Педагогический Альманах
1/98
М. Броер
Начало Гаскалы
З. Копельман
Избранные стихотворения Бялика
В. Дымшиц
Сказки евреев восточной Европы
Ц. Адар
Урок по Танаху
И. Шустерман
Иврит с 1 по 11 класс. Учебная программа
Ю. Линец
Заочная школа для детей среднего и старшего возраста
А. Ротман
Стихи на библейские темы
В. Столов
Еврейская история в российской школе
А. Молчанова
Два семинара Института еврейского образования
А. Рохлин
Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"
Т. Погорельская
О творчестве и ремесле
содержание
предыдущая страница
главная страница

Участие в жизни общины наполняет конкретным содержанием те идеалы и ценности, которые прививает школа. Важна и реальная помощь, которую школа в состоянии оказать общине. Теме взаимодействия школы и общины посвящена наша рубрика.

Григорий ШОЙХЕТ (Харьков)

СОЮЗ СЕРДЕЦ

Воспитание и традиция


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]

Жестокий кризис, переживаемый экономикой Украины, не мог не отразиться на положении дел в школе. Достаточно сказать, что сто сорок два ученика Харьковской еврейской школы, 36% всех учащихся, живут в так называемых "малообеспеченных семьях". Сегодня за этим понятием скрывается недоедание, нужда, отчаяние.

Не удивительно поэтому, что половина детей из малообеспеченных семей числится в "группе риска". Нет нужды объяснять, о каком именно риске идет речь. Однако ошибется тот, кто решит, будто угроза нависла лишь над детьми бедняков. К "группе риска" принадлежит и каждый пятый ребенок из относительно обеспеченной семьи, где родителям кое-как удается сводить концы с концами.

Переход к новому общественному строю породил не только нищих, но и набобов. В нашей школе учится немало детей из хорошо обеспеченных и состоятельных семей  — до 18% общего числа учеников. Половину из них, более 30 детей, также приходится отнести к "группе риска". Это неуравновешенные дети, чья душа изуродована семейным воспитанием в среде нуворишей, с ее атмосферой вседозволенности и страха одновременно. Эти дети заражены чувством превосходства над окружающими, над малоимущими сверстниками в классе.

Нищета  — не единственный симптом социального кризиса. На самом дне находятся дети из так называемых "неблагополучных" и неполных семей. Таких в нашей школе около 6%. Это сироты при живых родителях, дети опустившихся, потерявших надежду людей, пьяниц и дебоширов. В подобных семьях дети часто терпят жестокое обращение, становятся жертвами побоев. Их выгоняют из дому, они вынуждены ночевать в подъездах. Порой им приходится ютиться по чердакам и подвалам, где легко заводятся криминальные знакомства. В число шести процентов безнадзорных, заброшенных детей входят также настоящие сироты и дети инвалидов. У каждого из них есть официальный опекун, однако он обычно не в состоянии воспитывать ребенка, и дети фактически лишены присмотра. Надо ли говорить, что в большинстве подобных семей царит отчаянная нищета, дети в них обречены на полуголодное существование.

После всего сказанного нетрудно догадаться, что многие семьи отдают детей в еврейскую школу не из культурно-патриотических побуждений. Четыреста учеников Харьковской еврейской школы получают в школе бесплатное питание, их возят на школьных автобусах, отправляют в оздоровительные лагеря. Детей опекает община, в школе их окружает доброжелательная, семейная атмосфера  — что для большинства учеников весьма немаловажно. Во всем этом, разумеется, нет ничего плохого. Никто не станет спорить, что о детях надо заботиться, особенно в трудное нынешнее время. Но за утилитарными соображениям порой скрывается недостаток мотивации. Отсутствие в семьях интереса к национальной культуре отнюдь не способствует изучению в школе предметов еврейского цикла.

Понятно теперь, почему так трудно работать нашим педагогам. К счастью, коллектив школы состоит из творческих, одаренных людей. Школа находится в постоянном поиске. Необходимо найти адекватные формы воспитательной работы, отыскать путь к душам детей. Надо создать в школе атмосферу, способную противостоять разлагающему влиянию среды, научиться влиять на формирование личности ребенка.

