии с заданиями игры: знания, понимание, заинтересованность, итог или начало, особенно — итог различных аспектов темы.
|
Наблюдение
|
познакомиться с новой темой
побудить ханихов выработать позицию по теме
обратить внимание ханихов на различные явления
|
Наблюдение за инсценированным событием
|
обратить внимание ханихов на различные социальные явления
|
Опрос
|
показать различные взгляды, убеждения, позиции и образы жизни людей
|
Игры с таблицами
|
|
Игра с таблицей
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая), углубить знакомство ханихов с темой, понимание темы и развить их мыслительные способности по теме
|
Маршруты
|
в соответствии с заданиями: углубить понимание темы, расширить знания ханихов по теме (в основном, занятие открытия или итоговое)
|
Игры на убеждение
|
|
Конкурс убеждения
|
узнать различные мнения, аргументы и доводы по теме игры, чтобы позволить ханиху более глубоко использовать мыслительные способности
|
Викторины
|
|
Викторина соответствий
|
познакомить ханихов с новой темой и расширить их знания по теме, обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая)
|
Викторина «Быстрый поиск»
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая), дать им новые знания по теме
|
Викторина обменов
|
познакомить ханихов с новой темой, дать им новые знания по теме
|
Викторина выбора
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая), дать им новые знания по теме
|
«Шницель Борщ»
|
обобщить и расширить знания ханихов по теме (главным образом, игра открытия или итоговая), дать им новые знания по теме
|
Викторина перелистывания
|
познакомить ханихов с новой темой, дать им новые знания по теме
|
Театральные игры
|
|
Ролевая игра
|
обратить внимание ханихов на различные явления, дать им прочувствовать определенную тему
|
«Узнай меня»
|
дать ханихам прочувствовать, как абстрактные идеи и представления находят свое выражение в жизни, обратить внимание ханихов на определенные явления
|
Таким образом, каждая игра служит реализации своих целей. Поэтому, когда мы начинаем планировать занятие и хотим использовать сменную игру, мы должны четко определить цель, которую мы хотим достичь. Недостаточно, чтобы игра соответствовала теме занятия, она должна соответствовать той цели, которую ставит себе мадрих. (см. также брошюру «От цели к занятию» этой же серии). Поупражняемся в этом.
Упражнение 7.1. Различные формы поселений.
Важно узнать различия в образе жизни, чтобы мы лучше осознавали различные возможности, раскрывающиеся перед нами, и могли обогатить наши взгляды на людей. Поэтому время от времени важно проводить занятия в группе, посвященные разным стилям жизни, и углубить знакомство ханихов с различными жизненными позициями людей: познакомить их с разнообразными обычаями, специальностями, системами общественных взаимоотношений, верованиями, распорядками дня, и, среди прочего, жизнью в различных формах поселений: жизнью в киббуце, в мошаве, в большом городе, маленьком городке, городах развития.
Разработайте игру или серию из уже известных вам игр, цель которых — познакомить ханихов с различием в образе жизни в различных населенных пунктах и с преимуществами и недостатками каждого из них.
Ответ.
Чтобы познакомиться с различными видами населенных пунктов, можно использовать викторину соответствий, викторину перелистывания или викторину обменов, то есть, игры, дающие возможность учиться на основании новых фактов. В этих викторинах могут появиться вопросы типа:
Каково среднее население киббуца? Как становятся членом киббуца? Как мошавы реализовывают свою продукцию? И так далее.
В этих трех викторинах ханихи ищут ответы на вопросы, и в ходе поисков учат новые важные факты. (Другие рассмотренные викторины основываются на том, что ханихи уже знакомы с темой и поэтому не соответствуют нашей цели). Но факты для знакомства — это не все. Чтобы по-настоящему познакомиться, нужно посмотреть, поговорить с людьми, и это можно сделать при помощи наблюдений и опросов, которые можно провести, посещая город, киббуц, мошав или город развития. Наблюдения ханихи будут проводить при помощи листов наблюдения, которые помогут им обратить внимание на важные особенности того места, где они находятся. Опросы ханихи также будут проводить при помощи опросных листов, в которых будут отмечены пункты, могущие заинтересовать ханихов: распорядок дня жителей, встречи, взаимодействия, культурные события и т.д. В такой поездке, где ханихи наблюдали бы и беседовали с местными жителями, они могли бы получить общее впечатление от особенностей жизни в том или ином поселении. Как мы видели в главах, посвященных опросам и наблюдениям, необходимо подводить итог занятия выставкой, представлением или в любой другой форме, тогда ханихи получат общий взгляд на всю изучаемую тему в целом.
