Сменные методики
(или как придумывать игры)
 
[назад] [далее] [оглавление] [Главная страница]
Министерство просвещения, культуры и спорта Израиля
Центр народной культуры для молодежи в Иерусалиме

Глава 1: Игры с карточками

В этих играх ханихи используют карточками, на которых написаны термины, названия или предложения по определенной теме. Участники пытаются найти соответствия между карточками или свести их в таблицу. В ходе этого они используют имеющиеся у них знания, приобретают новые знания, анализируют, размышляют и выражают свои мнения.

Бинго

Существуют 3 основных группы игр в бинго:

  1. Бинго, использующее знания: в ходе игры участники пользуются своими знаниями по теме игры. В силу того, что в ходе таких игр ханихи не приобретают новых знаний, желательно использовать их для пробуждения интереса к определенной теме, для раскрытия или обобщения темы.

  2. Бинго для сбора знаний: в ходе игры участники используют различные источники информации - брошюры, путеводители, географические карты и т.д., чтобы найти правильные ответы. Этими играми можно пользоваться для углубления знаний по различным темам и приобретения новых знаний.

  3. Бинго для размышлений: для игр такого рода требуются не знания, а размышления. Участники используют свои аргументы, анализируют, выделяют общее и частное, обсуждая тему игры. Этими играми можно пользоваться для углубления понимания различных тем, развивая у ханихов аналитические способности.

1. Бинго, использующие знания

Бинго «Растения»

Мадрих и ханихи занимались на нескольких занятиях темой «Растения». Мадрих хочет обобщить эту тему и дать воспитанникам общий взгляд на растения, с которыми они познакомились. Одна из возможностей - бинго «растения». Цель игры - обобщить тему «растения», дать общий взгляд на растения, с которыми познакомились ханихи.

Подготовка.

  1. Таблицы бинго по количеству участников. В каждой таблице отмечены 6 клеток, а в заголовке каждой таблицы указано название растения, которое ханихи знают или узнали в ходе предыдущих мероприятий: цикламен \ анемон \ рожковое дерево \ кипарис \ эвкалипт \ одуванчик \ виноград \ миндаль и т.д.

  2. Карточки бинго - около 30 карточек размером с клетку таблицы. На каждой карточке - одна из характеристик растения: цвет цветка \ дерево \ колючее \ со съедобными плодами \ дикорастущее \ с коричневыми плодами \ место произрастания \ луковичное или с почками \ период цветения \ из 7 видов в благословении \ с игольчатыми листьями \ с круглыми плодами \ дерево, которое сажают на обочинах дорог и улиц \ растение без цветов и т.д. Обратите внимание, что карточка бинго может соответствовать минимум 2 таблицам (например карточка «цветет розовым цветом» подходит как для таблицы «цикламен», так и для таблицы «миндаль»), чтобы было соревнование между участниками игры за получение карточки.

Ход игры.

Каждому ханиху выдается одна таблица бинго (если количество участников велико, можно раздать таблицы одну на двоих). Возьмите стопку карточек бинго, громко зачитайте написанное на первой карточке. Ханих, думающий, что карточка соответствует его таблице, громко произносит название растения в заголовке его таблицы, получает карточку и кладет ее на таблицу. Например, вы читаете карточку: «цветет в конце зимы», ханих с таблицей «миндаль» может сказать: «миндаль» и получить карточку. Карточку, подходящую более, чем одной таблице (например, одуванчик тоже цветет в конце зимы), получает тот, кто произнес название первым. Благодаря этому, ханихи должны быть готовы произнести название своего растения как можно быстрее. Если ханих потребовал карточку, не подходящую к его таблице, он ее не получит. Чтобы предотвратить чтение названий просто так, не требуя карточку, не подходящую для него, ханих должен будет вернуть мадриху в качестве штрафа одну из своих карточек. Другая возможность - участник, потребовавший карточку, которая ему не подходит - дает «залог» (одежду, сандаль, часы и т.д.), который он должен выкупить после окончания игры выполнением какого-нибудь развлекательного задания, порученного ему. Затем зачитывайте одну за другой карточки, пока один из участников не закончит заполнять свою таблицу. Побеждает участник с максимальным количеством карточек на момент окончания игры или тот, кто первым закончил заполнять свою таблицу. Можно также играть без соревнования и без победителей. В этой форме мадрих подытоживает тему «растения» и дает ханихам общий взгляд на то, что они усвоили в предыдущих мероприятиях. Имеет смысл иметь с собой книгу или пособие по теме на случай разногласий.

Вышеописанная игра бинго была посвящена теме «растения». Можно использовать эту игру и для других тем, как например:

Упражнение 1.1 Бинго «политика».

Мадрих хочет обсудить с ханихами различные политические темы Государства Израиль для развития у ханихов аналитических способностей и понимания данной темы, для формирования собственного мнения, независимого от окружающих. Однако, до начала анализа и обсуждений мадрих хочет провести разминочную игру, не слишком углубляясь в тему, которая будет включать в себя знания ханихов о политических партиях Израиля, их политических позициях, и напомнит забывшим важную информацию по этой теме. Для этой цели он готовит игру бинго. Перед вами список части карточек и таблиц бинго, приготовленных мадрихом. Попытайтесь определить, что здесь является карточками, а что заголовками таблиц и разработайте свою игру: против призыва девушек в армию \ за движение «Шалом Ахшав - мир сейчас» \ Авода \ против общинной дискриминации \ Агудат Исраэль \ против полетов «Эль Аль» по субботам \ против аутопсии \ Мафдал \ поддерживает создание еврейских поселений в Иудее и Самарии \ была против возвращения Синая Египту \ Шинуй \ за аннексию Голан Израилем \ религиозная партия \ против религиозного диктата \ Ликуд \ за автономию на Западном берегу реки Иордан.

Ответ.

Правильный ответ - разделить названия партий: Авода, Агудат Исраэль, Мафдал, Ликуд и т.д. и политические позиции: против призыва девушек в армию, за движение «Шалом Ахшав», против религиозного принуждения и т.д. Названия партий напишем в качестве заголовков таблиц бинго, а описание партийных позиций - на карточках. В ходе игры, ханихам потребует привести в соответствие карточки и таблицы:

Цель игры - сконцентрировать знания ханихов о политических партиях Израиля и их позициях. Мадрих одну за другой зачитывает карточки. Ханих, думающий, что прочитанная карточка ему подходит, произносит заголовок таблицы и получает карточку. (если ханих ошибся, и карточка не соответствует его таблице, он не получает карточку и возвращает одну из свих карточек как штраф). Например, мадрих зачитывает карточку «религиозная партия», ханихи, у которых в заголовке таблицы написано «Мафдал» или «Агудат Исраэль» могут прочитать название своей таблицы. Прочитавший первым получает карточку и кладет ее на свою таблицу бинго. Если игра проводится в виде конкурса, побеждает тот, кто первым заполнил свою таблицу или тот, у кого в конце игры максимальное количество карточек.

