Педагогический клуб "Новая еврейская школа"

Семинар для учителей Сибири и Поволжья
7 – 13 марта 2000 г., Санкт-Петербург


[назад] [фото-галерея] [Программа занятий] [Приглашение на семинар] [Главная страница]

В начале марта Педагогический клуб радостно встретил в Петербурге преподавателей еврейских школ – участников семинара "Тора, гуманитарное знание, воспитание и традиция".

В семинаре, главным образом, принимали участие преподаватели воскресных и общеобразовательных школ и сотрудники еврейских общинных учреждений из различных городов Поволжья и Сибири, а также из Таллинна, Москвы и Петербурга.

Программа занятий строилась следующим образом:

  • в течение всего семинара работали две учебные группы, на которых изучались систематические курсы:

    • Иврит и еврейская традиция (преподаватель Хана Ротман),

    • Книга Берешит (преподаватель Александр Львов)

  • кроме этого, каждый день работы был посвящен отдельной теме, вокруг которой строились все остальные занятия. Например, день, посвященный празднику Пурим, или день, посвященный методам преподавания традиции.

Отличительной особенностью прошедшего семинара стало то, что преподавателями на семинаре были учителя, работающие в школах. В соответствии с заявленной на данный день темой каждый преподаватель, представлял участникам свой педагогический проект. При этом кроме питерских преподавателей, уроки проводили сами участники семинара:
Наталья Гуткина (Нижний Новгород) в рамках темы дня "Устная Тора" провела занятие "Мир мудрецов", на котором представила свой проект преподавания еврейских классических текстов (см. ее статьи, опубликованные в НЕШ №№ 4 – 6);
Ирина Царева (Таллинн) представила свой проект преподавания книги Берешит на уроках литературы;
Олег Хазанов (Томск) по просьбе участников семинара провел занятие, посвященное работе с источниками при изучении истории Древнего Востока.

Кроме того, отдельно хочется отметить занятие "Метод проектов и метод критического чтения", проведенное представителями "Эпишколы" (Санкт-Петербург). На этом занятии речь шла о том, как традиционные методы еврейского образования перекликаются, пересекаются с инновационными методами современной педагогики, и о том, как наиболее эффективно использовать их связь в условиях еврейской и нееврейской школы. Педагогический клуб уже не первый раз приглашает к сотрудничеству директора "Эпишколы" Михаила Эпштейна и его коллег. И каждый раз наша совместная работа позволяет по-новому взглянуть на свою собственную педагогическую деятельность.

По сложившейся в Клубе традиции, большое количество времени было посвящено обмену опытом между участниками семинара. Разговор шел о работе самих школ – ведь на семинаре присутствовали как опытные преподаватели и руководители школ, так и те, кто совсем недавно пришел работать в еврейскую школу. Участники семинара представляли свои личные рабочие проекты, обсуждали проекты, которые предложили их вниманию преподаватели, работавшие на семинаре.

Одним из самых интересных занятий стало обсуждение общих принципов работы еврейской школы. Преподаватели и руководители из разных еврейских школ, с самым разным опытом работы, из разных городов и регионов пытались найти общие черты работы еврейской школы, характерные для всех еврейских образовательных учреждений (независимо от региона и формы работы), понять общие для всех проблемы еврейской школы и выработать пути решения этих проблем.

И еще одно занятие хочется отметить особо - занятие по мидрашу, завершившее день, посвященный Устной Торе. Уже почти год члены Педклуба регулярно каждую неделю собираются для чтения и изучения мидрашей. Во время семинара мы предложили коллегам из других городов принять участие в этом традиционном для евреев занятии. По отзывам слушателей, многие из них впервые присутствовали и принимали непосредственное участие в изучении мидраша.

Таким образом, продолжая традиции семинаров НЕШ, нам удалось, при непосредственном участии слушателей семинара, объединить профессиональные и личные интересы и усилия в области изучения и преподавания еврейской традиции. Как и на предыдущих семинарах, отстутствие разграничений между религиозными и нерелигиозными участниками, а также между опытными и начинающими педагогами позволило практически на каждом занятии найти новое и неожиданное содержание в знакомых темах и текстах.

