Педагогический Альманах
1/98
М. Броер
Начало Гаскалы
З. Копельман
Избранные стихотворения Бялика
В. Дымшиц
Сказки евреев восточной Европы
Ц. Адар
Урок по Танаху
И. Шустерман
Иврит с 1 по 11 класс. Учебная программа
Ю. Линец
Заочная школа для детей среднего и старшего возраста
Г. Шойхет
Союз сердец
А. Ротман
Стихи на библейские темы
В. Столов
Еврейская история в российской школе
А. Рохлин
Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"
Т. Погорельская
О творчестве и ремесле
содержание
предыдущая страница
главная страница

[А. Молчанова "Два семинара Института еврейского образования"]
[А. Рохлин Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"]
[Т. Погорельская "О творчестве и ремесле"]

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]

Анна МОЛЧАНОВА (С.-Петербург)

"ДВА СЕМИНАРА
ИНСТИТУТА ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В июне 1997 года в Санкт-Петербурге, в помещении еврейской средней общеобразовательной школы #522 "Бейт-Менахем" (и при содействии ее педагогического коллектива и администрации) прошли два семинара для учителей еврейских школ. Семинары были организованы Институтом проблем еврейского образования (ИПЕО) при Петербургском еврейском университете (ныне — Институт еврейского образования) совместно с отделом сионистского воспитания Еврейского агентства "Сохнут" и фондом имени Л. А. Пинкуса. Хочется также выразить признательность за помощь в проведении семинаров р.  М.  Певзнеру и г-же С.  Певзнер.

Первый семинар, проходивший с 2 по 8 июня, был адресован учителям начальных классов еврейских школ. В нем приняли участие учителя, директора, завучи еврейских школ, методисты еврейского образования, сотрудники ИПЕО и "Сохнута", преподаватели и студенты ПЕУ  — всего более 40 человек из России, Украины, Молдовы, Эстонии, Латвии, Израиля.

Особенность семинара состояла в том, что он являлся не научно-методическим, как большинство семинаров ИПЕО, а учебно-методическим, то есть ставил одной из своих основных задач специальную подготовку учителей начальных классов для дальнейшей работы в еврейской школе. Соответствующим образом была выстроена и программа семинара: углубленное знакомство с предметами еврейского цикла (что отвечает стремлению учителей преподавать в своих классах традицию, историю и культуру евреев); знакомство с разработками ИПЕО и других методических центров; повышение педагогического мастерства. Организаторы семинара стремились также укрепить и сделать более плодотворным сотрудничество специалистов и учреждений, занятых проблемами еврейского образования на территории бывшего СССР: обобщить практический опыт его участников, выработать концепцию еврейской начальной школы, обсудить конкретные авторские программы.

Семинар отличался разнообразием форм работы: лекции приглашенных преподавателей, доклады участников, дискуссии за круглым столом,экскурсии, творческая лаборатория, ролевые и деловые игры.

Он начался с представления участников, проведенного в игровой форме психологом Я. Яновицкой (С.-Петербург, система "Адаин ло"). Игра помогла коллегам быстрее познакомиться, задала тон семинара; с самого начала возникла творческая дружеская атмосфера, которая сохранялась до конца работы.

Во время игры-знакомства обозначились особо важные проблемы, с которыми участники приехали на семинар, вопросы, на которые они хотели найти ответы:

