Методическая разработка по теме Вавилонская башня
 

[Предыдущая страница] [Главная страница]
[Другие материалы по теме "Еврейские Классические Тексты"]
[Другие материалы по теме "Еврейская Традиция"]

АВТОР:

Елена Кочина (Израиль)

Тема:

Изучение отрывка из Торы «Рассказ о Вавилонской башне».
  1. Прочти рассказ, раздели его на две части и озаглавь каждую.
  2. Что означает слово «Бавель»?
  3. Работа с 1-й частью.
    1. Что означает фраза «один язык и слова одни»?

    2. Что означало переселение в землю Шинар?

    3. Как можно растолковать фразу «давай наделаем кирпичей»?

    4. Что означало строительство башни? Каковы причины, побудившие людей взяться за это?

  4. Представь себя среди людей, строивших башню. О чем ты думаешь, что чувствуешь? Как, на твой взгляд, могли бы развиваться события, если бы Г-дь не помешал вам? Напиши.

  5. Чем грех поколения Потопа отличался от греха поколения Вавилонской башни?

  6. О чем этот отрывок из Торы? Какое отношение он имеет к нам?

  7. Прочти статью из газеты. Согласен/а ли ты с выводами, которые делаются в последнем абзаце? Напиши свое мнение.

К теме «Изучение отрывка из Торы «Рассказ о Вавилонской башне».

1. Пункты рабочего листа 1-3. (Работа с текстом)

Урок начинается с самостоятельной работы над текстом. Цель задания – внимательное чтение отрывка и выяснение глубинного смысла его содержания. По выполнении этого упражнения ученики зачитывают заголовки и обсуждают, какие получились более удачными.

Результат первого задания: к I части относятся пасуки 11:1-4, ко второй – 11:5-9. Заголовки к частям могут быть такими: «Преступление» и «Наказание» (на мой взгляд, это самый удачный заголовок), «Строительство башни» и «Смешение языков», «Вызов Всевышнему» и «Ответ Всевышнего» и т.п.

Второй этап урока подытоживает проделанную работу: результатом строительства башни стало имя Бавель. О значении имени Бавель сказано в «Берешит» 11:9 – «смешение», «путаница» от глагола «перемешал»

Третье задание предполагает детальную работу над 1 частью отрывка, основанную на изучении комментариев. Эта часть урока должна строиться как беседа и вестись непринужденно, задача учителя – подвести учащихся к правильному пониманию текста Торы.

Ответы на вопросы третьего пункта.

  1. На первый взгляд, кажется, что «один язык» и «слова одни» – тавтология, но в Торе тавтологий не бывает. Оба выражения несут разную информацию. Фраза «один язык» сообщает нам, что все люди Земли в описываемые времена говорили на одном языке иврит, а фраза «слова одни» информирует, что в народе тогда господствовало единство мнений, не было споров, жили дружно.

  2. Переселение в землю Шинар означало, что люди ушли от мирового начала (начало –  &mnbsp;), от Творца и пришли в империю Нимрода, внука Хама. (См. «Берешит» 10:6-10) Имя Нимрод – глагол будущего времени множественного числа – «взбунтуемся». Против кого собирался бунтовать этот богатырь-охотник? Не иначе как против Всесильного. Имя Нимрода вошло в поговорку. С ним сравнивали нечестивцев, знающих заветы Всевышнего и намеренно нарушающих их. Нимрод создал первое авторитарное государство. По всей видимости, этот человек представлял собой образец тирана и узурпатора типа Наполеона, Гитлера, Мао и т. п. Традиция называет его «ловцом человеческих душ». Люди подпадали под его власть и утрачивали свободу. Почему Нимрод так магически действовал на людей? Ответ мы находим в агаде – кожаные одежды Адама и Хавы, доставшиеся ему в наследство, одним своим видом укрощали даже лютых зверей. Так возникла легенда о могуществе Нимрода, в которую он поверил сам, а вслед за ним и все остальные. Не этой ли идеей воспользовался известный немецкий писатель Гофман, написавший сказку о крошке Цахес?! Людям свойственно заблуждаться и возводить на пьедестал ничтожного человека. Пройдет время, и мальчик Авраам сорвет маску с хамовского отпрыска.

