На занятиях истории нам предложили попробовать составить родословную своих семей.
И мы принялись искать свои корни, то есть расспрашивать своих пап с мамами, дедушек с бабушками, а иногда и прадедушек с прабабушками о своей родословной. И я, и другие ребята рассказали об истории своих семей. Все они оказались очень интересными, своеобразными, как жизнь и судьба людей, о которых рассказали ребята. Обсудив эти работы на занятиях, мы решили создать общую родословную нашего единого школьного семейства. Мы придумали Ученика школы “Бейт-Ор”, которого нет в журнальных списках, но он – это мы, а каждый из нас – это его часть. И вот что у нас получилось.
Наши общие прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки рождались в разных городах и странах Восточной Европы: на Украине (в Чернигове, Коростене, Бердичеве, Киеве, Ямполе, Черкассах, Саврани), в Белоруссии (в Витебске, Слуцке), в Молдавии (в Бендерах, Бельцах),
В Польше (в Варшаве, Белостоке, Тернограде), в Латвии (в Риге, Двинске), в России (в Саратове, Покровске, Невеле, Ново-Николаевске). Какие гордые имена носили мужчины: Ицхак, Шломо, Абрам, Лейб, Гедалья, Герц, Мендель, Марк, Йосеф, Виктор. А какие женские характеры стоят за Мириам, Рут, Диной, Рахель, Хасей, Голдой! Семья нашего Ученика была многодетной (от трех до восьми детей). Многие были людьми небогатыми и работали кузнецами, извозчиками, сапожниками, белошвейками и портными. Однако в роду нашего Ученика были раввины, купцы, строительные подрядчики, аптекари, врачи-дантисты, химики, владельцы пошивочной мастерской и завода фруктовых вод. В более поздние времена появились инженеры, врачи, бухгалтер, офицер, преподаватель, актриса, драматург. Многие из них оказались в Саратове во время военной эвакуации, в 12-13 лет работали на заводах. Прадеды-фронтовики шли с боями по дорогам Европы к Берлину, восстанавливали разрушенные города. У нашего Ученика погибли многие родственники: дяди, тети, племянники и племянницы, братья и сестры его бабушек и дедушек. Так наш Ученик узнал о страшном несчастье, постигшем еврейский народ – о Катастрофе. О ней рассказывали и рассказывают, поэтому погибшие навечно остаются в нашей памяти.
Наши родословные продолжаются, мы постоянно узнаем, что в событиях, о которых рассказывают на уроках, принимали участие и члены наших семей. Некоторые из наших с Учеником родственников живут уже в Израиле, США, Германии, но и они помнят о нашей общей родословной.