[назад] [Главная страница]
Агентство Образовательного Сотрудничества

195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru,
jkorczak@soros.spb.ru
Обращение

Акция "Шестилетки не виноваты!"

Открытое Письмо
Министру Образования Российской Федерации


Между садом и школой -
Между наукой и государством


Кардиограмма для шестилетнего
первоклассника


Что надо иметь ввиду, отдавая ребенка в школу

Вопрос не в том, можно ли обучать шестилеток,
Вопрос в том, где и как это делать


О старшем дошкольном возрасте

Почему родители торопятся забирать детей из детского сада

Не верьте, что уже все решили за вас!

АКЦИЯ "ШЕСТИЛЕТКИ НЕ ВИНОВАТЫ!"

Начальники хотят выслужиться. Но пусть это будет не за счет ваших детей

Последнее время вокруг идеи двенадцатилетней школы ходит много слухов.
Якобы, вопрос о введении 12-летнего образования уже фактически решен.
Якобы, все дети теперь обязаны будут идти с 6 лет в первый класс и учиться в начальной школе 4 года.
Якобы, это сделано ради заботы о здоровье детей.
И так далее …
Все это не так.

Не верьте, что о двенадцатилетней школе что-либо решено. Год назад Государственная Дума провела слушания по двенадцатилетке и отнеслась к этому проекту как к совершенно несостоятельному. Никаких иных законодательных решений по этому поводу с тех пор не было. На ноябрьских парламентских слушаниях "О концепции реформирования образования…" вопрос о продлении сроков обучения практически не обсуждался. О двенадцатилетке не принято не то что окончательных, но даже и предварительных юридически значимых решений.

Не верьте, когда говорят, что переход на четырехлетнюю школу с шести лет вызван заботой о здоровье детей и "научно обоснован". Это просто ложь. Проводившийся двадцать лет назад широкомасштабный эксперимент, в котором участвовали тысячи специалистов, показал недопустимость массового обучения шестилетних детей традиционными школьными методами, чрезвычайную опасность этого для их физического и психического здоровья. Никаких новых исследований, которые бы могли опровергнуть данные тех лет, поставить под вопрос мнение подавляющего большинства специалистов – физиологов, психологов, гигиенистов, педагогов – не проводилось.

Не верьте, что родители теперь обязаны отдавать детей в школу на год раньше. Ничего подобного. Даже чиновники министерства образования всегда подтверждают: отдать или не отдать ребенка в школу до 7 лет – это личный выбор родителей.

Не верьте, когда говорят, что по всей стране "двенадцатилетка" уже идет полным ходом. Она продавливается в тех регионах, где местное образовательное начальство само напросилось участвовать в министерском "эксперименте". Во многих других регионах руководители образования придерживаются противоположной точки зрения и ее отстаивают.

Не верьте тому, что "эксперимент" с двенадцатилеткой – это эксперимент. В этом «эксперименте» не предполагается хоть сколько-то обозримых сроков достижения каких бы то ни было «исследовательских» результатов, способных дать оценку его успешности или провальности. В этом его принципиальное отличие от эксперимента по обучению шестилетних детей двадцать лет назад. Тогда, при всем желании начальства добиться научного одобрения своих инициатив, все-таки действительно велись реальные научные наблюдения за происходящим с детьми. И, несмотря на оказываемое давление, общий вывод ученых был резко отрицательным. Стало ясно, что для нормального обучения шестилетних детей в школах требуется решительный пересмотр и переделка всей практики начального образования (что было осуществлено, например, учителями Шалвы Амонашвили и некоторых других знаменитых педагогических коллективов). Но подобный пересмотр требует от учителей начальной школы длительного, скорее всего многолетнего труда по освоению по сути новой профессии. Без такой переподготовки «эксперимент по внедрению шестилеток в школы» подобен эксперименту на городском транспорте, где бы всех водителей трамвая в один прекрасный день пересадили за руль автобуса. В надежде, что постепенно освоятся.

Аргументация, приводимая организаторами очередной «начальной школы с шести лет», не поддается никакому логическому, а уж тем более научному анализу. Чаще всего она представляет собой просто подтасовки и манипуляции.

Не сумев добиться ни правовой, ни научной, ни общественной поддержки своим проектам, министерство образования для их продавливания избрало путь культивирования лживых слухов о том, что «все уже почти решено» и «те, кто раньше включатся в построение двенадцатилетки – лучше других сумеют адаптироваться».

К сожалению, часто в нашей стране слухи оказываются могущественней законов. Постепенно они начинают воплощаться в реальность – что и требовалось их инициаторам.

Напуганные слухами, подогреваемыми многими (или пока все еще – отдельными?) образовательными чиновниками, родители и педагоги начинают вынужденно адаптироваться под неприятные всем, но, якобы, принятые решения. Возникает соответствующим образом сформированный "запрос населения", данность того, что «образовательная система уже почти перестроилась» – а потом, опираясь на все это, депутатам предложат принять соответствующие законы…. От них ведь будут хотеть уже не оценить предлагаемый проект преобразования, а просто признать «сложившееся положение вещей».

Таков задуманный процесс, в котором нам всем предлагают принять участие – но исключительно в качестве статистов.

Мы предлагаем вам попытаться разорвать этот порочный круг.

Важно постараться, воспользовавшись имеющимися у нас с вами возможностями, донести до родителей и педагогов другие мнения: мнения ученых, действительно исследовавших возможность обучения в традиционной школе детей с 6 лет; мнения педагогов-практиков, имевших печальный опыт такой работы; опыт родителей, научившихся противостоять «воплощающимся слухам» и убедившихся, ЧТО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ЭТОМУ ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО…


[назад]