Еврейские дети подвержены тем же недугам, какими болеет современное общество. Рухнувшая советская империя погребла под своими руинами все, в том числе традиционные формы воспитательной работы в школе. Нет больше пионерии и комсомола, ушли в прошлое трудовые десанты, тимуровские команды, походы по местам боевой и трудовой славы и т. д., и т. п. А ведь при всей казенщине в старых формах внеклассного воспитания накопилось немало позитивного опыта. Советские методы внеклассной работы воплотили поиски лучших педагогов, методистов, директоров школ. Неужели весь этот опыт будет потерян?

В наше время родители уделяют все меньше внимания воспитанию детей. А это означает, что школа не может обойтись без внеклассной работы. Игнорировать потребность в ней означало бы бросить детей на произвол судьбы.


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Воспитание и традиция

На смену урокам обществоведения в школе пришли уроки религии, уроки еврейской традиции, сионизма. Система еврейского образования на Украине сложилась в считанные годы. В нее входят средние и воскресные школы, детские сады, ешивы. Появляются и средние специальные, и высшие учебные заведения. Еврейское образование и воспитание в этих учебных заведениях зеркально отображает опыт Израиля и США. В этом нет ничего удивительного: ведь собственного опыта еврейское образование на Украине накопить не успело. Тем не менее, сложившееся положение нельзя признать желательным. И его никак не назовешь нормальным. Украина  — не Америка и не Израиль. Педагогический опыт этих стран здесь едва ли применим.

К сожалению, преподаватели еврейских предметов из-за рубежа приезжают на короткие сроки. Адаптация импортных учебно-воспитательных программ и методик к местным условиям не производится. В результате предметы еврейского цикла мало затрагивают детей, заинтересованность в их изучении низкая  — по крайней мере, в нашей школе это так. Воспитательный эффект изучения Торы, еврейских классических текстов практически не заметен. Ведь дети растут в обстановке тотального разочарования и отчуждения. Их души формируются в обществе, где господствует право сильного и неприкрытый цинизм. Беззаконие, социальная незащищенность и отсутствие обязательств перед обществом  — все это, в сочетании с нищетой, придает криминальную направленность не только мыслям, но и поступкам детей. Неужели за тысячелетия своего существования еврейская культура не научилась противостоять деструктивным тенденциям? В это невозможно поверить. Но почему же тогда преподавание еврейских предметов, по сути, оставляет учеников равнодушными?

Покойный премьер-министр Ицхак Рабин воскликнул во время одной из встреч с израильской молодежью: "Не понимаю, отчего наша молодежь растет такой циничной!" Многие из выпускников Харьковской еврейской школы видят свое будущее в Израиле. Было бы неплохо, если бы мы успели воспитать их евреями прежде, чем они там окажутся.

Мы искали средство сделать воспитание в духе еврейской традиции действенным. Как пропитать школьную атмосферу духом еврейских ценностей? Ведь кроме них ничто не способно защитить детские сердца от безверия и опустошенности, царящих повсюду. Так родилась идея детской благотворительной организации "Союз сердец". При этом с самого начала было чрезвычайно важно не допустить ошибок, способных вызвать у детей разочарование, угасить энтузиазм.

Совершение добрых дел и исполнение заповедей милосердия  — одна из самых действенных форм воспитания в духе еврейской традиции. Ведь эта традиция, как вся еврейская культура, поистине проникнута милосердием.
В "Пиркей Авот" сказано: "На трех столпах зиждется мир: на Торе, служении и на добрых делах"1.
В Писании читаем: "Раскрой руку перед братом твоим" 2.
У пророков находим: "Сион правосудием искупится, а раскаявшиеся его  — благотворительностью" 3.
В Талмуде занятие благотворительностью расценивается необычайно высоко: "Добрые дела  — как все заповеди вместе взятые" 4.
Наконец, мудрая "Книга Притч", Мишлей, говорит: "Добрые дела спасают от смерти" 5.

