|
Комментарий к главе Хаей Сара
перевод Д.Баргман
В Талмуде (Хулин. 95. 2) написано: любой нихуш (особый вид гадания посредством придуманного самим знака) не как Элиэзер, раб Авраама, и не как Йонатан, сын Шауля, – не нихуш (см.Берешит 24. 13-14 и Шмуэль 1.14.8-10). Это обвинение в достаточно тяжком грехе людей, почитаемых в еврейской традиции как праведников, вызывает у комментаторов желание оправдать их. Фигурируют самые разные доводы в их пользу – что сказанные ими слова должны восприниматься не как гадание, а как молитва с просьбой о помощи в форме знака от Всевышнего; зацепка за слово “как” в Талмуде, т. е. запрещено делать “как” Элазар и Йонатан, но сделанное ими – не нарушение т. к. они знали тонкости, как это сделать не преступив заповедь; успешный итог их действий – Ривка стала хорошей женой Ицхаку и праматерью еврейского народа, а Йонатан уничтожил отряд плиштим, свидетельствует о правильности выбранного пути. Оригинальное разрешение этой проблемы находит Маараль из Праги в своей книге "Гур Арье" ("Молодой лев"), комментарии на Тору и на РаШИ к Торе. Это произведение великого раввина и философа-мистика входит в число самых изучаемых комментариев. Более подробные сведения о Маарале вы можете найти в статье А.Львова “Маараль из Праги, спор о пилпуле и проблемы еврейского образования” в альманахе “Новая еврейская школа” №3 (1998 год).
Гур Арье. Берешит. Хаей Сара
Задавая вопрос: “Если скажешь, как же гадал Элиэзер, раб Авраама?”, - отвечают Тосафот*,
что “не сразу подарил ей браслеты, а сначала расспросил а потом дал браслеты”, и мне не ясно, как помогает подобный ответ, ведь в конце концов полагался на свой знак, что женщину, которая напоит его, он возьмёт для Ицхака, а если не напоит – не возьмёт. На этот свой знак он и полагался, и не делал это ради браслетов, дарить ли их, а брать ли её (в жёны Ицхаку). И нельзя сказать, что даже если бы не напоила его, всё равно взял бы её, потому что если так, то зачем тогда знак? А мне кажется, что это не считается гаданием, т. к. и без загаданного знака достойна была эта женщина быть взятой для Ицхака, поскольку она сделала доброе дело и достойна дома Авраама. И так же в отношении Йонатана, и без знака его было понятно, что если они (плиштим) скажут “поднимитесь к нам” – это значит, что они боятся и поэтому не хотят подойти сами. А раз так, то даже полагаться исключительно на это – не гадание, поскольку и без загадывания такие решения выглядят логично. А гадание запрещено только если знак сам по себе не имеет никакого смысла, и тогда это было бы несомненно гадание. А то, что сказано: “любой нихуш, который не как нихуш Элиэзера, раба Авраама, … не нихуш” не в том смысле, что это был нихуш, а что кто не полагается на знак, как полагался на него Элиэзер - не совершает нихуш. Однако сам Элиэзер его не совершил. И мне кажется очевидным, что это не пример нихуша. И ещё можно предположить, что здесь отличие в том, что делается это ради исполнения заповеди: в случае с Йонатаном - заповедь была спасти евреев, а у Элиэзера, раба Авраама, – заповедь привести достойную жену Ицхаку, и поэтому их нельзя обвинять.
*
Тосафот – коллективный комментарий к Талмуду, составленный внуками РаШИ.
|
|