Сменные методики
(или как придумывать игры) |
Эта группа включает игры (или, если хотите — игровые действия), в которых ханих или команда должна справиться с поручением, иногда соревнуясь с другими командами, а иногда и без соревнования.
У всех игр на поручения есть 2 цели. Одна цель связана с темой игры. Например, изучить Войну за Независимость, пробудить интерес к животным и т.д. Вторая цель связана не с темой игры, а с ее формой. На участников игры возложено поручение, и они должны выполнить его, используя смекалку, размышления и различные способы решения задач. Поэтому игры на поручение развивают в ханихах способность принимать вызов, независимость, инициативу и взвешенность. Развитие этих качеств и есть вторая цель этих игр (более подробно см. пособие «Грани неформального обучения», издательство Министерство просвещения и культуры, молодежный отдел, а также «В помощь мадриху, номер 6 — наблюдения», того же издательства). К тому же эти игры достигают таких целей, как углубления знакомства между ханихами в группе или расширения круга знакомств ханихов в клубе (если команды составляются из ханихов различных групп).
В этой игре ханихи должны своими силами найти общее между различными картинами и понятиями, обозначенными на листе загадки. Для этого они могут воспользоваться путеводителями, листать газеты или использовать другие источники информации, поэтому можно использовать эту игру для увеличения знаний ханихов или привлечения их внимания к теме игры.
Цель игры — пробудить у ханихов интерес к событиям в стране и мире и привить им знания по этой теме.
Подготовка.
Подготовьте десять листов, на каждом из которых будут обозначены различные данные: понятия, фотографии, карты, фамилии, отрывки из газетных статей, связанные с недавно произошедшим событием. Обратите внимание — очень важно, чтобы загадки были достаточно сложными для самостоятельной разгадки ханихами. Для этого мадрих должен выбирать либо достаточно сложные намеки, либо не общеизвестные события.
Ход игры:
Разделите группу на команды из 3 или 4 ханихов. Дайте каждой команде один лист с загадкой. Объясните ханихам, что они должны догадаться, какое событие, произошедшее недавно, объединяет все элементы, расположенные на листе, и как каждый из них связан с этим событием. Недостаточно определить связь различных элементов загадки с самим событием, необходимо еще и раскрыть связь этих элементов между собой. Команда при этом может провести исследование, используя любые источники информации, листая принесенные вами газеты, брошюры, пособия.
Когда команда разгадывает загадку (или отчаивается решить ее), она возвращается на свое место, отдает загадку мадриху, передает ему письменное решение загадки и получает другую загадку. В конце заранее оговоренного времени все команды возвращаются на свои места и вместе проверяют решения. Если команды соревнуются между собой, то вы можете присуждать баллы каждой команде: 5 очков за разгадку события, связывающего все элементы загадки и по 2 очка за объяснение связи каждого из элементов загадки с загаданным событием.
В любом случае имеет смысл завершить игру обзором событий, которые были зашифрованы в загадках, одним из следующих способов:
каждая команда готовит стенгазету с рисунками, наклейками, вырезками из газеты или рукописными статьями об одном из событий.
каждая команда готовит газетную статью об одном из событий. Все статьи можно будет объединить в большой стенд.
каждая команда готовит радио- или телевизионный репортаж об одном из событий. Затем команда представляет его перед всей группой, используя дикторский текст, интервью, отчеты репортеров и постановочные отрывки.
Разработайте игру «Скрытая загадка», цель которой — познакомиться с различными общинами Израиля.
Ответ.
Каждая команда получает лист с загадкой, на котором изображены элементы, связанные с одной из общин Израиля. Каждая команда должна догадаться, с какой общиной связаны все элементы, и как каждый элемент связан с этой общиной. Команды делают это, изучая справочники, пособия или книги, которые должны быть подготовлены мадрихом. Элементами загадки могут быть названия, изображения блюд, имена известных представителей общины, карта места происхождения общины, изображения характерной одежды и другие понятия.
Например, если элементами загадки являются карта Африки, написанное название города Пес, характерные украшения еврейской невесты, изображение кускуса и портрет Ахарона Абу Хациры, то ханихи должны догадаться, что речь идет о марокканской общине.
Разработайте игру «Скрытая загадка», цель которой — развить интерес и дать информацию по теме «полевые цветы». (Заданием каждой команды может быть — определить цветок, найти его в поле и принести в класс).
Разработайте игру, цель которой в области музыки и пения.
Определите себе еще не упомянутую цель и Разработайте соответствующую игру «Скрытая загадка».
