[назад] [Главная страница]
Агентство Образовательного Сотрудничества

195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru,
jkorczak@soros.spb.ru
Обращение

Акция "Шестилетки не виноваты!"

Открытое Письмо
Министру Образования Российской Федерации


Между садом и школой -
Между наукой и государством


Кардиограмма для шестилетнего
первоклассника


Что надо иметь ввиду, отдавая ребенка в школу

Вопрос не в том, можно ли обучать шестилеток,
Вопрос в том, где и как это делать


О старшем дошкольном возрасте

Почему родители торопятся забирать детей из детского сада

Не верьте, что уже все решили за вас!

Завершает нашу подборку материалов рассказ о недавней истории с попыткой превращения старшей группы детского сада в первый класс школы. И о том, как родители нашли в себе силы преодолеть психологическое давление и сделать ответственный выбор. Увы, понятно, что на один такой случай приходится десять с противоположным исходом.

НЕ ВЕРЬТЕ, ЧТО УЖЕ ВСЕ РЕШИЛИ ЗА ВАС!

В марте месяце стало известно, что в нашем детском саду будет организован первый класс для шестилеток. Меня это очень обеспокоило, прежде всего потому, что моей дочери как раз шесть. Передо мной встал вопрос: отдавать дочь в школу или нет. Я интересуюсь вопросами воспитания, читаю педагогическую литературу и знаю, что существует понятие готовности к школе. У своей дочери я такой готовности не вижу. Она все время хочет играть, двигаться. Как она высидит урок, пусть даже в 35 минут? Как она будет учиться? Какие оценки получать?

За разъяснениями я решила обратиться к заведующей детским садом. Ответ был таков: во всех детских садах района проводится эксперимент – организуются первые классы для детей шести лет. Лично она, наша заведующая, не сторонник этого эксперимента. Но она считает, что если в детском саду не будет первого класса, то родители переведут детей в другие сады, так как большинство родителей думают, что детей надо учить, и чем раньше, тем лучше.

Все будет зависеть от решения родителей: если они решат отдавать детей в первый класс – в детском саду будет организован первый класс. Если родители не захотят отдавать детей в школу – будет работать подготовительная группа.

Я спросила, возможно ли организовать в детском саду и подготовительную группу, и первый класс? Оказалось, что нет, так как по списку в группе или классе должно быть 20 детей. А в нашем детском саду одна старшая группа, в которой 26 человек. И может получиться или класс, или группа.

На следующий день после моего визита к заведующей, в группе проходило родительское собрание. На нем присутствовала сама заведующая, методист и воспитатели детского сада, завуч начальной школы, на базе которой организуется первый класс и процентов 60 родителей.

Начала собрание заведующая. Она рассказала, что во многих детских садах города в этом году открываются первые классы. С будущего 2002 года подготовительных групп в садах не будет, так как школа переходит на 12-летнее обучение.

Заведующая сообщила, что первый класс будет заниматься прямо в помещении нашей группы, где установят школьные парты и учебные пособия. Она объяснила, что такой вариант обучения будет наиболее щадящим.

Затем слово взяла завуч начальной школы. Ее речь была краткой и по сути про то же, про обязательное обучение с 6 лет. Но эта речь произвела на нас своеобразное впечатление. Да и весь облик этой женщины как бы говорил нам – детский сад – одно, а школа – совершенно другое. Подтянутая, аккуратная, она мило улыбалась, но в нотках ее голоса чувствовались жесткость, напор.

Она дала нам понять, что к детям будут предъявлены требования и отношение к ним будет иное, чем в детском саду.

Естественно, что после такой речи взволнованные родители стали задавать вопросы.

Вопрос: По каким программам будут заниматься дети?

В ответ был назван ряд фамилий авторов известных в школе программ. Стало ясно, что специальной программы нет и разные предметы будут преподаваться по различным авторским программам. Для родителей ответ этот был совершенно непонятен. Никто из нас не знаком ни с одной обучающей программой для начальной школы (в детском саду такой информации нет). И было непонятно, почему для наших детей подходят именно такие программы, пусть даже очень знаменитых авторов, пусть многократно опробованные, но, очевидно, опробованные на более старших детях и в других условиях.

Вопрос: Как будет организовано обучение?

Ответ: 4 или 5 уроков по 40 минут ежедневно с понедельника по пятницу.

Вопрос: По каким учебникам будут учиться дети?

Ответ: Комплекты новых учебников родители будут покупать в сентябре через школу (учебники нам не показали, но стало ясно, что надо приготовить деньги и на это).

Я набралась духу и спросила:

– Считается, что обучать с 6 лет – это рано. Что вы думаете об этом?

– Это дело родителей, решать, с какого возраста отдавать ребенка в школу!

– А вы что думаете об этом?

Она пожала плечами и улыбнулась.

– А своего ребенка когда вы отдали в школу?

Короткая пауза.

– Своего сына я отдала в школу в 7,5 лет.

Вопрос: Как родители могут узнать, готов ли ребенок к школе или нет? Возможно ли психологическое тестирование?