А как познакомить ханихов с преимуществами и недостатками жизни в том или ином поселении? Это можно сделать в ходе экскурсии: одним из пунктов в листах опросов и наблюдений будет «достоинства и недостатки этого типа поселения». Таким образом, в ходе наблюдений или бесед ханихи постараются обнаружить положительные и отрицательные стороны жизни в том месте, где они будут находиться, а свои выводы они смогут представить на итоговом мероприятии. Если вы хотите акцентировать внимание ханихов именно на этом вопросе, то можно добавить в серию занятий конкурс убеждения, где каждая команда представляла бы один из видов поселений. Мадрих зачитывал бы вопросы, как например:
Какое поселения лучше с социальной точки зрения? А с точки зрения культурных мероприятий? А с экономической точки зрения? А с точки зрения семейной жизни? И т.д.
После каждого вопроса каждая команда по очереди пытается убедить судейскую бригаду, что форма жизни в том поселении, которое они представляют, лучше именно с этой точки зрения. Судейская бригада присуждает баллы командам, чьи аргументы были убедительнее. Таким образом, ханихи узнают различные аргументы за и против разных форм поселения, сравнят их достоинства и недостатки и так далее.
Упражнение 7.2. Группы.
Люди собираются в группы различных видов: товарищеская компания в молодежном клубе, футбольная команда, группа ожидающих на остановке автобуса людей, класс в школе, отделение в армии, зрители в зале кинотеатра, домовой комитет и т.д. У каждой такой группы есть свои характеристики, похожие на характерные черты одних групп и отличающиеся от характерных черт других групп. Например, часть приведенных групп — одноразовые (например, зрителе в кинозале), а часть групп создается на длительное время (например, класс в школе). Участники каких-то групп знакомы друг с другом (класс в школе), а других — не знакомы друг с другом (очередь на остановке). Какие-то группы собрались для достижения общих для всей группы целей, а другие группы состоят из участников, каждый из которых преследует свои личные цели. В части групп есть глубокие контакты между участниками, а в другой части — контакты участников поверхностны. И так далее.
Желательно обратить внимание ханихов на те или иные социальные явления, дабы развить их способности вглядываться в окружающее и анализировать происходящее. Это понимание обогатит их мировоззрение и улучшит их возможности общественно полезных действий. Разработайте занятия из рассмотренных нами игр, цель которых — обратить внимание ханихов на различные характерные особенности различных групп.
Ответ.
Игры, наиболее подходящие для анализа и сравнения, это игры с карточками: бинго, домино и «Торговля». В этих играх ханихам потребуется найти соответствие между карточками так, чтобы характеристика, написанная на одной карточке, соответствовала группе, написанной на другой карточке. Например, они подобрали «группа учителей школы» и «члены этой группы имеют сходные профессиональные интересы».
Например, если мы решим проводить бинго, то в заголовке таблицы появится описание группы, а на карточках — характеристики групп. Например, в качестве заголовков может появиться: «группа основана, исходя из профессиональных целей», «группа людей, находящихся в лифте», «группа лидеров» и т.д., а на карточках — «члены этой группы ведут себя одинаково», «члены этой группы постоянно встречаются» или «челны спортклуба».
Мадрих одну за другой зачитывает карточки, а каждый ханих, полагающий, что карточка соответствует его таблице, называет заголовок таблицы. Первый, кто назвал, получает карточку, однако ханихи общим голосованием могут решить, что карточка не подходит этой таблице. Так ханихи анализируют характеристики различных групп, выделяя общие и отличающиеся качества.