  1. Проблема интеграции предметов общеобразовательного и еврейского циклов в еврейской общеобразовательной школе.
  2. Двойное подчинение школ: частным учредителям и государственным органам образования.
  3. Взаимоотношения между группами лиц, имеющих разные отношения к учебному процессу и представляющих различные интересы:
    • спонсорами;
    • органами народного образования;
    • администрацией школы;
    • родителями;
    • учителями;
    • учениками.
  4. Наряду с привычными конфликтами между перечисленными группами лиц возникают конфликты, связанные с отличающимися представлениями о сущности еврейской культуры; различным уровнем знаний в сфере еврейских ценностей; несходным пониманием перспективы существования и функционирования еврейских общин в странах бывшего СССР.
  5. Нехватка учителей в школах вообще и квалифицированных в частности.
  6. Недовольство учителей уровнем своей зарплаты.
  7. Озабоченность учителей возможным снижением уровня общеобразовательных знаний вследствие увеличения нагрузки по предметам еврейского цикла.
  8. Поиски возможности одному учителю вести в классе предметы общеобразовательного и еврейского циклов.
  9. Слабое знание традиции, истории и культуры евреев у учителей начальной школы.
  10. Недостаточная мотивация изучения еврейской традиции в начальной школе.
  11. Проблемы обучения письму на иврите в младших классах.

Деловая игра "Наша школа", которой руководила Г. Кац (Израиль), помогла посмотреть на эти проблемы, а также на перспективы еврейской школы с нескольких точек зрения, более четко сформулировать требования и ожидания разных сторон, участвующих в учебном процессе.

Играющие разделились на четыре группы:

  • "Родители",
  • "Ученики",
  • "Учителя",
  • "Администрация".

Каждая группа представила и защитила свой проект "идеальной" школы. В результате обсуждения сформулированы следующие обобщающие положения:

  1. Главное для учителя  — это здоровье детей.
  2. Необходимо иметь в виду, что ребенок принадлежит родителям, а не школе или общине.
  3. Необходимо четкое и плодотворное сотрудничество всех сторон, участвующих в педагогическом процессе.
  4. Родители должны стать членами "школьной семьи".
  5. Необходимо заботится об обучении родителей.
  6. Школа должна быть удобна для всех, ей необходимо комфортабельное помещение, свой автотранспорт, цивилизованная охрана.
  7. Для самых маленьких нужны спальни.
  8. Перемена в школе  — это особое время, которое дети должны проводить под присмотром специального воспитателя.
  9. Перспектива  — за комплексами "школа  — сад".
  10. Штат школы не должен быть раздут: директор  — менеджер в сфере образования, заместители  — завучи по группам классов, диспетчер, заведующий хозяйством, организатор праздников.
  11. В штате школы необходим психолог.
  12. Желательно, чтобы в начальных классах был учитель еврейской национальности, способный преподавать еврейские дисциплины.
  13. Традицию должны изучать и, по возможности, знать все, кто преподает в еврейских школах, вне зависимости от национальной принадлежности.
  14. Необходимы ульпаны для изучения иврита учителями.
  15. Необходимо развивать и поддерживать обмен методическими разработками.
  16. Зарплату необходимо держать на уровне, позволяющем учителям работать свободно и творчески. Для учителей начальной школы оптимальная нагрузка 15 часов в неделю.
  17. Учеба должна быть радостью и потребностью для учеников.
  18. В еврейской школе на высоком уровне должно осуществляться преподавание общеобразовательных дисциплин и предметов еврейского цикла.

Живой интерес участников семинара вызвало обсуждение темы "Еврейская литература на уроках чтения в начальной школе". С сообщениями на эту тему выступили:
А. Молчанова ( С.-Петербург, ИПЕО, школа №522),
Л. Печерская (С.-Петербург, школа Адаин Ло),
И.  Ланда (С.-Петербург, школа № 224).

Учителя и руководители школ осознают необходимость знакомства младших школьников с произведениями еврейских авторов на уроках чтения, однако осуществлению этой задачи мешает отсутствие программ, специальных книг для чтения в 1, 2 и 3 классах, необходимой подготовки учителей.

В 1996/97 учебном году ИПЕО совместно с администрацией школы № 522 провел эксперимент: в начальные классы пришел учитель еврейской литературы. В результате года работы были отобраны произведения, которые легли в основу курса "Мир еврейской традиции на уроках чтения в начальной школе". Участники семинара получили папки с рабочими материалами, куда вошли некоторые из этих текстов (для обсуждения и работы в творческой мастерской, для последующего чтения и анализа в классе). О ходе этого эксперимента, о своем опыте работы с произведениями еврейских писателей в 1—3 классах рассказала методист ИПЕО А. Молчанова.

