Недельный раздел Торы |
Комментарий к главе Микец
Ор hа-Хаим (Свет жизни) – комментарий к Торе, автором которого является р. Хаим Ибн-Атар (1696-1743), выдающийся каббалист и авторитет в области hалахи, живший в Марокко, Италии и Эрец Исроэль.
"И было по прошествии (микец) двух лет…" (Берешит 41.1).
Ор hа-Хаим. Смысл того, что глава начинается фразой, предвещающей беду, состоит в том, что здесь начинают разворачиваться события, послужившие причиной египетского изгнания. Но ведь приговор об этом изгнании уже был вынесен много лет назад (см. Берешит 15 – прим. переводчика). Но разве уже не сказали об этом наши мудрецы, что по приговору не должен был стать Египет "горнилом железным" (Дварим 4 20), но что, согласно комментарию Тосафот* к трактату Шабат и комментарию РаАВаДа**, египтяне превысили предсказанную в Писании силу угнетения: "и поработят их и будут их угнетать…" (Берешит 15.13.).
И ещё эта фраза предвещает голод, так как Всевышний по мере надобности насылает на этот мир бедствия, о чём мудрецы подробно говорят, комментируя стих "…и не приближались один к другому…" (Шмот 14.20).
И так же здесь содержится намёк на страдания того праведника (Йосефа – прим. переводчика), ждавшего два года после сна виночерпия, по прошествии которых он был освобождён. И вот что сказали по этому поводу мудрецы: "За то, что сказал: " …если вспомнишь меня… и напомнишь обо мне фараону…" – присоединены два года", то есть добавлены два года страданий. И можно утверждать, что объяснили мудрецы слова "и было по прошествии (микец)…" (Берешит 41.1), опираясь на стих "и конец (кец) определил тьме…" (Иов 28. 3). И послужил причиной дополнительных двухлетних страданий кец (предел), который олицетворяет собой злое начало в человеке (ецер hа-ра), названное "конец (кец) всякой плоти" (Берешит 6.13). И отсюда же мы видим начало этого двухлетнего срока – сон виночерпия, когда Йосеф упомянут во благо. И обоснование двух дополнительных лет из того, что (Йосеф) сказал "вспомнишь… напомнишь…" в том, что каждое из этих двух упоминаний отсрочено Всевышним до Рош hа-Шана, когда наступает время вспоминать (заслуги). И отсюда ещё намёк в словах "по прошествии двух лет…", что произошло всё в тот же самый день (Рош hа-Шана), когда увидели свои сны виночерпий и главный пекарь, и это время, когда в снах сообщаются не пустые вещи, а истина.
*
Тосафот – см. примечания в главе "Хаей-Сара".
**
РаАВаД — комментатор и оппонент РаМБаМа в его hалахическом труде Мишне Тора.
|
|
||
Педагогический Клуб
"Новая Еврейская Школа"
Ваши отзывы, замечания и предложения посылайте по адресу: 197022 Россия, Санкт-Петербург, а/я 44 "Новая Еврейская Школа" тел./факс: +7 (812) 233-8636 e-mail: hanaR@mail.infostar.ru Webmaster: Нина Галеркина |