Группа преподавателей музыки
Руководители группы преподавателей музыки:
Евгений и Евгения Хаздан
1. Концепция работы группы
Программа для учителей музыки была ориентирована на знакомство с одной из ветвей еврейской культуры - фольклором евреев-ашкеназов.
Из всего многообразия жанров основной акцент в программе был сделан на идишской песне, как жанре наиболее доступном для разучивания и исполнения детскими коллективами.
Участники группы разучивали песни на идиш различных жанров, сопровождаемые подробными подстрочными переводами. Во время этих занятий многие педагоги смогли решить одну из важных практических проблем - проблему пополнения и обновления репертуара музыкальных коллективов, которыми они руководят, новыми яркими интересными произведениями.
Был организован начальный курс языка идиш. Преподаватели знакомились с типичными оборотами, встречающимися в песенных текстах, а также с различными формами транслитерации (передачи текстов латинскими буквами) и диалектным произношением, что в будущем позволит участникам самостоятельно работать с новыми произведениями. Методические занятия были посвящены многообразным связям песен с традиционной культурой ашкеназских евреев, их семантике, особенностям работы с аккомпанементом, стилистическому анализу исполнения и традиционным формам обучения.
Кроме курса, непосредственно связанного с идишской песней, программа включала блок занятий, знакомящих с ашкеназской культурой в целом. В него входил курс по еврейскому фольклору и театру (пуримшпилям), а также контекстным жанрам музыкальной культуры: синагогальную и клезмерскую музыку, хасидские нигуны, творчество профессиональных композиторов так называемой русско-еврейской школы начала XX века и известных исполнителей идишской песни. Программу дополнил курс интернет-технологий, помогающий ориентироваться в интернет-ресурсах и работать над авторскими пособиями с использованием современных мультимедийных средств.
2. Учебная программа группы
Преподаватель
|
Тема
|
Кол-во часов
|
|
Вводные занятия
|
|
Ц. Зайчик (Москва)
|
Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма
|
13
|
В. Дымшиц
(С.-Петербург)
|
Еврейский фольклор
|
8
|
|
Занятия по специальности
|
|
|
А) Практические занятия
|
|
Е. Хаздан
(С.-Петербург)
|
Идиш (изучение основ языка).
Репертуар (Начальный репертуар; Песни праздников; Детские песни; Хасидский фольклор; Колыбельные песни; макаронические песни; песни гетто; семейные и любовные песни; Популярные песни. Концерт. Анализ работы семинара).
Методика (Методика начальных занятий; Язык песни; Аккомпанемент и аранжировка; Анализ стилистики исполнения)
|
36
|
Г. Якубман
(С.-Петербург)
|
История и галаха еврейского этнического танца
|
5
|
|
Б) Лекции
|
|
Е. Хаздан
(С.-Петербург)
|
Традиция через народную песню.
Хасидская традиция.
Клезмерская музыка.
Колыбельные песни.
Канторская музыка
Нехама Лифшицайте
|
12
|
Д. Слепович
(Минск)
|
Еврейская музыка в ХХ-ХХI веках.
Традиция, текст, исполнитель, слушатель.
Клезмерская традиция
|
8
|
Н. Степанская (Минск)
|
История еврейской муз. культуры.
Молитва как источник еврейского муз. творчества.
Сефардская муз. традиция в эпоху Средневековой Испании.
Ашкеназская музыка в период ее становления.
Мифология музыки в еврейских текстах.
Паралитургические жанры в еврейской поэзии и музыке.
Восточно-европейский хазанут как кульминация еврейской литургической музыки.
|
16
|
|
Проекты
|
|
Е. Хаздан
(С.-Петербург)
|
Индивидуальные и групповые проекты
|
8
|
|
Педагогика и психология
|
|
Е. Ямбург (Москва)
|
Культурно-историческая педагогика.
|
2
|
М. Поташник (Москва)
|
Урок ХХI века. Методические требования к уроку
|
5
|
|
Компьютерные технологии
|
|
А. Шперх, Е. Хаздан
(С.-Петербург)
|
Базовая программа + Знакомство с нотным редактором
|
17
|
3. Проекты, представленные на семинаре
3.1. «Еврейский музыкальный календарь». Сборник песен к еврейским праздникам для младшего школьного возраста
Составитель: Галина Пономарева, Москва
Сборник включает песни и нигуны на идиш и иврите каждому еврейскому праздинку. В сборинке будут представлены тексты на языке оригинала, сопровождаемые русской транскрипцией и подстрочным переводом.Для каждого произведения будет предложена партитура легкого аккомпанемента (фортепиано).
3.2. Сборинк скрипичной музыки для младших классов музыкальных школ (1-4 классы)
Составитель: Азария (Галина) Медведева.
В сборник включены мелодии популярных песен на идише и на иврите в переложении для скрипки с фортепианным аккомпанементом. Пьесы расположены в порядке возрастания сложности. Мелодии перенесены в тональности, удобные для освоения маленькими музыкантами. Методически продуманы штрихи и аппликатура. Пьесам предпосланы тексты песен (по одному куплету) и их переводы. Для некоторых песен будут предложены обработки для исполнения их детскими ансамблями.
3.3. Включение песен, разученных на семинаре в формирующийся CD «Шолом Алейхем». Исполнители — вокально-хореографический колектив «Иланит» московской школы 1621 «Эц хаим».
Руководитель: Жанна Кругляк (Москва).
В формирующийся сборник, посвященный еврейскому годовому циклу, будут включены песни на идиш к осенним праздникам («A fon», «Mir bagrisn»).
3.4. Статья по проблемам исполнительской интерпретации на примере песни песни «Zol shoyn kumen di geule».
Автор: Марина Гурвич (Вильнюс).
Статья для журнала (газеты) в размере 3000-5000 знаков, включающая постановку проблемы, анализ текста песни и обоснование позиции.
3.5. «Еврейская музыкальная сказка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Составитель: Инна Вайнер (Москва).
3.6. История еврейской музыки. Учебное пособие.
Составитель: Нина Степанская (Минск).
Цели курса:
Ввести в круг основных понятий в сфере еврейской музыки в связи с особенностями культуры еврейского народа;
Рассмотреть истоки еврейской музыки в традициях Древнего Израиля, связь музыкального творчества народа с иудаизмом и его основами;
Дать представление о различиях в музыкальных традициях разных еврейских общин;
Представить основные пласты и жанры еврейской музыки с акцентом на наследие ашкеназских общин;
Изучить особенности исторической эволюции еврейской музыки в контексте истории народа;
Показать многообразие еврейского музыкального творчества в современном мире.
Курс предполагается построить в сочетании исторического и пояснительно-аналитического ракурсов.
По итогам работы на семинаре был организован концерт, программа которого была составлена из произведений, разученных участниками группы во время семинара, и представлены фрагменты проектов преподавателей-участников семинара.
А дополнительным подарком для всех участинков семинара стал концерт клейзмерской музыки в исполнении Д.Слеповича и Н.Степанской (Минск).
Евгения Хаздан, Нина Степанская,
Санкт-Петербург — Минск, сентябрь 2003