Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Почта «Новой еврейской школы»

Обзор писем за первое полугодие 1999 г.

Вы держите в руках пятый номер «Новой еврейской школы». Его читают в десятках городов бывшего СССР, включая Прибалтику, а также в Израиле. Альманах получают в каждой дневной и в большинстве воскресных школ. Несмотря на то, что пока вышло всего четыре номера, альманах уже знают и любят читатели. Об этом свидетельствуют письма из Узбекистана и Сибири, из Поволжья и Москвы, из Украины и Эстонии. В этом обзоре речь пойдет только о письмах, полученных к моменту, когда была завершена работа над пятым номером,  — к первому июня 1999  г. Читатели отмечают особенно понравившиеся им статьи из первых трех номеров (четвертый еще не успел поступить к подписчикам), указывают, какими материалами воспользовались на уроках, дают практические советы, иногда жалуются, что не получили тот или иной номер (по таким жалобам сразу принимаются меры). Папка с письмами, полученными в 1999 году, толстеет на глазах. Сегодня в ней уже больше сотни писем. Бегло перелистаем некоторые из них, постаравшись охватить весь спектр учреждений еврейского образования   — от домашних семинаров до еврейского педагогического колледжа.

Ирина Берент из Нижнего Новгорода работает в еврейском детско-юношеском клубе, с детьми дошкольного возраста. На нее произвела впечатление статья, написанная по материалам двух лекций проф. Мордехая Броера, прочитанных им в С.-Петербурге в 1997  г. Виднейший израильский историк образования рассказывал о начале Гаскалы и реформе образования. Сейчас, когда еврейское образование в СНГ становится на ноги, исторический опыт поможет избежать повторения ошибок. Ирина хотела бы видеть на страницах альманаха материалы, посвященные дошкольному еврейскому образованию (в портфеле редколлегии такие материалы есть, они увидят свет в последующих номерах).

Москвичка Ада Потапова занимается воспитанием подростков 9—15 лет в рамках программы «Семейный кибуц». Для нее важно было познакомиться с теорией, философией и историей еврейского образования. Соответствующие материалы она нашла в разделе «Педагогический университет», особо отметив статью раввина А. Штейнзальца.

А из крупного шахтерского центра в Донбассе, города Луганска, пишет Екатерина Чеканова   — преподаватель института Идишкайта. В институте учатся дети и взрослые, возраст учеников от 8 до 80 лет. Екатерина выражает мнение восьми преподавателей института, заключая свое письмо словами: «Журнал очень интересен, думаю, все наши преподаватели смогут использовать его в своей работе. Мне особенно понравилась статья Ю. Боровица "Власть и цимцум" (перевод с англ.), ведь речь в ней идет о таких насущных для нас сегодня вопросах: должен ли человек, наделенный властью, оставаться честным, морально приемлемым для общества».

Ирина Плискина из столицы Татарии Казани организует домашние семинары по еврейской культуре и традиции. В ее работе важным подспорьем послужили «Сказки евреев Восточной Европы» с комментариями В. Дымшица, программа по ивриту И. Шустерман, материалы Е. Давыдовой по «семейной школе», а также статья известного израильского методиста проф. Моше Гринберга «Учитель Торы».

«Гип-гип-ура! Наконец, НЕШ в Ташкенте!»   — Таким приветствием начинает письмо Влад Соколовский из Ташкента. Он преподает иврит в ульпане и ведет семинары по еврейской культуре для молодежи. «Номера потрясающие,  — продолжает в том же эмоциональном ключе Влад Соколовский.  — Статьей Александра Львова (проблемная статья, освещающая современное состояние еврейского образования в СНГ) я воспользовался на первом же семинаре!»

В другом своем письме тот же автор говорит: «У нас, преподавателей иврита в ульпане Сохнута, нет возможности непосредственно преподавать Танах, еврейскую историю, литературу, традицию и т. д. Однако это ни в коем случае не означает, что полученные нами знания в этих областях остаются без применения. Буквально в каждый урок я включаю материал, почерпнутый из этих предметов». Автор этого письма перечисляет особенно важные для него публикации, увидевшие свет на страницах «Новой еврейской школы»: статью Ц. Адара по методике преподавания Танаха, Зои Копельман  — о творчестве Бялика, и многое другое.