Примеры подобного рода можно умножать до бесконечности.

По определению Рамбама, милосердие  — это деяние, выходящее за пределы общепринятых норм. Ребенок неизбежно столкнется с тем, что совершение добрых дел потребует от него определенных жертв, нарушит привычный распорядок жизни. Вместо того чтобы играть в футбол, смотреть телевизор, общаться со сверстниками, ребенку придется ухаживать за пожилыми людьми, измученными тяготами борьбы за существование, за стариками и больными, которые часто бывают раздражительными, ворчливыми. Придется исполнять чужие желания, тогда как дома, напротив, старшие потакают прихотям любимого чада. Можно согласиться с Рамбамом: благотворительность требует от человека любить ближнего не как самого себя, а больше.

Вот тут коренится главная опасность. Нельзя требовать от ребенка, воспитанного отнюдь не альтруистами, полного бескорыстия в совершении добрых дел. Такое требование лишь погубит ростки интереса, угасит желание заниматься делами милосердия. Сколь бы ни был велик первоначальный энтузиазм, его одного надолго не хватит. Юный пыл быстро улетучится, и благородное начинание обратится в прах.

Ребенок  — это ребенок. Он должен обязательно получать удовлетворение от того, что делает. Причем речь идет не только о моральном удовлетворении  — награде за добрые дела. Важно, чтобы дети испытывали удовольствие от захватывающей игры, в они стремятся превратить все, чем бы ни занимались. Помочь правильно организовать эту игру  — задача педагога.

В основе детской благотворительной организации "Союз сердец" лежало два важных стимула: заинтересованность и перспективность. Заинтересованность, разумеется, не в меркантильном смысле, а как желание принадлежать к организации, участвовать в ее работе. Перспектива же открывалась в том увлекательном и интересном, что сулило участие в деятельности "Союза сердец".

Пробуждению интереса служат игровые моменты. В их числе сама церемония приема в организацию, торжественная клятва и исполнение гимна, а также элементы форменной одежды. Кроме того, важную роль играет праздничная атмосфера, в которой дети отдают рапорт о проделанной работе. Такую атмосферу создает, помимо прочего, чтение благодарственных писем  — от подопечных и от собственных родителей. Вносят свою лепту и различные поощрения.

Заманчивые перспективы таятся в возможностях, которые предоставляет членство в "Союзе сердец". Это походы и кружки, встречи с интересными людьми, молодежные вечера, интеллектуальные командные игры. Это также возможность приобрести начальные медицинские знания, изучить основы менеджмента, овладеть восточными единоборствами и искусством выживания, развить силу духа и физическую силу.

"Союз сердец" оставляет простор личной инициативе. Она может проявиться в организации праздников или диспутов, в расширении географии организации, в переписке с зарубежными друзьями и т. д.

"Союз сердец"  — благотворительная организация еврейских детей. Поэтому с самого начала одной из ее главных задач было воспитание в духе еврейских традиций, на основе еврейских ценностей.

Для того чтобы связать слово с делом, в апреле 1996 года был проведен конкурс на лучшее знание Танаха, а именно  — тех мест, где говорится о благотворительности. К конкурсу, как известно, надо готовиться.

  • Чтобы помочь в этом детям, преподаватели еврейских предметов разработали вопросник. Вот некоторые из вопросов:
  • Что такое пожертвование?
  • Как ты понимаешь слова "от всего сердца"?
  • Что означает "помощь в соответствии с потребностями человека"?
  • Как понять призыв "помогай, не откладывая"?
  • Из-за чего был разрушен Храм?

В марте члены "Союза сердец" участвовали в конкурсе сочинений на тему "И когда будешь жать жатву свою...". С этой фразы должны были начинаться сочинения.

Представительный орган "Союза сердец", его демократически избранный парламент, разумеется, получил название "Кнессет". Кнессет взял на себя подготовку к еврейским праздникам. В частности, совместно с преподавателями традиции был подготовлен семинар на тему "Заповеди милосердия".

