Альманах | Метод. кабинет | Недельный раздел Торы | Еврейский мир | Израиль сегодня | Еврейская школа | Школьный театр | Молодежное Социологическое Бюро | Хроника и анонсы | О нас | Полезные ссылки | Письма наших друзей | Подписаться на лист рассылки |
Гостевая книга 
Педагогический клуб "Новая Еврейская Школа"
[назад] [Главная страница]
Педагогический альманах
«Новая еврейская школа»
№13 (2004г.)

Рубрика
«Разрушение воскресной школы»
От редакции

Без коней на переправе

Наши ученики –
наши дети


Еврейская воскресная
школа в Ереване


Холодная осень
2003-го


Хана Ротман

БЕЗ КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ

По данным педагогического клуба «Новая еврейская школа», в конце 2002-2003 учебного года в странах СНГ и Балтии действовало приблизительно 250 воскресных еврейских школ. В них занимались семь тысяч детей, которых обучали около тысячи педагогов.

Главным предметом в этих школах изначально являлась еврейская культура: праздники и традиции, история, еврейское краеведение и история общины, Танах. В почете было изобразительное искусство, музыка, танцы и, разумеется, иврит. По требованию Министерства образования Израиля изучались также география Израиля и история сионизма. В последние годы при многих школах действовали кружки информатики и английского языка. Пока дети находились в классах, родители там же, при школах, слушали популярные лекции, занимались ивритом, учили английский или ПК, а то и просто пили чай и судачили о любимых чадах.

Все это было бесплатно: деньги на аренду скромного помещения, зарплату учителей-почасовиков и проведение еврейских праздников последние десять лет ассигновало Министерство образования Израиля. Но распоряжалось этими деньгами совсем другое, сугубо политическое ведомство – Бюро связи с евреями СССР (Лишкат а-Кешер или, официально, «Натив») при МИД Израиля. Ветераны еврейского движения помнят, что в советские времена это ведомство поддерживало связь с отказниками.

Воскресные школы, как правило, невелики – от пятнадцати до сорока детей, два – три педагога. Занятия проводились в местном клубе или школе, арендная плата была не обременительной, а случалось, и вовсе отсутствовала. Школы были не только в крупных, но и в небольших городах с ограниченным еврейским населением. В Рыбинске или Миассе воскресная школа давала единственную возможность приобщить детей и взрослых к еврейской культуре.

Большая часть школ возникла на гребне культурного возрождения в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. А в Москве, Петербурге, Ташкенте воскресные школы существовали еще в «застойные» времена. Создавали школы активисты еврейского культурного движения, они же в них и преподавали – как правило на общественных началах. Школы располагались на частных квартирах, в подвалах учреждений и других мало приспособленных помещениях. Главными предметами в ту романтическую пору были, как уже говорилось, традиция и история еврейского народа, Танах. Когда начали возникать первые еврейские общины, часто именно школа служила тем ядром, вокруг которого они складывались.

В 1992 – 1993 году стало ясно, что массовая репатриация далеко не исчерпала еврейских «ресурсов». Необходимо было стимулировать алию и по мере сил бороться с ассимиляцией. И тогда руку помощи воскресным школам протянула «Лишка». По инициативе посольства Израиля, руководителей школ приглашали в Москву, где им обещали финансовую поддержку. При этом директорам школ как нечто-то само собой разумеющееся предлагали подписать обязательство не принимать никаких пожертвований ни от кого, кроме «Лишки». Смысл этого обязательства был совершенно непонятен директорам воскресных школ, как, думаю, и нашим читателям (хотя ларчик открывался просто). Но поскольку предложение исходило «от самого Израиля», чей образ был тогда овеян радужным ореолом еврейской мечты, обязательство подписывали не колеблясь. Плату за лояльность выдавали на руки наличными и не требовали расписки. Получив сто долларов директор воскресной школы чувствовал себя Крезом: ведь в начале девяностых на эти деньги школа могла просуществовать чуть не полгода.

