К уроку по теме Вавилонская башня
 

[Предыдущая страница] [Главная страница]
[Другие материалы по теме "Еврейские Классические Тексты"]
[Другие материалы по теме "Еврейская Традиция"]

СТРОКА НЕДЕЛИ

Недельный раздел Ноах

В недельной главе «Hoax» рассказывается о катастрофе, постигшей мир в древности. Катастрофа эта началась задолго до великого потопа, стершего целое поколение с лица земли. Веками накапливавшиеся ошибки и преступления довели человечество до такой степени испорченности, отношения между, людьми были настолько извращены", что трагический конец стал неизбежен. Лишь Ноаху и его семьи дано было спастись и начать заново формирование человечества! Но проходит не много времени, и потомки Ноаха вновь заходят в тупик; ставя под угрозу существование мира. Эта страница истории начинается с того, что люди, говорившие в то время на одном языке, освоили долину в стране Шинар и начали использовать в строительстве обожженные кирпичи.

Из короткого рассказа об этих событиях, который принято называть историей о Вавилонской башне, мы избрали следующую строку для изучения («Брейшит», 11-4):

И СКАЗАЛИ ОНИ: «ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СЕБЕ ГОРОД И БАШНЮ, уходящую ВЕРШИНОЙ В НЕБЕСА, И СОЗДАДИМ СЕБЕ ИМЯ – КАК БЫ НЕ РАССЕЯТЬСЯ НАМ ПО ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ!»

И СКАЗАЛИ ОНИ. Кто они? Раши в комментарии к Предыдущему третьему предложению поясняет: «Народ сказал Hapоду». Это следует из того, что в продолжение рассказа («Брейшит, 11:7)говорится о смешении языков. Имеются в виду народы, а не отдельные люди (Комментарий «Сифтей-хохомим»).

ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СЕБЕ. Успех, которым увенчалось создание искусственного камня – кирпичей, —вскружил людям голову и побудил их к достижению новых «высот»: к строительству башни, упирающейся в небо, которая стала бы символом гордыни человека, его стремления соперничать со Всевышним (р. Ицхак Абраванелъ)

КАК БЫ НЕ РАССЕЯТЬСЯ. Это высказывание представляет собой прямую противоположность указанию Всевышнего; которое было дано;, людям после потопа: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю» (из книги р. Менахема-Мендла Шнеерсона Ликутей-сихот»).

Суть трагической ошибки, которую совершили строители Вавилонской башни, раскрывает мидраш: «Семь лестниц имела эта башня с восточной своей стороны и семь – с западной. С одной стороны люди несли наверх кирпичи, а с другой спускались. Если кто-нибудь падал и разбивался, на это не обращали внимания, но если падал кирпич садились и плакали: "Ой, горе нам! Когда еще принесут другой кирпич вместо этого!"» ( «Пиркей-де-раби Элиэзер», 24).

Подлинные цели и миссия человека в мире забыты, люди безуспешно пытаются придумать и поставить перед собой новую задачу, придать жизни некий особый смысл, заходя при этом в тупик: Мидраш рисует модель мира, в котором человек превратился в средство. Для достижения цели, представляющейся на первый взгляд высокой, но порочной по сути. История Вавилонской башни – это история болезни цивилизации рецидивы которой, к несчастью, возвращаются вновь и вновь, и ее трудного излечения. Перечитаем книги по истории, древней и новейшей, обдумаем то, что произошло с нашим поколением, посмотрим вокруг – то тут, то там громоздятся развалины гигантских «вавилонских батен» разных времен и народов, обвалившиеся памятники мечтаний забывшего свое место и задачу в этом мире человека.

Из газеты «Байт ле-Мидраш» №4 1999 г., Института изучения иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца.

[Предыдущая страница]
[Другие материалы по теме "Еврейские Классические Тексты"]
[Другие материалы по теме "Еврейская Традиция"]