Сменные методики
(или как придумывать игры)
 
[назад] [далее] [оглавление] [Главная страница]
Министерство просвещения, культуры и спорта Израиля
Центр народной культуры для молодежи в Иерусалиме

Глава 4. Игры на убеждение.

В этих играх каждая команда пытается убедить судейскую комиссию или всю группу при помощи речи или постановки в справедливости своей позиции. Можно использовать эти игры, чтобы познакомить ханихов с различными мнениями по теме игры и различной аргументацией каждой позиции. Знание различных мнений и аргументов позволит ханихам сформировать более глубокое, вдумчивое и критическое отношение к теме игры.

Конкурс убеждения

В этой игре представитель каждой команды пытается защитить позицию, изложенную у него в записке.

1. Конкурс убеждения по теме «помощь другому человеку».

Должны ли мы помогать другим людям? Всегда? Помогать ли также преступникам и нехорошим людям? Должны ли мы помогать, даже если должны сами пожертвовать многим? Помогать ли врагам?

Эти и другие вопросы очень важны, и когда мы проясняем для себя ценности, в которые мы верим, они требуют от нас определить нашу позицию относительно сложных проблем выбора ценностей. Поэтому стоит обсудить эти проблемы с ханихами. Мы добьемся успеха, если не будем пытаться убедить их в правильности нашей позиции, а попытаемся побудить их подумать самостоятельно, позволим им продумать аргументы за и против, убедим их использовать их мыслительные способности и выбрать ту позицию, в которую они верят. Цель игры — познакомить ханиха с аргументами за и против помощи другим людям и поощрить их к размышлениям на данную тему. Эта игра — первый этап на пути формирования самостоятельного критического мнения ханихов по теме.

Подготовка.

Карточки по количеству участников. На каждой карточке — вопрос, связанный с взаимопомощью. Каждый вопрос появляется на 2 карточках, но на одной из карточек в скобках написано «за», а на другой — «против».

Например,

  • мальчик останавливает вас на улице и просит 100 шекелей, говоря, что он голоден. Дадите ли вы ему то, что он просит? (за)

  • мальчик останавливает вас на улице и просит 100 шекелей, говоря, что он голоден. Дадите ли вы ему то, что он просит? (против)

  • один человек, живущий в вашем районе, обрывает фрукты с деревьев во дворе вашего дома. Однажды вы проходите рядом с его домом и видите, что он загорелся. Дом стоит отдельно, и нет опасности, что пожар перекинется на другие дома. Поможете ли вы ему потушить пожар? (за)

  • один человек, живущий в вашем районе, обрывает фрукты с деревьев во дворе вашего дома. Однажды вы проходите рядом с его домом и видите, что он загорелся. Дом стоит отдельно, и нет опасности, что пожар перекинется на другие дома. Поможете ли вы ему потушить пожар? (против)

  • по дороге в школу вы встречаете старушку, которая просит вас помочь ей нести тяжелую сумку. Если вы поможете ей, то опоздаете в школу, и тогда, скорее всего, учитель отправит вас выяснять это к директору. Поможете ли вы ей? (за)

  • по дороге в школу вы встречаете старушку, которая просит вас помочь ей нести тяжелую сумку. Если вы поможете ей, то опоздаете в школу, и тогда, скорее всего, учитель отправит вас выяснять это к директору. Поможете ли вы ей? (против)

и так далее.

Ход игры.

Разделите группу на 2 команды и назначьте 3 ханихов судьями. Раздайте каждому игроку по карточке так, чтобы у каждой команды были одни и те же вопросы. То есть — если игрок одной из команд получил карточку с вопросом и словом «за», то карточку с тем же вопросом и словом «против» должен получить игрок второй команды.

Выберите один из вопросов и прочитайте его. Выходят два игрока из разных команд, у одного из которых этот вопрос написан со словом «за», а у другого — со словом «против». Первый из них попытается убедить судей, что нужно помогать в представленном случае, второй же попытается убедить их, что помогать не нужно. Например, если в карточке записан первый вопрос из наших примеров, то первый игрок постарается убедить судей, что мальчику нужно дать 100 шекелей, а второй игрок — что давать их не нужно. Как проводятся эти попытки убеждения?

Есть 3 главных способа:

  1. Речь. Каждому из 2 игроков дается право произнести речь в течение 1 минуты, где он должен успеть привести свои аргументы «за» и «против». Один из судей назначается следить за временем.

  2. Непрерывная речь. Один из игроков начинает приводить свои аргументы, непрерывно говоря. Судьи дают ему говорить, когда он начинает увлекаться или бормотать, они передают право слова другой стороне. Этот игрок приводит свои аргументы до тех пор, пока не начнет увлекаться или бормотать. Тогда право слова возвращается первому игроку, и так далее, пока не истекут 2 минуты.