Зачем же «Лишке» понадобились эти сомнительные обязательства, лишенные не только юридического, но и здравого смысла? Все очень просто: полученные от директоров обязательства «Лишка» использовала для того, чтобы навязать свое посредничество другим фондам, действовавшим в сфере еврейского образования. Вся помощь могла теперь идти только через «Лишку». Таким образом средства благотворительных фондов, которые могли бы обеспечить воскресным школам альтернативное финансирование, а с ним и независимость, были использованы «Лишкой» для подчинения этих школ.

Прошло время. Директора школ сменялись, уезжали в Израиль. Никто уже не помнил о подписанных когда-то «бумагах». Сама «Лишка» разумно помалкивала на сей счет. Продолжали открываться новые школы – теперь часто по инициативе самой «Лишки». Постепенно все привыкли, что еврейское образование в СНГ является предметом ее исключительных забот…

Воскресные школы аккуратно получали деньги от «Лишки». И потому не удивительно, что к концу девяностых повсюду изучали историю и географию Израиля, сионизм, государственную символику еврейского государства. Какой еврей без волнения глядит на молящихся у Стены Плача, кто не любит изображение Меноры, кого не волнуют звуки «Гатиквы»? Но, несмотря на искреннюю лояльность учителей, да и детей, в 1997–99 годах стал явственно ощущаться кризис. Число учеников начало сокращаться, учителя утратили интерес к работе, а дети – к школе.

Руководители школ начали искать выход – для привлечения еврейских детей к сионистскому образованию пошли в ход компьютеры и английский. Воскресные школы стали понемногу превращаться в бесплатные кружки престижных специальностей. Иврит и государство Израиль давались в нагрузку – как кисельные брикеты к копченой колбасе. Однако главная ценность – радость человеческого общения – не была утрачена. Многие дети и родители по-прежнему с удовольствием приходили на еженедельные встречи. А главное – «Лишка» не стремилась избавляться от местных директоров и учителей и не старалась пополнить педагогический состав воскресных школ своими ставленниками.

По мере того как в своих шатаниях по стезе демократии страны СНГ набирались политического опыта, становилось все более странным, что руководство еврейским образованием в этих странах находится в руках политического, а то и секретного ведомства иностранного государства. И вот на высшем правительственном уровне Израиля было принято решение: «Лишку» от кормила отстранить, и вручить кормило (не только от слова «кормить») Сохнуту – Всемирному Еврейскому агенству, организации неправительственной и негосударственной, представляющей весь еврейский народ, в том числе и миллионы евреев бывшего СССР.

Решение это было принято в апреле 2003 года, но в воскресных школах о предстоящей смене кормчих ничего не знали: «Лишка» не стала сеять панических слухов, а решила бороться. И только в августе, перед самым началом учебного года, до сведения далеко не всех руководителей воскресных школ было доведено, что их школы закрыты и финансирование прекращено.

При смене руководства исходящий начальник обычно сдает дела входящему. Как, никого не оскорбляя, объяснить читателю этой статьи, почему этого не произошло в данном случае? Оставим взаимоотношения «Лишки» и Сохнута на их совести, упомянув лишь, что «Еврейское агентство» не получило даже списка воскресных школ. Больше того, этого списка не обнаружилось в Министерстве образования Израиля! В Сохнуте долгое время не могли оценить, какой дар сделало им правительство Израиля. А когда информационный туман, наконец, рассеялся, выяснилось, что на воскресные школы в текущем финансовом году нет денег. Более того, было непонятно, сколько денег потребуется на следующий год, поскольку Сохнут не располагал никакими данными о потребностях школ! Впрочем, речь шла не о самом дорогом удовольствии – по оценке «НЕШ» годичный бюджет всех воскресных школ укладывается в семьсот тысяч долларов, включая налоги.