Авторы произведений, включенных в "Книгу для чтения в 1 классе еврейской школы" (составитель  — учитель начальной школы "Адаин ло" Л.  Печерская),  — евреи, их герои живут в традиционном еврейском мире. Эта книга дополнит существующие ныне пособия для общеобразовательных школ, такие как "Книга для чтения", "Родная речь".

С большим интересом учителя выслушали лекцию В. Дымшица (ПЕУ) о еврейских сказках.

В творческой лаборатории участники семинара подготовили и представили для обсуждения свои уроки по произведениям Шолом-Алейхема, Льва Квитко, Ривки Элицур и других еврейских писателей.

* * *

Учебный семинар по еврейской литературе проходил с 24 июня по 6 июля 1997 г. В семинаре приняли участие учителя литературы еврейских школ бывшего СССР, преподаватели ВУЗов , сотрудники ИПЕО и ПЕУ  — всего около 35 человек из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Израиля, США.

Целью семинара было знакомство учителей русской и мировой литературы еврейских школ СНГ и стран Балтии с основами еврейской культуры в целом и в частности с историей и спецификой еврейской литературы  — с тем, чтобы они могли использовать полученные знания в своей повседневной работе, а в дальнейшем начать преподавание еврейской литературы.

В настоящий момент только в отдельных еврейских школах на территории бывшего СССР введен курс еврейской литературы. Богатейший пласт еврейской культуры остается вне поля зрения большинства наших учеников. Это связано с отсутствием профессионально разработанных программ, учебных пособий, достаточного количества текстов и специально подготовленных учителей.

ИПЕО ведет работу над созданием серьезного школьного курса еврейской литературы по трем направлениям: разработка учебных программ, подготовка и создание учебных пособий, подготовка и переподготовка учителей.

С этой целью в 1994—1997 гг. проведены три научно методических семинара по еврейской литературе и классическим текстам, где , в частности, были представлены авторские программы учителей, определена последовательность работы над учебными пособиями, созданы рабочие группы. Подготовлены к изданию: учебное пособие (А. Крюков), и антология (сост. Е. Римон) по современной израильской ивритской литературе , а также пособие для ученика (С. Парижский) и материалы для учителя (С. Парижский и А. Молчанова) по еврейской средневековой литературе. Данный семинар явился одним из первых шагов на пути подготовки учителей-словесников еврейских школ, которые могли бы преподавать еврейскую литературу. Участники семинара прослушали курс лекций по ивритской литературе (18 часов) израильского литературоведа Зои Копельман, а также лекции по отдельным вопросам изучения еврейских текстов преподавателей ПЕУ (10 часов). Им была предоставлена возможность познакомиться с материалами еврейского печатного фонда в Отделе литературы на языках стран Азии и Африки Российской Национальной библиотеки, где провел беседу хранитель фонда преподаватель ПЕУ Ю.  П.  Вартанов.

Своим опытом работы поделились с коллегами учителя Е.  Слоним (Москва), И.  Царева (Таллин), С.  Бродоцкая и М.  Трескунов (С.-Петербург).

В рамках культурной программы были проведены вечер поэзии, на котором учителя литературы встретились с петербургскими поэтами, а также экскурсия по еврейским местам города.