  3. В авторитарном государстве не мудрено, что все думают одинаково. Любая идея, исходящая от диктатора воспринимается как руководство к действию. (Нам ли не знать это!) Так и призыв наделать кирпичей был встречен с энтузиазмом. Но что значит «наделать кирпичей»? Эти строки можно истолковать буквально, как получение строительного материала из высушенных на солнце глиняных плит путем обжига. Плохо ли это? Ведь в земле Шинарской не было камней. Открытие, сделанное людьми, служило прогрессу. Но с другой стороны, согласно кабалистической интерпретации, под «камнями» подразумевались буквы, из которых строятся слова, а «кирпичи» – это искусственные «камни». Так чего же хотел Нимрод? Мирового господства? Управления духовными силами Вселенной? Занять место Творца?

  4. Какие причины побуждают людей взяться за строительство башни? Этот вопрос следует обсудить с учениками, в результате будут высказаны три причины, главная из которых – желание бросить вызов Б-гу, ведь Он велел наполнять землю, расселяться по ней, а жить всем миром в одной башне – действие обратно противоположное Его указаниям. Эта идея зародилась в голове самого Нимрода: «По какому праву Он избрал для себя высоты небесные, а нам отдал юдоль земную?» Нимрод вынашивал дерзкие планы генерального сражения с Всевышним. Чтобы добраться до Него, нужно было достать Небеса и поставить на крыше башни идола с мечом, направленным на Творца. Так Нимрод пытался доказать независимость человека от Б-й воли. Идею тирана поддержали практически все, во всяком случае, не смели возражать. Те же, кто был не согласен с Нимродом, ушел из страны. Например, Ашур («Берешит» 10:11). Но были и такие, которые искренне поддерживали идею строительства башни. Это были, говоря современным языком, тщеславные политики, движимые желанием прославиться на весь мир. Сосредоточившись в одном месте и сконцентрировав силы, они надеялись таким образом приобрести власть над другими государствами. Помимо политиков, это могли быть атеисты, не связывающие природные катаклизмы с волей Всемогущего, и ученые, занятые поиском путей самозащиты от стихийных бедствий. В этой среде сформировалось мнение, что через каждые 1656 лет происходит потоп, и единственное средство спастись от него – сосредоточиться в одном месте и построить башню, упирающуюся в небеса. Любопытно, что современниками этих людей были пережившие потоп. Шем, например. Еще была свежа память о наказании за грехи. Общество знало, что должно строить свою жизнь в соответствии с семью правилами Ноаха, но вот опять преступает. Отсюда напрашивается вопрос, можно ли чему-то научить человечество?! Боюсь, вопрос риторический.

Подводя итог этой части урока, уместно спросить учащихся: «Можно ли построить такую башню? Реально ли желание? И да, и нет. Выслушав мнения, можно убедиться в том, что все согласны с тем, что гипотетически возможно построить такую башню, превратив это в смысл жизни, цель своего существования, и это будет иной путь развития нашей цивилизации. Но в то же время иной путь невозможен, поскольку не запланирован Всевышним, и любое отклонение от намеченного курса приводит человечество к краху, возвращая на исходные позиции. Однако не извлекшее ни одного урока человечество не раз пыталось воздвигнуть нечто грандиозное, теша свою гордыню, что всегда имело печальный конец, последнее свидетельство тому – страшная катастрофа башен-близнецов в Америке.

Далее следует дать историческую справку о Вавилонской башне, предварив ее вопросом: «Как вы думаете, существовала ли башня на самом деле?» Скорее всего, что ученики ответят отрицательно. На это перескажем или процитируем отрывок из книги Э.Церена «Библейские холмы»: «Вблизи храма Э-Сагила раскинулся район Э-Теменанки, храм «Краеугольного камня неба и земли», во внутреннем дворе которого стояла известная всему миру Вавилонская башня. Раскопки в шахтах и штольнях обнаружили хорошо сохранившийся фундамент башни — четырехугольник со сторонами размером 91,55 метра и остатки трех лестниц. В основном, по-видимому, подтвердилось сообщение Геродота. Вавилонская башня — это сооружение, где башни возвышались «одна над другой». Всего, по данным Геродота, было 8 башен. Вокруг «Всех башен» по наружной стене поднимались лестницы. В самой верхней башне находился «большой храм» и в нем «большое, отлично убранное ложе» и «золотой стол».... Клинописные тексты, найденные в самом сооружении, сообщают, что Вавилонская башня состояла из 7 (а не 8) суживающихся кверху ступенчатых террас и самая нижняя башня представляла собой квадрат, каждая сторона которого равнялась приблизительно 90 метрам. Раскопки подтвердили эти данные. Башня возвышалась над окружавшими ее другими помещениями, предназначенными для жрецов и паломников. В ее основе лежал кирпичный фундамент, снаружи она была облицована обожженным кирпичом....То, что предстало перед глазами немцев, производивших раскопки, было грудой кирпичей, разбитых на тысячи кусков» (с. 103-104) Сравним это описание с репродукцией картины Питера Брейгеля. Художник написал картину задолго до того, как были произведены раскопки.

