Педагогический Альманах

подписаться
Содержание:
 
редакционная
коллегия
переход на главную страницу

От редакции

Старые евреи, не забывшие идиш, до сих пор называют синагогу словом "шул" (школа). Войдя в незнакомый город, еврей спрашивал у прохожего: "Где здесь еврейская школа?".

В диаспоре буквы еврейских книг хранят нечто гораздо большее, чем слова. Забывая их, разучиваясь читать, мы теряем себя. А научившись читать — находим. Потому что они — это мы, а мы — это они.

Мы храним знание, а знание хранит нас. Может быть, именно в этом и состоит еврейская избранность — в неотделимости народа книги от книги народа. И потому возвращение к книге для нас  — это путь на родину: назад, к корням, или вперед, к мессианским временам  — как посмотреть.

Еврейское образование переживает нелегкие времена. На смену энтузиазму первых лет возрождения пришла рутина. Теперь в еврейском образовании можно сделать карьеру, поехать на учебу за границу, получить стипендию, защитить диссертацию... Школы встали на ноги, обзавелись надежными покровителями и стабильными источниками финансирования. Словом, все как у людей...

Исторические условия сформировали на пространстве бывшего СССР особую диаспору, которую называют "постсоветской". Сегодня никому не надо доказывать, что эта диаспора имеет такое же право на собственный подход к образованию, как любая другая. Однако выработка этого подхода, по существу, только начинается. Перспективной целью еврейского образования в первые годы грядущего тысячелетия станет постепенный переход к собственным учебникам, методическим пособиям, учебным программам. Однако ближайшей задачей является подготовка, и особенно усовершенствование учителей. Еврейская школа сегодня — это, в первую очередь, школа для учителя. Для того учителя, который выстрадал свое право воспитывать еврейских детей, потому что пришел в еврейское образование тогда, когда другие шли в элитные гимназии или коммерческие структуры.

Будущее еврейского образования в СНГ зависит от того, проявят ли учителя достаточно воли к учебе. Критерий профессиональной пригодности теперь все больше будет зависеть не только от педагогической подготовки и стажа, но и от глубокого знания предмета.

Под лозунгом "учитель — за парту!" возобновляется издание еврейского педагогического журнала. Редакция надеется, что это издание не останется единственным, ибо потребность в знаниях и профессиональном общении слишком велика, чтобы ее мог удовлетворить один печатный орган. Редакция уповает также, что слова "Новая еврейская школа" не останутся заглавием на обложке. Обновление еврейского образования  — задача сегодняшнего и завтрашнего дня, этот вопрос стоит на повестке дня не только у нас. В более широком смысле, это означает обновление еврейской культуры, духовности — всего, что пережило тысячелетия, доказав свою жизненность, источник которой — верность себе и способность к вечному обновлению.

содержание
содержание