[ Предисловие] | 1 класс 2 четверть] [ 1 класс 3 четверть] [ 1 класс 4 четверть]
[ 2 класс 1 четверть] [ 2 класс 2 четверть] [ 2 класс 3 четверть] [ 2 класс 4 четверть]
[ 3 класс 1 четверть] [ 3 класс 2 четверть] [ 3 класс 3 четверть] [ 3 класс 4 четверть]
[ Библиография ]

[ виртуальный методический кабинет] [ главная страница]

Предисловие

Программа "Мир еврейской традиции на уроках чтения" предназначена для 1-3 классов еврейских школ с русским языком обучения. В нее вошли только те произведения еврейской литературы, которые написаны по-русски или переведены на русский язык и доступны учителю. Параллельно готовится издание книги для чтения в начальной школе, где тексты подобраны в соответствии с этой программой.

Хотя существующие программы по чтению для начальных классов российских школ кроме произведений русских и зарубежных писателей включают в себя отдельные образцы творчества народов бывшего СССР, еврейская литература в них практически не представлена. Для еврейских школ это ощутимый пробел. Тем более, что если в среднем и старшем звене цикл еврейских дисциплин достаточно широк (школьники изучают иврит, классические тексты, еврейскую историю, все чаще - еврейскую литературу, в некоторых школах - географию и право государства Израиль), то в начальных классах мы ограничиваемся ивритом и традицией, изучение которой зачастую сводится к знакомству с еврейскими праздниками.

В некоторых школах делаются самостоятельные попытки знакомства младших школьников с произведениями еврейских авторов, но для серьезного решения этой задачи необходимы программы, учебные пособия и специальная подготовка учителей.

Предлагаемый курс «Мир еврейской традиции на уроках чтения в начальной школе» был создан в результате двух лет практической работы автора в еврейской школе "Бейт Менахем" (СПб). Он знакомит младших школьников с историей, традицией, обычаями еврейского народа через художественный образ, через собственное переживание ребенка, который погружается в быт еврейского местечка и в жизнь современной израильской семьи, чувствует себя участником описанных событий, страдает и радуется вместе с героями.

Во время работы материалы курса обсуждались с участниками семинара учителей начальной школы (июнь 1997), а весь новый курс (программа и проект книги для чтения) был предложен для обсуждения слушателям Летней школы (июль 1998).

Автор программы ставит своей целью познакомить учащихся с наиболее значительными еврейскими писателями, писавшими и пишущими на еврейских языках и языках стран рассеяния, а также на доступном младшим школьникам материале показать непрерывность литературной традиции (например, использование авторами художественных произведений сюжетов Танаха, Талмуда, хасидских преданий).

Отбирая произведения для включения в программу, автор исходил из того, что произведение должно отражать важные моменты еврейской жизни, еврейский взгляд на мир, а также сам факт многовекового рассеяния.

При первом знакомстве с писателем важно обратить внимание учеников на страну, где он жил (живет), и язык, на котором он писал (пишет). Предложенный литературный материал позволяет показать, что несмотря на то, что авторы и их герои живут в разных странах, говорят и пишут на разных языках, их объединяет еврейская традиция. Так, во всех уголках земного шара, где живут евреи, звучит шофар в месяце Элул и зажигаются огни в ханукиях в месяце Кислев.

В программе представлены произведения разных жанров: притча, сказка (авторская и народная), рассказ, истории из Талмуда и мидраши; проза чередуется со стихами.

Материал расположен в соответствии с еврейским календарем.

[ Предисловие] [ 1 класс 2 четверть] [ 1 класс 3 четверть] [ 1 класс 4 четверть]
[ 2 класс 1 четверть] [ 2 класс 2 четверть] [ 2 класс 3 четверть] [ 2 класс 4 четверть]
[ 3 класс 1 четверть] [ 3 класс 2 четверть] [ 3 класс 3 четверть] [ 3 класс 4 четверть]
[ Библиография ]

[ виртуальный методический кабинет] [ главная страница]