2. Пункт рабочего листа 4. (Творческая работа)

Ученики пишут творческую работу. По ее написании желающие прочитывают свои сочинения. Затем мы читаем, как это задание выполнил писатель Ф.Кафка («Эмблема города»)

3. Пункты рабочего чиста 5-6 (Обсуждение)

Эту часть занятия следует выполнить в виде обсуждения, но учитель должен сказать заключительное слово по каждому вопросу.

Ответы на вопросы пунктов 5-6.

Грех поколения Потопа заключался в преступлении данных свыше законов, регулирующих порядок на земле. За это поколение Потопа было наказано смертью, но получило удел в мире духовном. Поколение Вавилонской башни друг к другу относилось хорошо, а грех их заключался в восстании против Всевышнего. Они не были наказаны сурово в земной жизни, но не получили удела в духовном мире.

На первый взгляд, кажется, что рассказ о Вавилонской башне не имеет к нам никакого отношения. Но это большое заблуждение. Ведь если вдуматься, то глубинная суть рассказа о смысле жизни, о назначении человека, о том, что он порой забывает, для чего он пришел в этот мир. Коротенький сюжет книги «Берешит» обращен к нам сегодняшним.

4. Пункт рабочего листа 7.

Ученикам предлагается прочесть статью «Строка недели» из газеты «Байт ле-Мидраш» № 4 за 1999 г. В последнем абзаце название «Вавилонская башня» выступает как имя нарицательное, как символ развалившихся империй. Почему гибнут цивилизации? Потому, что человек неверно понимает свои задачи и уходит от целей, поставленных для него Творцом. Учащиеся комментируют это утверждение письменно.

Конечная цель этого занятия – зародить в душе слушателя вопрос: «В чем заключается истинная задача человечества?»

Таблица 1
(К уроку «Изучение отрывка из Торы «Рассказ о Вавилонской башне»)

Этапы урока Исполнители Вид деятельности Раздаточный материал Требуемое время
1.Прочти рассказ, раздели его на две части и озаглавь каждую Ученики Работа с текстом первоисточника самостоятельная. Чтение Торы. Запись в рабочем листе. Текст Торы 10 минут
2. Что означает слово «Бавель» Учитель Работа с отдельным словом. Запись в рабочем листе   5 минут
3. Работа с 1 частью Учитель и ученики Обсуждение текста первоисточника и комментариев. Лекция. Чтение Торы. Запись в рабочем листе основных идей. Репродукция картины Питера Брейгеля 30 минут
4. Представь себя среди людей, строивших башню Ученики Творческая работа. Задание на воображение, умение поставить себя на место другого человека. Сочинение. Обсуждение сочинений. Сравнение с рассказом Ф. Кафки Рассказ Ф. Кафки «Эмблема города» 40 минут
5. Чем грех поколения Потопа отличался от греха поколения Вавилонской башни? Учитель и ученики Лекция с элементами беседы. Запись в рабочем листе.   15 минут
6. О чем этот отрывок из Торы? Какое отношение он имеет к нам? Учитель и ученики Обсуждение. Запись в рабочем листе   15 минут
7. Прочти статью из газеты. Напиши свое мнение об этой статье Ученики Работа с газетной статьей. Аналитическое мышление. Запись в рабочем листе Газета «Байт ле-Мидраш» №4 1999г. 20 минут

Материалы к уроку:

[Предыдущая страница]
[Другие материалы по теме "Еврейские Классические Тексты"]
[Другие материалы по теме "Еврейская Традиция"]