[назад] [Главная страница]
Агентство Образовательного Сотрудничества

195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru,
jkorczak@soros.spb.ru
Обращение

Акция "Шестилетки не виноваты!"

Открытое Письмо
Министру Образования Российской Федерации


Между садом и школой -
Между наукой и государством


Кардиограмма для шестилетнего
первоклассника


Что надо иметь ввиду, отдавая ребенка в школу

Вопрос не в том, можно ли обучать шестилеток,
Вопрос в том, где и как это делать


О старшем дошкольном возрасте

Почему родители торопятся забирать детей из детского сада

Не верьте, что уже все решили за вас!

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ТОРОПЯТСЯ ЗАБИРАТЬ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКОГО САДА

Из вашего детского сада уходят в школу шестилетние дети. Для одних – это возможность попасть в новое интересное окружение. Для других – наоборот, выпадение из сложившихся комфортных отношений. Для третьих – исполнение заветного желания не спать днем и вести самостоятельный образ жизни.

И всех их, даже самых подготовленных, в школе поджидает огромное количество трудностей. И гораздо меньше успехов. Это известно и многим учителям начальной школы, и воспитателям. Давно показано, что статистически школьная успешность обучения шестилетних детей на фоне семилетних резко ниже и требует больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. Почему же родители верят, что неудачи других – предостережение не им?

На фоне надвинувшейся демографической ямы борьба за детей усиливается; пока она идет в одни ворота – образовательные чиновники, особенно министерские, твердо решили спасать рабочие места в школе за счет детских садов. И тем не менее право на последнее слово – за родителями. Никто не может требовать от них отдать ребенка в школу до семи лет.

Но каковы мотивы у самих родителей, которые спешат забирать своих детей из сада в школу? Можно ли этому противостоять? С кем из них нужно разговаривать, а с кем - бесполезно? Что такое делается в саду, что часть родителей начинает считать, что их детям в саду здесь делать уже нечего?

Давайте попробуем обсудить проблему шестилетних детей с этой точки зрения - с точки зрения родительских мотивов. И выделим, соответственно, несколько родительских групп.

Для родителей первой группы переход в школу связан с тем, что друзья-приятели их ребенка идут в школу (и кому-то из них - семь, кому-то шесть и т.д.). Родители, справедливо полагая, что жить детям лучше в компании, настроены сложившуюся дружбу поддержать. Понятно, что здесь не учитывается то, что чаще всего в начальной школе живут, учатся и «погибают» по одиночке. Компании, сохраняющиеся в ходе учебы - слишком редкий случай для массовой школы.

Итак, возникают вопросы «Как быть родителям, чей ребенок шести (шести с половиной) лет в саду дружит с теми, кто идет с сентября в школу?» «Что вы посоветуете родителям, чей ребенок шести лет дружит с теми, кто идет с сентября в школу?» «Что бы вы порекомендовали воспитателям относительно тех детей шести лет, которые...?»

Мы полагаем, что ответы на эти вопросы может искать и находить в совместной работе с воспитателями и родителями психолог детского сада. Здесь, например, можно вместе поразмышлять над такими темами:

Как ваш ребенок реагирует на неудачу? Как это может выглядеть во время урока, когда время на переживания не будет?

Есть ли у вас основания рассчитывать, что в школе с вашим ребенком будут обращаться очень индивидуально, с учетом всех его особенностей поведения?

А может ли ваш ребенок выполнять трудные (не всегда приятные и интересные) задания, которые предлагает ему чужой, незнакомый человек? Готов ли он к этому? Вы это видели своими глазами? А сколько отказов приходится на одно согласие?

Взрослый в школе – это не воспитатель, имеющей право быть не сильно озабоченным образовательными программами. Для учителя результат его обучающей деятельности – неотъемлемая часть профессионального имиджа. Высокий темп работы, требовательность, настойчивость – стиль школьной жизни. (И это нормально – но для своего возраста).

Быть учеником – это значит безоговорочно подчинить себя воле другого человека.

Быть учеником – это значит иметь установку выполнить любые, даже неинтересные, даже противные задания, которые задает чужой взрослый. Практически в любом первом классе найдется треть детей, способных «откликнуться» на эти требования. Остальным - в первую очередь – шестилеткам достанется роль аутсайдеров.

Вторая группа родителей (чьими аргументами могут пользоваться и родители первой группы) пользуется словом «скука» . В «скуку» входит и собственно скука, и нежелание спать в обед (а воспитатели жестко заставляют), и занятия, материал которых потенциальным шестилетним школьникам уже как бы известен и т.д.

Аргумент про «скуку» распространен, и против него возражать не так уж легко. Такого рода родительские мнения часто следует рассматривать как некоторую диагностику реального положения дел в группе. Например, диагностику того, что в группе нет нормальной игровой деятельности. Ведь странно слышать от ребенка шести лет (даже умеющего писать, считать и т.д.), что ему скучно в саду. Ведь не настолько он вырос за счет письма и чтения, что «вырос» и из игры. Ему ведь играть должно быть интересно при любом раскладе. Значит, просто игры в группе нет. Именно поэтому вторая группа родителей самая нужная в плане понимания того, что делается в самом саду. И это материал для размышления методисту детского сада.