В общем виде цели и задачи, поставленные перед собой педагогическим коллективом нашей школы, можно сформулировать так:

Цели:

  1. Создание детско-юношеской еврейской волонтерской организации, призванной оказывать постоянную помощь и поддержку нуждающимся.
  2. Оказание систематического содействия благотворительным фондам и организациям.

Задачи:

  1. Воспитание у ребенка чувства причастности к судьбе каждого еврея. И через это  — воспитание у еврейских детей чувства причастности к судьбе своего народа
  2. Вовлечение учащихся, студентов и родителей школьников в жизнь общины.
  3. Содействие каждому ребенку в реализации его личностного начала.

О том, как зародился и складывался "Союз сердец", о его структуре и формах работы, стоит рассказать подробней.


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

История "Союза сердец"

Колоссальные изменения, произошедшие за последние годы, привели к тому, что за бортом общества оказались тысячи престарелых, одиноких, больных людей. Все они остро нуждаются в поддержке. Помимо материальной помощи, оказываемой благотворительными фондами, им необходим элементарный уход, повседневная забота. Только так можно избавить человека от ощущения заброшенности, придать ему чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне.

Дети могут помочь в решении этой проблемы. Школа обладает большим социальным потенциалом. Надо лишь суметь педагогически разумно и эффективно использовать детей для помощи слабым.

Хотя наша школа и в прошлом помогала благотворительным организациям, сотрудничество с ними не было постоянным. Вместе с тем, потребность во взаимодействии ощущалась все настоятельнее. Было ясно, что сотрудничество пойдет на пользу обеим сторонам. Ведь не случайно идея "Союза сердец" возникла на стыке двух проблем  — педагогической и социальной. Детская организация должна была сочетать воспитание школьников в духе еврейской традиции с лечением социальных язв современного общества. Обе эти задачи хорошо дополняли друг друга.


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Состав организации

Структура "Союза сердец" отражена на рис. 1 (подробнее см. Приложение 1). Организация имеет свой устав (см. Приложение 3), свою атрибутику  — значки, трехцветные галстуки, чьи цвета символизируют государственные флаги Израиля и Украины. Членами организации могут стать не только школьники, но и студенты, и взрослые. Центральный орган управления "Союза сердец"  — Кнессет, в который входят и взрослые, и дети.

Рис. 1

Сегодня в "Союзе сердец" 140 детей-волонтеров. В картотеке "Союза" в марте 1996 года числилось 98 подопечных. За каждым подопечным постоянно ухаживает один волонтер. К опытным волонтерам прикреплены стажеры-новички. Волонтеры, как правило, живут недалеко от своих подопечных. Этим обстоятельством чаще всего и предопределяется выбор. Маленькому добровольцу не стоит по вечерам задерживаться на улице.

Дети оказывают своим подопечным мелкие услуги, приносят им газеты, устраивают для них концерты, помогают готовиться к праздникам и субботе. Главное, что они могут дать своим подопечным (и чего ждут от них одинокие люди),  — это тепло и свет человеческого общения.

Анкеты, распространенные среди подопечных, свидетельствуют, что те дорожат общением с волонтерами больше, чем их услугами.

Городское отделение "Джойнта" помогло организовать на Хануку концерт для пожилых людей. На Пурим был устроен благотворительный обед, а затем студийцы детского театра "Мазал Тов" разыграли перед гостями настоящий пуримшпиль.

Еще один концерт был посвящен памяти жертв Катастрофы. На этот концерт и на другой, посвященный дню независимости Израиля, зрители покупали билеты. Сборы пошли в кассу "Союза".

"Союз сердец" заботится не только о живых. Благодаря усилиям волонтеров преобразилась территория Добруцкого Яра. По сути, это огромная братская могила, где в 1941 году фашисты расстреляли тридцать тысяч евреев.