В этой форме собираются воедино все знания, имеющиеся у ханихов о политических позициях израильских партий.

Обратная возможность - записать названия партий на карточках вместо заголовков таблиц, а их политические позиции в заголовках, а не на карточках. Но эта возможность менее хорошая, так как, как правило, есть больше карточек, чем таблиц. Например, когда участвуют в игре 8 ханихов, нужно 8 таблиц и около 30 карточек. То есть, если мы напишем названия партий на карточках, нам потребуются 30 различных партий, по одной на карточку, а такого количества партий в Израиле может и не быть. Мы можем, однако, записать каждую партию более, чем на одной карточке, но в этом случае в игре будут участвовать только 8 политических позиций, по одной на таблицу. Так как мы хотим раскрыть в ходе игры максимально возможное число различных политических мнений, предпочтительнее игра, в которой политические платформы написаны на карточках, а названия партий - в заголовках таблиц.

2. Бинго по сбору информации

В двух рассмотренных играх бинго участвуют ханихи, используя уже имеющуюся у них информацию. Но, иногда мы заинтересованы, чтобы бинго добавило знаний ханихам.

Как это сделать? Есть 2 возможности:

  1. Подготовка к бинго. Перед игрой группы ханихов начинают изучать по книгам и брошюрам тему игры. Так как результаты игры зависят от знаний ханихов, возможно они будут это делать с энтузиазмом. Спустя определенное время (около получаса), ханихи собираются вместе, и начинается игра.

  2. Бинго перелистывания. В руках у каждого из ханихов печатные материалы по теме игры - книга, брошюра, карта, отксерокопированный лист, газеты и т.д. Мадрих зачитывает карточку, и все участники быстро листают печатные материалы и пытаются определить, подходит ли карточка к их таблице. Участник, обнаруживший, что зачитанная карточка подходит к его таблице, говорит это и получает карточку. Остальное - как обычно.

Бинго «израильские общины».

Цель игры - расширить знания ханихов по теме общин в Израиле (лидеры, страна исхода, год репатриации, известные личности и т.д.)

Чтобы ханихи изучили тему, а не только использовали уже имеющиеся у них знания, перед игрой бинго организуем подготовку к игре или организуем игру бинго перелистывания.

Подготовка.

  1. Таблицы бинго. В заголовке таблицы напишем название общины - марокканская \ польская \ германская \ русская \ грузинская и т.д.

  2. Карточки бинго. На каждой карточке будет описание, соответствующее по меньшей мере одной общине. Например: община из северной Африки \ репатриировались в Израиль в составе пятой алии \ основали поселение Месилат Цион \ едят кускус \ устраивают церемонию хина перед свадьбой \ основали Нагарию \ приехали из Азии \ говорят по-испански и т.д.

  3. Брошюры, книги или любой печатный материал по теме «общины».

Ход игры:

Существуют 2 возможности:

  1. Подготовка к бинго. Прежде всего, объясните ханихам правила игры. Раздайте им печатные материалы и попросите их изучить его и попытаться запомнить как можно больше информации. Спустя примерно 10 минут соберите материалы и начинайте игру бинго, которая проводится как вышеприведенные игры -зачитывайте одну за другой карточки, и каждый ханих, думающий, что зачитанная карточка подходит его общине, название которой написано у него в заголовке таблицы, произносит название общины и получает карточку.
    Изучение печатных материалов расширит имеющиеся у ханихов знания об общинах в Израиле, и тем самым игра достигнет своей цели.

  2. Бинго перелистывания. Раздайте ханихам печатные материалы и дайте каждому ханиху одну таблицу бинго. Зачитывайте одну за другой карточки. После каждой карточки дайте ханихам время изучить имеющийся у них вспомогательный материал и выяснить подходит ли им зачитанная карточка. Например, вы читаете карточку «некоторые из них жили в Стране Израиля до первой алии». Ханихи, которые не знают, жили ли в Стране до первой алии представители общины, записанной у них в заголовке таблицы, листают вспомогательный материал и пытаются это выяснить. Ханих, обнаруживший, что карточка подходит его общине, называет громко ее название и получает карточку. Если за короткое время никто не требует карточку, то переходят к следующей карточке.
    В такой форме, листая, ханихи расширяют свои знания об общинах Израиля.

Обратите внимание: Мы видели, что очень важно, чтобы каждая карточка бинго соответствовала минимум двум таблицам, чтобы создать напряжение и соревнование между участниками игры, требующими карточку. Напротив, в вышеописанной игре бинго «общины» часть карточек должна соответствовать только одной таблице (например, карточка «основали Нагарию» подходит только таблице с заголовком «выходцы из Германии»). Что делать в таких случаях? Одна возможность - подготовить две таблицы для каждой общины. В этом случае даже карточка, подходящая только для одной общины, подойдет двум таблицам. Другая возможность - использовать таблицы, в которых не один заголовок, а несколько, например, свой заголовок есть у каждой клеточки таблицы:

Каждый участник должен собрать карточки, подходящие его таблице, где каждой клеточке соответствует карточка. В этом случае даже карточка, соответствующая только одной общине, подходит нескольким таблицам. Дополнительным преимуществом этого метода является то, что ханих изучает несколько общин, а не одну.

Упражнение 1.2 Бинго «птицы».

Мадрих хочет выехать с ханихами в места, где можно понаблюдать за различными птицами, чтобы пробудить в ханихах интерес и понимание темы. После первого наблюдения мадрих хочет дать ханихам дополнительные данные об образе жизни птиц, чтобы подготовить ханихов к более глубокому и плодотворному наблюдению в дальнейшем. Он разрабатывает игру бинго, цель которой - дать ханихам различные знания об образе жизни птиц.

Ответ.

Так как цель игры - научить, то нужно организовать бинго перелистывания или подготовку к бинго (как вы помните, в обычном бинго ханихи пользуются только уже имеющимися у них знаниями, не приобретая новых знаний).