Хотя еще неизвестно, кто утверждает о скучности сада: сам ребенок или это родители так хотят про него думать? Или у ребенка чаша весов колеблется (в чем-то скучно, в чем-то интересно), а родители поддерживают его отношение к детскому саду, усиливая негативные оценки?

Вдогонку за родительскими рассуждениями о скуке следует задать вопрос и самим себе: «Действительно ли школа должна быть панацей от скуки в детском саду, или...?» «Почему детям скучно на занятиях?»

Третья группа родителей, полагает, что в школу нужно обязательно спешить потому, что иначе «перегорит» интерес.

Этот момент нужно особо рассмотреть, так как он возникает достаточно часто и встречается в разговорах родителей и первой, и второй групп. Что имеется в виду? Интерес к чему? Почему он должен перегореть? Откуда вообще берется уверенность в том, что интерес к школе на фоне умения писать и считать ограничивается двумя-тремя месяцами?

Есть разные интересы у ребенка: например - интерес к животным, но ведь ребенка не отправляют в школу, чтобы он занимался природоведением. У него есть интерес к рисованию, но опять-таки в школу он идет не ради уроков рисования. Его не отправляют в школу ради уроков физкультуры. А почему? А потому, что эти интересы возникли у него естественным образом, являются его собственными интересами, они устойчивы и уж конечно сохранятся в течение многих лет. А вот мифологический интерес к чтению или к счету почему-то очень сильно беспокоит родителей, как интерес вот-вот появившийся и готовый сейчас же исчезнуть. И ребенка нужно срочно отправить в школу, чтобы этот интерес был зафиксирован и закреплен.

А что это значит в сравнении с интересом к рисованию? А это значит, что интерес к письму или к чтению не является со взрослой точки зрения естественным интересом ребенка. Он не составляет сути обстоятельств детской жизни... А почему? А потому, что ребенка учили читать «к школе», а не для себя - и только в этом контексте чтение и существует как для ребенка, так и для его родителей.

Становится понятным, почему родители спешат вытолкнуть научившегося читать шестилетку в школу. Действительно, если кроме «школьного» мотива у ребенка к чтению нет больше никакого интереса к этому самому чтению… Но родители так долго учили свое чадо читать, что становится просто невыносимо подумать о том, что вдруг это чадо читать разучится. При этом предполагается, что статус школы придаст чтению особый школьный, неслучайный статус. И это верно. Но ведь это лишь статус. Не более того. А, кроме того, в школе еще много чего такого, чему статус читающего не очень-то поможет. Например, готовность подчиняться чужому человеку. А для шестилетки - это уже гораздо непонятнее, а потому и страшнее, чем для умудренного жизнью семилетнего ребенка (хотя, тоже, конечно, не для каждого).

Для родителей этой группы важны разговоры со стороны администрации детского сада (психолога, методиста) о том, что ждет их ребенка, умеющего читать, считать и писать печатными буквами в массовой школе. Где есть и семилетние дети, тоже умеющие читать, писать и считать, но обладающие все же большей выносливостью, готовностью удерживать высокий темп работы и т.д.

Эта же тема может обсуждаться внутри вашего детского сада в виде вопросов «Можно ли сохранить и развить (и как) умение писать, читать, считать, не отправляя ребенка в школу?» «Верно ли мнение о том, что чтение и письмо приобретают должную значимость для ребенка только в школе? Почему бытует такое мнение?» «Действительно ли интерес к чтению и письму может угаснуть в детском саду, если там неинтересные занятия? И можно ли этому как-то воспрепятствовать?» «Чем, кроме умений читать и писать и простого желания идти в школу, должен обладать будущий шестилетний первоклассник?»

Родители четвертой группы любят успехи своих детей, поощряют их и начинают сами в них верить. И в результате в шесть лет полностью «спиливают сук, на котором сидят». Родители, воодушевляя сына на новые успехи, утверждают его в мысли и в желании пойти в школу, где ему будет интересно, легко и где ему гарантирован успех. Гарантия успеха, вкус которого ребенку уже известен, и является тем подводным камнем для шестилеток, идущих в школу. Ибо дело обстоит прямо наоборот. В большинстве случае шестилетка неконкурентоспособен с семилетками. В этом смысле разнообразие его творческих способностей в первый год школьной жизни значит гораздо меньше, чем усидчивость, исполнительность, способность длительно удерживать внимание на одном предмете… А эти качества как раз и вырабатываются в шесть-семь лет. А в школе за три месяца надолго определится: кто поверит в себя как в отличника, а кто осознает себя вечным троечником. И потом переломить ситуацию будет непросто.

Вообще успехи дошкольника - это успехи его и окружающих его родных людей. А в школе он встречается с людьми чужими... Такие «успешные» дети, в общем-то хорошо ходят в детский сад, у них есть друзья. Они верят в себя. Но как дошкольники, то есть в себя и в свое ближайшее окружение.

Мы выделили четыре групп родителей, чье желание отправить своих шестилетних детей в школу, может привести к различным нежелательным последствиям как для самих детей, так и для их родителей. И получается, что только детский сад может оградить эту группу людей от надвигающихся на них проблем и практически непреодолимых трудностей.

Алексей ЮШКОВ,
Кандидат психологических наук


[назад]