Руководители воскресных школ оказались в драматической ситуации, к которой совершенно не были подготовлены. Поначалу многие из них просто не поняли, что их школы не закрыты, а переданы Сохнуту. Не было средств на начавшийся учебный год. Потеряв кормчих, корабль неформального еврейского образования сел на мель. Самый актуальным лозунгом стал «спасайся кто может»!

«Впервые за десять лет мы к своему стыду отменили первое занятие» – писал в редакцию «Новой еврейской школы» Леонид Берковский из Рыбинска. – Первый секретарь израильского посольства Рита Тарло сообщила, что школы передаются Сохнуту. Но там пока не знают, как будет решаться вопрос с финансированием и методологией. Мы обратились в ФЕОР (Федерацию еврейских общин России), но пока и оттуда нет ответа».

ФЕОР помог. В ноябре Рыбинская воскресная школа открылась. Откликнулся ФЕОР и на призыв школ в Ульяновске и Магадане, как сообщают Игорь Дебакаров и Борис Левин. Но этим школам ФЕОР фактически помогает уже несколько лет. В Саратове и Томске, в ожидании грядущих перемен, заботу о школах проявили местные отделения Сохнута. Однако это скорее исключения из общего правила.

По неизвестной причине на полгода раньше других прекратилось финансирование школы в Набережных Челнах. Супруги Семен и Светлана Тельман боролись полгода. Работали безвозмездно и оплачивали все расходы из собственных сбережений. Когда сбережения закончились, решили репатриироваться в Израиль. Школа умерла. В этом году не открыли свои двери воскресные школы в Петрозаводске, Пензе, Миассе и Омске, Казани и многих других городах.

Директор Курской еврейской воскресной школы Игорь Бухман в телефонном разговоре с координатором педагогического клуба «Новая еврейская школа» сообщил, что школу решено не закрывать. Но денег нет, учителя работают на общественных началах. Бухман обратился в Сохнут с предложением создать на базе школы детско-юношеский ульпан. Такие ульпаны уже несколько лет действуют при представительствах Еврейского агентства в рамках программы «Лимудия». На подобном пути искали и обрели спасение школы в Костроме и некоторых других городах. С инициативой такого рода выступают и сами представители Сохнута. Однако трансформация далеко не всем дается безболезненно. «Лимудия предназначена для подготовки детей к репатриации. Но ведь в нашей воскресной школе в основном учились дети, чьи родители не собирались в Израиль» – сообщает из Новокузнецка Наталия Бартенева. Это бы еще полбеды. Но, приглашая детей в открытую на месте воскресной школы Лимудию, Сохнут закрывает двери перед многими учителями, заменяя их сохнутовскими «мадрихами», набранными из местной еврейской молодежи и студентов.

Увы, не всем руководителям воскресных школ присущи качества лидеров. Воспитание в духе конформизма и безынициативности успело принести плоды: «Дети, помещение и все такое есть, а вот команды начинать занятия пока не поступало». Откуда же должна была поступить команда? Кто должен был издать директиву, позволяющую руководителю школы из города N и ее ученикам оставаться евреями? Впрочем, к счастью такая директива была получена из Сохнута.

Борются за выживание, продолжая работу на волонтерских началах воскресные школы в Челябинске, Новокузнецке и Пензе, школа «Ламед» в Петербурге. Из Тамбова пишет Галина Мечковская: «В этом году у воскресных школ большие проблемы. Но педагогический коллектив нашей школы решил продолжить работу». Воскресную школу в Симферополе приютило общество «Хесед». Благодаря этому, как сообщает Диана Либман, удалось вовремя начать работу. Инна Либсон из Каунаса писала, что школа рассчитывает на помощь местной общины, а пока решили начать занятия после осенних праздников. Инна не обманулась в своих ожиданиях: община помогла.