В этой игре команды соревнуются друг с другом, кто первым выполнит порученное задание. Можно использовать эту игру для достижения многих разнообразных целей в соответствии с характером поручений.
Первый день детского летнего лагеря. Мадрих хочет, чтобы ханихи самостоятельно провели знакомство с лагерем, окрестностями, возможными местами собраний, различными зданиями в округе и т.д. Для достижения этой цели нескучным образом он может воспользоваться конкурсными заданиями. Цель игры — ознакомиться с устройством лагеря, его законами и правилами.
Подготовка.
Готовится таблица заданий на листе ватмана, в заголовке которой написаны 10 заданий, связанных со знакомством с лагерем. В строках таблицы записаны названия команд, участвующих в игре.
Например,
Ход игры:
Установите таблицу игры на видном месте. Разделите группу на 4 или более команд. Мадрих делает знак, начиная игру, после этого каждая команда старается выполнить задания, указанные в таблице, раньше других команд. Команды отправляются добывать требуемую информацию. Они могут задавать вопросы сотрудникам лагеря или ханихам, обследовать местность, изучать карту или любым другим способом. Когда команда выполняет одно задание, она быстро возвращается к мадриху. Команда, первой выполнившая то или иное задание, получает 5 баллов, вторая команда получает 3 балла, третья команда — один балл. Остальные команды не получают ничего за это задание. Мадрих в течение всей игры находится около таблицы заданий и записывает баллы каждой из команд.
Например, часть таблицы заданий так, как она выглядит в ходе игры:
Обратите внимание на первое задание (медпункт) и четвертое (столовая). Три первые команды в каждом задании получили баллы. Поэтому обозначено * в четвертой клеточке таблицы, чтобы показать, что выполнение задания закончено. Команды продолжают выполнение других заданий. Каждая команда выбирает себе порядок выполнения заданий по своему желанию, пока все задания не будут выполнены.
В конце игры команды подсчитывают баллы и определяют победившую команду. С помощью этой игры ханихи знакомятся с лагерем и окрестностями.
В рассмотренной игре сами задания требуют от команд получить определенную информацию. Однако можно построить задания другого вида: задание принести определенный предмет (цветок, камень, изображение и т.д.), задание разгадать загадку, задание подготовить определенный предмет, задание вырезать определенный отрывок из газетной статьи и т.д.
Следующая игра — образец конкурсного задания, требующего работы с газетами.
Иногда возникает ощущение, что праздник Ханука (так же, как и другие праздники) является исключительно наследием прошлого, не имеющим ничего общего с нашим временем. Однако и сегодня люди совершают героические поступки, как и во времена Маккавеев, и в наше время идут бои, есть религиозное притеснение и борьба с ним, борьба малочисленных против многих и т.д. Если мы хотим приблизить ханихов к Хануке, стоит обратить их внимание на многообразие значений праздника, актуальных и сегодня. Цель конкурсного задания — приблизить ханихов к пониманию Хануки.
Подготовка.
Стопки газет.
Таблица заданий. Каждое задание описывает символ или событие, относящееся к Хануке. Ханихи должны найти и вырезать из газеты заголовок статьи о похожем событии в наши дни.
Ход игры:
Как и в предыдущей игре, каждая команда старается выполнить задания раньше других команд. В комнате разложены газеты, и ханихи листают их и пытаются найти соответствующие отрывки. Касательно первого задания можно привести пример человека удивительным образом выздоровевшего от болезни после того, как врачи отчаялись бороться за его жизнь. В третьем задании можно привести факты осквернения еврейских могил на кладбищах в разных странах мира и т.д. Баллы присуждаются, как и в прошлой игре. Так как описания заданий длинные, имеет смысл выписать таблицу на отдельных листах бумаги и раздать эти листы командам, чтобы ханихи не толпились вокруг одной таблицы.
Разработайте конкурсное задание, цель которого — натренировать ханихов завязывать узлы, которые они изучили на прошлом занятии.
Разработайте конкурсное задание, цель которого — обучить ханихов узлам, которых они до сих пор не знают.
Ответ.
Все, как и в предыдущей игре, только здесь задания будут посвящены узлам. Первая игра, где ханихи уже знакомы с узлами, проста.
Например,
У каждой команды есть соответствующие веревки, и она старается завязать нужные узлы и вручить их мадриху раньше других команд.
Вторая игра будет другой, так как ханихи еще не знакомы с узлами и поэтому не знают, как выполнить задания. Один из способов решения этой проблемы — раздать каждой команде лист с нарисованными объяснениями, как вяжется каждый узел.