[А. Молчанова "Два семинара Института еврейского образования"]
[А. Рохлин Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"]
[Т. Погорельская "О творчестве и ремесле"]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Александр РОХЛИН (С.-Петербург)

Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"

Со 2 по 23 августа 1997 г. в Петербурге и Иерусалиме проходил Пятый семинар по вопросам преподавания изобразительного искусства в еврейской школе  — "Традиция и искусство в еврейском образовании". Программа семинара была разработана ректором Петербургского еврейского университета Ильей Дворкиным и директором Общества еврейского искусства в Иерусалиме Яфой Леви, при участии Гилеля Казовского (Иерусалимский еврейский университет) и Александра Рохлина (Институт еврейского образования). Поддержку семинару оказали Министерство образования и культуры Израиля, Еврейское Агентство для Израиля "Сохнут" и Мировая сионистская организация.

Первая неделя семинара была посвящена обсуждению личных программ и методик преподавания изобразительного и прикладного искусства в дневных и воскресных школах еврейских общин СНГ. В центре обсуждения были изменения, происходящие в этой области еврейского образования в последние годы, поиск художниками-педагогами оптимальных форм работы в школе.

Уже стало традиционным на семинарах по преподаванию искусства проводить занятия для их участников по изучению классических текстов и еврейской традиции. Эти занятия обычно вели искусствоведы из Центра еврейского искусства в Иерусалиме и Иерусалимского университета. На этот раз все участники семинара были приглашены в Иерусалим. В Иерусалиме к ним присоединились художники-педагоги, эмигрировавшие из СССР и живущие теперь в Израиле.

В течение двух недель ведущие искусствоведы Иерусалима читали участникам семинара лекции посвященные древнему и современному еврейскому искусству. Профессор Бецалель Наркисс прочел цикл лекций под названием "Что такое еврейское искусство". Архитектура и мозаичные украшения древних синагог были предметом бесед исследователей Центра еврейского искусства Рут Якоби, Михаэля Таля, д-ра Рины Тальгам, Хайды Брансон. Сотрудники Центра еврейского искусства Ариэла Амар, Сарит Шалев-Эйни, Михаэль Таль, Эмма Фаннер, Михаэль Штернталь рассказали об иконографии Танаха и пасхальных агадот, символике еврейских праздников, предметах религиозного быта и амулетах. Лекция проф. Дов Ноя "Персонажи Писания в еврейском фольклоре" была посвящена проблемам изучения народного творчества.

Живой отклик слушателей вызывала лекция Гилеля Казовского о современном искусстве и художниках Восточной Европы. Эта же тема была затронута в сообщениях Мирьям Райнер и Нирит Нельсон. Синагогам Восточной Европы посвятил свою лекцию Сергей Кравцов.

Занятия в аудиториях сменялись длительными экскурсиями по древнему Иерусалиму. Мы побывали в Музее Израиля и в Музее библейских стран, в Музее итальянских евреев и в синагогах, расположенных в самом сердце города. Занятия проводились и за пределами Иерусалима: в археологических раскопках в Галилее, на берегу озера Кинерет, в Музее еврейских общин в Тель-Авиве, в музее на Голанах, где хранится замечательное собрание фрагментов архитектурного убранства синагог, церквей и капищ.

Важное значение для участников семинара имели не только искусствоведческие занятия, но и лекции по истории и традиции иудаизма, прочитанные ведущими русскоязычными исследователями: Зеев Дашевский "Герои Танаха глазами мудрецов", Лена Рохлина "Пути Мидраша", Меир Левинов "Праздники и их символика", Михаил Кравцов "Каббала и хасидизм в еврейской культуре", Менахем Яглом и Илья Лурье "Хасидский рассказ и притча". Высокая эрудиция и лекторское мастерство докладчиков сделали эти сложнейшие темы интересными и понятными и для тех, кто давно изучает Танах и еврейскую традицию, и для тех, кто только начинает знакомство с иудаизмом.