Бинго перелистывания - в заголовке каждой таблицы пишется название птицы: воробей \ удод \ дрозд \ трясогузка \ ворон \ ястреб \ голубь и т.д. (Другая возможность - в каждой клетке таблицы пишется имя птицы, так, что в каждой таблице записано 6 имен). На каждой карточке написана характеристика образа жизни птицы: находится в Израиле в течение всего года \ находится в Израиле только весной \ строит гнезда и откладывает яйца \ пролетает через Израиль, не строя здесь гнезда \ живет стаями \ живет парами \ и самец и самка высиживают птенцов \ строит гнезда из глины \ строит гнезда на деревьях и т.д. Каждый ханих получает таблицу бинго и вспомогательный учебный материал по теме «птицы». Зачитывайте одну за другой карточки. Ханих, обнаруживший с помощью вспомогательного материала, что карточка подходит его таблице, произносит название своей птицы и получает карточку.

Подготовка к бинго - вышеописанные карточки и таблицы. Ханихи изучают материалы до начала игры. После этого, заберите у них материалы и начинайте игру, в которой ханихи используют запомнившееся им из изученного материала.

3. Бинго, использующие размышления.

Рассмотренные до сих пор игры требуют знаний. Теперь мы переходим к играм, в которых участники находят соответствия между таблицами и карточками не на основании своих знаний, а на основании доводов. Цель этих игр - развитие понимания ханихами темы игры.

Бинго «причины поведения».

Цель игры - побудить ханихов задуматься, почему люди ведут себя так или иначе? Почему Йоси сидит тихо, когда он в компании? Почему Рина все время спорит? Почему полицейский уступил одному человеку, но не уступил другому? Почему я все время обижаюсь? и т.д.

Понятно, что на эти вопросы не существует однозначных ответов. Мы и не пытаемся объяснить ханихам ответы на вопросы, а пытаемся поднять сами вопросы и стимулировать ханихов обсудить их и поразмышлять на эту тему. Зачем? Чтобы ханих более четко осознавал то, что происходит с ним, с его друзьями и компанией, в которой он находится. Человек, понимающий, что происходит вокруг, будет более самостоятельным в своих поступках и мнениях.

Подготовка.

  1. Таблицы бинго. В заголовке таблицы записано краткое описание одной из причин поведения: любопытство \ опасение насмешки \ лень \ страх \ желание узнать новое \ опасение отличаться от других \ желание быть оцененным окружающими \ потребность в тепле и любви и т.д.

  2. Карточки бинго. На каждой карточке описан поступок человека: чтение газеты \ курение в запрещенном месте \ покупка машины \ покупка собаки \ учеба в университете \ спокойное поведение на вечеринке \ ухаживание за девушкой \ шум во время урока \ украшение комнаты \ новая стрижка \ отвечать обидой на обиду \ плач и т.д.

Ход игры:

Раздайте каждому ханиху таблицу бинго, зачитывайте карточки одну за другой. Ханих, думающий, что карточка соответствует его таблице, громко произносит заголовок своей таблицы, получает карточку и кладет ее на таблицу. Например, вы читаете карточку: «покупка машины», если ханих с таблицей «желание произвести впечатление на других» думает, что одной из причин того, что люди покупают машины, является желание произвести впечатление, то он может сказать: «произвести впечатление» и получить карточку. Понятно, что карточка может подходить более, чем одной таблице. Та же самая карточка может, например, подходить таблице «ради удобства». Однако, карточку получает тот, кто произнес название первым.

Каждый ханих имеет право выразить свой протест и привести доводы, что карточка не подходит таблице. В этом случае он должен коротко объяснить, почему он думает, что карточка подходит или не подходит. Затем между членами группы проводится голосование (или решает специальная судейская бригада). Если будет решено, что карточка подходит таблице, участник, требовавший карточку, получит ее и положит на одну из клеток своей таблицы. Если будет решено, что карточка не подходит таблице, он не получит карточку, а наоборот, вернет в качестве штрафа одну из своих карточек или отдаст мадриху залог, который должен будет выкупить в конце игры. Это делается, чтобы успокоить участников игры и предотвратить их необдуманные выступления. Побеждает участник с максимальным количеством карточек на момент окончания игры или тот, кто первым закончил заполнять свою таблицу. Можно играть также и без соревнования, то есть, не объявляя победителя. В этом виде игры ханихи просто размышляют, обсуждают различные причины поступков человека и лучше представляют себе их.

Другая версия - бинго убеждения.

Эта версия игры более стимулирует обсуждения и споры. Мадрих зачитывает карточку, дает участникам время подумать, и каждый участник, кому подходит карточка, голосует. Затем каждый из голосовавших пытается убедить членов группы, что карточка подходит именно его таблице больше, чем таблицам других. Группа проводит голосование и решает, кто получит эту карточку.

В этой игре важно обратить внимание, чтобы каждая карточка подходила в более мили менее равной форме больше, чем одной таблице, чтобы всегда было несколько участников, потребовавших карточку и участвующих в споре.

Упражнение 1.3. Бинго «потери в ценностном поступке».

Когда человек хочет придерживаться ценностей, в которые он верит, он часто должен жертвовать чем-то, подвергать опасности или терять различные вещи: терять время (помогая другу) \ подвергать опасности свою жизнь (защищая Родину) \ терять деньги (помогая нуждающимся) \ выглядеть смешным в глазах других (в одиночку борясь за что-то) \ вкладывать усилия \ вмешаться в ссору \ испачкать одежду \ отменить ранее намеченные планы \ отказаться от удобств и т.д. Важно обратить внимание ханихов на эти факты. Человек, осознающий, что ценности - не развлекательная игра, и что иногда они требуют проигрыша или жертвы, будет более серьезно подходить к выбору своих ценностей и будет более верен им, несмотря на все трудности. Если бы человек не осознавал это, он мог бы отбросить свои ценности в момент, когда к его великому удивлению, они потребовали бы от него жертв или потерь.

В качестве упражнения вы должны разработать игру бинго, цель которой -обратить внимание ханихов на то, что различные поступки, совершаемые из приверженности тем или иным ценностям, связаны часто с потерями, отказами и жертвами различного рода.

Ответ.

Подготовка.

  1. Таблицы бинго. В заголовке каждой таблицы кратко описана потеря, жертва или опасность: потеря времени \ потеря денег \ опасность для жизни \ физическое усилие \ насмешка со стороны других \ остановка профессионального роста \ отказ от удобств \ физическая опасность \ грязь \ вмешательство в ссору и т.д.