Каждая команда старается завязать требуемые узлы в соответствии с имеющимися у нее схемами. Команда, которой первой удается завязать определенный узел, получает 5 баллов, вторая команда получает 3 балла, третья — одни балл.
Разработайте конкурсное задание, цель которого — дать ханихам первоначальное представление о любой выбранной вами политической теме. Знакомство может быть поверхностным, так как оно должно служить введением в тему.
Группа разработала шифр, при помощи которого она собирается передавать информацию в различных целях. Мадрих хочет поддержать и развить эту идею из соображений, что есть что-то общее, что объединяет группу. Разработайте конкурсное задание, цель которого натренировать ханихов в чтении и письме текстов с использованием этого шифра.
Определите себе еще не упомянутую цель и разработайте конкурсное задание для ее реализации.
В этой игре команды проходят по станциям, и на каждой выполняют свое задание в определенное время. Что такое станция? Станция — это место в помещении или снаружи, к которому каждая команда подходит в порядке очереди и выполняет определенное задание. Преимущество этой игры в том, что можно включить в нее задания разного рода, а потому удобно использовать ее как игру, подытоживающую тему с различных аспектов. В этой игре могут принимать участие десятки ханихов.
Цель игры — развить навыки ханихов по теме «установка лагеря» (строительство скаутских лагерей, установка палаток, завязывание узлов и т.д.), и через это развить у ханихов способность импровизировать, инициативу и смекалку. Мы полагаем, что ханихи уже получили базовые знания по теме «установка лагеря» (простые узлы, связки и др.), а поэтому игра требует от ханихов использовать эти знания, проявляя инициативу и смекалку.
Подготовка.
Определите места 5 станций на территории, отведенной для игры. Станции должны быть удалены друг от друга, чтобы мероприятия на одной станции не мешали работе других. Но они должны быть достаточно близки, чтобы было удобно переходить от станции к станции. Удобное место для станций — роща, широкая площадка, большой клуб и т.д. На каждой станции подготовьте все необходимое для выполнения задания (веревки, деревянные прутья и т.д.).
Заранее определите с другими мадрихами, что количество ответственных будет равно количеству станций.
Ход игры:
Разделите группу на 4 или 5 команд от 3 до 10 ханихов в каждой. К началу игры на каждой станции находится одна команда, и ответственный по станции. Желательно, чтобы был еще один мадрих, который обеспечивал бы взаимодействие между станциями. По сигналу начинается игра: каждый ответственный объясняет команде, находящейся на его станции, какое задание она должна выполнить и как начисляются баллы за выполненное задание. Сразу же команды начинают выполнять задания, а ответственный наблюдает за его выполнением. Так действуют все 4 или 5 команд одновременно, при этом каждая команда выполняет свое задание на своей станции. По окончании заранее выделенного времени все команды прекращают свою деятельность. Каждый ответственный по станции определяет количество набранных командой баллов в соответствии с тем, насколько выполнено задание (от 0 до 10 баллов). Сразу же после этого команда покидает ту станцию, на которой она находилась, и переходит на следующую станцию. На следующей станции весь процесс повторяется: ответственный объясняет задание, команда выполняет его и получает баллы. Важно, чтобы все задания на всех станциях требовали плюс минус одинакового времени. После того, как все команды прошли все станции, т.е. выполнили все задания, игра заканчивается, суммируются все баллы и определяют победившую команду.
Какие задания должны выполнить команды? Так как цель игры — использовать навыки по теме «установка лагеря» для развития импровизационных способностей, инициативы и смекалки, задания должны давать ханихам возможность для применения этих качеств, а не диктовать им последовательность действий.
Например,
Станция номер 1. Придумайте и сделайте пешеходный мостик над арыком при помощи изученных вами узлов и связок. (Оценка ставится за прочность, вид, удобство перехода по мосту и правильное использование узлов и связок).
Станция номер 2. Вы научились ставить туристскую палатку, сделанную из 2 одеял. Придумайте и сделайте, исходя из того, что вы знаете, палатку большего размера, подходящую для встречи всей группы. (Оценка ставится за прочность, внешний вид и размер получаемой тени).
Станция номер 3. Вы научились подавать сигналы сигнальными флажками и азбукой Морзе (фонарем или зеркалом). Предположим, что у вас нет ни флажков, ни зеркала. Придумайте другой способ передать сообщение на большое расстояние. (Оценка ставится на основании удобства способа передачи сообщения, расстояния, на которое передается сообщение и быстроты передачи).