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Заключение

"Союз сердец" развивается и растет. Он объединяет детей и взрослых, для которых добрые дела и любовь к ближнему  — одна из основ еврейской идентификации. Воспитание этой идентификации означает для нас не смену идеологических установок или национальной ориентации, а нравственное обновление, возрождение традиционных еврейских ценностей, таких как взаимопомощь, милосердие, социальная справедливость. Для детей, участвующих в волонтерском движении, понятия "цдака", "мицва", "гмилут хасадим" перестают быть параграфами учебника. Эти понятия наполняются живым, жизненным содержанием. И только так они могут стать по-настоящему значимыми. Благодаря "Союзу сердец" еврейская традиция спустилась с учительской кафедры, перестала быть оторванным от жизни школьным предметом. Для каждого, кто ощутил вкус добрых дел, она стала путеводителем в жизни, естественной человеческой потребностью  — и одновременно вратами в мир еврейского наследия.

Конечно, детская волонтерская организация  — не панацея от всех бед. Да и в педагогике ее едва ли назовешь революционным открытием. Скаутские движения существуют повсюду. Однако это лишь доказывает их необходимость. Надо позаботиться, чтобы между детьми, между волонтерами и подопечными сложились традиционные для еврейской общины отношения. И тогда можно не бояться, что дети окажутся "юными пионерами".

Идею "Союза сердец" подхватили в других еврейских школах. В Кишиневе ею заинтересовался директор школы №15 Илья Вайсельбух. В Днепропетровске  — директор школы №144 Семен Каплунский. Мы верим, что "Союз сердец" ожидает большое будущее. Его география будет расширяться, и в конце концов придет время, когда членами будущей федерации детских благотворительных обществ станут десятки организаций, чьим прообразом послужит "Союз сердец".


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
  1. Сотрудничество с различными благотворительными организациями и фондами. Участие в программах "Сердце людям", "Дом без одиночества", "Теплые дома".

  2. Дискуссии и лекции на темы:

    • Знакомство с традиционными понятиями "мицва", "цдака", "рахамим" и "хэсед".

    • Социальная роль человека в обществе и ее изменение с возрастом.

    • От младенца до старика. Игра в старость.

    • Психология старения (анкеты, игры).

    • Организация социальной работы с пожилыми людьми в Израиле.

    • Понятие о социальной работе, помощи на дому. Обязанности патронажного работника. Игра в первое посещение подопечного.

    • Понятие о физиологии старения и болезненных состояниях.

    • Приспособление человека к новой социальной роли. Избавление от одиночества и ненужности.

    Для чтения лекций и участия в обсуждениях приглашаются социальные работники, психологи, медики-геронтологи и другие специалисты, писатели и ученые.

  3. Организация домашних концертов. Устройство праздников на дому у пожилых людей, прикованных к постели. Школьники изготавливают на уроках подарки для стариков и детей-инвалидов и вручают их подопечным при посещении.

  4. Посильная помощь на дому: аптека, магазины, уборка.

  5. Кружки и группы по интересам:

    • Медицина  — оказание первой помощи.
    • Менеджмент  — подготовка организаторов социальной работы в общине.
    • Экология  — охрана сберегаемых территорий.
    • Спорт  — самооборона и искусство выживания.

    Программы работы кружков, групп и секций утверждаются Кнессетом клуба. Клуб сотрудничает с обществом "Мемориал", с экологической группой "Печенеги" Харьковского Государственного Университета, участвуют в совместных походах.

  6. Субботы и праздники. Темы:

    • Психология общения.
    • Еврейская культура и традиция.
    • Развитие чувства сплоченности и товарищества.
    • Новые знакомства и встречи.
  7. Театр. Реализация творческого потенциала детей. Приобщение к искусству. Знакомство с еврейской культурой с помощью театра. Программа работы детского театра "Мазал Тов" включает:

    • Спектакль по современной израильской пьесе.
    • Спектакль к празднику Ханука.
    • Пуримшпиль.
    • Совместная постановка силами школьников и студентов.
  8. Группа интеллектуальных игр. Цель группы  — создание творческой атмосферы, разрядка повседневного напряжения, развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Участники группы совершают поездки в еврейские школы других городов.