  2. Карточки бинго. На каждой карточке будет описан поступок, являющийся выражением ценности: помочь старушке нести тяжелые сумки \ пойти добровольцем в боевые части в армии \ принести в полицию найденный на улице кошелек \ отказаться от списывания на экзамене, несмотря на то, что есть хорошая возможность списать \ пойти добровольцем в ДНД \ отказаться закрывать глаза на взяточничество на вашей работе \ спасти утопающего в море \ агитировать на улице ради общественного изменения, которое, по вашему мнению, должно произойти в обществе \ пойти на волонтерскую работу и т.д.

Ход игры:

Как и в предыдущей игре бинго, вы зачитываете карточки одну за другой, и ханих, думающий, что карточка соответствует его таблице, то есть поступок, написанный на карточке, может быть связан с потерей, описанной в заголовке его таблицы, громко произносит заголовок своей таблицы, получает карточку и кладет ее на таблицу, если группа не против того. Например, вы читаете карточку: «помочь старушке нести тяжелые сумки», ханихи с таблицами «потеря времени», «физическое усилие» или даже «насмешки со стороны окружающих» могут произнести свой заголовок. Первый прочитавший получает карточку и кладет ее на таблицу. Для развития темы желательно, чтобы каждый ханих, получающий карточку, рассказал короткую историю, в которой описывался бы поступок, изложенный на карточке. Другая возможность - игра в «бинго убеждения», где все ханихи, считающие, что карточка подходит именно их таблице, пытались бы убедить группу, что карточка подходит им больше, чем остальным.

И это все о бинго. В силу того, что у игры есть несколько различных версий, давайте кратко подытожим ее основные принципы.

  1. Мы видели, что можно использовать игру бинго для 3 основных целей:

    • с целью пробудить интерес к определенной теме, развить или обобщить тему. Для этого можно играть в бинго, где ханихи используют уже имеющиеся у них знания, подбирая карточки к таблицам.

    • с целью углубить знания ханихов по определенной теме. Для этого можно играть в бинго, где ханихи собирают информацию и используют печатные материалы, подбирая карточки к таблицам.

    • С целью углубить понимание и развить аналитические способности ханихов по определенной теме. Для этого можно играть в игру, где ханихи должны аргументировать свою позицию, подбирая карточки к таблицам.

  2. Мы видели, что очень важно, чтобы каждая карточка соответствовала минимум двум таблицам для соревнования. Поэтому, если часть карточек соответствует только одной таблице, можно применить в игре две одинаковые таблицы с одним заголовком или играть в «бинго клеточек».

  3. Мы видели, что можно играть в бинго следующих разновидностей:

    • бинго зачитывания - участник, считающий, что прочитанная карточка подходит ему, произносит заголовок своей таблицы, и первый произнесший получает карточку, если группа не возражает.

    • бинго убеждения - участник, считающий, что прочитанная карточка подходит ему, пытается убедить группу, что карточка подходит именно ему более, чем другим.

    • бинго клеточек - нет единого заголовка у таблицы, а несколько заголовков, каждый заголовок в каждой клеточке таблицы.

    • бинго перелистывания - участники могут использовать в ходе игры печатные материалы для выяснения, подходит им или нет зачитанная карточка.

    • подготовка к бинго - перед игрой участники пытаются собрать требуемую им для игры информацию путем опросов, наблюдений, изучения печатных материалов за ограниченное время.

    • обратное бинго - каждый участник пытается собрать карточки, не подходящие его таблице. Например, в бинго «растения» участник с таблицей «морковь» может потребовать карточку «дерево».

Упражнение 1.4 Итоговые упражнения.

  1. Важно, чтобы человек осознавал сферы деятельности, где он сильнее и где он слабее. Поэтому желательно, чтобы человек понимал свои различные преимущества (быстроту, мыслительные способности, силу, пунктуальность и т.д.), требуемые для различных сфер деятельности (столярное дело, чертежное дело, шахматы, футбол, учеба в университете и т.д.). Разработайте игру бинго, целью которой является обратить внимание ханихов на способности, требуемые в различных делах.

  2. Мадрих хочет провести занятие по теме «Война за Независимость». Для этого ему важно познакомить ханихов с военными операциями Войны за Независимость, их целями, успехами и провалами, местами проведения и т.д. Разработайте игру бинго, целью которой является изучение ханихами различных данных об операциях Войны за Независимость.

  3. Разработайте игру бинго, цель которой - привлечь внимание ханихов к тому, что у обладателей разных специальностей и разных должностей в обществе есть различные права и обязанности (обязанность слушаться, необходимость все делать вовремя, право бастовать, необходимость считаться с мнением руководства и т.д.) и углубить их понимание и аналитические способности по этой теме.

  4. Разработайте игру бинго, цель которой - развить знания ханихов на актуальные темы по их выбору, например, события происходящие в мире и в стране, кажущиеся ханихам важными. При этом можете воспользоваться газетами.

  5. Определите себе цель, еще не описанную здесь, и разработайте игру бинго для реализации этой цели.

Домино

Как и игра бинго, у игры домино есть три похожих разновидности:

  1. Домино, использующие знания. Эту игру можно использовать для пробуждения интереса к определенной теме или для развития или обобщения темы.

  2. Домино для сбора знаний. Эту игру можно использовать для углубления знаний по различным темам и приобретения новых знаний.

  3. Домино для размышлений. Эту игру можно использовать для углубления понимания различных тем, развивая у участников аналитические способности.

1. Домино, использующее знания

Домино «животные».

Мадрих хочет заняться с ханихами темой «животные» с целью расширить их знания. Но до этого он хочет начать развитие темы простой и приятной игрой, целью которой является - раскрыть тему «Животные».

Подготовка.

Подготовить по меньшей мере 20 карточек домино, а желательно - больше. Каждая карточка домино делится на 2 части. На одной половине каждой карточки написано название животного или наклеена его картинка. На другой стороне описано свойство животного: хищник \ млекопитающее \ морское животное \ способно летать \ живет в Израиле \ обладает панцирем \ можно одомашнить \ четвероногое \ откладывает яйца \ ведет ночной образ жизни и т.д.

Обратите внимание, что нет никакой связи между двумя половинками карточки.

Ход игры:

Разделите группы на 2-5 команд, в каждой из которых от 1 до 4 ханихов. Перемешайте карточки домино и раздайте каждой команде равное количество карточек, минимум по 7. Первая команда выберет одну из своих карточек и положит ее на стол (или на пол). Следующая команда положит одну из своих карточек рядом с предыдущей так, чтобы две соприкасающиеся части карточек подходили друг другу. Например, если на положенной карточке изображена змея, то вторая команда может положить карточку «пресмыкающееся». Затем следующая команда кладет свою карточку рядом с одним из двух концов цепочки карточек на столе и т.д.

