|
В начале марта Педагогический клуб радостно встретил в Петербурге преподавателей еврейских школ – участников семинара "Тора, гуманитарное знание, воспитание и традиция".
В семинаре, главным образом, принимали участие преподаватели воскресных и общеобразовательных школ и сотрудники еврейских общинных учреждений из различных городов Поволжья и Сибири, а также из Таллинна, Москвы и Петербурга.
Программа занятий строилась следующим образом:
в течение всего семинара работали две учебные группы, на которых изучались систематические курсы:
Иврит и еврейская традиция (преподаватель Хана Ротман),
Книга Берешит (преподаватель Александр Львов)
кроме этого, каждый день работы был посвящен отдельной теме, вокруг которой строились все остальные занятия. Например, день, посвященный празднику Пурим, или день, посвященный методам преподавания традиции.
Отличительной особенностью прошедшего семинара стало то, что преподавателями на семинаре были учителя, работающие в школах. В соответствии с заявленной на данный день темой каждый преподаватель, представлял участникам свой педагогический проект. При этом кроме питерских преподавателей, уроки проводили сами участники семинара:
Кроме того, отдельно хочется отметить занятие "Метод проектов и метод критического чтения", проведенное представителями "Эпишколы" (Санкт-Петербург). На этом занятии речь шла о том, как традиционные методы еврейского образования перекликаются, пересекаются с инновационными методами современной педагогики, и о том, как наиболее эффективно использовать их связь в условиях еврейской и нееврейской школы. Педагогический клуб уже не первый раз приглашает к сотрудничеству директора "Эпишколы" Михаила Эпштейна и его коллег. И каждый раз наша совместная работа позволяет по-новому взглянуть на свою собственную педагогическую деятельность.
По сложившейся в Клубе традиции, большое количество времени было посвящено обмену опытом между участниками семинара. Разговор шел о работе самих школ – ведь на семинаре присутствовали как опытные преподаватели и руководители школ, так и те, кто совсем недавно пришел работать в еврейскую школу. Участники семинара представляли свои личные рабочие проекты, обсуждали проекты, которые предложили их вниманию преподаватели, работавшие на семинаре.
Одним из самых интересных занятий стало обсуждение общих принципов работы еврейской школы. Преподаватели и руководители из разных еврейских школ, с самым разным опытом работы, из разных городов и регионов пытались найти общие черты работы еврейской школы, характерные для всех еврейских образовательных учреждений (независимо от региона и формы работы), понять общие для всех проблемы еврейской школы и выработать пути решения этих проблем.
И еще одно занятие хочется отметить особо - занятие по мидрашу, завершившее день, посвященный Устной Торе. Уже почти год члены Педклуба регулярно каждую неделю собираются для чтения и изучения мидрашей. Во время семинара мы предложили коллегам из других городов принять участие в этом традиционном для евреев занятии. По отзывам слушателей, многие из них впервые присутствовали и принимали непосредственное участие в изучении мидраша.
Таким образом, продолжая традиции семинаров НЕШ, нам удалось, при непосредственном участии слушателей семинара, объединить профессиональные и личные интересы и усилия в области изучения и преподавания еврейской традиции. Как и на предыдущих семинарах, отстутствие разграничений между религиозными и нерелигиозными участниками, а также между опытными и начинающими педагогами позволило практически на каждом занятии найти новое и неожиданное содержание в знакомых темах и текстах.
Большую помощь в организации и проведении семинара оказали еврейская гимназия "При Ицках" и сотрудники и руководители программы "Неве Иерушалаим". Практически весь день мы проводили рядом с учащимися школы – занятия проходили в школьных классах, вместе со школьниками слушатели и преподаватели подкрепляли свои силы в школьной столовой, желающие могли принять участие в утренней молитве прямо в помещении гимназии. Как подчеркнул один из участников семинара, ему очень приятно было приходить в школьную синагогу на Шахарит и видеть там много детей.
Громадное удовольствие от проведения занятий в помещении еврейской школы получили не только участники семинара, но и школьники – заглядывая в классы, где проходили занятия, они восторженно перешептывались: "А здесь учителя учатся!!!".
Отдельное спасибо хочется сказать Михаилу Жукову и Асе Лернер, которые провели для наших слушателей потрясающую пешеходную экскурсию по Питеру. По отзывам побывавших на экскурсии, они еще никогда так много и насыщенно не гуляли ни по одному из городов.
К сожалению, неделя занятий пролетела очень быстро и нам пришлось расставаться. Но мы надеемся продолжить наши встречи и плодотворное общение на страницах Альманаха и с помощью нашего сайта в Internet, где, кстати, можно найти более подробную информацию о прошедшем семинаре.
В заключение обзора мы, по еще одной традиции Клуба, обращаемся ко всем нашим читателям и потенциальным участникам наших будущих семинаров: обязательно пишите нам! Присылайте нам свои проекты, статьи и материалы. Присылайте нам заявки на те материалы, которые вы хотели бы увидеть на страницах альманаха или познакомиться с ними во время работы одного из семинаров. Мы постараемся выполнить ваши просьбы.
М.К., 23.03.2000 г.
Наталья Гуткина (Нижний Новгород) в рамках темы дня "Устная Тора" провела занятие "Мир мудрецов", на котором представила свой проект преподавания еврейских классических текстов (см. ее статьи, опубликованные в НЕШ №№ 4 – 6);
Ирина Царева (Таллинн) представила свой проект преподавания книги Берешит на уроках литературы;
Олег Хазанов (Томск) по просьбе участников семинара провел занятие, посвященное работе с источниками при изучении истории Древнего Востока.
предыдущая страница |