Станция номер 4. Вы изучили, что бросается в глаза на местности, а что трудно различить. Перед вами три больших предмета. Вы должны замаскировать их на местности, где мы находимся, так, чтобы было максимально тяжело найти их. (Оценка ставится на основании эффективности маскировки).
Разработайте игру по теме «еврейские праздники», цель которой — дать почувствовать нерелигиозным ханихам смысл еврейских праздников.
Ответ.
Принцип игры — как в предыдущей игре. Организуйте 4 или 5 станций в клубе или на подходящей территории на воздухе, команды будут переходить от станции к станции и выполнять различные задания. Как разработать задания, чтобы они дали почувствовать ханихам еврейские праздники в соответствии с целью игры? Один из наилучших способов — связать смысл праздника с нашими днями: важно подчеркнуть тот факт, что героизм, о котором говорится в ханукальные дни, существует и сегодня. Ощущение чего-то нового, как в Рош hаШана, время от времени возникает в нашей обыденной жизни. Стремление к свободе из Пасхальной Агады есть в каждом поколении. Сравнивая с нашими ощущениями сегодня, с происходящим в наши дни, смысл различных праздников станет реальным, близким к сердцам ханихов, а не только далеким и оторванным от их жизни.
Похожая идея — связать смысл праздника с нашими днями, мы уже видели в конкурсных заданиях по теме «ханука». Там заданием было — вырезать статьи из газеты, а здесь мы можем воспользоваться заданиями в виде театральных постановок, рисования, описаний и т.д.
Пример для 3 станций:
Станция по теме Пурим — сочинить свиток.
Свиток Эстер (книга Эсфири в русском переводе) описывает события, где готовящаяся катастрофа еврейского народа превратилась в радостное избавление. У вас, конечно, тоже случались события, где что-то плохое сменялось вдруг хорошим, и наоборот. Вы должны написать иллюстрированный свиток, в котором будет описано такое событие, произошедшее с одним из вас. Вы можете описать его в стихах или прозе, в литературном или разговорном стиле, с картинками и иллюстрациями или без них. (Оценка — в соответствии с красотой рассказа, похожестью стиля на стиль свитка Эстер и оформлением свитка).
Станция по теме Ханука — постановка мини — спектакля.
Матитьягу и пять его сыновей оживают и появляются на центральных улицах Иерусалима (или Тель-Авива, или любого выбранного вами города). Вы должны представить короткую пьесу, показывающую отношение Маккавеев к современному Израилю. Например, спор с прохожими или реакция на объявления, приклеенные на стенах домов. Спектакль должен быть развлекательным, но отражать реальные взгляды Маккавеев. (Оценка — в соответствии с уровнем проработки и постановки пьесы и тем, насколько спектакль отражает взгляды и образы Маккавеев).
Станция по теме День независимости — рисунок.
На флаге и гербе государства появляются символы, выражающие веру и надежду. Белый фон флага символизирует чистоту жизни и надежду, а менора на гербе символизирует связь с еврейской историей (Храмовая менора) и т.д. Вы должны продумать и подготовить другие герб и флаг Государства Израиль, которые должны были бы выражать ваши надежды и ожидания от Государства Израиль. Воспользуйтесь цветной бумагой и письменными принадлежностями, природными материалами, фотографиями из газет, пластилином или любым другим материалом. (Оценка — в соответствии с понятностью символов и внешним видом герба и флага).
После окончания игры на станциях можно подготовить выставку, включающую все изготовленное на различных станциях.
Разработайте соревнование станций, цель которого в области еды или ее приготовления.
Разработайте соревнование станций, цель которого связана со знакомством с арабским меньшинством в Израиле.
Определите себе еще не упомянутую цель и разработайте соответствующее соревнование станций.
Эта игра очень похожа на станции заданий. Основная разница между двумя играми в том, что на станциях каждая команда выполняет задания независимо от других, так, что другие команды не видят результатов ее работы, в этой игре все команды собираются в одном месте, и каждая команда видит результаты работы других команд. Поэтому при помощи этой игры мы можем достигнуть цели — познакомить с ханихами других групп, дать возможность самовыражения и укрепить уверенность в своих силах каждого ханиха в дополнение к тем целям, о которых говорилось в начале этой главы.
Рассмотрим игру в деталях.
