ЧТО НАДО ИМЕТЬ ВВИДУ, ОТДАВАЯ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
Поход в школу неверно привязывают к тому или иному возрасту. Для принятия решения – идти ребенку в школу или нет – надо понимать, сформированы ли у него готовность к обучению в школе в виде произвольности действий; умения сосредотачивать внимание; умения работать в группе, и т.д. Развитие детей происходит, конечно же, в индивидуальном темпе, но все-таки опыт показывает, что чаще такая готовность формируется к 7-8 годам жизни.
Школа сразу, резко сужает мир детской игры. А чем дольше сохранится пространство игры, тем лучше для развития ребенка. Игра формирует в человеке практически все, что нужно для его дальнейшего развития и успешной жизни: от демократического сознания до учебных навыков. Причем делает все это ненасильственно, без прямого указания, без ограничения свободы действий ребенка. Что очень важно – этой возможности потом уже не вернуть. Все, что должно происходить в этом возрасте, очень важно не пропустить. Потом не наверстать. Взрослый, не наигравшийся вволю в детстве, – человек ущербный.
Увы, школа сейчас, чаще всего, неизбежное зло. И чем позже в нее пойти, тем лучше для ребенка. Вот если бы школа не была так ориентирована на классно-урочную систему, на подчинение, на механическое воспроизведение заданного! В хорошую школу (по-настоящему хорошую – в смысле для ребенка хорошую, а не только престижную) можно отдать ребенка и в 4 года. Но тогда там для вашего ребенка (если это разумная школа) будет организована не начальная школа, а хороший детский сад. А назвать вы это можете, как хотите.
Да, ребенок может быть научен определенному объему информации. Но зачем ему это все сейчас нужно, ведь всего этого можно добиться и позже. А вот играть потом уже будет некогда, негде. К сожалению, детский сад, который начинает по школьному учить детей, тоже их портит.
Я уверена: нормально развивающийся (в том числе, наигравшийся в дошкольном возрасте) ребенок к 7-8 годам должен приходить в школу с естественным развитым познавательным интересом. А школа уже должна этот интерес подхватывать и развивать, а не заглушать.
Елена Ивановна КАЗАКОВА,
доктор педагогических наук,
профессор Санкт-Петербургского
государственного университета