Если у одной из команд нет карточки, соответствующей одному из двух концов цепочки на столе, ход переходит к следующей команде. Если ни у одной из команд нет соответствующей карточки, можно начать новую цепочку. Если один из участников подумал, что одна из команд положила неподходящую карточку, то он говорит об этом сразу после того, как карточка была положена. Если это правильно, то команда, положившая карточку, забирает ее обратно и теряет ход, который переходит к следующей команде. Если это неправильно, то игра продолжается как обычно. Чтобы решить, кто прав, вы должны быть уверены в теме или воспользоваться книгами.

Если игра проводится в виде конкурса, то побеждает команда, первой избавившаяся от всех своих карточек. Если игра проводится без соревнования - нет победителя. В этом случае ханихи перебирают в ходе игры известных им животных и вспоминают их, что и является целью игры.

Обратите внимание: при подготовке карточек домино очень важно, чтобы каждая карточка подходила более, чем одной карточке, чтобы было несколько возможностей подобрать карточки одну к другой.

2. Домино для сбора знаний.

В вышеописанной игре домино «животные» ханихи пользуются уже имеющимися у них знаниями и почти не учат новые вещи по теме игры. С легкими изменениями можно использовать игру домино в целях обучения ханихов и приобретения ими новой информации. Мы сможем это сделать в ходе игры, или перед игрой ханихи займутся сбором требуемой для игры информации.

Для этого есть 2 возможности:

  1. Подготовка к домино: Перед игрой мадрих зачитывает ханихам список терминов, появляющихся на карточках домино. Ханихи короткое время (от 10 минут до получаса) добывают информацию об этих терминах, расспрашивая людей или читая книги и пособия. Так как результат игры зависит от знаний ханихов, они будут делать это с воодушевлением. Затем все собираются и играют в домино.

  2. Домино перелистывания: Каждая команда получает книгу, пособие, карту, лист, газету или любой другой вспомогательный материал, касающийся данной темы. Участники могут изучать материал в любое время по их желанию и выяснять, какие карточки подходят друг другу. Единственное существующее ограничение - при переходе хода к этой команде она обязана сделать его в течение 10 секунд, то есть положить карточку домино в короткое время или отказаться от хода. Смысл в том, что листание и поиск информации команды должны делать пока делают свои ходы другие команды.

Упражнение 1.5. Домино «Алия».

Два мадриха, исходя из различных целей, хотят провести с ханихами игру, которая занималась бы волнами алии в Израиль. Один мадрих хочет использовать игру как введение в тему, с целью дать ханихам несколько важных фактов об алие в Израиль. Другой мадрих хочет использовать игру для подведения итога, цель которой - обобщить накопленные ханихами в ходе мероприятий по теме «алия» знания и дать им общий взгляд на тему. Разработайте игру домино для каждого из двух мадрихов.

Ответ.

В игре двух мадрихов каждая карточка будет поделена на 2 части. На одной половине карточки будет написано название одной из волн алии: первая алия \ вторая алия \ третья алия и т.д. (Понятно, что каждая алия появляется более, чем на одной карточке). На другой половине карточки будет написано событие, личность или характерная черта, подходящая для одной или более волн алии. Например: была в период власти турок в Эрец Исраэль \ основала Тель-Авив \ основала первое поселение \ была в период мировой войны \ в этой алие репатриировался Давид Бен Гурион \ в этой алие репатриировался А.Д. Гордон \ большинство репатриантов занялись сельским хозяйством \ большинство репатриантов поселились в городе \ насчитывала более 50000 человек \ большинство репатриантов из России и т.д.

Домино второго мадриха, цель которого - обобщить накопленные ханихами знания, проводится как игра домино «животные», которую мы рассмотрели раньше: каждая команда кладет по очереди карточку домино рядом с карточкой, положенной ранее так, что две карточки соответствуют друг другу. Побеждает команда, первой освободившаяся от своих карточек.

Обратите внимание, что нет никакой связи между написанным на левой и правой половине карточек. Для предотвращения путаницы желательно писать названия волн алии всегда на одной стороне, а их характеристики, события и личности - на другой. Таким образом достигается цель второго мадриха - обобщаются знания ханихов по теме «алия».

Напротив, первый мадрих, желающий использовать игру домино для развития темы, чтобы ханихи узнали различные факты, не может использовать игру в вышеописанной форме. Во-первых, ханихи все еще не знакомы с темой, и поэтому не знают, какие карточки домино соответствуют друг другу, а во-вторых, в ходе такой игры ханихи не изучают новые факты, а применяют уже имеющиеся у них знания об известных им фактах.

Поэтому, чтобы превратить игру домино в обучающую игру, нужно сделать одно из двух:

  1. Подготовка к домино - мадрих объясняет ханихам, что группа будет участвовать в игре по теме «алия». Он раздает каждой команде брошюру или вспомогательный материал по теме, и каждая команда старается запомнить максимальное число фактов и деталей, связанных с алией, в надежде воспользоваться ими в ходе игры. Спустя около 10 минут начинают вышеописанную игру домино.

  2. Домино перелистывания - перед игрой каждая команда получает брошюру или вспомогательный материал по теме «алия». По ходу игры ханихи могут листать материалы, выясняя, как положить имеющиеся у них карточки. Так как они не имеют права листать во время своего хода, они должны листать быстро во время игры других команд, и это добавляет развлекательные моменты в игру.

В каждой из этих двух форм игры домино первый мадрих достигает своей цели - знакомство ханихов с темой «алия». Понятно, что игра не сделает их специалистами по теме «алия», но даст им общее впечатление.

3. Домино для размышлений.

В этих играх ханихи кладут карточки домино не в соответствии с имеющимися у них или приобретенными по ходу игры знаниями, а на основании своих размышлений, которые они должны защищать в случае разногласий. Например,

Домино «реклама».

Цель игры - обратить внимание ханихов на различные пути влияния коммерческой рекламы на нас. Важность этого в том, что человек, осознающий обстоятельства влияния на него, способен действовать более взвешенно и более самостоятельно.

Подготовка.

Как и в предыдущих играх домино, каждая карточка поделена на две половины. На одной из них - наклеена или скопирована какая-либо реклама из тех, что появляются на радио, телевидении, в газетах и т.д. На другой половине - коротко описано рекламный принцип, служащий для привлечения внимания покупателей: призы \ яркие цвета \ фото или имя известного человека \ гарантия успеха для пользователей продукта \ веселые лица людей, использующих продукт \ юмор \ красиво звучащий лозунг и т.д.