Игра проводится в большой комнате или на площадке. Каждая команда сидит в своей части комнаты. Мадрих дает задание и правила его выполнения. Команды начинают выполнять задание, каждая по мере своих способностей. Задания могут быть такими, чтобы все команды делали их одновременно (как, например, эстафета) или по очереди (например, мини-спектакль). Вместе с тем, желательно, чтобы большая часть заданий была первого вида, чтобы командам не пришлось, скучая, долго ждать своей очереди. Заданиями могут быть спортивные игры, задания связанные с движением, рисованием, театральными постановками, разгадыванием загадок, нахождение нужных отрывков из газет или что-то другое.
После выполнения командами каждого задания или после того, как закончилось время, отведенное на выполнение задания, судейская бригада определяет оценки каждой команды, а мадрих переходит к описанию следующего задания. После того, как выполнены все задания, подсчитывают все баллы и определяют победившую команду. (более подробно см. «В помощь мадриху номер 6- вечеринка с заданиями», издательство Министерство просвещения и культуры, молодежный отдел).
Мадрих хочет ознакомить ханихов с тем, что происходит в стране и то, что, по его мнению, должен знать каждый гражданин. Разработайте вечеринку с заданиями, цель которой — познакомить ханихов с тем, что происходит в стране в различных сферах жизни — в экономике, внешней политике, армии, правительстве и т.д.
Ответ.
Каждая команда сидит в своей части комнаты. Мадрих объявляет задание, и все команды соревнуются в его выполнении. У каждой команды есть пачка газет, которыми можно воспользоваться для выяснения незнакомых фактов. Газеты можно также использовать и для других заданий (например, для заданий, где нужно вырезать фотографии известных людей). После того, как все команды выполнили задание, мадрих (или бригада судей) определяет баллы каждой команды в зависимости от качества выполнения, и переходят к следующему заданию. Все задания связаны с происходящим в стране и можно даже организовать их в развлекательной форме.
Примеры заданий:
Вчера где-то в Израиле началась забастовка рабочих на одном из заводов. Перед командами — карта страны. Представители команд становятся вдоль линии на расстоянии 3 метров от карты и пытаются попасть дротиком или камушком в то место, где происходит забастовка. Остальные члены команд в это время ищут в газетах и справочниках где это место и говорят своим представителям. Команда, первой попавшая в место забастовки, получает 5 баллов (другая возможность — команда, попавшая ближе всех).
У каждого игрока — кипа газет. Нужно вырезать из них фотографии или карикатуры на членов правительства и принести их мадриху раньше других команд. За каждое изображение команда получает 2 балла при условии, что другая команда не принесла раньше мадриху изображение того же члена правительства.
Командам читаются 3 описания людей, недавно упоминавшихся в новостях. Игроки должны их узнать, написать их имя на записке и принести ее мадриху в течение 3 минут. Можно использовать газеты, и за каждое правильное имя команда получает 3 балла.
Помните ли вы ….? (здесь называется недавно произошедшее событие). Нужно сочинить короткую песню на известную мелодию, чтобы она была забавной и давала представление об этом событии. Потом эту песню нужно спеть. За слова песни команда может получить до 4 баллов, и еще до 4 баллов за исполнение.
Мадрих зачитывает список событий. Команды должны определить, какие из этих событий произошли за последний месяц, а какие — нет (то есть, произошли раньше или вообще никогда не происходили). Каждая команда записывает ответы на записках и отдает их мадриху. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Можно использовать газеты, чтобы найти правильный ответ. Однако время на ответ должно быть очень коротким.
И так далее. После выполнения всех заданий считают баллы и объявляют победителя. Вместе с тем, чтобы участники всех команд вышли довольными и чтобы сохранить напряжение конкурентной борьбы даже когда есть большой разрыв в счете, имеет смысл раздавать маленькие призы по ходу соревнования: за каждые 5 набранных командой баллов, например, команда получает конфеты. В таком виде игры, даже проигрывающие команды получат что-то и будут стараться на протяжении всей игры, чтобы выиграть конфеты.
Мадрих ставит себе целью расширить области интереса ханихов. Ради этого он проводит с ними различные мероприятия по различным темам, чтобы они ими заинтересовались. Выберите себе какую-либо тему, незнакомую ханихам и разработайте вечеринку с заданиями, цель которой - пробудить интерес ханихов в этой области и желание углубить свои знания в ней.
Суть в том, что, как следует из названия, ханихи отправляются наблюдать за различными вещами, связанными с темой мероприятия: изучать интересные места, животных, растения, особенности поведения человека, окружающий вид и т.д. В конце наблюдения все собираются вместе, обсуждают увиденное и подводят итоги — устно, письменно, в виде выставки или постановки.