  3. Представление. Иногда тема игры такова, что можно воплотить ее в представлении. В этом случае каждый из 2 игроков с помощью своих товарищей по команде готовит короткое представление, в котором он старается выразить свои аргументы за и против представленного вопроса.

В любом случае командам надо дать некоторое время для подготовки выступлений или представлений. После того, как закончились оба выступления, каждый судья дает 1 балл команде, игрок которой был более убедителен в отстаивании своей позиции. Ради порядка надо заранее объявите о запрете спорить с судьями, однако каждый игрок может попросить судей аргументировать свое решение. Затем переходят к следующему вопросу.

По окончании обсуждения всех вопросов суммируют баллы каждой из команд. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. В ходе игры ханихи слушают аргументы «за» и «против» взаимопомощи и вырабатывают свое собственное мнение по теме. Это облегчит им определение того, как поступать в каждой ситуации — помогать или нет.

Упражнение 4.1. Модернизация — за и против.

За последние десятилетия произошли изменения в образе жизни людей. У многих из них есть положительные стороны, но также есть и отрицательные стороны: телевидение, например, позволяет нам узнать, что происходит в мире, смотреть развлекательные и познавательные фильмы, но с другой стороны поощряет людей быть только пассивными наблюдателями, которые не действуют, тем самым подавляя их творческие способности. Атомные реакторы поставляют электроэнергию, но с другой стороны — аварии на АЭС могут привести к экологическим катастрофам. Автомобили облегчают передвижение с места на место, однако являются источником многим аварий и загрязнения воздуха. Реклама в СМИ позволяет познакомиться с различными товарами, а с другой стороны занимаются промыванием мозгов и мешают самостоятельному выбору. И так далее.

Понять современное общество — значит, понять влияния, как положительные, так и отрицательные, современных товаров, которыми пользуется наше общество. Вдобавок, анализ хорошего и плохого в появлении этих товаров разовьет аналитические и критические способности ханиха.

Разработайте конкурс убеждения, цель которого — обратить внимание ханихов на положительные и отрицательные стороны модернизации.

Ответ.

Каждый участник получает карточку с вопросом о современном продукте:

  • Хорошо ли, что строят небоскребы? (за)

  • Хорошо ли, что строят небоскребы? (против)

  • Хорошо ли, что изобрели телевидение? (за)

  • Хорошо ли, что изобрели телевидение? (против)

  • Хорошо ли, что изобрели самолеты? (за)

  • Хорошо ли, что изобрели самолеты? (против)

Продолжение — как в предыдущей игре: представитель каждой команды пытается убедить судей в своей правоте при помощи речи, непрерывной речи или представления. Таким образом обращается внимание ханихов на аргументы за и против модернизации, они используют мыслительные способности по этой теме и это развивает их понимание того, что происходит в обществе.

Упражнение 4.2. Итоговые упражнения.

  1. Мадрих хочет познакомить ханихов с возможностями выбора профессии. Ради этого он проводит ряд мероприятий, посвященных различным профессиям. Также он хочет, чтобы ханихи поразмышляли о преимуществах и недостатках той или ной профессии. Разработайте конкурс убеждений для реализации этой цели.

  2. В повседневной жизни мы много подчиняемся: законам, родителям, дорожным знакам, учителям, полицейским, правилам поведения и т.д. такое подчинение иногда положительно, но иногда — неоправданно. Например, если человек торопится спасти жизнь раненого, оправдано ли, если он не будет останавливаться на красном сигнале светофора и пересечет перекресток, если нет других машин? Когда командир приказывает солдату издеваться над гражданином — будет ли оправдано со стороны солдата отказаться выполнять этот приказ? (Кстати, оправдано, даже по законам армии). Когда законы полицейского государства несправедливы — оправдано ли их нарушение? То есть — иногда нужно подчиняться, иногда — нет, но в любом случае — не надо подчиняться слепо, а взвешенно подходить к каждому случаю. Разработайте конкурс убеждений, цель которого — задействовать мыслительные способности по вопросу: когда и при каких обстоятельствах нужно подчиняться, а при каких это неоправданно?

  3. Выберите принцип (общий или ценностный), кажущийся вам важным, и разработайте конкурс убеждений, цель которого — выяснить, в каких случаях этот принцип — правильный и оправданный, а в каких — нет.

  4. Выберите тему, кажущуюся вам важной, и разработайте конкурс убеждений, цель которого — познакомить ханихов с различными аргументами «за» и «против» этой темы.