Ход игры.

Как и в предыдущих играх, каждая команда по очереди кладет карточку домино рядом с уже положенной карточкой. Соответствие карточек определяется тем, что рекламный ход, описанный на одной карточке, реализован в рекламе на положенной рядом карточке. Например, две карточки соответствуют друг другу, если рекламный ход «обещание призов», написанный на одной карточке, появляется в рекламе туфель на соседней карточке.

Если один из участников думает, что одна из команд положила карточку домино не на свое место, он говорит об этом сразу после того, как положена карточка. В этом случае каждый желающий высказывает свое мнение за или против, а затем проводится голосование (или судейская комиссия принимает решение), соответствует или нет положенная карточка. Если решено, что карточка лежит не на своем месте, команда, положившая карточку, забирает ее обратно и теряет право хода.

В этой форме в группе проводятся обсуждения, участники размышляют и анализируют тему, что углубляет осознание ханихами рекламных приемов, что и является целью игры.

Упражнение 1.6. Домино «способы влияния рекламы».

Разработайте игру домино, цель которой - обратить внимание ханихов на то, что реклама использует имеющиеся у нас потребности, желания и устремления.

Ответ.

На одной стороне каждой карточки наклеивается или копируется реклама, а на другой стороне, вместо рекламного приема, напишите одну из наших потребностей или желаний, к которым взывает реклама: желание быть как все \ желание быть красивыми \ любовь к удобствам \ стремление добиться оценки и почитания \ желание стать известным человеком и т.д. Например, реклама «весь народ в Израиле ест конфеты Харель» может подходить карточке «желание быть как все».

Упражнение 1.7. Домино «причины поведения».

В начал главы описана игра бинго, выясняющая причины поведения («бинго причин поведения»), цель которой - пробудить в ханихах интерес, почему люди ведут себя так или иначе. Разработайте игру домино с этой целью.

Ответ.

На одной стороне каждой карточки кратко опишите причину поведения: любопытство \ страх \ опасение быть смешным \ желание считаться настоящим мужчиной \ желание выглядеть женственной \ лень \ потребность в тепле и любви и т.д.

На другой стороне карточки кратко опишите поведение человека: ученик в классе поднимает руку, чтобы ответить на вопрос учителя \ человек ждет зеленого света, чтобы перейти улицу \ девушка красится \ человек покупает собаку и т.д.

Игра проводится как домино «реклама»: каждая команда кладет на стол карточку домино в конце линии карточек на столе. Если кто-то возражает против положенной карточки, то каждая из сторон отстаивает свою правоту. Затем проводится голосование, на своем ли месте лежит эта карточка. Если игра проводится на конкурсной основе, побеждает команда, первой избавившаяся от своих карточек.

Упражнение 1.8. Итоговые упражнения.

  1. Разработайте игру домино, цель которой - изучение ханихами различных фактов о поселениях Израиля.

  2. Разработайте игру домино, используемой для развития темы «гербы», и цель которой - показать ханихам две составляющие каждого герба - графическую форму и смысл того, что он символизирует.

  3. Разработайте игру домино, цель которой - углубить понимание ханихами «похожего» и «различного» в разных типах поселений в Израиле: город, город развития, небольшой город, киббуц, мошав, деревня и т.д.

  4. Определите себе еще не названную цель и Разработайте игру домино для ее реализации.

«Торговля»

У этой игры есть три основные разновидности:

  1. Торговля, использующая знания, в которой каждый ханих использует имеющиеся у него знания для сбора серии подходящих друг другу карточек. Поскольку эти игры не добавляют знаний, их можно использовать для пробуждения интереса к определенной теме или для развития или обобщения знаний по теме.

  2. Торговля, требующие анализа, где каждый ханих использует свои мысли, соображения и аналитические способности для сбора серии подходящих друг другу карточек. Поскольку эти игры используют размышления, их можно использовать для углубления знаний ханихов по теме игры.

  3. Торговля для выражения мнений, где каждый ханих собирает подходящие друг другу карточки в соответствии со своим личным мнением. Эту игру можно использовать, чтобы побудить ханихов высказать свое личное мнение или сформировать свое мнение по теме игры.

1. Игра - торговля, использующая знания.

«Торговля» по теме «насекомые».

Мадрих хочет заняться с ханихами темой «насекомые», чтобы расширить область знания ханихов и развить в них способность наблюдения. Однако до этого он хочет начать раскрытие темы с простой и развлекательной игры, цель которой - пробудить у ханихов интерес к теме и обратить их внимание на многочисленные и разнообразные качества, присущие насекомым, на которые мы обычно не обращаем внимания.

Подготовка.

  1. Подготовьте бумажные карточки размером с половину игральной карты, минимальное количество которых равно числу участников. На каждой карточке напишите название насекомого: комар \ муха \ пчела \ оса \ скарабей \ божья коровка \ цикада \ таракан \ муравей \ богомол и т.д. Имеет смысл на каждой карточке простенько нарисовать насекомое, чтобы ханихи, которые могут не знать его названия, смогли узнать его.

  2. Подготовьте карточки того же размера в количестве минимум в три раза большем, чем количество участников. Эти карточки должны своим цветом или цветом надписи отличаться от карточек с названиями насекомых. На каждой такой карточке напишите качество, характерное хотя бы для одного насекомого, а желательно для нескольких. Например: летающее \ жалящее \ живет в гнезде \ живет группами \ красное \ шестиногое \ с усиками \ питается растениями \ питается другими насекомыми \ откладывает яйца \ обладает сильными челюстями \ превращается в кокон и т.д.

Как вы видите, часть карточек подходит всем насекомым. Каждая карточка того и другого вида может встречаться более одного раза.

Ход игры:

Перемешайте карточки с названиями насекомых в одной стопке и карточки с их качествами - в другой. Раздайте каждому участнику игры по одной карточке с названием насекомого и три карточки с качествами. Теперь все участники встают со своих мест и обмениваются между собой карточками.

Каждый игрок имеет право поменяться карточками с любым другим игроком в любое время при условии, что у него в руках на протяжении всего хода игры остаются 4 карточки.

Цель каждого игрока - найти 3 карточки качеств, присущих насекомому, отмеченному у него на карточке. Например, игрок с карточкой «сверчок» может собрать карточки качеств «шестиногое», «черное» и «с усиками». Игрок, собравший всю серию, садится на свое место. Если игра проводится на конкурсной основе, то первый, собравший серию, победил. После того, как все закончили игру, или закончилось выделенное на игру время, каждый ханих зачитывает имеющиеся у него карточки, а остальные ханихи подтверждают то, что карточки собраны правильно.