  9. Работа с еврейскими студентами ВУЗов.

    • Привлечение студентов для работы с отрядами волонтеров в качестве вожатых.
    • Программа "Студенческий театр в школе" (см. выше).
    • Совместные мероприятия школьников и студентов  — праздники, концерты, субботы, походы.
  10. Газета и кружок журналистики.

    • Выпуск школьной газеты.
    • Организация стенной печати.
    • Распространение оперативной информации.
  11. Клуб иврита. Факультативное изучение иврита в клубе "Еврейская семья", подготовка концертных номеров на иврите, выпуск стенных газет на иврите, конкурс знатоков иврита.


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Приложение 2

ПРОГРАММА УРОКОВ МИЛОСЕРДИЯ В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ШКОЛЕ №170

Программа предназначена для школьников младших классов. При ее составлении использовалась методическая разработка "Милосердие" Аллы Вольфсон (Минск). Порядок уроков допускает варьирование, к одним темам можно возвращаться дважды и трижды.

Темы уроков:

  1. "Как много есть людей репейнику под пару: их все должны любить, они же  — никого". Вступительная беседа о добре и зле.

  2. "Как другим уважать тебя, если знаешь ты только себя". Урок  — задание: "Каким бы я не хотел стать".

  3. "Тот  — самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой". Урок рисования на тему "Каким бы я не хотел стать".

  4. "Одинокая старость  — всем бедам беда". Урок практикум: приемы оказания помощи пожилым людям.

  5. "Равнодушие  — паралич души, преждевременная смерть". Просмотр учебных фильмов.

  6. "Как путнику мираж является в пустыне, так память о былом  — отрада стариков". Урок-встреча двух поколений.

  7. "Кто старость не уважает, тот себя обкрадывает". Изготовление праздничных подарков пожилым людям.

  8. "Старость  — источник мудрости и жизненного опыта. Тот, кто передает их молодым, заслуживает уважения и почета". Урок на квартире у пожилых людей, которые поделятся кулинарными и портновскими секретами, расскажут об исторических событиях, свидетелями и участниками которых были, с высоты своего опыта оценят события сегодняшнего дня.

  9. "Не будьте равнодушными, ибо равнодушие  — яд для человеческой души". Подборка статей и видеофильмов на тему "Милосердие".

  10. "Ни на что не годится тот, кто годится лишь сам для себя". Урок-практикум помощи ближнему.

  11. Благотворительный концерт, сборы с которого передаются нуждающимся.

  12. "Если ты равнодушен к чужим страданиям, ты не заслуживаешь звания человека". Урок-практикум по уходу за больными и престарелыми.

  13. "Недостаточно поднять упавшего, надо еще поддержать его". Составление альбома аппликаций, рисунков, стихов и пожеланий "Мы с вами" в подарок больным детям.

  14. "Пускай на всем, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты. Ведь сила не во внешности твоей, а только в человечности твоей" (Муса Джалиль). Урок-практикум: как вести себя рядом со стариком, больным, нуждающимся в твоей помощи.

  15. "Добро должно быть следствием сознания долга и внутреннего убеждения. Творить добро только ради награды или из страха наказания  — недостойно человека". В гостях у старших школьников, которые могут рассказать об интересных и характерных случаях из жизни на тему "Добро и зло".

  16. "Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать добрым человеком".

  17. "Доброта  — лучше красоты". Просмотр отрывков из фильмов на эту тему и обсуждение их.

  18. "Доброта  — единственное одеяние, которое не ветшает никогда". Подготовка к встрече субботы на дому у пожилых больных людей.

  19. "Единственная настоящая роскошь  — это роскошь человеческого общения". Беседа за круглым столом с гостями  — ветеранами и бывшими узниками гетто.

  20. "Как люди, мы все нуждаемся в помощи. Сегодня ты, а завтра я". Итоговый урок. Обмен мнениями на тему "Как принести больше пользы тем, о ком ты заботишься".