Большую помощь в организации и проведении семинара оказали еврейская гимназия "При Ицках" и сотрудники и руководители программы "Неве Иерушалаим". Практически весь день мы проводили рядом с учащимися школы – занятия проходили в школьных классах, вместе со школьниками слушатели и преподаватели подкрепляли свои силы в школьной столовой, желающие могли принять участие в утренней молитве прямо в помещении гимназии. Как подчеркнул один из участников семинара, ему очень приятно было приходить в школьную синагогу на Шахарит и видеть там много детей.

Громадное удовольствие от проведения занятий в помещении еврейской школы получили не только участники семинара, но и школьники – заглядывая в классы, где проходили занятия, они восторженно перешептывались: "А здесь учителя учатся!!!".

Отдельное спасибо хочется сказать Михаилу Жукову и Асе Лернер, которые провели для наших слушателей потрясающую пешеходную экскурсию по Питеру. По отзывам побывавших на экскурсии, они еще никогда так много и насыщенно не гуляли ни по одному из городов.

К сожалению, неделя занятий пролетела очень быстро и нам пришлось расставаться. Но мы надеемся продолжить наши встречи и плодотворное общение на страницах Альманаха и с помощью нашего сайта в Internet, где, кстати, можно найти более подробную информацию о прошедшем семинаре.

В заключение обзора мы, по еще одной традиции Клуба, обращаемся ко всем нашим читателям и потенциальным участникам наших будущих семинаров: обязательно пишите нам! Присылайте нам свои проекты, статьи и материалы. Присылайте нам заявки на те материалы, которые вы хотели бы увидеть на страницах альманаха или познакомиться с ними во время работы одного из семинаров. Мы постараемся выполнить ваши просьбы.

М.К., 23.03.2000 г.


Программа занятий



Вторник, 7.03. Тема дня: Праздник Пурим
1000–1030 Открытие семинара
1040–1210 Занятия в группах
группа 1:     Александр Львов (Европейский университет).
                     Книга Берешит.
группа 2:     Хана Ротман. Иврит и еврейская традиция.
1230–1400 Дмитрий Баргман ("Мигдаль Ор"). Законы и обычаи праздника Пурим
1400–1430 Обед
1445–1615 Анна Молчанова ("Бейт Менахем"). Пурим в еврейской литературе
1630–1800 Моше Трескунов (Школа №224). Мегилат Эстер
1800–1830 Ужин
1930–2100 Валерий Дымшиц (Европейский университет). Пуримшпиль


Среда, 8.03. Тема дня: Устная Тора.
1040–1210 Занятия в группах
1230–1400 Дмитрий Баргман ("Мигдаль Ор"). Занятие по Мишне
1400–1430 Обед
1445–1615 Наталия Гуткина (Нижний Новгород). Мир мудрецов
1630–1800 Сергей Митрофанов (Международная школа). Эпоха Мишны
1800–1830 Ужин
1930–2100 Моше Трескунов (Школа №224). Мидраш


Четверг, 9.03. Тема дня: Методы преподавания традиции
1040–1210 Занятия в группах
1230–1400 Александр Рохлин ("Бейт Менахем"). Преподавание ИЗО и традиции
1400–1430 Обед
1445–1615 Ирина Царева (Таллинн). Преподавание книги Берешит на уроках литературы
1630–1800 Моше Трескунов (Школа №224). Принципы построения программы по традиции.
1800–1830 Ужин
1930–2100 Обмен опытом


Пятница, 10.03. Тема дня: Проблемы воскресной школы.
1040–1210 Занятия в группах
1230–1400 Обмен опытом
1400–1430 Обед
1445–1615 Валерий Семенюк (Школа №224). Музыкальное занятие.


Воскресенье, 12.03. Тема дня: Инновационные методы в еврейском образовании.
1040–1210 Занятия в группах
1230–1400 Татьяна Вышенская. Растения Танаха
1400–1430 Обед
1445–1800 Михаил Эпштейн ("Эпи-школа"). Метод проектов и метод критического чтения.
1800–1830 Ужин
1900–2100 Александр Львов. Песнь песней


Понедельник, 13.03. Тема дня: Еврейское образование в СНГ.
1040–1210 Занятия в группах:
Олег Хазанов (Томск). Введение в источниковедение.
Анна Молчанова ("Бейт-Менахем"). Детская литература о Песахе.
1230–1400 Александр Львов (Европейский университет). Книга Берешит.
1400–1430 Обед
  Закрытие семинара.


на предыдущую страницу предыдущая страница