Подобным же образом можно организовать игру «Торговля». Каждый ханих должен собрать одну карточку, на которой приведено описание группы и 3 карточки, описывающие характеристики этой группы. Например,
Группа была основана по инициативе самих членов группы
|
Можно свободно присоединиться к этой группе
|
Участники группы постоянно встречаются
|
Кружок керамики в молодежном клубе
|
Можно провести и игру домино. На одной половине карточки будет написано описание группы, на другой половине — характеристика группы. Каждый ханих (или команда) кладет в свой ход карточку рядом с уже лежащей на столе карточкой так, чтобы характеристика, появляющаяся на одной карточке, соответствовала группе, появляющейся на соседней карточке.
Во всех этих 3 играх ханихи, анализируя характеристики различных групп, обращают внимание на общее и особенное в их поведении, а главное, учатся глубже наблюдать за различными группами.
Можно использовать наблюдения в дополнение к играм с карточками или вместо них. Как вы помните, совершенно неэффективно посылать ханихов наблюдать что-то, не указывая им направление их деятельности, так как они не будут знать, что они должны наблюдать и как обрабатывать полученные результаты. Поэтому им надо дать листы наблюдений, где были бы отмечены основные пункты. Например,
Пройдите по своему кварталу и попытайтесь обнаружить различные группы людей. Понаблюдайте за ними и найдите различные характеристики этих групп. Например,
взаимодействие членов группы \ соревнование между ними \ каждый действует сам
члены группы знакомы друг с другом \ они не знакомы между собой
есть определенные установленные законы деятельности группы \ нет таких законов
группа решает, что делать, большинством \ решает лидер группы \ каждый сам решает, что делать
все в группе постоянно в контакте друг с другом \ есть редкие и поверхностные контакты
и так далее.
|
Наблюдение научит ханихов анализировать характерные черты разных групп.
Лучше всего применить игры с карточками, а затем провести наблюдение, потому что два этих мероприятия дополнят друг друга: игры с карточками занимаются абстрактным анализом известных явлений, а наблюдение делает явление реальным и обращает внимание ханихов на форму выражения различных характеристик на практике. Если в качестве подготовки к наблюдению провести игру с карточками, то уже не будет необходимости в листе наблюдения, так как ханихи сами поймут, что они должны наблюдать и как это анализировать.
Упражнение 7.3. Одежда и эстетика.
Взгляд на мир человека, обладающего развитым эстетическим чувством, обращающего внимание на цветовую гамму и форму того, что вокруг него, красоту или уродство вещей и людей, впечатленного увиденным, более глубокий и насыщенный, чем взгляд человека, нечувствительного к форме, цвету, отдельным элементам того, что его окружает. Человек с развитым эстетическим чувством имеет дополнительные преимущества: она знает как красиво расставить мебель в доме, как украсит офис или магазин, он умеет красиво одеваться и т.д. Итак, эстетическое чувство — важное качество, которое стоит развить. Но как? Одним из способов развития эстетического чувства является рассматривание предметов, людей, видов не так, как обычно смотрят люди (равнодушно к внешнему виду), а обращая внимание на формы, цвета, элементы формы, красоту или уродство, глядя именно на внешнюю форму вещей, на их эстетическое оформление. Однако как подойти к реализации этой цели, какие упражнения предложить ханихам для воспитания в них правильного эстетического подхода? Начнем с того, что «схватил много — ничего не схватил», и рассмотрим одну маленькую деталь: одежду.
Разработайте игру или серию игр, цель которых — заставить ханиха смотреть на одежду не как на кусок тряпки для покрытия тела, а обратив внимание на эстетические элементы: цвет, форму, фасон, создаваемое этой одеждой настроение, стиль, соответствие различных элементов одежды и человеку, который ее носит и т.д.
Ответ.
Самым лучшим способом поощрить ханихов разглядеть эстетическую сторону одежды является пристальное внимание к деталям и элементам этой одежды. При помощи одной из игр на поручения ханихи обратят свое внимание на цвета, выкройки и формы, на соответствие различных элементов одежды и т.д. Например, они получат изображение брючной пары и должны будут придумать подходящую ей рубашку; должны будут придумать костюм, производящий определенное впечатление (например, ощущение нежности и легкости) или найти в журналах мод костюм, придающий надевающей его женщине ощущение серьезности и ответственности; ханихи получат рулон бумаги определенного цвета и должны будут вырезать из него мужское пальто; или получат выкройку брюк и рубашки и должны будут раскрасить их в такие цвета, чтобы идущий в них по улице человек вызывал наибольшее внимание окружающих; придумать галстук, максимально подходящий заданному костюму и так далее.