Министерство иностранных дел Израиля пытается сохранить некоторые школы за собой, преобразовав их в Израильские культурные центры. Но центр израильской культуры на месте очага еврейского образования и духовности – не всегда адекватная замена. Об этом пишет из Уфы Наталья Брусиловская: «Дети, конечно, остались, но это уже не школа. Мы вынуждены переделать программы». Превращают воскресные школы в лектории Израильских культурных центров также в Башкирии и на Украине. О том, что это означает на практике, рассказывает Вадим Эльгин из Смелы: «Став региональными информационно-культурными центрами, школы изменили направление. Теперь их задача не еврейское образование, а информирование населения о жизни в Израиле, о возможностях выезда, о политической, экономической, культурной и т.д. жизни государства, причём акцент ставится на работу с теми, кто "способен принимать решения". В наши обязанности ныне входит открытие политических клубов, лекционная и консультативная работа. Из программы исчезают танцы, музыка».

Не всюду израильские центры стремятся к поглощению школ. «Израильские культурные центры помогают нам в организации и проведении кружков и клубов, – сообщает Тамила Шапиро из Черкасс. – Если учесть, что поурочная система в воскресные дни стала себя изживать, следует повернуться лицом к кружковым и клубным формам работы, не пожертвовав обучающим фактором».

Утратив покровительство израильского МИДа, слабо обнадеженные расплывчатыми посулами Сохнута, школы оказались разобщенными и беспомощными. Ведь собственных связей с благотворительными фондами и зарубежными еврейскими общинами они не имели – об этом заблаговременно позаботилась «Лишка». Узнав от нас названия фондов, в которые они могли бы обратиться за помощью, руководители воскресных школ с удивлением отмечали, что слышат о них впервые.

Впрочем, есть исключения и из этого правила. Некоторые директора школ уверенно лавируют в мире еврейской благотворительности, и даже позволяют себе быть разборчивыми. Вот что пишет директор такой успешной школы: «После того, как школу передали Сохнуту, меня начали обхаживать еврейские организации города. Все лето я как невеста выбирала себе жениха и в результате решила взять сразу двух – тех, которые желали меня больше всего: ФЕОР и Сохнут». Некоторые воскресные школы усиленно занимаются фондрейзингом. Например, школа в Корсунь Шевченковском, созданная в свое время с помощью Американского фонда поддержки еврейских общин в СНГ, существует благодаря адресной помощи малых еврейских общин США. Как сообщает Светлана Рашковская, представители этих общин с радостью посещают подшефных. Такой благотворительный туризм – очень доброе дело, полезное для обеих сторон.

Благотворительные фонды должны на время изменить порядок предоставления грантов. Ведь у бедствующих школ нет возможности подавать заявки обычным путем и год дожидаться их рассмотрения. За этот год многие школы погибнут. Это произойдет, даже если Сохнут в конце концов изыщет еще несколько сотен тысяч долларов, отказавшись от какой-нибудь дорогостоящей международной конференции, чей бюджет измеряется цифрой с пятью нулями. Но будет уже слишком поздно.

Вывод пока напрашивается один: уцелевшим школам ни в коем случае нельзя повторять допущенных в прошлом ошибок. Нельзя ограничиваться единственным источником финансирования и всецело рассчитывать на чью-то опеку. Финансовая самостоятельность позволит школе и без компьютерных наживок возвратить себе былую привлекательность – вместе с органичным содержанием образования.

Легче клясть великую темноту, чем зажечь маленькую свечу. Заповедь о выкупе пленников распространяется и на «пленных младенцев» бывшего социалистического лагеря. Вызволяя из духовного плена одного человека, ты спасаешь целый мир – особенно когда речь идет о ребенке. Об одном ребенке. А мы потеряли уже тысячу. На чьей совести это преступление? Кого не тронула эта беда? Когда же мы перестанем бояться поступать по совести?

обсудить статью на форуме

[От редакции] [Без коней на переправе] [Наши ученики - наши дети] [Еврейская воскресная школа в Ереване] [Холодная осень 2003-го]
[назад]