На этот вопрос отвечала заведующая детским садом: "Приглашать в детский сад психолога очень дорого, но через год одна из воспитательниц закончит курс обучения, получит диплом практикующего психолога и, возможно, будет проводить тестирование уже в детском саду.

Вопрос: А нельзя ли создать медико-педагогическую комиссию для определения готовности детей к школе?

Ответ: Нет. В детском саду такая комиссия собираться не будет. А в школе работает психолог, но он занимается только со школьниками и с теми детьми, которые поступают в школу. Все остальные родители могут обращаться за консультациями в психологический центр, адрес которого тут же был назван.

В завершение собрания нам сказали, что мы должны подумать, и через две недели подойти на прием к завучу, чтобы оформить все необходимые документы для поступления в школу.

Я шла с собрания, вновь и вновь обдумывая все происшедшее. Я чувствую ответственность за своего ребенка, за его будущее, за его благополучие. Я не могу пренебречь всем этим ради пустых обещаний. Ведь видно, что желание сделать из моей дочки первоклассницу диктуется не заботой о благе ребенка, а скорее всего, попыткой выйти из проблемы неблагоприятной демографической ситуации с наименьшими для школы потерями.

Я поняла, что должна попытаться переломить ситуацию. Я понимала, что нужно прежде всего обратиться к родителям. Возможно кто-то из них не смог прийти на собрание, а кто-то не видит проблемы в том, когда начинать учиться его ребенку: "Подумаешь, годом раньше, годом позже…" Действовать надо было немедленно, ведь через две недели каждый из нас, родителей, должен будет дать ответ.

Как самый обыкновенный человек я никогда никого ни к чему не призывала и с трибуны не выступала. Но придя домой, я написала обращение родителям. Вот оно:

Обращение
Уважаемые родители!

23 марта состоялось собрание родителей детей нашей группы, руководства детского сада и представителя школы №…, в лице завуча начальных классов.

Обсуждались вопросы, связанные с переходом к обучению в школе детей с 6-летнего возраста.

На базе детского сада в следующем учебном году предполагается открыть вместо подготовительной группы 1-й класс школы №...

Однако руководство детским садом окончательное решение оставляет за родителями: если 20 человек выскажутся за то, чтобы сохранить в садике подготовительную группу, будет оставлена подготовительная группа.

В связи с этим хочется обратить внимание родителей на то, что, согласно исследованиям психологов, педагогов и врачей 6-летние дети часто бывают не готовы к обучению в школе (в 6 лет таких детей 51%, в 6,5 – 32%, в 7 лет – 13%). И речь идет не об интеллектуальном развитии. 6 летние дети хуже адаптируются к школе, к необходимости выполнять требования учителя, к новым нормам и правилам поведения.

Причиной неготовности может быть плохое состояние здоровья ребенка, он может быстро утомляться и учебная нагрузка окажется не по силам. В 6 лет еще недостаточно развиты мышцы рук и пальцев, отвечающие за мелкую моторику. У детей, рано начавших писать, часто бывает плохой почерк.

Все это давно известно, и очередной педагогический эксперимент связан, на наш взгляд, не с заботой о детях, а с неблагоприятной демографической ситуацией и попыткой всеми способами сохранить ставки учителей в школах.

В то же время сама школа не настаивает, чтобы наши дети шли в школу с 6 лет, подчеркивая, что право решать с 6 или с 7 лет отправлять ребенка в школу остается за родителями.

Принимая решение о том, когда лучше отдать ребенка в школу, давайте со всей ответственностью подойдем к этому и поймем, что от нашего решения в значительной степени зависит успешность обучения, благополучие и физическое здоровье наших детей.

Пусть ребенок полноценно проживет свое детство, доиграет свои игры. Один год очень важен для становления его личности, для укрепления здоровья.

Родители должны сообщить о своем решении воспитателям группы до 20 апреля.

Дополнительную информацию можно получить, прочитав Энциклопедию для родителей первоклассника. – М., 2000 (можно взять у воспитателя) или связавшись с членами родительского комитета.

С разрешения воспитателей я разместила текст своего обращения на стенде с информацией. Правда провисело оно не долго, день или два. Кто-то тихо снял его. Но прочитали его все, кто умел читать, все, без исключения.

В частных беседах родители обсуждали только один вопрос: что им выбрать детский сад или школу? Они думали, решали, делали выбор…

Вы спросите, чем все закончилось?

Так вот. В один прекрасный день на столике в раздевалке я увидела образец заявления о зачислении в подготовительную группу детского сада. Я поговорила с воспитательницей и узнала, что большинство родителей его уже написали.

Никому не придет в голову заставлять ребенка ходить в полгода. Ему дают окрепнуть, вырасти и самому сделать первый шаг. А поступление в школу? Это тоже шаг, шаг не менее важный и значимый. Это шаг к человеческой зрелости. Пусть ребенок осознает это, пусть он поймет, что идет УЧИТЬСЯ.

Светлана ШАРОВА, мама шестилетней Ани,
Василеостровский район, Санкт-Петербург


[назад]