Другая возможность - каждый ханих зачитывает свои карточки с качествами, а остальные ханихи пробуют угадать насекомое, хотя это довольно трудная задача. В этой форме игры внимание ханихов привлечено к разнообразию качеств, присущих различным насекомым, а также к общности и различиям между ними.

2. «Торговля», требующая анализа.

Игра «торговля» по теме «Профессиональная Подготовка».

Каждая профессия требует различных способностей. Чтобы быть футболистом, нужна физическая подготовка, быстрота и способность быстро анализировать ситуацию. Чтобы быть ученым требуются способность мыслить и анализировать, точность и усидчивость. Чтобы быть политиком нужны способность говорить, организационные способности, склонность к общественной деятельности и т.д.

Важно, чтобы каждый человек осознавал различие навыков, требуемых в различных сферах деятельности, чтобы он смог оценить меру своего соответствия той или иной специальности. Цель игры - обратить внимание ханихов на различные навыки, требуемые в различных сферах деятельности.

Подготовка.

  1. Подготовить карточки как минимум по количеству участников и на каждой карточке написать название профессии или рода деятельности: киноактер \ учитель \ мадрих в молодежном клубе \ сельхозрабочий \ столяр \ шахматист \ электрик \ ученый \ певец \ парикмахер \ воспитательница детского сада \ секретарша \ политик \ страховой агент \ лавочник и т.д.

  2. Подготовить карточки в количестве минимум в 3 раза превышающем количество участников и на каждой карточке написать навык: хорошая память \ физическая сила \ долгое дыхание \ пунктуальность \ чувство порядка \ быстрый бег \ физическая сноровка \ способность публичных выступлений \ чувствительность к ближнему \ организационные способности \ быстрота мысли \ глубина мысли \ внимание к деталям \ терпение \ способность сосредотачиваться и т.д.

Ход игры:

Раздайте каждому участнику игры по одной карточке с профессией и три карточки с качествами. По команде все участники встают со своих мест и обмениваются между собой карточками. Цель каждого игрока - найти 3 карточки основных качеств, требуемых для занятия указанным видом деятельности. Например, игрок с карточкой «парикмахер» может собрать карточки качеств «терпение», «точность» и «пунктуальность». Игрок, собравший всю серию, садится на свое место. После того, как все закончили игру, ханих, закончивший игру первым, зачитывает имеющиеся у него карточки, а остальные ханихи пытаются догадаться, о каком виде деятельности идет речь. После выяснения этого, ханихи могут высказывать свои мнения, согласия или несогласия с тем, что названные качества присущи этому виду деятельности, аргументируя свою позицию. Если игра проводится на конкурсной основе - можно провести голосование среди участников группы Если группа решила, что карточки подобраны неправильно, то собравший их ханих проиграл, если же группа решает, что карточки подобраны правильно - собравший их ханих объявляется победителем. Затем переходят ко второму игроку для определения второго места и т.д. В этой форме игры ханихи анализируют способности, необходимые в различных видах деятельности, размышляют и углубляют свое понимание темы.

Другая версия.

Можно разработать игру в обратной версии: каждый участник должен будет собрать три карточки видов деятельности, подходящих одному качеству. Три специальности должны быть таковыми, что для работы в них требуется профессиональная способность, указанная на карточке. Для этой игры необходимо подготовить карточки с названиями специальностей в 3 раза больше, чем карточек с профессиональными качествами.

Упражнение 1.9. «Торговля» по теме «реклама».

Раньше мы рассмотрели игру домино, связанную с коммерческими рекламами, появляющимися в газетах, на радио, на телевидении, и видели рекламные приемы влияния на покупателей: обещание призов, использование образа известного человека, юмор, использование привлекающих глаз цветов и т.д. Целью игры было - обратить внимание ханихов на различные пути влияния на нас коммерческой рекламы. Разработайте аналогичную игру «Торговля». Важность этой цели в том, что человек, отдающий себе отчет в том, что на него влияют, способен более самостоятельно размышлять и действовать.

Ответ.

Подготовка.

  1. Подготовить карточки с рекламными приемами как минимум по количеству участников и на каждой карточке написать краткое описание рекламного приема привлечения внимания: яркие цвета \ изображение красивой девушки \ обещание призов и т.д. (см. также домино «реклама»).

  2. Подготовить карточки в количестве минимум в 3 раза превышающем количество участников и на каждой карточке скопировать или наклеить коммерческую рекламу (можно воспользоваться рекламами из газет).

Ход игры:

Как и в предыдущей игре. Каждый игрок пытается получить 3 карточки с рекламой, в которой используется рекламный прием, указанный на его карточке. Например, игрок, у которого карточка «привлечение внимания при помощи изображения красивой девушки» должен собрать три рекламы, где используется изображение девушки для привлечения внимания. Побеждает игрок, закончивший игру первым и получивший подтверждение группы, что все карточки собраны верно. В этой форме ханихи анализируют способы влияния на нас коммерческих реклам и их осознание и понимание данной темы увеличиваются.

Другая версия.

Можно разработать игру в обратной форме: каждый участник должен собрать 3 карточки с рекламными приемами, используемыми в имеющейся у него рекламе. Эта игра возможна, но ее труднее разработать. Прежде всего, потому что есть ограниченное количество рекламных приемов, а количество вырезанных из газеты реклам -неограниченно. Во вторых, мало реклам, в которых используются сразу несколько приемов.

3. Игры «Торговля» для выражения мнений.

«Торговля» на тему «что важно в жизни».

У каждого из нас есть свое мнение по поводу тех вещей, которые важно сделать в жизни. Один полагает, что важнее всего быть честным человеком, другой - что он должен помогать обществу и государству, третий думает, что главное - деньги и имущество, четвертый считает, что человек должен выполнять религиозные заповеди. В силу того, что эти позиции связаны с нашим образом жизни и выражаются ежедневно и ежечасно в нашем поведении важно, чтобы каждый человек выяснил для себя свою позицию. Одним из способов для выяснения этого, и, конечно же, не единственным, является выслушивание всего спектра мнений по данному вопросу и взаимная реакция на высказывания друг друга. Это делается посредством следующей игры «Торговля», цель которой - дать возможность ханиху выяснить для себя, какие вещи являются для него главными в жизни. Вместе с тем, необходимо помнить, что эта игра является только маленькой частью процесса самоопределения и не предназначена дать окончательные ответы.