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Приложение 3

УСТАВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СОЮЗ СЕРДЕЦ"

Общие положения (фрагменты)

"Союз сердец"  — независимое добровольное общество ребят и взрослых, действующее в соответствии с конституцией Украины. "Союз сердец" не принадлежит ни к какому политическому движению и не зависит ни от какой политической организации. Он не допускает вовлечения детей в любой вид политической деятельности, а также в религиозные, межнациональные и иные конфликты.

Цель "Союза сердец"  — объединение усилий в совершении добрых дел и воспитание в юных сердцах чувства ответственности за свою жизнь и судьбу ближних.

"Союз сердец" призван решать следующие задачи:

  • объединение детей и взрослых для участия в различных программах и акциях милосердия;
  • оказание помощи одиноким, престарелым и инвалидам;
  • воспитание подрастающего поколения в духе заповедей Торы;
  • сохранение еврейских традиций, обычаев и ценностей, изучение и развитие еврейской культуры;
  • организация досуга детей.

Членство в "Союзе сердец"

Членами "Союза сердец" могут быть дети и взрослые, разделяющие его цели, независимо от религиозной или национальной принадлежности.

Правом принимать новых членов обладает общее собрание первичной волонтерской организации.

Права и обязанности членов "Союза сердец"

Все члены "Союза сердец" имеют право:

  • добровольно вступать и выходить из "Союза";

  • свободно высказывать свое мнение по вопросам, касающимся деятельности организации;

  • избирать и быть избранными на руководящие посты;

  • в случае необходимости прибегать к помощи организации.

Структура "Союза сердец"

Первичной ячейкой, или организацией, "Союза сердец" является отряд. Отряд может быть организован при наличии трех волонтеров, по их желанию. Отряды избирают представителей в "Кнессет", которому принадлежат функции главного органа "Союза".

Самоуправление в "Союзе сердец"

Кнессет состоит из двух палат  — взрослой и детской. Члены детской палаты избираются голосованием. Членов взрослой палаты назначает председатель организации и его заместитель. Состав взрослой палаты утверждает детская палата. Решение считается принятым Кнессетом, если за него проголосуют обе палаты.

Кнессет собирается не реже, чем раз в квартал. На его заседаниях вырабатывается программа деятельности, подводятся итоги проделанной работы, выбираются органы самоуправления.

Кнессет:

  • представляет интересы "Союза";

  • принимает устав "Союза";

  • избирает председателя "Союза" и главу ревизионной комиссии;

  • руководит финансовой и хозяйственной деятельностью "Союза";

  • заслушивает доклады и оценивает работу отрядов;

  • контролирует учет нуждающихся в помощи и координирует усилия "Союза сердец" с иными благотворительными и общественными организациями;

  • защищает права членов "Союза";

  • пропагандирует деятельность "Союза".

Ревизионная комиссия:

Осуществляет контроль над правильностью расходования бюджета, оказанием гуманитарной помощи и финансово-хозяйственной деятельностью.

Средства и собственность "Союза сердец"

Организация не имеет наемных работников, все активисты и вожатые работают на общественных началах.

Средства организации формируются:

  • из членских взносов;
  • из доходов от хозяйственной деятельности коммерческих структур, созданных в установленном законом порядке;
  • из добровольных взносов частных лиц и организаций;
  • из членских взносов, если Кнессет решит их назначить.

"Союз сердец" приобретает право собственности на имущество, переданное ему учредителями, членами, государством, частными лицами и организациями, а также приобретенное "Союзом" на собственные средства, либо при других обстоятельствах, предусмотренных законом.

Правовой статус

"Союз сердец" обладает статусом юридического лица, имеет счет в банке и печать, а также собственную эмблему. Решение о роспуске организации может быть принято Кнессетом. Для него требуется большинство в две трети голосов при полном кворуме.

Имущество и средства распущенного или реорганизованного "Союза сердец" используются по усмотрению Кнессета, в соответствии с действующим законодательством.