При помощи наблюдений можно достигнуть различные цели:
познакомить ханихов с определенной темой (проблема межобщинного разрыва, жизнь в киббуце и т.д.)
стимулировать ханихов выработать позицию по определенному вопросу (вежливое или невежливое поведение человека, насилие в обществе, чистота и т.д.)
пробудить у ханихов интерес к определенной теме (пробудить интерес к общинам Израиля, как вводное занятие для более глубокого раскрытия темы)
обратить внимание ханихов на явления или подробности, на которые они не обращали внимания (на взгляды, которыми обмениваются люди)
углубить знакомство членов группы или расширить связи между ханихами различных групп в клубе.
Кроме этих целей, можно использовать наблюдения для достижения еще одной цели, не связанной с темой наблюдения — не важно, что ханихи наблюдают (животных, людей, дома), а важно развитие в ханихах способности вглядываться, различать детали и лучше анализировать то, что их окружает. Это, конечно, только в том случае, если наблюдение организовано соответствующим образом, так, чтобы можно было научить ханиха, как нужно изучать то, что вокруг него. (Более подробно см. «В помощь мадриху номер 5 - вечеринка с заданиями», издательство Министерство просвещения и культуры, молодежный отдел).
Одной из самых важных вещей, определяющая как человек обращается к другому человеку, является то, кто этот человек. Ко взрослому, красиво одетому человеку обращаются с уважением, к молодому человеку в рваных джинсах часто относятся с опасением или «сверху вниз», к ребенку относятся, как правило, игриво или снисходительно, не воспринимая его слова или поступки всерьез и т.д. Цель наблюдения — обратить внимание ханихов на то, что одежда, возраст, пол, профессия, красота и другие личные данные человека влияют на форму отношения к нему. Если ханихи лучше поймут один из факторов, влияющих на форму их отношений к другим людям и на форму отношения к ним других людей, то это повлияет на их возможности социальных взаимодействий.
Ход игры:
Разделите ханихов на команды по 2-3 ханиха и раздайте каждой листы бумаги и письменные принадлежности. Объясните, что цель наблюдения — выяснить, в какой степени влияют внешние данные человека на форму отношения к нему. Также объясните как проводить наблюдения. Потом все команды расходятся, и каждая команда выбирает человека, за которым она будет наблюдать. Желательно, чтобы человек вступал в контакт со многими людьми, например, полицейский, служащий на почте, представитель службы безопасности, продавец в магазине и т.д. Каждая команда должна стоять на некотором расстоянии от наблюдаемого человека и наблюдать, как он относится к людям, с которыми он вступает в контакт, и как относятся друг к другу различные люди вокруг него. Например. Относится ли полицейский к детям так же, как и к взрослым? Кричит ли он, улыбается, выговаривает или уступает одинаково по отношению к ним? Относится ли почтовый работник к хорошо одетым людям иначе, чем людям, одетым неряшливо? Вежлив ли он, улыбчив и предупредителен в равной мере? Относится ли одинаково продавец в магазине к красивым девушкам и менее красивым дамам?
Подобным образом можно проверить, относятся ли люди одинаково к евреям и арабам. К туристам и израильтянам, к беременным и небеременным женщинам, к старикам и молодым, к представителям восточных или западных общин Израиля и т.д.
Некоторое время команда наблюдает за выбранным человеком, сравнивает его отношение к различным людям и записывает результаты своих наблюдений на бумаге. Желательно, чтобы каждая команда понаблюдала за 2-3 разными людьми в их взаимоотношениях с другими людьми.
По истечении заранее отведенного времени все команды собираются вместе и начинается этап подведения итогов, цель которого — позволить каждому ханиху услышать полученные другими командами данные и рассказать о своих наблюдениях, а также создать общую картину из данных, полученных всеми командами, что позволить сделать выводы.
Этап подведения итогов можно провести одним из 3 основных способов:
Беседа. Ханихи рассказывают друг другу то, что они видели, обмениваются мнениями и делают выводы о том явлении, которое они наблюдали.
Представление. Каждой команде дается ограниченное время представить перед остальными командами то, что они обнаружили в ходе наблюдений. Можно сделать это в виде спектакля, где члены команды показывают, как относится к разным людям наблюдаемый ими человек, или в виде смешной или серьезной песенки о формах взаимоотношений между людьми.