Ольга Ляховицкая преподает в женском колледже в Днепропетровске. Она жалуется, что до сих пор не получила второй и третий номера НЕШ. В первом номере она нашла материал точно по своей специальности: еврейская детская литература. Это были уже упоминавшиеся «Сказки евреев Восточной Европы» с комментариями В. Дымшица.

Автор этого письма присылает свою учебную программу и просит редакцию НЕШ оценить ее. «Нужно больше методической литературы, нужны пособия»,  — Ольга Ляховицкая ко всем, от кого это зависит...

Из того же города, Днепропетровска, где находится крупнейшая в Европе еврейская дневная школа, пишет преподаватель воскресной художественной школы Алиса Литинская. Она обстоятельно перечисляет публикации, которые, на ее взгляд, принесли непосредственную практическую пользу в ее работе и работе ее коллег-учителей. Это «Система уроков традиции», «Истории раби Нахмана» с комментариями А. Штейнзальца и народные сказки с комментариями В. Дымшица, публикации под рубрикой «Литературная страница», рассказ о скаутском движении «Союз сердец», об опыте заочной школы «Рацон латет», статья М. Броера «Начало Гаскалы», отчеты о прошедших учительских семинарах в разделе «Хроника». «В Альманахе больше предложений ”что преподавать“, чем ответов на вопрос ”как преподавать“,  — пишет Алиса Литинская,  — и в то же время у каждого педагога имеются свои методические наработки». Алиса предлагает объявить конкурс методических разработок и выражает готовность принять в нем участие. Редакция благодарит за идею, которую постарается воплотить в жизнь. Однако, отбирая материал для публикации, редакция заботится о том, чтобы этот материал был интересен для широкого читателя. А для конкретных методических разработок предназначены малотиражные приложения, которые будут рассылаться педагогам-предметникам. Соответствующие анкеты наши читатели либо уже получили, либо еще получат.

Особым теплом дышат письма участников «Летней школы» 1998  г. для учителей, которую авторы писем часто называют «Школой Ханы Ротман». Читатели сообщают, как много пользы принесла им «Летняя школа», и рекомендуют на будущее новых участников, своих коллег. Сетуют на то, что в этом году бюджет «Летней школы» не позволил оплатить дорогу и проживание иногородних участников. Но это уже отдельная тема, надеемся, в 2000 году «Летняя школа» состоится в полном объеме.

Закончим этот обзор, рассказав об обширном письме руководителя воскресной школы Леонида Берковского из волжского города Рыбинска. Он высоко оценил программу преподавания иврита Ирины Шустерман. «Эта программа помогла мне понять, что я со своими ребятами могу сделать». Статья по семейной истории Е.  Давыдовой также оказалась весьма кстати: «Мы пытаемся создать музей ”Евреи Рыбинска“». В момент написания письма его автор получил только два номера НЕШ. Он пишет: «А в общем, оба номера очень интересны и полезны! Спасибо вам». Из письма видно, что в Рыбинске, как и почти повсюду, школа, ее учителя, с самого начала служили очагом культурного и духовного возрождения еврейской общины города. Учителя уезжали, приходилось все начинать сначала   — так было не только в Рыбинске. Но работа в еврейской школе, при всех ее изматывающих трудностях, согревает сердце. Леонид Берковский заканчивает свое письмо словами: «Женя Носков, один из наших учеников, спросил меня перед отъездом в Израиль, что было в записке, которую я вложил между камней Стены плача, когда был в Иерусалиме? Я ответил: ”Пожелание еще раз вернуться сюда“. ”А я,  — сказал Женя,  — попрошу, чтобы в израильской школе мне было так же интересно, как у вас“...» Эти бесхитростные слова внушают надежду. Ведь мы стремимся к тому, чтобы образом желанного будущего для каждого ребенка, где бы он ни жил, оставалась атмосфера еврейской школы с ее любовью к знаниям и человеческим теплом   — двумя древними сокровищами нашей традиции. Это и есть главная награда для всех вас, читателей нашего альманаха, для нас, коллектива редакции, и, конечно, для нашего главного спонсора   — нью-йоркского Фонда развития еврейских общин в России и на Украине.

Александра Чернина,
зав. отделом писем НЕШ

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]