НЕТРАДИЦИОННО О ТРАДИЦИЯХ.
 


[назад] [Нетрадиционно о традициях] [Главная страница]

О делах «бумажных»

Карачун Рувим

1. О выборе темы для преподавания

Сразу хочу оговориться, что практическая подготовка к уроку, для меня, как вероятно и для любого учителя, начинается еще летом с календарного планирования на новый учебный год. Уже тогда я стараюсь продумать не только тематику курса, но и его внутреннюю структуру, место каждого урока в курсе традиций. Я должен принять во внимание, как минимум, три фактора: во-первых, уровень подготовки конкретного класса, а, следовательно, доступность для ребят планируемого материала. Во-вторых, уровень своей готовности к преподаванию нового материала; проще говоря, «потяну» ли я эту тему. И, в-третьих, степень сочетаемости планируемого материала с другими предметами как еврейского цикла (история еврейского народа и иврит), так и общеобразовательными (история, литература, и др.). Я не говорю о таких привычных для школ СНГ проблемах, как учет государственных учебных программ, учебная нагрузка и возрастные особенности учеников, обеспеченность учебной и методической литературой.

Так, например, в нынешнем учебном году я решил, что в XI классе рациональнее всего ввести в программу по традициям еврейского народа курс о пророках под условным названием «Слава и трагедия еврейских пророков». К этому решению меня привело, во-первых, то, что этот курс не изучался раннее ребятами выпускных классов. Во-вторых, возраст одиннадцатиклассников вполне позволяет не только знакомиться с текстами пророков, но и формировать свое отношение к ним. В-третьих, эта тема вполне вписывается в материал по истории еврейского народа и довольно удачно сочетается с курсом иврита. Определив общую тему, мне предстояло решить, какие конкретно пророки и в какой последовательности должны быть представлены ребятам. На мой взгляд, в этом вопросе возможно несколько подходов.

Первый – изучение пророков в хронологической последовательности, согласуясь с исторической канвой. Такой вариант требует систематической работы над текстами книг пророков, многолетнего систематического курса их изучения.

Второй подход – тематическое преподавание, которое предлагает Цви Адар в своей статье «Урок по ТАНАХУ». Такой подход требует не только глубоких знаний от преподавателя, но и достаточно высокой степени подготовленности от ребят.

Мне же показался более близким вариант, позволяющий сочетать изучение книг пророков с повторением материала по еврейским праздникам и памятным датам. Этот вариант позволяет, с одной стороны, учесть текучесть учащихся, что приводит к разноуровневой подготовке ребят (в результате некоторые дети недостаточно знают даже о праздниках). С другой стороны, такой подход позволяет познакомить ребят с разными по объему, содержанию и значимости книгами пророков, позволяет разнообразить материал, максимально актуализируя его. Более того, объясняя ребятам, что в одно время с нами эти книги читают евреи в разных странах, я невольно способствую развитию у детей чувства принадлежности к своему народу, а значит и осознанной самоидентификации ребят, что, в конечном счете, и является моей задачей.

2. О подходе к календарному планированию

Несмотря на то, что уже несколько лет официальные органы народного образования в Молдове не требуют определенной формы календарного планирования, я по-прежнему начинаю свою работу с детальной разработки именно календарного плана. Ведь только в нем я могу реально увидеть будущий учебный год, максимально учесть предполагаемую связь с другими предметами, продумать практический выход для каждого урока. Идеальным вариантом стало бы составление такого плана совместно с учителями иврита, истории еврейского народа и других предметов еврейского цикла (например, рисования, музыки и т.п.). Ведь согласованная подача материала несколькими преподавателями позволит не только рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, но и воздействовать одновременно на ум и чувства воспитанника. Безусловно, такой подход к календарному планированию требует от учителя достаточно большого труда. Важно, чтобы этот труд не стал разовым, а лег в основу многолетней работы педагога. Поэтому и форма календарного плана, на мой взгляд, должна быть достаточно подробной и максимально удобной для учителя. У меня она выглядит следующим образом:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КУРСА ПО ТРАДИЦИЯМ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В XI КЛАССЕ
«СЛАВА И ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПРОРОКОВ»
(ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ ЦИКЛА III - YII - XI КЛАССЫ) 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 32 ЧАСА В ГОД

