Семинар по повышению квалификации преподавателей еврейских школ
 
[назад] [Общее описание семинара ] [Проект VLC] [Главная страница]

Группа преподавателей музыки

Руководители группы преподавателей музыки: Евгений и Евгения Хаздан

1. Концепция работы группы

Программа для учителей музыки была ориентирована на знакомство с одной из ветвей еврейской культуры - фольклором евреев-ашкеназов.

Из всего многообразия жанров основной акцент в программе был сделан на идишской песне, как жанре наиболее доступном для разучивания и исполнения детскими коллективами.

Участники группы разучивали песни на идиш различных жанров, сопровождаемые подробными подстрочными переводами. Во время этих занятий многие педагоги смогли решить одну из важных практических проблем - проблему пополнения и обновления репертуара музыкальных коллективов, которыми они руководят, новыми яркими интересными произведениями.

Был организован начальный курс языка идиш. Преподаватели знакомились с типичными оборотами, встречающимися в песенных текстах, а также с различными формами транслитерации (передачи текстов латинскими буквами) и диалектным произношением, что в будущем позволит участникам самостоятельно работать с новыми произведениями. Методические занятия были посвящены многообразным связям песен с традиционной культурой ашкеназских евреев, их семантике, особенностям работы с аккомпанементом, стилистическому анализу исполнения и традиционным формам обучения.

Кроме курса, непосредственно связанного с идишской песней, программа включала блок занятий, знакомящих с ашкеназской культурой в целом. В него входил курс по еврейскому фольклору и театру (пуримшпилям), а также контекстным жанрам музыкальной культуры: синагогальную и клезмерскую музыку, хасидские нигуны, творчество профессиональных композиторов так называемой русско-еврейской школы начала XX века и известных исполнителей идишской песни. Программу дополнил курс интернет-технологий, помогающий ориентироваться в интернет-ресурсах и работать над авторскими пособиями с использованием современных мультимедийных средств.

2. Учебная программа группы

Преподаватель Тема Кол-во часов
  Вводные занятия  
Ц. Зайчик (Москва) Система священных книг и кодексов иудаизма. Знаменательные даты еврейского календаря. Ритуалы и обычаи иудаизма 13
В. Дымшиц (С.-Петербург) Еврейский фольклор 8
  Занятия по специальности  
  А) Практические занятия  
Е. Хаздан (С.-Петербург) Идиш (изучение основ языка).
Репертуар (Начальный репертуар; Песни праздников; Детские песни; Хасидский фольклор; Колыбельные песни; макаронические песни; песни гетто; семейные и любовные песни; Популярные песни. Концерт. Анализ работы семинара).
Методика (Методика начальных занятий; Язык песни; Аккомпанемент и аранжировка; Анализ стилистики исполнения)
36
Г. Якубман (С.-Петербург) История и галаха еврейского этнического танца 5
  Б) Лекции  
Е. Хаздан (С.-Петербург) Традиция через народную песню.
Хасидская традиция.
Клезмерская музыка.
Колыбельные песни.
Канторская музыка
Нехама Лифшицайте
12
Д. Слепович (Минск) Еврейская музыка в ХХ-ХХI веках.
Традиция, текст, исполнитель, слушатель.
Клезмерская традиция
8
Н. Степанская (Минск) История еврейской муз. культуры.
Молитва как источник еврейского муз. творчества.
Сефардская муз. традиция в эпоху Средневековой Испании.
Ашкеназская музыка в период ее становления.
Мифология музыки в еврейских текстах.
Паралитургические жанры в еврейской поэзии и музыке.
Восточно-европейский хазанут как кульминация еврейской литургической музыки.
16
  Проекты  
Е. Хаздан (С.-Петербург) Индивидуальные и групповые проекты 8
  Педагогика и психология  
Е. Ямбург (Москва) Культурно-историческая педагогика. 2
М. Поташник (Москва) Урок ХХI века. Методические требования к уроку 5
  Компьютерные технологии  
А. Шперх, Е. Хаздан (С.-Петербург) Базовая программа + Знакомство с нотным редактором 17

3. Проекты, представленные на семинаре

3.1. «Еврейский музыкальный календарь». Сборник песен к еврейским праздникам для младшего школьного возраста
Составитель: Галина Пономарева, Москва

Сборник включает песни и нигуны на идиш и иврите каждому еврейскому праздинку. В сборинке будут представлены тексты на языке оригинала, сопровождаемые русской транскрипцией и подстрочным переводом.Для каждого произведения будет предложена партитура легкого аккомпанемента (фортепиано).

3.2. Сборинк скрипичной музыки для младших классов музыкальных школ (1-4 классы)
Составитель: Азария (Галина) Медведева.

В сборник включены мелодии популярных песен на идише и на иврите в переложении для скрипки с фортепианным аккомпанементом. Пьесы расположены в порядке возрастания сложности. Мелодии перенесены в тональности, удобные для освоения маленькими музыкантами. Методически продуманы штрихи и аппликатура. Пьесам предпосланы тексты песен (по одному куплету) и их переводы. Для некоторых песен будут предложены обработки для исполнения их детскими ансамблями.

3.3. Включение песен, разученных на семинаре в формирующийся CD «Шолом Алейхем». Исполнители — вокально-хореографический колектив «Иланит» московской школы 1621 «Эц хаим».
Руководитель: Жанна Кругляк (Москва).

В формирующийся сборник, посвященный еврейскому годовому циклу, будут включены песни на идиш к осенним праздникам («A fon», «Mir bagrisn»).

3.4. Статья по проблемам исполнительской интерпретации на примере песни песни «Zol shoyn kumen di geule».
Автор: Марина Гурвич (Вильнюс).

Статья для журнала (газеты) в размере 3000-5000 знаков, включающая постановку проблемы, анализ текста песни и обоснование позиции.

3.5. «Еврейская музыкальная сказка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Составитель: Инна Вайнер (Москва).

3.6. История еврейской музыки. Учебное пособие.
Составитель: Нина Степанская (Минск).

Цели курса:

  1. Ввести в круг основных понятий в сфере еврейской музыки в связи с особенностями культуры еврейского народа;

  2. Рассмотреть истоки еврейской музыки в традициях Древнего Израиля, связь музыкального творчества народа с иудаизмом и его основами;

  3. Дать представление о различиях в музыкальных традициях разных еврейских общин;

  4. Представить основные пласты и жанры еврейской музыки с акцентом на наследие ашкеназских общин;

  5. Изучить особенности исторической эволюции еврейской музыки в контексте истории народа;

  6. Показать многообразие еврейского музыкального творчества в современном мире.

Курс предполагается построить в сочетании исторического и пояснительно-аналитического ракурсов.

По итогам работы на семинаре был организован концерт, программа которого была составлена из произведений, разученных участниками группы во время семинара, и представлены фрагменты проектов преподавателей-участников семинара.

А дополнительным подарком для всех участинков семинара стал концерт клейзмерской музыки в исполнении Д.Слеповича и Н.Степанской (Минск).

Евгения Хаздан, Нина Степанская,
Санкт-Петербург — Минск, сентябрь 2003