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Приложение 4

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВОЛОНТЕРОВ

Мы, члены волонтерской организации "Союз сердец", следуя общечеловеческому закону милосердия, в соответствии с заповедями Торы и традициями еврейского народа, обязуемся:

  • накормить голодного

  • обогреть замерзшего

  • прийти на помощь заболевшему

  • чтить родителей

  • поддержать оступившегося

  • простить умирающему


[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Послесловие

Когда на очередной Международной конференции по еврейскому образованию в С.-Петербурге выступил директор Харьковской еврейской школы с проектом детской организации, подозрительно напоминавшей пионерскую, его слова не вызвали у присутствующих энтузиазма. Тогда, несколько лет назад, это казалось странным и ненужным. Но время показало, что прав был Григорий Шойхет, а не его оппоненты. Сегодня большинство школ ищет пути или принимает участие в жизни еврейских общин. Например, в С.-Петербурге в с е еврейские школы участвовали в распределении подарков - "шалахмунес" - пожилым питерским евреям, которых здесь куда больше, чем юных...

Помимо того, что помощь нуждающимся, забота о стариках  — один из краеугольных камней еврейской цивилизации, эта помощь очень нужна тем, кто ее оказывает  — то есть самим детям. Ведь в социальной и культурной работе на благо общины реализуется положительное содержание того самого еврейского воспитания, которое призвана давать школа. Посещая больных, заботясь о стариках, дети ощущают вкус заповедей милосердия, на собственном опыте осознают важность ценностей, которым учит их школа. Приближая детей к исполнению заповедей милосердия, школа возвращает их в семью еврейского народа, из которой были похищены их предки. Неважно, где предстоит жить школьникам в будущем  — в родном городе, на исторической родине или далеко за океаном,  — всюду надо оставаться человеком, всюду надо быть евреем, всюду есть место для доброты и милосердия.

Очень важно, что зачинателем "скаутского движения", как и вообще всего лучшего, что накопило еврейское образование в СНГ, стали местные педагоги. Пусть кому-то "тимуровский" пафос "Союза сердец" покажется наивным, отдающим советским, раз и навсегда скомпрометированным "идеологическим воспитанием". Григорий Шойхет живет и работает там, где живут его ученики и их родители. Ему на месте виднее, какие методы и формы работы уместны, какие лозунги и призывы находят отклик у детей и взрослых. Никто не заставляет москвичей или рижан копировать опыт харьковской школы. Дело не в том, насколько применим опыт Г.Шойхета в других городах и государствах СНГ. Дело в другом  — в важности самостоятельного педагогического творчества на местах. Именно оно, это творчество, и только оно одно, способно решить проблемы, стоящие перед еврейским образованием. Лишь на пути самостоятельного творчества еврейское образование в СНГ найдет адекватные методы педагогической работы на местах. Опыт подобного творчества, несомненно, удачный опыт, заслуживает того, чтобы стать общим достоянием.

В следующих номерах "Еврейской Школы" мы продолжим публикацию материалов, посвященных взаимодействию школы и общины. От вас, наших читателей, мы ждем рассказов о том, как ведется практическое еврейское воспитание в ваших общинах, школах, образовательных учреждениях. Присылайте нам свои методические разработки и программы по Торе, традиции, литературе и истории, включающие элемент практической деятельности на благо людей, деятельную реализацию еврейских ценностей. "Мир милосердием строится"  — этим словам Писания три тысячи лет. Не будем их забывать.

Главный редактор журнала
Хана Ротман.


1 Авот, 1. назад

2 Дварим, 15:11. назад

3 Иешайя, 1:27. назад

4 Бава Батра, 9. назад

5 Мишлей, 10:2. назад



[Предисловие] [Воспитание и традиция] [История "Союза сердец"]
[Состав организации] [Заключение]
[Приложение 1: Тематический план работы организации]
[Приложение 2: Программа уроков милосердия в харьковской общеобразовательной еврейской школе №170]
[Приложение 3: Устав волонтерской организации "Союз Сердец"]
[Приложение 4: Обязательство волонтеров] [Послесловие]

[Содержание альманаха]