Сфорно (Р. Овадья из Сфорно) – комментатор Торы, философ и врач, живший в Италии в первой половине 16 в..
"Если помазанный священник согрешит в вину народа" (Ваикра. 4.3.)
Имеется в виду, что его ошибка создаёт проблему не только ему, но всему народу, как говорится в Талмуде (Брахот. 34.б.): "Тот, кто ошибся, читая молитву – плохой знак для него, а если он посланник общины (кантор) – то это плохой знак для всей общины". И жертва его сжигается, и священнику не достаётся от неё ничего. И потому не написано в этом случае ашам (умышленный проступок), как написано применительно ко всем остальным провинностям, что в слове ашам содержится указание на необходимость раскаяния, а это не может относиться лично к помазанному священнику, ибо вовсе не из его сердца исходил грех, но случилось это с ним из-за вины народа. А об ошибке Синедриона, так же требующей объяснения, сказано (Ваикра. 4.13.): "…ошибутся (Синедрион), и невидно это будет для глаз общины (и все совершат грех из-за ошибки Синедриона)". И если община обращает внимание на (ошибки) других, почему же плохо следит за собой? И про них так же сказано (Ваикра. 4.21.): "Грехоочистительная жертва общины это". И такое не может произойти без проступка всего поколения, и сказано про в этот случай ашму, чтобы предупредить их о необходимости раскаяния до жертвоприношения, и их грехоочистительная жертва тоже сжигается целиком, и приносится она всеми на внутреннем жертвеннике из-за тяжести вины тех и других. А о провинностях вождя говорится (Ваикра. 4.22.): "Если вождь согрешит". И такое, что вожди ошибаются, действительно случается, как написано (Дварим. 32.15.): "И разжирев Йешурун стал брыкаться". И в этом случае написано ашам, поскольку ему самому ясна собственная вина.