Выставка. Каждая команда подытоживает свои наблюдения и выводы на листе ватмана. (В других наблюдениях можно использовать также работу с пластилином, картоном и т.д.). На ватмане можно писать, рисовать, писать песни, чертить таблицы и т.д. Затем все листы вывешиваются в виде выставки, где ханихи могут ходить и смотреть, что выяснили другие команды.
Итак, каждое наблюдение состоит из 3 частей:
Подготовка к наблюдению. В это время ханихам объясняют, как провести плодотворное наблюдение. Без этой части можно предположить, что ханихи не увидят что-то важное.
Само наблюдение. Ханихи проводят наблюдение, экипированные листами, на которых написаны вопросы или пункты наблюдения, которые помогут ханихам сосредоточиться на важных моментах.
Подведение итогов наблюдения. Проводится беседа, представление или выставка. Эта часть предназначена для того, чтобы дать возможность каждому ханиху услышать результаты работы других команд, создать общую картину из находок других команд и сделать выводы.
Одна из интересных и важных тем — влияние человека на растительный мир. Знакомство с этой темой даст нам возможность узнать как влиять на растительный мир самым эффективным образом. Разработайте наблюдение, цель которого — обратить внимание ханихов на различные формы влияния человека на растительность. Обратите внимание, что одним из важнейших моментов в подготовке игры являются указания, данные ханихам. Недостаточно сказать им: «Проверьте влияние человека на растительность», потому что ханихи не будут знать, как это делается и куда смотреть. Нужно дать им указания, например, в виде списка вопросов, которые нацелят их на более глубокое и плодотворное наблюдение.
Ответ.
Как и в предыдущем наблюдении, ханихи делятся на команды, каждая команда получает свой лист для наблюдений и отправляется выполнять задание. В листе будет список свойств растений, и ханихи должны будут определить, где и как влияют действия человека на эти свойства. Пример такого листа:
Обратите внимание на то, что этот лист для наблюдений помогает ханихам узнать, что и как наблюдать, а с другой стороны он не слишком ограничивает их, оставляя им свободу действий и простор для поисков и проявления инициативы. 2. Наблюдение за инсценированным явлением.Возможно, что будет интересно понаблюдать за необычным поведением определенного человека, например, как люди реагируют на людей, ведущих себя необычно, однако как мы найдем такой случай? Случаи странного поведения нечасто происходят на улицах, и вероятно, что ни одна из команд не сможет наблюдать за ними. Что же делать? Одно из возможных решений — инсценировать событие и посмотреть, как люди реагируют на него. Например, отправим одного из ханихов «наивно» совершать странные поступки — спорить сам с собою в полный голос, идти с постоянно высоко поднятой рукой и т.д. Другие члены команды будут наблюдать за реакцией прохожих: смотрят ли они удивленно? Посмеиваются? Игнорируют? Отворачиваются от непонятного? Упражнение 2.10. Инсценированное наблюдение за помощью другим.Разработайте наблюдение, цель которого — исследовать, в какой степени люди готовы помогать другим. В ходе наблюдения ханихи углубляют свое понимание того общества, в котором они живут, плохих и хороших сторон его жизни. Ответ. Так как тяжело найти на улице случаи, когда человек нуждается в помощи, здесь нужно организовать инсценировку. Каждая команда посылает одного или двух своих участников прикинуться, будто они нуждаются в помощи. Например, ханиху не может нести тяжелый мешок, поможет ли ему кто-нибудь? Или — ханих случайно переворачивает корзину с апельсинами. Помогут ли ему собрать их? Или — ханих «жестоко бьет» другого ханиха. Попытается ли кто-нибудь их разнять? Остальные ханихи стоят на некотором расстоянии и наблюдают за реакциями людей. Затем вся команда собирается вместе и подводит итог своим наблюдениям. Упражнение 2.11. Итоговые упражнения.
