[назад] [Главная страница]
Агентство Образовательного Сотрудничества

195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru,
jkorczak@soros.spb.ru
Обращение

Акция "Шестилетки не виноваты!"

Открытое Письмо
Министру Образования Российской Федерации


Между садом и школой -
Между наукой и государством


Кардиограмма для шестилетнего
первоклассника


Что надо иметь ввиду, отдавая ребенка в школу

Вопрос не в том, можно ли обучать шестилеток,
Вопрос в том, где и как это делать


О старшем дошкольном возрасте

Почему родители торопятся забирать детей из детского сада

Не верьте, что уже все решили за вас!

ВОПРОС НЕ В ТОМ, МОЖНО ЛИ ОБУЧАТЬ ШЕСТИЛЕТОК.
ВОПРОС В ТОМ, ГДЕ И КАК ЭТО ДЕЛАТЬ

Никто не сомневается, что есть успешный опыт работы с шестилетками. Но это особый опыт.

В чем специфика дошкольного воспитания? Воспитатель не стоит в столь жестких рамках, как учитель, по отношению к достижениям ребенка. А седьмой год жизни – это особый возраст. Линии развития, присущие логике всего дошкольного возраста, замыкаются на этот период, например, развитие творческих способностей. В школе акцент ставится на усвоении знаний. И там совершенно иной тип отношений с педагогом. Если этот школьный пресс начинает давить на ребенка, он получает деформацию развития, которая скажется через много лет. А такой показатель, как оригинальность? При погружении в жесткую стандартную систему начинается унификация личности. По данным наших исследований получается, что показатели оригинальности, творческих способностей потом не повышаются. Поэтому в педалировании раннего образования мы видим большую опасность.

Николай Евгеньевич ВЕРАКСА,
заведующий Лабораторией развития способностей и творчества Института дошкольного и семейного образования и семейного воспитания РАО

Я вернулась из Владимирской области в отчаянии: массовый загон шестилеток в школу начался. Учителя не знают, что с ними делать. Урок дети высидеть не могут, а на перемене их страшно выпустить – растопчут! Но процесс пошел: ведь в детском саду ребенок обходится в 5 раз дороже, чем в школе. И общество, не желая проводить реальные образовательные программы, хочет решить свои проблемы, заталкивая детей в самый дешевый институт – школу. Причем это заталкивание идет снизу – снижая возраст приема в школу, и сверху – за счет двенадцатого класса.

Пропагандисты раннего прихода в школу ссылаются на очевидный факт, что шестилетних детей можно успешно обучать. Разумеется. Но где и как? Массовая школа не готова к их приему. Есть много данных о том, насколько вредно вовлечение в школьную систему детей, не достигших школьной зрелости. Но это данные двадцатилетней давности! То поколение было намного здоровее. Сегодня последствия будут куда страшней.

Да, шесть лет – это очень хороший возраст для обучения. Но научить можно и зайца на барабане играть, вопрос – зачем.

Как обеспечить возможности хорошего продвижения для тех детей, у кого перспективы развития лучше других, и не загнать в школу массу детей, к школе не готовых? Если бы был жесткий инструментарий для определения психологической зрелости детей! Но его нет, и есть большие сомнения в том, что в принципе возможно создать набор методик, который был бы не зависим от специалистов, от условий, от ситуации.

Да, родители зачастую хотят, чтобы дети начинали учиться как можно раньше. Но их вынуждает к этому социальная ситуация. Разговор о двенадцатилетке толкает в школу пятилетних мальчиков (прибавьте к 6 годам 12 и сравните с возрастом призыва. А к семи прибавить 12 – вообще непонятно что получается). Если мы законодательно поставим условие приема в школу – "по достижении шести лет" – совершенно очевидно, что будет массовый приход в школу именно с 6 лет! А это опасно. И это уже началось. Но зачем же разрушать то, что есть? Ведь в дошкольном образовании специальные условия уже созданы.

Елена Георгиевна ЮДИНА,
ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО

В Санитарных правилах 1999 года четко обозначен допустимый возраст приема в школу: не меньше 6,5 лет на 1 сентября. Обучение с шести лет возможно, но при этом должен быть соблюден целый ряд требований к материальной, учебной среде и самому учебному процессу. И этот документ, хоть и не имеет статуса закона, обязателен для выполнения всеми учреждениями. Более того, в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены меры административной, дисциплинарной и уголовной ответственности за невыполнение этих требований.

Марина Исааковна СТЕПАНОВА,
начальник отдела гигиены обучения
Института охраны здоровья детей и подростков РАМН


[назад]