№№темы,
урока
НАЗВАНИЕ ТЕМ И УРОКОВ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКОВ ЧАСЫ, ДАТЫ МЕЖ- ПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ИСТОЧНИКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1
(1)
Вводный урок.
Еврейские пророки.
Что мы понимаем под традициями? Почему наши традиции мы изучаем в школе? Роль и место изучаемого курса в системе уроков по традициям еврейского народа. Кого понимает еврейская традиция под пророками? Откуда мы знаем о пророках? Пророки и лжепророки. Готовность к пониманию пророчеств. Знакомство с книгами пророков.
1
Иврит - понятия "масорет", пророк, НЕВИИМ, КТУВИМ, малые пророки, абревеатура "ТАНАХ"

Выход - составление опорной таблицы №1 - список книг пророков, вошедших в ТАНАХ.
Тора, Ктувим, Невиим
И. Шнайдер "Возвращение в Сион"
Йегуда Айзенберг "Что такое Тора?"
Опорная таблица "Составные части ТаНаХа"

Более того, в календарном плане я стараюсь определить в наиболее общем виде те цели и задачи, которые мне предстоит решить в этом учебном году. Обычно я делю эти задачи на три группы – образовательные, которые определяют, какие новые знания должны получить ребята, развивающие, – какие навыки мы будем развивать, и воспитательные, – какие качества я хочу заложить и укрепить в душах моих воспитанников. Понятно, что на каждом последующем уроке все эти задачи мне еще предстоит конкретизировать, однако основа определяется именно в календарном плане и выглядит это примерно так:

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «СЛАВА И ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПРОРОКОВ»

КЛАСС,
КОЛ-ВО ЧАСОВ
НАЗВАНИЕ КУРСА
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
УЧЕБНИКИ, ИСТОЧНИКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
XI
1 час в неделю

33 часа в год
СЛАВА
И ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПРОРОКОВ

(3 ступень цикла
III-YII-XI классы)
Образовательные: помочь учащимся понять роль и место пророков в еврейской истории, изучить некоторые тексты пророков. Помочь ребятам углубленно рассмотреть суть еврейских праздников и памятных дат в контексте еврейской истории.
Развивающие: анализируя тексты пророков Иешайи, Ионы, Иермияху, разбирая тексты книг Коэлет, Рут, Эстер и др. развивать умение учащихся структурировать изучаемый материал и находить логические связи его составных частей, составлять опорные таблицы.
Воспитательные: при помощи проведения уроков-диспутов и уроков-размышлений, способствовать формированию осознанного отношения детей к пророкам, как к особой категории еврейских исторических личностей; способствовать понимаю современного значения Книг пророков для еврейского народа и для людей всего мира, и на основе этого способствовать скорейшей самоидентификации детей.
Тора, Невиим, Ктувим.
И. Шнайдер "Возвращение в Сион"
А. Штейнзальц "Библейские образы"
Сборник "ТАНАХ рассказывает о них"
"Свиток Рут с толкованием МаЛбИМа"
"Песнь Песней с толкованиями РаШИ и раби Овадьи Сфорно"
"Свиток плачей с толкованиями мудрецов"
Д-р Йом-Тов Левинский "Еврейские праздники"
Йегуда Айзенберг "Что такое Тора?"

Я считаю очень полезным определиться в начале года и с цифровым материалом по количеству уроков и с зачетными работами. Во-первых, это помогает мне в самоконтроле по ходу работы, а во-вторых, ребята, от которых я вовсе не скрываю этих цифр, уже с начала года видят, сколько им надо сдать зачетных работ для получения итоговой оценки. Такая сводная табличка в этом учебном году выглядит примерно следующим образом:

СВОДНЫЙ ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ НА УЧЕБНЫЙ ГОД:

ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ ЗА ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
ВСЕГО ТЕМ
ВСЕГО УРОКОВ
ВСЕГО ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
3
15
3

ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ ЗА ВТОРОЙ СЕМЕСТР
ВСЕГО ТЕМ
ВСЕГО УРОКОВ
ВСЕГО ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
3
17
3

ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД
ВСЕГО ТЕМ
ВСЕГО УРОКОВ
ВСЕГО ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
6
32
6

3. О плане урока

И, наконец, несколько слов о плане урока. Понятно, что план должен выглядеть именно как план, а не как развернутый конспект урока. Но тогда возникает вопрос: зачем вообще нужен такой план? У плана урока только одна задача – структуризация учебного материала, который учитель предполагает дать на этом уроке. Причем, именно при планировании урока я уже могу не только скомпоновать материал, но и определиться в методах его подачи и сориентироваться во времени, которое мне необходимо для каждой части урока. Уже много лет я веду планы уроков на отдельных листах, что позволяет постоянно дорабатывать эти планы, компоновать их по своему усмотрению, и, главное, дает возможность использовать их в течение длительного времени. Уменьшенный вариант плана урока выглядит у меня так:

ТЕМА № 1: ПРИХОД ЕВРЕЕВ НА РОССИЙСКИЕ ЗЕМЛИ. ЕВРЕИ ВОСТОЧНОЙ ЕРОПЫ В X-XI вв.
УРОК № 5 (5): ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ПОЛЬШУ И ЛИТВУ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН, СУТЬ МАТЕРИАЛА
МЕТОДИКА УРОКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Закрепить знания учащихся об основных причинах, толкнувших евреев к переходу из Западной Европы на Восток. Изучить ход переселения евреев в Польшу.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Организацией самостоятельной работы по группам с текстом учебника способствовать развитию навыков учащихся работать в группах по структурированию изучаемой темы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Рассказом о роли евреев в развитии экономики стран Центральной Европы способствовать привитию осознанной гордости за своих предков.

I. ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭМИГРАЦИИ ЕВРЕЕВ В ЕВРОПЕ:

  1. Перечислите основные экономические причины переселения евреев в XIII-XIY веках.
  2. Перечислите религиозные причины преследования евреев в Центральной Европе.
  3. Определите основные последствия преследования евреев в Центральной Европе.
II. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ПОЛЬШУ И ЛИТВУ:
  1. Первые появления евреев в Польше:
    1. Отсутствие точных знаний о времени первого появления евреев в Польше.
    2. Легенды, связанные с этим событием.
    3. Первые документы, упоминающие о евреях в Польше (1150г. и 1202г.).
    4. Монеты - как материальное подтверждение еврейского присутствия в Польше.
  2. Привилегии Болеслава Благочестивого:
    1. Приход евреев с немцами в Польшу после ее освобождения от наше-ствия монголов.
    2. Город Калиш, 1264 год, Калишский статут.
    3. Основные положения документа (организация работы с книгой, стр. 46-47).
    4. Положение евреев в других частях Польши.
    5. Постановления Вроцлавского собора 1267 г. (организация работы с книгой, стр. 47).
  3. Преследования времен "черной смерти":
    1. Март 1348 г. - появление чумы в Генуе из Южной Руси. Эпидемия до 1351 года.
    2. 25 миллионов жертв чумы- треть населения Европы
    3. Почему результатом распространения чумы стали еврейские погромы?
    4. Примеры зверств толпы (организация работы с книгой, стр. 48-50).
    5. Последствие издевательства над евреями в Германии - переселение евреев в Польшу.
I. Опрос учащихся по итогам самостоятельной работы в группах
До 15 минут













II. Рассказ учителя с элементами работы над текстом учебника (2.c-e).
До 30 минут

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Ф. Кандель "Очерки времен и событий" ч. I, гл.5, стр.43-51.
  2. Карта "Европа в ХIII-ХV в.в."
  3. Иллюстрации учебника стр. 45, 48, 49

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Ф. Кандель "Очерки времен и событий" ч. I, гл.5, стр.43-51.
  2. Завершить работу по составлению опорной таблицы № 3. Составить вопросы по теме.


[Объяснительная записка] [Тематический план курса традиций еврейского народа] [О выборе темы для преподавания] [О подходе к календарному планированию] [О плане урока]

[назад] [Нетрадиционно о традициях]