ОпросОпрос — это игровая форма, в которой ханихи выясняют некую проблему не наблюдением, а задавая вопросы людям: прохожим, представителям различных специальностей, посетителям разных учреждений и т.д. Можно воспользоваться опросом с целью — выяснить мнения и взгляды людей, их позиции и образ жизни. Как и в наблюдениях, здесь особенно важно как мадрих проинструктирует ханихов и сделает их опрос плодотворным и глубоким, иначе ханихи могут не догадаться какие вопросы задавать, и опрос не достигнет своей цели. Разъяснение ханихам можно делать устно или дать им опросные листы, в которых будут отмечены важные вопросы или моменты, на которые надо обратить внимание. 1. Опрос о стереотипах женского или мужского образа.Принято считать, что есть различия между качествами, талантами, областями интересов и занятости, присущими мужчинам и женщинам. Нежность, например, считается женским качеством, а технические способности — качеством мужским. Однако, действительно ли различия между мужчинами и женщинами имеют биологический характер от рождения или являются результатом воспитания, традиции и социальных обычаев? Разногласия на этот счет существуют и по сей день, и однозначного ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем, Ясно, что, по меньшей мере, часть этих различий — результат общественного давления, а не биологических особенностей. Например, в силу того, что принято считать ремонт автомобилей мужским делом, многие женщины не интересуются этой сферой вообще и не занимаются ремонтом автомобиля, чтобы их не считали мужикоподобными. И наоборот, в силу того, что принято считать нежность и мягкость женскими качествами, многие мужчины стараются выглядеть более грубыми, чем они есть. Цель этого опроса — обратить внимание ханихов на то, что часто люди насмешливо или отрицательно относятся к мужчинам, ведущим себя якобы по-женски, и к женщинам, ведущим себя якобы по-мужски, чтобы ханихи осознали общественные влияния и давления на поведение людей. Ход опроса. Разделить группу на команды по 2-3 ханиха и разъясните им тему «стереотипы мужских и женских образов» и их влияние на наше поведение. Объясните ханихам, что они отправляются проводить опрос, задавая вопросы прохожим и определяя, насколько отрицательно люди относятся к поведению, противоречащему тому или иному стереотипу. Чтобы обнаружить это, нет нужды задавать вопросы типа: «Относитесь ли вы отрицательно к мужчине, который ведет себя не по-мужски?», потому что это слишком общий вопрос со слишком многими оттенками смысла, на который тяжело ответить. Кроме этого, можно ожидать, что ответом на такой вопрос будет «да» или «нет», и лучше задавать вопросы, побуждающие к более подробному ответу. Примеры возможных вопросов:
Отвечая на эти вопросы, люди выскажут свое мнение о поведении мужчин и женщин. После того, как вы объясните ханихам, какие вопросы стоит задавать, каждая команда обдумает и решит, какие 2-3 вопроса она будет задавать. Затем команды выходят на улицу и вежливо просят прохожих ответить на их вопросы. Ответ команда записывает, благодарит прохожего и переходит к следующему человеку, готовому ответить на вопросы. После того, как команда опрашивает 5-6 людей, подводится итог опроса и делаются выводы. Затем все команды встречаются вместе. Теперь наступает этап подведения итогов, назначение которого — дать возможность каждому ханиху услышать данные, собранные другими командами, представить общую картину из всех данных и сделать общие выводы. Как и наблюдения, опрос можно обобщить 3 основными способами:
Наконец, ханихи могут высказать свое мнение по теме и сказать, до какой степени, по их мнению, они сами подвержены влиянию мужских и женских стереотипов поведения, распространенных в обществе. В завершении, 3 части опроса:
Упражнение 2.12. Опрос по теме «общественный порядок ценностей».Мадрих решает познакомить ханихов со взглядами, представлениями и ценностями, распространенными в обществе. По его мнению, чтобы преуспеть в общественной структуре, нужно считаться с общепринятыми мнениями или, по меньшей мере, быть с ними знакомыми. Поэтому мадрих решает время от времени проводить с ханихами занятия по этой теме. На этот раз мадрих хочет познакомить ханихов с отношением израильского общества к различным специальностям: какие специальности считаются более, а какие — менее престижными. Разработайте опрос, соответствующий этой цели. Ответ. Разделите группу на команды по 2-3 человека. Кратко объясните ханихам цель опроса, раздайте каждой команде опросный лист и попросите ханихов составить список специальностей. Списки каждая команда может готовить самостоятельно или вся группа вместе. После этого команды выходят на улицу, останавливают прохожих и вежливо просят их распределить специальности из списка: какая из специальностей по мнению этого человека самая престижная, какая — самая престижная из оставшихся и так далее. Ответы ханихи записывают в свой лист. Пример опросного листа, который могут заполнить ханихи, а могут попросить заполнить тех людей, кому они задают вопросы: (10 — самая престижная специальность, 1 — наименее престижная специальность).
После того, как команда завершила опрос, она подытоживает результаты и считает сумму баллов, данную каждой специальности. Затем все ханихи собираются вместе, обобщают результаты опроса, делают выводы и высказывают свои мнения. Подведение итогов можно делать в виде беседы, постановки или выставки. Упражнение 2.13. Итоговые упражнения.
|