Выполнив задание, каждая группа представит результаты своей работы с объяснениями. Судейская бригада присуждает очки в соответствии с уровнем выполнения задания.
В такой форме, планируя, создавая форму, подбирая соответствия, разыскивая нужное в журналах, представляя свой продукт, ханихи обратят внимание на эстетику одежды. Такие задания не научат ханихов способам дизайна одежды, ведь это отдельная сложная тема, да и не это является целью игры. Для реализации же цели нашей игры подходят те игры, где ханихи разделены на команды, и каждая команда выполняет свое задание. Имеющиеся у нас возможности: конкурс станций, где все команды по очереди, или вечеринка с заданиями, где все команды одновременно выполняют данные им задания, представляют результаты, объясняют их, судейская бригада присуждает баллы, и все переходят к следующему заданию. Последняя форма игры имеет преимущество перед предыдущей, так как каждая команда видит то, что делают другие команды, получает новые идеи и узнают иные способы выполнения задания.
Обратите внимание на то, что игра конкурс заданий не подходит для реализации нашей цели, так как в этой игре команды соревнуются, кто первым выполнит поручение, а мы хотим, чтобы они выполнили свои задания как можно лучше, а не как можно быстрее. Мы хотим дать им достаточно времени на размышления и подготовку, а это можно сделать при помощи игр конкурса станций и вечеринки с заданиями.
Упражнение 7.4. Итоговые упражнения.
Разработайте игру или серию игр для реализации одной из следующих целей:
- Дать возможность ханихам изучить то, что происходило во время войны в том месте, где вы живете, как подготовка ко Дню Независимости.
- Обратить внимание ханихов на влияние средств массовой информации (телевидение, радио, газеты) на мнения и поведение человека в обществе.
- Пробудить осознание ханихами социальных недоработок (мусор на улицах, отсутствие мусорных баков и т.д.) и важность их устранения.
- Обратить внимание ханихов на различные архитектурные стили или их элементы (окна, карнизы, крыши, балконы и т.д.). Эти занятия должны стать частью цикла по развитию эстетического чувства ханихов.
- Дать ханихам представление о различных видах камней и скальных пород (известняк, базальт, скала и т.д.) как часть мероприятий, цель которых — заинтересовать ханихов различными областями знаний и побудить их расширить горизонты.
- Пробудить осознание ханихами трудностей и потребностей стариков в нашем обществе.
- Создать атмосферу праздника Ханука.
- Обратить внимание ханихов на различия между разными учреждениями и организациями (почта, банк, оркестр, цирк, школа, больница, группа в клубе и т.д.), на их общие и различающиеся характеристики (все равны или есть градация, все челны организации одной специализации или различаются, требует их работа долгой профессиональной подготовки или нет, есть конкуренция между сотрудниками или нет, ради чего работают люди в той или иной организации — ради удовольствия и удовлетворения? ради справедливости? ради денег? из-за безвыходности?, есть ли у организации клиенты или нет). Это увеличивает понимание и развивает аналитические способности ханихов по теме «общество, в котором мы живем».
- Дать ханихам представление о ряде важных понятий современности: демократия, коалиция, оппозиция, ООН, Совет Безопасности и т.д. для их лучшего восприятия происходящего в стране и мире и для подготовки к более глубоким занятиям по теме.
- Пробудить у ханихов мыслительные способности по проблеме взаимоотношений еврейской религии и ее организаций и государства, чтобы углубить понимание процессов и различных аргументов сторон и побудить ханихов сформировать самостоятельное мнение по темам такого рода.
- Пробудить у ханихов интерес к происходящему в стране и мире, чтобы углубить и расширить их знания и понимание проблем современной политики.
- Обратить внимание ханихов на различные формы влияния на их взгляды и поведение, так как, если они лучше будут осознавать эти явления, они смогут быть более независимыми и менее подвержены влиянию других.
И, в завершение, другие сменные игры можно найти в брошюре «Сборник — Открытый лист» издания молодежного отдела Министерства просвещения и культуры.
Итак, если вы поняли как использовать сменные игры, то за дело….