Лекционные курсы сопровождались занятиями по методике преподавания, проводившимися Ильей Дворкиным и Светланой Сивак. В обсуждении интегрального метода преподавания, когда рисунок и живопись преподаются детям в связи с предметами еврейского цикла, приняли участие люди, стоявшие у истоков этого метода еще в подпольных еврейских школах Ленинграда: Элла Бышевская, Маша Добрусина, Аня Лейтман, Фаня Шендерович (все они живут теперь в Израиле). Современное развитие эти идеи получили в учебных программах, представленных Виктором Ваксманом (Смоленск), Лилией Щебряковой (Черновцы), Леной Давыдовой (С.-Петербург), и в совмещенной программе преподавания теории и практики изобразительного искусства в еврейской школе, разработанной С. Сивак и А.  Рохлиным (С.-Петербург).

Важным итогом семинара можно считать решение о создании коллегии художников-педагогов с постоянно действующим координационным центром. Такое объединение могло бы оказывать эффективную помощь преподавателям, начинающим работу в области еврейского художественного образования. Коллегия могла бы способствовать изданию учебных и методических пособий, альбомов по истории еврейского искусства, поощрять и консультировать в создании индивидуальных программ преподавания, проводить международные выставки с участием детей и художников-педагогов.



[А. Молчанова "Два семинара Института еврейского образования"]
[А. Рохлин Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"]
[Т. Погорельская "О творчестве и ремесле"]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Татьяна Погорельская (С.-Петербург)

Семинар "О ТВОРЧЕСТВЕ И РЕМЕСЛЕ"

31 июля—1 августа 1997 г. в Петербургском общинном центре была устроена выставка детских работ.

Более 20 художников и преподавателей искусства из еврейских школ и детских садов России, Украины, Белоруссии и Молдовы собрались на очередной семинар по вопросам преподавания изобразительного искусства. Как всегда, они привезли в Петербург работы и поделки своих учеников, которые и составили основу выставки. Сами педагоги остро почувствовали разный уровень детских работ, свои собственные профессиональные просчеты, пробелы в знании еврейской традиции и истории еврейского искусства. Однако все работы были, можно сказать, объединены сильным "энергетическим зарядом".

Одновременно в Петербурге проходил международный пленэр "Петербург-Иерусалим". Он завершился круглым столом, где развернулась дискуссия о путях развития современного еврейского искусства и самой возможности его существования. Был даже выдвинут тезис о конце еврейского искусства.

Анатолий Михайлович Кантор, старейший московский искусствовед, один из организаторов пленэра, предложил завершить дискуссию на выставке в Общинном центре. Художники и искусствоведы, пришедшие на обсуждение выставки, сразу почувствовали мощное эмоциональное воздействие детских работ. Вопрос о печальном будущем еврейского искусства был снят.

Работы детей на традиционные темы, первое знакомство с кругом еврейских понятий, историческим, культурным наследием... Работы, где "отзыв" ребенка происходит на подсознательном уровне. Самый крохотный элемент традиции, фраза из Танаха или мидраш по поводу ее, любое творение, от травинки до иерусалимской ночи,  — все это драгоценный повод подарить Творцу свою "песню". Пусть певец еще не опытен, инструмент и материал еще не освоен... Мы учим детей ремеслу обращения с инструментом и материалом. Но главная учеба  — это "неравнодушие сердца"; это "двекут"   — "прилепление", "сосредоточение", возможность ребенка обратиться вовнутрь, к "нер дакик"   — маленькой свечке, возжженной в нас Всевышним. В этой задаче помогает и материал, поскольку взаимоотношения настоящего художника с инструментом и материалом носят поистине освященный характер.

Итак, ребенок обучается "ремеслу". Ребенок взрослеет, но опыт обращения с материалом и инструментом остается. Остается первоначальная важность "двекут", способность поддерживать пламя "нер дакик". Когда-нибудь он поймет, что сам является инструментом, одним из множества в этом мире, и подлинное творчество требует еще большего внимания, ограничения себя, еще большего "двекут".



[А. Молчанова "Два семинара Института еврейского образования"]
[А. Рохлин Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"]
[Т. Погорельская "О творчестве и ремесле"]

[Содержание альманаха]