Подготовка.

Подготовьте карточки в количестве минимум в 4 раза превышающем количество участников игры. На каждой карточке будет написано то, что может быть важнее всего в жизни: быть честным \ быть счастливым \ быть богатым \ помогать обществу \ помогать государству \ помогать ближнему \ быть хорошим евреем \ проявить свои таланты \ накопить силу и влияние \ достигнуть высокого общественного положения \ быть самостоятельным \ любить и быть любимым \ завязать глубокие личные связи \ создать семью \ быть известным человеком \ быть героем \ быть довольным своей долей \ быть в мире с самим собой \ быть хорошим гражданином \ помогать страдающим \ быть веселым \ брать от жизни все \ войти в историю и т.д. Как вы видите, часть карточек похожа друг на друга и выражает очень схожие идеи, однако различия между ними могут быть существенными для разных людей.

Ход игры:

Перемешайте карточки и раздайте по 4 каждому игроку. По команде все игроки встают и меняются карточками друг с другом. Каждый игрок старается собрать карточки, которые максимально точно соответствовали бы его взглядам на жизнь. Спустя какое-то время обмен прекращается. Каждый ханих читает группе свои карточки и отмечает, какие из них выражают его мнение, а какие остались случайно. Остальные ханихи смогут выразить свое мнение по этому поводу. В этой форме ханих будет размышлять, постарается выяснить для себя свои взгляды, услышит мнения других и получит реакцию на свои взгляды. Конечно, может быть, что ханих не найдет ни одной карточки, точно выражающей его мнение, но в этом нет ничего плохого. И в этом случае он пройдет процесс самоопределения.

Другая версия.

В начале игры каждый ханих запишет на одной или нескольких карточках, что, по его мнению, главное в жизни. Потом все карточки будут перемешаны и снова розданы. Каждый ханих должен будет собрать написанные не им 4 карточки, выражающие его мнение.

Примечание: Эта игра несколько отличается от приведенных прежде игр «Торговля». В предыдущих играх есть 2 вида карточек и нужно подобрать 3 карточки одного вида карточке другого вида. Здесь же есть только один вид карточек.

Упражнение 1.10. «Торговля» «ожидания от группы».

Когда люди собираются для совместной деятельности они ожидают, как правило, различные вещи. Один надеется, что будет весело, другой - что будет серьезная беседа по интересующей его теме, третий ждет, что будет ощущение сопричастности. Поэтому для каждого важно осознание ожиданий своих товарищей, чтобы удовлетворить максимально возможное количество ожиданий, чтобы считаться с мнениями и надеждами друг друга и чтобы предотвратить непонимание. То же самое происходит и в общественных группах: важно, чтобы каждый ханих осознавал, что его товарищи ожидают от работы в группе и в какой степени его ожидания совпадают с их ожиданиями.

Разработайте игру «Торговля», цель которой - дать возможность ханихам прояснить для себя свои ожидания от происходящего при работе группы и узнать ожидания своих товарищей.

Ответ.

Подготовка.

Подготовьте карточки в количестве минимум в 4 раза большем числа участников. На каждой карточке напишите возможное ожидание ханиха от работы в группе: подурачиться \ развлечься на всю катушку \ узнать интересные вещи \ играть в развлекающие игры \ заниматься спортом \ глубже узнать друг друга \ приобрести друзей \ обсудить разные темы \ заняться строительством лагеря \ петь песни \ послушать истории \ выучить что-то новое \ заняться прикладным ремеслом и т.д.

Ход игры:

Как и в предыдущей игре ханихи обмениваются карточками, и каждый ханих старается собрать карточки, описывающие его ожидания от работы в группе. Затем каждый ханих зачитывает свои карточки и добавляет свои ожидания, для которых он не нашел карточки. Затем можно обобщить весь спектр высказанных ожиданий и даже построить дальнейшую работу группы в соответствии с полученными результатами. Также можно попросить ханихов написать самим часть карточек. В любом случае желательно, чтобы часть карточек была написана мадрихом, так как в этом случае он сможет позаботиться о том, чтобы в игре участвовали различные взгляды и позиции, которые, возможно, не придут в голову ханихам, а в ходе игры пробудят их интерес и заставят их подумать и выразить свое мнение.

Другая версия.

Вышеописанные ожидания занимаются вопросом «какого вида деятельность я ожидаю?» Но можно построить игру также вокруг других видов ожиданий: Какого вида отношения между членами группы я ожидаю? Что я ожидаю от участников группы? Что я ожидаю от мадриха? И т.д. Можно в одной игре использовать несколько различных видов ожиданий так, чтобы каждый ханих должен был собрать, например, 2 карточки, описывающие ожидания от товарищей, и 2 карточки, описывающие ожидания от вида деятельности группы. В этом случае, имеет смысл написать различные виды ожиданий разными цветами.

Упражнение 1.11. Итоговые упражнения.

  1. Разработайте игру «Торговля», которая служила бы вводной игрой в тему «что происходит в стране», цель которой - пробудить интерес ханихов к теме и расширить их знания в этой области.

  2. Разработайте игру «Торговля», цель которой - помочь ханихам выработать позицию по вопросу «какой должна была бы быть жизнь в Государстве Израиль по вашему мнению».

  3. В нашем обществе, как и в любом человеческом обществе, существует множество ожиданий от поведения каждого из нас: от взрослого человека мы ожидаем, что он не разразится плачем без какой-либо веской и серьезной причины; от женщины мы ожидаем, что она будет следить за собой; от врача мы ожидаем авторитета, профессионализма и уверенности; от родителей - что они будут считаться с детьми; от религиозного человека - что он не будет ездить по субботам и т.д. Когда человек действует в нарушение наших ожиданий, его, как правило, сопровождают назойливые взгляды, над ним насмехаются или относятся к нему как к чудаку или как к тому, «у кого не все дома». Так как большинство из нас опасаются такой реакции, мы боимся вести себя иначе, чем так, как от нас ожидают. Таким образом может общественное мнение влиять на наше поведение. В силу этого важно, чтобы мы осознавали общественные ожидания и могли осознанно различить их, обдумать и вести себя более самостоятельно.

    Разработайте игру «Торговля», цель которой - углубить понимание ханихами многих общественных ожиданий от поведения различных людей в обществе (представителей различных специальностей, чиновников, различных возрастов, представителей разных полов и т.д.).

  4. Определите для себя не упомянутую выше цель и Разработайте игру «Торговля» для ее достижения.